NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

КУЗЬМИЧ ХОЧЕТ СЫГРАТЬ ОФЕЛИЮ
Виктор БЫЧКОВ: «Пока существует на земле чувство вины, род человеческий будет продолжаться»
       
(Фото — ИТАР-ТАСС)
      
       
Фильмография Виктора Николаевича Бычкова включает не один десяток наименований. Но первая ассоциация, возникающая при звучании его фамилии, — егерь Кузьмич, экзотический русский сермяга-философ, легко идентифицируемый и радостно узнаваемый народом персонаж. Возможно, потому, что на протяжении всей карьеры актер Бычков существовал в среде общенациональных проблем, причем сохраняя наивную веру в доброе начало. И на площадке он доброжелательный, веселый, создатель хорошей атмосферы, и это чувствуют даже животные — на съемках ему пришлось испытывать на себе необычайное дружелюбие, проявленное медведем и тигром. Наверное, благодаря такой достоверности он теперь раз в неделю в образе «непьющего соседа» появляется в передаче «Спокойной ночи, малыши!».
       А еще из последних новостей — работа над «раскузиками» (правдивыми историями из жизни известных людей), которые скоро появятся на его сайте.
       
       
В реальной жизни Виктор Николаевич не слишком экзотический, но — философ:
       — Жизнь на земле продолжается по одной простой причине: я, Виктор Бычков, недодал своей маме, и, когда она ушла, я это почувствовал. И понял, что недолюбил, недодарил… Во мне осталась эта вина, поэтому вся любовь обрушивается на детей, на любимую. И они мне недодадут, для того чтобы передать это потом своим детям. Пока это чувство вины существует на земле, род человеческий будет продолжаться. У Веллера есть рассказ «Долг» в первой книге «Хочу быть дворником». Человек решил раздать все долги. Начал с того, что ездил по всем станциям метро и раздавал пятачки. И в конце, когда он отдает все долги, вдруг замечает, что у него нет тени. Он никому не должен, поэтому больше не живет.
       Долг для меня — это возможность сознавать себя русским. Моя мама всегда должна была Родине. Это ощущение долга именно перед Родиной присутствует в русском человеке. Когда он вынужден по тем или иным обстоятельствам уезжать из этой страны, как неразумный ребенок, он страдает…
       — Вы так горячо говорите о специфической ностальгии русских, что кажется, что вам кто-то оппонирует.
       — Первый оппонент — это я сам. Как нормальный русский человек, сам себе оппонирую. Я все время сам говорю, что надо уезжать. У молодых нигилистов всегда присутствует мысль: я уеду, и вы будете страдать. Конечно, никуда я не уеду.
       Я был в Дании, провожал девушку, шел мимо окна, за которым люди гуляли. За столом сидели человек сорок. Скучнее датского праздника я не видел ничего! Я стоял, смотрел — и вдруг понял, что плачу. Пошел в какое-то заведение, где продавали алкоголь, купил бутылку русской водки (она оказалась очень теплой), пил водку, плакал, и из меня выходил этот мой нигилизм.
       — Вы, который ассоциируется с обожаемым народом образом патриота-Кузьмича, думаете об эмиграции?
       — Мысли об эмиграции приходят, потому что в судьбе и в стране, в сущности, ничего не меняется.
       — Но ведь за последние годы в вашей карьере произошли громадные изменения — и количественные, и качественные…
       — У меня был учитель — Игорь Петрович Владимиров. Я играл спектакль «Смеяться, право, не грешно» — пародии на семь театральных жанров начала века. И сто критиков сказали: «Хороший спектакль! Как замечательно играет актер Бычков!». А Игорь Петрович сказал: «Да, спектакль хороший, а Бычков мне не нравится». И сто критиков замолчали. В искусстве можно просто сказать: «Мне не нравится».
       — Виктор Николаевич, ваша роль в «Кукушке» — решительный уход от образа Кузьмича?
       — Я не ухожу от образа Кузьмича. Кузьмич — во мне. Вообще, на самом деле, нельзя придумать то, чего нет, или то, чего не может быть. Если ярко придумать то, чего не было, оно тут же в жизнь перейдет. Поэтому мне страшно играть какого-нибудь убийцу или изверга — если хорошо это сделать, это перейдет в жизнь.
