NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

РУКОВОДСТВО НА ВЫСОТЕ
Прилетая каждую неделю в Тольятти, московские топ-менеджеры АвтоВАЗа садятся в японские джипы
       
(Фото — РИА Новости)
       
       
22 декабря исполняется ровно год со дня, когда внеочередное собрание акционеров АвтоВАЗа утвердило новый состав совета директоров, в который вошли менеджеры «Рособоронэкспорта», приехавшие срочно спасать завод. Вместе с ними пришли радостные вести о четырех с половиной миллиардах долларов из Стабфонда, о строительстве нового завода, о разработке новых моделей. Спрашиваю сейчас вазовцев: что хорошего реально произошло за этот год? Долго думают. Потом начинают говорить о плохом.
       
       
Мечта о миллиардах улетучилась в течение первых месяцев: видимо, новые менеджеры все-таки пришли на завод не для того, чтобы вложить в него деньги, а с какой-то другой целью. Постепенно была сформулирована идея о «бережливом производстве». В пику коренные вазовцы выдвинули тезис о «бережливом руководстве»: московским «варягам» припомнили закупленные для руководства не то 16, не то 20 тойотовских джипов (заводу это стоило более миллиона долларов). Недешево обходятся и еженедельные перелеты московской «команды спасателей» в Москву к семьям и обратно. Потом просочился слух, что и зарплаты у новых топ-менеджеров повыше, чем у старых…
       Еще один нехороший признак: кадровая чехарда. За год сменились четыре начальника управления поставок на внутренний рынок, четырежды менялась структура по экспорту автомобилей, четыре раза меняли руководителя дирекции по оптовым поставкам автомобилей, запчастей и техобслуживанию. Можно смело утверждать, что завод до сих пор работает благодаря управленческому потенциалу, заложенному его предыдущими руководителями.
       Кадровый вопрос к концу года достиг кульминации: с августа АвтоВАЗ работает без постоянного генерального директора, которого, несмотря на публичные обещания, так и не назначили 1 декабря. Вот список лиц, которым предлагали занять этот пост: Алексей Баранцев (группа «ГАЗ»), Михаил Добындо (Ижмаш-Авто), Сергей Когогин (КамАЗ). Похоже, московские руководители наконец поняли, что без специалиста в области автопрома им не обойтись.
       Прихода Когогина вазовцы ждали с огромной надеждой. Но он заявил о своих требованиях: вопросы ценообразования, закупок и сбыта должны быть сосредоточены на заводе, в руках генерального. Не могли же москвичи так сразу с этим согласиться — куда деть, например, новый исполнительный орган «Корпоративный центр АвтоВАЗа»? А как быть с торговым домом, созданным для борьбы с посредниками в сбыте? (Его иначе как новым посредником и не называют.)
       Менеджеры уровнем пониже стонут от бюрократизма: новые решения руководство принимает чрезвычайно туго, не желая, видимо, брать на себя ответственность за то, в чем не очень разбирается. Иначе почему вдруг появились документы, на которых стоит по тридцать виз (говорят, есть договор, где число подписей достигает девяноста)? Ветераны вспоминают незабвенного Полякова — первого гендиректора ВАЗа, который в июне 1974 года издал приказ № 192 «Об изменении организационных форм руководства заводом». Один из пунктов звучал так: «Сокращение затрат времени на письменное согласование, сбор виз на документы, повышение действенности устной договоренности между работниками смежных подразделений».
       Сейчас устные договоренности действуют лишь в одном вопросе: в вербовке рабочих в «Единую Россию». Недавно заместитель несуществующего генерального директора по социально-экономическому развитию генерал-лейтенант Евгений Юрьев стал членом регионального политсовета этой партии, и мастерам цехов спустили вполне официальную разнарядку, сколько новых членов партии должен «отштамповать» их участок. Кстати, тот факт, что Игорь Есиповский незадолго до своего увольнения вступил в Партию жизни, широкой общественности неизвестен. На заводе о нем вспоминают по-доброму. Обиделись лишь на то, что он ушел без объяснения причин. Его уже стали считать «почти своим», тогда как противостояние вазовцев и москвичей к концу года только усилилось.
       Что еще хорошего произошло за этот год? Начали было разбираться с GM-AvtoVAZ — проектом, на котором АвтоВАЗ потерял чуть ли не два миллиарда рублей в течение двух лет. Но проект и сейчас продолжается с нулевой для предприятия рентабельностью.
       С новым заводом и вовсе вышел анекдот. Московская команда собиралась выпускать здесь 450 тысяч автомобилей новых марок в год. Потом цифра снизилась до 220 тысяч. Потом начали говорить о заводе силовых агрегатов… В июле заложили первый камень — как выяснилось, гранитную плиту привезли из ритуальной конторы. Теперь заводчане приезжают возлагать цветы к «могиле Неизвестного завода». Сейчас на строительной площадке идут вялотекущие инженерно-геологические изыскания.
       Еще были обещания сделать наконец прозрачной схему акционирования завода. Именно эту «темную структуру собственности» Александр Ясинский — бывший заместитель бывшего гендиректора по экономике и финансам — назвал корнем зла. И выходит, московские менеджеры знают, что нужно делать. Но либо не хотят, либо не умеют.
       
