NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

РОЯЛЬ ВЫВЕЗЛИ ИЗ КУСТОВ
«Золотая маска» началась с двух опер Мариинки: «Фальстафа» Верди и «Поворота винта» Бриттена
       
       
Как и год назад, «Золотая маска» открылась гастролями Мариинской оперы. Москвичам показали классику — «Фальстафа» Джузеппе Верди и произведение сравнительно новое — «Поворот винта» Бенджамина Бриттена. Спектакли настолько разные, что рассказывать нужно по порядку.
       
       
Сначала «Фальстаф». Свою единственную комическую оперу (ранний «Король на час» не в счет) Верди закончил на восьмидесятом году жизни. Премьера состоялась в Миланской Ла Скала 9 февраля 1893 года с огромным успехом — великий Верди поразил публику новизной творческой манеры, доказав, что способен создавать не только трагедии и мелодрамы, но и искрометные комедии. Похождения незадачливого плута и обжоры рассказаны Верди уже не в той манере, в которой он сделал бы это прежде. Нет арий-шлягеров — зато есть непрекращающееся ни на минуту действие и водоворот виртуозных ансамблей, тонкость и изящество гибкой мелодии, послушно следующей за словом.
      
«Фальстаф». (Фото Михаила Гутермана)
      
       «Фальстафа» на мировых сценах ставят в последнее время нередко, и режиссеру, взявшемуся за него, есть с кем посоревноваться. Что же предложил нам популярный драматический режиссер Кирилл Серебренников, приглашенный в Мариинский театр поставить «Фальстафа» и выдвинутый за это на «Золотую маску»?
       Если говорить коротко — провинциальное шоу в экстерьере новорусского Лас-Вегаса. Гангстеры, проститутки, бритоголовые секьюрити, муж красавицы Алисы Форд на «Форде», фитнес-салон, темные очки и мини-юбки. Мужской кордебалет по любому поводу, в кожаных трусах и без оных, роскошные балерины, с обезоруживающей наивностью иллюстрирующие то, о чем поется на сцене. Стоит Фальстафу размечтаться о богатых красотках, как на сцену выкатывают огромную коробку, в которой по очереди хореографически млеют его будущие возлюбленные. Иллюстрации, согласно бессмертному принципу «рояль в кустах», — излюбленный прием режиссера, по-видимому, до смерти боявшегося, чтобы публика не заскучала. Из-за всего этого на сцене жуткая толкотня, и собственно действующие лица порой уходят куда-то на второй план, даже если возвышаются на авансцене. И беда не в том, что антураж «осовременен», — этим нас в век режиссерского театра уже не удивишь. Беда в другом: все эти «приколы» и «навороты» Серебренникова успешно топят изысканный, ничуть не потускневший от времени комизм, который присущ вердиевской опере.
       Но обиднее всего за главного героя. Сэр Джон Фальстаф, эпикуреец и рыцарь, пусть изрядно потрепанный, в спектакле превращен в жалкого, грязного сластолюбца, алкоголика с признаками клиники, который трясущейся рукой тянется за стаканом и при случае воровски ухватывает чужой бумажник. Виктора Черноморцева (номинация «Лучшая мужская роль в опере») не хочется обвинять в этом режиссерском прочтении. Правда, и особого вокального блеска он не обнаружил — а тут уж режиссер сильно помешать не мог.
       Хотя как знать: случайно ли, что привычный для слушателя звездный мариинский уровень пения дал в «Фальстафе» сбой? Сольные эпизоды не всегда были внятны, виртуозные ансамбли, которыми славна опера, шатались и расползались, и только финал получился более или менее слаженным. В звучании оперы вообще не хватало увлечения, артистического энтузиазма, которым отличаются постановки Валерия Гергиева. А ведь «Фальстаф» номинирован еще и как лучший оперный спектакль…
       
       
На следующий вечер давали совсем другое блюдо. «Поворот винта» бывалые московские меломаны видят не впервые — когда-то давно его привозил лондонский Ковент-Гарден, потом была постановка на «Декабрьских вечерах» в Музее имени Пушкина. Но для нынешней публики это сочинение малоизвестное, как и вообще оперы Бриттена, за исключением, пожалуй, лишь «Сна в летнюю ночь» по Шекспиру, появлявшегося на сцене Большого театра.
        
«Поворот винта». (Фото Михаила Гутермана)
     