       Скажем, французское кино, где в течение девяти минут в метро насилуют девушку, показали у нас, и тут же случилось изнасилование в метро. Потому что больных людей много. Кузьмич создал сад камней, что само по себе глупо. А мне вдруг говорят: «Как вы классно подметили! Под Выборгом есть егерь, который создал сад камней».
       — Правда ли, что «Кукушку» вы сами и написали?
       — Не написал, а придумал, когда был в Финляндии. После первой «Охоты…» долго сидел без работы (а в дальнобойщики меня не брали, потому что артист, хотя у меня водительские права всех категорий), и отец Вилли Хаапасало, у которого в Лахти своя галерея, взял меня на работу — клеить багеты. Чтобы заработать, я к тому же развозил продукты фирмы VALIO.
       А параллельно мы с Вилли играли бесплатно спектакль «Записки сумасшедшего», который сами же поставили. Причем сумасшедшего играл Вилли — на финском языке, а санитара, который встречал публику при входе, проводил ее в зал через лабиринты подвалов, постоянно с ней общаясь, играл я — на русском.
       Смысл был в том, что сумасшедший, в отличие от санитара, говорил со зрителями на понятном им языке. Отсюда идея, позволяющая каждому играть на своем языке: русский солдат, финский солдат, они встречаются, проводят всю войну на хуторе, у них там одна женщина, они любят… Мы пытались сами написать пьесу, но не вышло, потому что я имел в виду 39-й год, а для финнов эта тема скользкая, еще, наверное, тысячу лет никто не скажет правду об этой войне. (И у финнов, и у нас есть что скрывать. И, чтобы не ссориться, мы делаем вид, что у нас все хорошо. Слава богу, что в этом вопросе мы сошлись и не делим, кто был прав. Чей канал, чья дорога — берем друг у друга в аренду и дружим.)
       — В американских фильмах обычно в титрах указывают: сценарий — такого-то, а идея — такого-то…
       — Ну да, скажем, в титрах фильма «Поезд-беглец» значится: «Идея Куросавы». Наш продюсер убедил Рогожкина, что это отчисления — авторские… Все это не важно! Для русского человека главное — освободиться от идеи. Следующая идея уже назрела.
       — Значит, безработица закончилась «Кукушкой», которая поправила финансовые дела…
       — Сельянов за «Кукушку» предложил нам очень маленькие деньги — больших не было. Мы сказали: «Ну, тогда давайте мы получим какой-то процент от проката даже не в России, а заграницей!» Он ответил: «Да бросьте! Кто это будет за границей смотреть?» И оказался не прав. Если бы он нам дал хотя бы 0,1 процента от проката «Кукушки», я был бы сейчас очень богатым человеком. Ни Рогожкин, ни Вилли, ни я — никто не обогатился за счет этого фильма.
       Самое смешное, что и Сельянов не разбогател: продал права на этот фильм тем, кто как раз и заработал. А мы все работали за славу… Люди подходят, говорят «спасибо» за фильм «Кукушка», количество их растет. Меня, например, назвали в Москве «лучшим актером десятилетия в военной драме», и я получил за это премию…
       — А что, серьезные деньги?
       — Кажется, тысячу рублей. Дали какую-то медаль, статуэтку, Баталов мне руку жал, говорил, какой я замечательный актер. Тодоровский Петр Ефимович просто сказал, что это его любимый фильм. Какими деньгами можно купить оценку этих людей?
       — Но все-таки наступил момент, когда вы внезапно разбогатели?
       — Разве что относительно самого себя…
       — Пусть так, но, скажем, после энного фильма вы обнаружили, что можете решить много проблем, упиравшихся в деньги…
       — Проблем я не решил. А как потратить деньги, знаю — есть мечта поставить памятники замечательным русским актерам. Неброские, но хорошие: чтобы это было на века. Вицину, Леонову, Евстигнееву.
       — Но это же, наверное, родственникам решать…
       — Я надеюсь, что с ними договорюсь. Вот моя жена Полина хочет, если станет богатой, отремонтировать туалет в Санкт-Петербургской театральной академии.
       — У вас повышенное чувство ответственности?
       — Как у каждого нормального человека.
       — Понятие о норме у каждого разное.