       
Из первых уст
       
       На ВАЗе есть две дирекции по связям с общественностью. Но самая действенная — третья, в которую входит в том числе и Юрий Кузьмич ЦЕЛИКОВ — гендиректор Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа, заместитель главного инженера по техобслуживанию, находка для журналистов: он единственный не боится поставить свое имя под комментариями.
       
       — Юрий Кузьмич, как на ВАЗе спустя год относятся к менеджерам от «Рособоронэкспорта»?
       — Это «первоклассные» менеджеры — они пошли в первый класс вазовской школы. Ученики неуспевающие, прогульщики: в четверг-пятницу улетают — прилетают в понедельник-вторник. Нашим заводом-гигантом так управлять нельзя: первые директора зачастую ночевали на предприятии, а сейчас не настолько все отлажено, чтобы появляться здесь на несколько дней в неделю.
       Более или менее положительно отзываются о нынешнем и.о. гендиректора Максиме Нагайцеве — он все-таки тоже из автопрома, пообещал зарплату поднять, дал задание своей фирме «КАТЕ» разработать автоматическую коробку передач для «Калины» — наша заветная мечта. Я уважаю Владислава Матуса (заместитель гендиректора по закупкам. — Д.М.) — великолепный менеджер, за 10 месяцев перешел уже в десятый класс нашей школы. Он очень грамотно ведет борьбу с посредниками: смотрит в корень, посредники, которые выгодны предприятию, остались, отшили тех, кто впаривал брак. У меня вообще ощущение, что Матус, прежде чем принять решение, думает.
       В целом новая команда сделала одно благое дело: они порвали коррумпированные связи. Вместе с ними порвали и нужные. И создали новые — возможно, тоже коррумпированные.
       А так все по-прежнему. Оборудование продолжает изнашиваться. Воровство, по официальным данным, сократили в три раза, но этого не заметно. Несут по-прежнему, потому что зарплата рабочих на ВАЗе стимулирует воровство.
       — Когда Сергею Когогину — руководителю КамАЗа — сделали предложение возглавить завод, он сказал, что привлекать новые средства не нужно — необходимо лишь сократить издержки…
       — У нас недавно прошла отчетно-выборная конференция производственного совета АвтоВАЗа. В проекте постановления значился пункт: «Снижение потерь от хищений». Я сразу предложил добавить: «… и ошибочных решений руководства». Пусть они летают к семьям за свой счет, а не за счет заводчан и их семей. Телохранители — за счет тела. У нас даже менеджеры «СОКа» на такое не решались: им телохранителей оплачивал «СОК». Что, «Рособоронэкспорт» беднее? У нас завод оплачивает телохранителя даже заму по социальному развитию Юрьеву — с каких пор это направление считается опасным для жизни?
       Я бы хотел предложить руководству завода работать одну смену раз в месяц на главном конвейере — так делают на многих фирмах. Все ИТР, связанные с качеством, проектированием автомобиля и автосервисом (кроме экономических служб), должны один год как минимум ездить сами за рулем, сами ремонтировать машину — все сами, без шоферов.
       Одну неделю ежеквартально руководству надо ездить только на общественном транспорте, чтобы почувствовать, как работает транспорт, который привозит людей, создающих материальные блага для завода и для самих менеджеров. Один квартал в году жить на зарплату, соответствующую средней зарплате на ВАЗе. Разницу между зарплатами пусть кладут на депозит (получат в конце года). Но пусть почувствуют, как жить на эту зарплату. Этот же совет я хочу дать Владимиру Владимировичу Путину: пусть один квартал в году все российские чиновники проживут на среднюю зарплату, на минимальную, на пенсию — у кого на сколько честности хватит.
       В целом, подводя итоги года, можно сказать одно: несмотря на «помощь» государства, Волжский автозавод продолжает пока выполнять план.
       