       Между тем сэр Бенджамин Бриттен (1913 — 1976), крупнейший английский композитор после жившего в XVII веке Генри Перселла, прославился в первую очередь именно операми. Они до крайности разнообразны, поскольку Бриттен не придерживался одного определенного типа или жанра, а, напротив, стремился в каждой из опер создать нечто индивидуально неповторимое.
       «Поворот винта», законченный полвека назад, в 1954 году, — опера камерная, хора в ней нет, певцов всего шестеро плюс инструментальный ансамбль из шестнадцати музыкантов. История тоже камерная. Она заимствована из повести американского писателя Генри Джеймса, и в ней сочетаются черты утонченного психологизма и «романа с привидениями», несколько в духе Эдгара По.
       Искушение невинных детских существ дьявольским соблазном — тема, нередко появлявшаяся у Бриттена, — становится здесь движущей силой действия. Противостоять адским козням и спасти своих воспитанников пытается Гувернантка в исполнении Ирины Васильевой — по-настоящему экспрессивная и человечески трогательная. Хороши и дети — юный Николай Ирви (Майлз) и опытная Екатерина Реймхо (Флора). Точно следуют рисунку роли оба призрака. Андрей Илюшников легко переходит от сладкоголосых призывов к жестким угрозам, а Любовь Соколова чарует темным контральтовым тембром. Течение музыки, уверенно направляемое дирижером Павлом Смелковым, определяет сценический облик спектакля.
       «Поворот винта» поставила английская команда. Поставила стильно, лаконично, не отвлекаясь на детали и не поддаваясь соблазну внешнего «оживляжа», погубившего «Фальстафа». Драма у Дэвида Маквикара развертывается подобно туго скрученной пружине. Действие, складывающееся из чередования небольших картин, поначалу даже кажется замедленным, однако постепенно набирает силу и к концу буквально бьет наотмашь, обрываясь на высокой трагической ноте. Майлз, произнесший наконец имя своего погубителя — дьявола Питера Куинта, падает мертвым на руки Гувернантки, и она отпевает мальчика его же песенкой-притчей, наивной и раздирающей душу беспросветным отчаянием.
       Работа режиссера естественно продолжена сценографом Таней Маккаллин (номинация «Лучшая работа художника»). «Переодевать» героев она не стала, облачив их в исторически достоверные костюмы середины XIX столетия — кринолины, капоры и детские курточки. Всё из старой доброй английской провинции, так выразительно оттеняющее жуткую фантасмагорию сюжета. Сценография сведена к минимуму — раздвижные ширмы, мебель, приносимая и уносимая безмолвными слугами, детская лошадка-качалка да осенние жухлые листья, из которых в одной из сцен возникнет призрак мисс Джессел — дьявола в женском обличье. Ее лица почти не разглядеть, эта героиня, как и положено привидению, редко попадает под лучи прожектора.
       Работа со светом (Адам Сильверман) вообще замечательна, с помощью световых потоков контрастно артикулируется пространство, высвечивается далекая перспектива и погружается в полумрак то, что рядом.
       Как и «Фальстаф», «Поворот винта» представлен в номинации «Лучший оперный спектакль». Основания к этому очевидны: не забудем и о таком его преимуществе, как в высшей степени достойная форма преподнесения оперы XX века на современной сцене. Зрители, заскучавшие в начале и ушедшие из зала после антракта, много потеряли.
       
       Светлана САВЕНКО
       
18.12.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 96
18 декабря 2006 г.

Расследования
Хроника следствия британских спецслужб, расследующих дело Литвиненко, на фоне реакции из России

Фон недоверия губительно воздействует на добрые представления немцев о России

Подробности
Что хотел рассказать Скотленд-Ярду бывший офицер ФСБ, ныне заключенный Михаил Трепашкин

Адвокат Елена Липцер: Суд прописал астматику Трепашкину коксохимиотерапию в колонии

Суд да дело
Главный суд страны будет работать вахтовым методом

Болевая точка
Комиссия по теракту в Беслане хочет что-то сказать…

Свидание
Президент финского ПЕН-клуба: Я ошибся, когда подавал заявку на проведение митинга после убийства Анны Политковской

Митинги.Ру
«Другая Россия» обошла запрет властей и разошлась по камерам и партийным квартирам

Мир и мы
Почему сотрудничество с Россией все чаще перерастает в скандал?

Саммит Евросоюза: нас вспоминали только в связи с мясом и нефтью

Власть и люди
В Омской области возрождается карательная психиатрия

Люди, которых спихивают с земли, переходят к самообороне

Цена закона
Именем президента запрещено делать Жилищный кодекс удобным для людей

Так порешили квартирный вопрос. Репортаж с заседания Комитета Госдумы по законодательству

В поисках пропавшего закона о борьбе с коррупцией…

Создание «резерваций для казино» отложено на полгода

За рулем
Отменить правый руль или Федорова?

Талончик на проезд везде

Думцы нашли новый способ подковерной борьбы с коллегами…

Станционный смотритель
Россия, которую мы не хотим…

Конституция. И кто ею занимается

Волобойские вести

Реакция
Дума нетерпимости. Официально «Единая Россия» не терпит национализма

Возмущение, недоумение и стыд — вот главные эмоции читателей «Новой» в ноябре

Отделение связи
Пенсионерам из Лосиного Острова до Москвы не добраться

Читатели «Новой» — о качестве медицинских услуг населению

Четвертая власть
В Самарской области «Единая Россия» взяла штурмом «Сельскую трибуну»

Обстоятельства
У фонда помощи сиротам «Мурзик.Ру» украли 14 тысяч вилок и ложек с надписью «Не для продажи!»

Отдельный разговор
В результате реформы потребление табака едва ли снизится. Зато налоговые поступления вырастут

Табак нанесут на «Атлас». Кому-то нужен социальный взрыв накануне выборов?

Вместо выборов
У Адыгеи нет больше президента-миллионера

Политические игры
СПС клонирует Никиту Белых

Точка зрения
Откуда растут козьи ноги? Российское чиновничество с точки зрения зоопсихологии

Финансы
Банки требуют от клиентов доказать, что вклад заработан честно. Но не поясняют как

Депутаты встали на защиту банковской тайны

О Банке развития… Место, куда прячут голову премьеры

Сбербанк начал ликбез с молодежи

Новости компаний
«Ренову» попросили в суд по фактам хищения на подконтрольном заводе

АвтоВАЗ: руководство на высоте

Как почта держит марку

Проспект Медиа
«Радио России»: «Абонент временно недоступен»

Театральный бинокль
«Золотая маска» началась с двух опер Мариинки

Сектор глаза
В Московском Доме кино — фотовыставка «Чечня глазами детей»

В Третьяковской галерее проходит выставка Джеймса Уистлера

Московский наблюдатель
Катание красного конька

Специальный репортаж
Иерусалим лежит на полпути к небесам

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100