       — Просто каждый от нормы старается закрыться. Один «закрывается» циничностью, другой — веселостью, третий тем, что «мне некогда, я пишу книгу». На самом деле это все игрушки. Жить в этой стране и не болеть за нее — абсурд. Есть земля, на которой живут люди, есть небо — там живет Бог. Правительство наше живет не на земле, но и к Богу его не пускают. Оно живет в подвешенном состоянии и не знает, что делается на земле, и делает вид, что сверху никого нет. Поэтому и совести не имеет.
       — Вы играете в очень традиционном театре — Ленсовета. У вас особое отношение к инновациям?
       — Я ведь могу такое придумать, что, как глупый ребенок, разрушу театр! Вот Мейерхольд — ученик Станиславского, замечательный актер, о нем говорили как о новом веянии. А у меня такое ощущение, что он много плохого сделал для театра. Скажем, биомеханика — пытался цифрами музыку разложить. Или Михаил Чехов... Второго Михаила Чехова не будет, а по Станиславскому актеры будут рождаться еще сотни лет на этой земле. Потому что Бог дал этому человеку возможность рассказать о своей системе ненавязчивым, добрым языком. Как сказочник, Андерсен — Константин Сергеевич Станиславский. А Михаил Чехов — гений, но гении рождаются очень редко.
       Студенты, когда впервые читают Михаила Чехова, говорят: «Господи, я же могу быть Михаилом Чеховым!». И обжигаются на одном: берутся представлять рассказ, который Чехов читал с большим успехом — «Свидание состоялось». Но этот рассказ Антон Павлович Чехов писал для своего племянника — гениального! Есть легенда, как этот племянник пришел к Станиславскому по протекции Чехова. Чтобы отвязаться от протеже, Станиславский сказал: «Миша, покажите мне уголек в печке». И тот сделал: «тьфу-пшшшш…» И Станиславский понял, что перед ним — гений.
       Или другая легенда о том, как не шла сцена: Городничий видит Хлестакова и сразу понимает, что это ревизор. Сзади висел портрет какого-то царя, Чехов стоял спиной к нему и не видел портрета. И у Станиславского родилась мысль: когда дверь открывается и Городничий входит, Станиславский кричит: «Миша, ты — портрет!». И когда Городничий вошел, он увидел царя на портрете и царя, стоящего рядом, — Чехов преобразился в царя. И сразу стало понятно: это — ревизор. Михаил Чехов был великим человеком. И он думал, что, рассказав, как он это все делает… Но рассказ не получился. Получился рассказ о Михаиле Чехове для Михаила Чехова. Если появится второй Михаил Чехов, то он поймет эти знаки.
       — Но вы находите какое-то божье зерно в тех поисках, которые сегодня предпринимают молодые режиссеры?
       — Искусство — это нож. Мы идем по лезвию. Если ты идешь в туфлях, ты ног не режешь, душа твоя не страдает. А если ты идешь голыми ногами по лезвию, то ноги все время кровоточат. Все время пытаешься не ступить на старую рану. Поэтому все время отклоняешься в сторону дьявола (либо потому, что «там я денег больше получу», либо «там меньше резать будет»). А к Богу — тяжелее, там старые раны, они еще не зажили.
       — Последний кинопроект, в котором вы приняли участие, — двенадцатисерийный телевизионный фильм «Человек без пистолета»…
       — Играю милиционера. Я сначала думал, что Александр Черных дал мне серьезную роль милиционера, порадовался. Первый день отыграл, прибегает сценаристка — жена Черныха — в ужасе: «Это же иронический детектив!». Я так переживал, ушел в лес, ломал деревья, как медведь, и кричал: «Иронический! Иронический!». Потом успокоился, вернулся и сказал: «Хорошо. Говорите, как делать». Хочется серьезных ролей, а не дают.
       Мой первый знаменитый этюд, который я играл на курсе, был сценой в Польше 39-го года, где я играл хромого еврея со звездой на спине и с ребенком на руках. Жена уходила за молоком, потом ее убивали за кулисами, я прижимал к себе ребенка, чтобы немцы не слышали его плача, и в конце понимал, что я его задушил от страха.
       — Кто ж такой этюд придумал?
       — Я. Поднимался, уходил за кулисы, и понятно было, что шел на смерть. Педагог, Ариадна Николаевна Кузнецова, отругала меня: «Что ты мне все какие-то киношные этюды показываешь?». А однокурсница подошла, заплаканная, и сказала: «Витя, я так плакала весь этюд!». Мне это очень понравилось.
       Любой комический актер хочет сыграть Короля Лира, Отелло, Гамлета. Ну Офелию, в конце концов…
       