       Дарья МАРЧЕНКО, наш соб. корр., Тольятти
       
18.12.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 96
18 декабря 2006 г.

Расследования
Хроника следствия британских спецслужб, расследующих дело Литвиненко, на фоне реакции из России

Фон недоверия губительно воздействует на добрые представления немцев о России

Подробности
Что хотел рассказать Скотленд-Ярду бывший офицер ФСБ, ныне заключенный Михаил Трепашкин

Адвокат Елена Липцер: Суд прописал астматику Трепашкину коксохимиотерапию в колонии

Суд да дело
Главный суд страны будет работать вахтовым методом

Болевая точка
Комиссия по теракту в Беслане хочет что-то сказать…

Свидание
Президент финского ПЕН-клуба: Я ошибся, когда подавал заявку на проведение митинга после убийства Анны Политковской

Митинги.Ру
«Другая Россия» обошла запрет властей и разошлась по камерам и партийным квартирам

Мир и мы
Почему сотрудничество с Россией все чаще перерастает в скандал?

Саммит Евросоюза: нас вспоминали только в связи с мясом и нефтью

Власть и люди
В Омской области возрождается карательная психиатрия

Люди, которых спихивают с земли, переходят к самообороне

Цена закона
Именем президента запрещено делать Жилищный кодекс удобным для людей

Так порешили квартирный вопрос. Репортаж с заседания Комитета Госдумы по законодательству

В поисках пропавшего закона о борьбе с коррупцией…

Создание «резерваций для казино» отложено на полгода

За рулем
Отменить правый руль или Федорова?

Талончик на проезд везде

Думцы нашли новый способ подковерной борьбы с коллегами…

Станционный смотритель
Россия, которую мы не хотим…

Конституция. И кто ею занимается

Волобойские вести

Реакция
Дума нетерпимости. Официально «Единая Россия» не терпит национализма

Возмущение, недоумение и стыд — вот главные эмоции читателей «Новой» в ноябре

Отделение связи
Пенсионерам из Лосиного Острова до Москвы не добраться

Читатели «Новой» — о качестве медицинских услуг населению

Четвертая власть
В Самарской области «Единая Россия» взяла штурмом «Сельскую трибуну»

Обстоятельства
У фонда помощи сиротам «Мурзик.Ру» украли 14 тысяч вилок и ложек с надписью «Не для продажи!»

Отдельный разговор
В результате реформы потребление табака едва ли снизится. Зато налоговые поступления вырастут

Табак нанесут на «Атлас». Кому-то нужен социальный взрыв накануне выборов?

Вместо выборов
У Адыгеи нет больше президента-миллионера

Политические игры
СПС клонирует Никиту Белых

Точка зрения
Откуда растут козьи ноги? Российское чиновничество с точки зрения зоопсихологии

Финансы
Банки требуют от клиентов доказать, что вклад заработан честно. Но не поясняют как

Депутаты встали на защиту банковской тайны

О Банке развития… Место, куда прячут голову премьеры

Сбербанк начал ликбез с молодежи

Новости компаний
«Ренову» попросили в суд по фактам хищения на подконтрольном заводе

АвтоВАЗ: руководство на высоте

Как почта держит марку

Проспект Медиа
«Радио России»: «Абонент временно недоступен»

Театральный бинокль
«Золотая маска» началась с двух опер Мариинки

Сектор глаза
В Московском Доме кино — фотовыставка «Чечня глазами детей»

В Третьяковской галерее проходит выставка Джеймса Уистлера

Московский наблюдатель
Катание красного конька

Специальный репортаж
Иерусалим лежит на полпути к небесам

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100