NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

КАК ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН СТАЛ КОРОЛЕМ ДАНИИ
О новом фильме Эльдара Рязанова
       
Андерсон и его муза Генриетта: Сергей Мигицко и Алена Бабенко.
      
       Несмотря на противодействие руководства Союза кинематографистов, при полном аншлаге открылся 72-й сезон Дома кино. Эльдар Рязанов вынес на суд профессионалов новый фильм «Андерсен. Жизнь без любви».
       
       
В годы становления российского кино Рязанов снимал активно, но успеха своих звездных картин советского периода не достиг. К фильму об Андерсене готовился долго (чуть ли не с 70-х), придавал ему особое значение, понимая, что сочинять о самом печальном из сказочников «жэзээловскую» историю бессмысленно. Это продемонстрировал и сам писатель в «Сказках моей жизни» — слащавой и приукрашенной автобиографии. Но где сыскать автора, способного в духе самого Андерсена поведать биографию поэта калош и старинных канделябров (ведь нет уже ни Шварца, ни Горина…).
       Рязанов обратился за помощью к Ираклию Квирикадзе, чьи лучшие сценарии напоминают сказки Ганса Христиана. Это Квириказде посадил мастера чинить кувшин изнутри, да так ловко, что он не мог оттуда выбраться (фильм «Кувшин»), это его герой мечтал переплыть море («Пловец»).
       Вот и замыслили соавторы Квирикадзе и Рязанов сложить горькую повесть о романтичном, сентиментальном датском гении, сплести, так сказать, реальные события с причудливыми сюжетами его сказок. Само желание снять слой патоки с образа, увековеченного детскими хрестоматиями, заслуживает уважения. Жаль, что, избегая привычной идеализации классика, авторы чрезмерно увлеклись раскопками его комплексов, физических изъянов.
       Они охотно демонстрируют «сор», из которого произрастают сказки. Сын сапожника и прачки вожделел признания, рвался к славе, успеху. Но степень идиотизма юного Андерсена в фильме явно приумножена. Да и актер Станислав Рядинский, играющий Андерсена-подростка, — мужественный и зрелый. Непонятно, почему этот здоровый белокудрый увалень выносит издевательства деревенских мальчишек и малолетних одноклашек. Да. Все правильно. Скупой. Неуравновешенный эгоист. Живший большей частью за чужой счет. Стыдившийся родной сестры. Заискивавший перед власть имущими. Честолюбивый, охочий до всяческих наград и поощрений. Хронически невезучий в любви. Умерший девственником. И это все?
       Правда, в финале Господь Бог (Вячеслав Тихонов) из Дома смирения в проволочном нимбе простит Андерсену его грехи и моральные изъяны, перечислив ряд достоинств. Но авторы свой вердикт уже вынесут: созданное писателем — лишь сублимация его неизлечимого инфантилизма и психофизических комплексов. Отсюда педалирование темы девственности датского сочинителя, тщание нащупать эротику в его сказках (в эпизоде из «Свинопаса» с принцессы решительно снимаются все кружевные юбки, а помимо поцелуев следует «кое-что еще»).
       При этом самый главный трагический самообман литератора, уверенного, что прежде всего он романист и драматург, останется за кадром. А ведь Андерсен, прожив семьдесят лет, написал пятьдесят томов: романы, поэмы, пьесы, очерки. Ими зачитывались в Европе. Где вся эта библиотека сегодня? И можно ли найти дом, в котором бы не хранилась небольшая книжка со сказками Г.Х.?
       Авторы фильма старались снять историю несчастной любви длиной в жизнь. Историю отношений писателя (взрослого Андерсена сыграл Сергей Мигицко) с двумя главными женщинами его жизни: шведским соловьем, оперной певицей и красавицей Йенни Линд (Евгения Крюкова) и Генриеттой, дочерью морского адмирала Вульфа, безответно влюбленной в литератора горбуньей (Алена Бабенко). Но сценарий фильма сложен из столь разных фрагментов-кубиков, что они никак не срастаются в целое полотно. Блестящие сцены (как фрагмент из «Тени» — хореографическая дуэль Тени и ее Хозяина) перемежаются со случайными эпизодами. Принцип отбора сказок («Тень», «Свинопас», «Огниво») драматургически не оправдан.
       А ведь именно сказки могли бы стать ключом к тайне жизни невезучего баловня судьбы. В них он брал реванш за обиды, бедное детство, отсутствие собственного дома и семьи. Неустроенность и горькое одиночество гения на страницах сказок превращались в ослепительное торжество ума и таланта над властью и богатством, нескладность, несуразная внешность (профиль пеликана) — в красоту, фиаско в сердечных делах оборачивались триумфом любви. Сказкам он доверял самое сокровенное, признавался в слабостях и страхах.
       В сущности, не саму автобиографию, начертанную литератором-филантропом, а его сказки можно считать его личной исповедью, в которой он предстает то Гадким утенком, то Оле-Лукойе, то Эльфом Розового куста, то Снеговиком, в груди которого горит пламя, то Русалочкой, погибающей от любви, то Голым королем (или мошенниками портными?).
       Только внимательно вчитайся в эту драматичную волшебную диалектику жизни — и увидишь, что свою жизнь прекрасный Лебедь окончит не на свободе — на птичьем дворе, питаясь крошками с рук хозяев. И Оловянный солдатик, несмотря на всю неигрушечную силу любви, завершит героический путь в печке, а от его прекрасной возлюбленной останется лишь розетка. Девочка со спичками замерзнет. Дюймовочка позабудет о несчастной матери. «Сцена воображения, на которой Автор разыгрывает вариации собственной судьбы».
       Вспоминал ли сентиментальный писатель о матери, от которой отказался? Или о королевском дворе, при котором оставался совершенно «ручной птицей»? Во всяком случае, именно Андерсена исследователи назовут первым рыцарем, с неколебимой наивностью защищающим последние иллюзии девятнадцатого века и с необычайной отвагой обнажающим сокровенные тайны своего внутреннего мира.
       Известно, что об Андерсене мечтал сделать фильм Параджанов. Эльдар Рязанов планировал картиной об Андерсене проститься с кинематографом, потому и придумал для себя в фильме маленькую роль гробовщика. Первый канал согласился показать картину при условии, что режиссер снимет «Карнавальную ночь-2» (этот гипотетический новогодний проект должен сорвать гипотетический рейтинг). Что же до «Андерсена…»… В этом несовершенном, разорванном на куски творении Рязанова—Квирикадзе есть поразительные поэтические сцены. Например, эпизод, в котором Андерсен превращается в короля Дании 100 лет спустя. И, протестуя против фашистского режима, выезжает в город с желтой звездой на рукаве. А следом за ним все жители волшебно-реального королевства и даже домашние животные обзаведутся желтыми звездами… Есть бесстрашное отношение к жизни как к сказке с добрым концом. Ведь Смерть, по утверждению самого Андерсена, которого в фильме заколачивают в гроб с окошечком, чудеснейший Оле-Лукойе! Не надо бояться Тени, можно предложить ей выпить на брудершафт…
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
07.12.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 93
7 декабря 2006 г.