       P.S. Высший арбитражный суд Российской Федерации, после двух выигранных Бычковым процессов по делу об использовании издательским домом «Собеседник» «сходного до степени смешения» товарного знака «Кузьмич», принадлежащего Бычкову, неожиданно счел убедительными доводы кассационной инстанции. В одном из ближайших номеров «Новой» — о подробностях дела, а также о том, какую опасность для владельцев словесных товарных знаков создает этот прецедент, имевший место на самом высоком судебном уровне…
       
       11.12.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 94
11 декабря 2006 г.

Политические игры
Обострение внутриклановой борьбы. Кто кого задавит по дороге к власти?

Зачем Сечин сближается с главой ФСБ, когда Суркову «поменяют фамилию», и передается ли рейтинг при рукопожатии…

Навстречу выборам
ПДК демократов: второе место Белых в Перми

Вместо выборов
Мэров могут ликвидировать

Дипломный проект мэра Архангельска

Мэра Томска брали с приступом

Власть и деньги
Коррупционные скандалы в ведомстве Зурабова связаны с грядущим переделом пенсионных денег

Губернатор Брянской области снял с должностей обличителей коррупции

Отделение связи
Открытое письмо мэру Москвы о памятнике дорогим гостям столицы

Ахматова против Мимино?

Московский наблюдатель
Неуспевающие студенты. Они не успевают перебежать перед машинами…

Подробности
Персонал покинул корпус горящей больницы

Грузины уходят в небо

Министры раскритиковали Андрея Фурсенко и подбодрили Юрия Чайку

К социально значимым объектам энергетики относят казино, а не типографии

Отдельный разговор
Спирт, изъятый милицией, исчезает в неизвестном направлении

В бутлегерстве обвинили прокуроров

Спиртом будут топить бани

Цена закона
Жилищный кодекс в действии: каждый день появляются новые бездомные. Чаще всего это мамы и дети

Болевая точка
Почему 1 сентября 2004 года в Беслане не охранялись школы?

Специальный репортаж
За гранью добра — зола. Версии гибели отца Андрея

Милосердие
Спасите Владика!

Расследования
«Дело Литвиненко» приближается к финалу

В ЗАТО мы делаем полоний…

Четвертая власть
Сразу после смерти Литвиненко в Москве остановили вещание Би-би-си

Проспект Медиа
Гусинский доверил Киселеву «Власть»

О чем был первый выпуск программы «Власть»

Интернет
Суд Хакасии создал прецедент: сайт конфискован в пользу государства

Суд да дело
Такие люди (Доровский и Сопот) и без охраны?

Новости компаний
В Сибири группа рейдеров захватывает цементные заводы, а потом их банкротит

Продажу «Москвича» спустят на тормозах

Регионы
Омские старики с радостью отдают свою жилплощадь

В Кирове снова ополчились на бездомных животных

Тупики СНГ
Жизнь Козулина в опасности

Мир и мы
Директор Библиотеки конгресса США: Возможно, через десять лет Россия преподнесет сюрприз всему миру

Исторический факт
Почему 25 ноября 1991 года так и не состоялось парафирование Союзного договора

Как 85 лет назад новая власть уничтожала общественные организации, которые пытались спасти голодающих

Магазин времени
Вышел первый номер журнала ARTofWAR — искусство, выросшее из войны

Спорт
В юбилейные для отечественного хоккея дни знаменитый вратарь Владислав Третьяк вышел на лед в роли защитника

Образование
Студенты не желают читать и писать. Они только «скачивают» и «сбрасывают»

Наградной отдел
Названы лауреаты премии «Триумф»

Узкий круг писателей получает литературные премии. Вместо достойных гонораров

Свидание
Кузьмич хочет сыграть Офелию

Кинобудка
Вчера открылся XII международный фестиваль фильмов о правах человека

Апокалипсис как приключенческий триллер

Театральный бинокль
Сын Владимира Назарова поставил сказку об Ала-ад-Дине

Музыкальная жизнь
Джаз со Светланой Поляковой…

Штрихкод
Продается Пушкинская площадь

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100