Цена закона
Куда пропал закон о коррупции?

Госдума придумала закон, оправдывающий действия президента

Кавказский узел
Похищения людей: план президента не выполнен

Арестованный полевой командир может и не успеть сознаться в своих преступлениях

Подробности
Самолет Москва–Тбилиси уходит с «грузом-200»

Пожар в доме священника — не несчастный случай?

Суд да дело
Нацистов обвинили в убийстве, а судить будут за хулиганство

Регионы
Осужденного мэра прикрыл Хлопонин

Народ попросили не портить праздник

Отделение связи
Почтамт отказался принять телеграмму для Путина

Точка зрения
Александр Лебедев — о дураках и небоскребах

Инострания
Как стать пожизненным диктатором в условиях демократии? Репортаж из Венесуэлы

Мир и мы
Брежнев подписывал, а нам выполнять?

Россия перед вступлением в ВТО не знает, сколько у нее нефти и газа

Новости компаний
Действия российских компаний на скандинавском медиарынке признаны сомнительными и нежелательными

ВАЗ переживает производственный кризис и смерть менеджера

За рулем
Защитники правого руля выступают за целостность Российского государства

Отдельный разговор
Кого спасет «обязательное тестирование» и принудительное лечение от наркомании?

Специальный репортаж
«Челюскин» нашла кошка. Дневник участника экспедиции, обнаружившей легендарный затонувший пароход

Спорт
Как сборная России по теннису выиграла Кубок Дэвиса

Если звезды «зажигают», да еще и на Красной площади, значит… это нужно самим звездам

О детях — серьезно
Профессиональные методики помогают определить, левша ли малыш

Уроки «Заботы и любви»

Культурный слой
Французский театр представил московскому зрителю спектакль, посвятив его памяти Анны Политковской

Свидание
Министр культуры США: Россия оказала огромное влияние на Америку

Телеревизор
Евгений Бунимович: Звук еще есть, а слух потерян

Кинобудка
Как Ганс Христиан Андерсен стал королем Дании…

Библиотека
Действующие лица «Берега Утопии» Тома Стоппарда — из наших школьных учебников

Как идеалы становятся идолами…

Театральный бинокль
NET-2006 — Орфей в ермолке и невъездная Соня

Музыкальная жизнь
Музыка декабрьских вечеров…

Сектор глаза
Выставки с Юлией Квасок…

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100