NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

КОГДА КОРДЕЛИЯ НАРУШИЛА ПРИСЯГУ
«Сезоны Станиславского»-2006: «Король Лир» Льва Додина. Художник — Давид Боровский
       
(Фото Михаила Гутермана)
      
       
«Лир» Малого драматического — впервые на гастролях в Москве. Декорация Давида Боровского крайне лаконична. Черный фон (стены закопчены, как в замке). Белые косые кресты похожи на страшно укрупненный ромбический орнамент времен Шекспира. Но еще больше — на «косые кресты», которыми заклеивали ленинградские окна перед бомбежкой. Или на противотанковые ежи. Впрочем, остановить события им не дано.
       
       
Лира играет Петр Семак. «Главный актер» Льва Додина — 16-летний Михаил Пряслин в «Братьях и сестрах», Ставрогин в «Бесах», замечательный доктор Астров — резко изменился в этой роли. Ушла угрюмая сила, каменные скулы стали мягче. Петербургский Лир очень породист. Полуседые волосы и борода патриарха обрамляют почти иконописное лицо.
       Шут здесь, напротив, перемещенное (то бишь приглашенное) лицо. Алексей Девотченко — премьер Александринского театра, Хлестаков и Двойник г-на Голядкина в спектаклях Фокина, гофмановский Крейслер в спектакле Григория Козлова.
       Черно-белый по цветовой гамме, стремительный в действии спектакль напоминает «фильму» начала ХХ века. Шут—Девотченко — тапер в этом шекспировском синема. Весь первый акт он бросает реплики вполоборота, играя на полуразобранном фортепьяно (дека снята, струны открыты, за ними мерцает непонятный до времени красный огонек).
       Широкие клоунские штаны и фетровый котелок Шута, его алые перчатки-митенки (без пальцев) особо видны на фоне белой льняной хламиды Лира. Король точно сошел с соборной фрески. Шут словно выпрыгнул из карикатуры зубастого журнальчика 1920-х.
       …Время в державе Лира резко переменилось. Но королю заметить этого не дано.
       Мир здесь держался ритуалом. Король — его жрец и церемониймейстер. Он достаточно умен и ироничен, чтобы знать ритуалу цену. Но… он еще умней. Он понимает, что только в этих полых, выверенных веками формах вассальной присяги — залог покоя державы.
       Лир, истый британец, надеется, что каждый выполнит свой долг. То есть сыграет свой скетч.
       Гонерилья и Регана произносят клятвы дочерней любви наизусть, руки по швам. Так — грубоватое сравнение, но все же похоже — обещал бороться за победу коммунизма молодой карьерист из закрытого НИИ 1970-х на вступительной комиссии райкома КПСС. И Лир доволен: словам, конечно, нет веры ни на грош. Но девочки исполнили ритуал. Значит, подтвердили лояльность к продуманной, тяжкой, покойной системе мироустройства.
       …А самые одаренные (и за то любимые) дети, натурально, хотят жить не по лжи.
       Одаренные дети — в гордыне таланта — фрондируют. Дабы не быть, «как все».
       Именно за это Лир у Льва Додина отечески сечет Корделию. Для ее же пользы.
       Наказует, чтоб самая одаренная из наследниц поняла, в чем устойчивость мироздания.
       Но ритуал, которым держался суровый и покорный мир Лира, ломается на глазах. Тайно меняются (отменяются?) правила игры. Король Французский даже доволен, что получает в жены опозоренную бесприданницу — залог династического раздора у соседей.
       Король Французский (Игорь Иванов) сед и властен. По годам и осанке скорее соперник Лира, чем жених принцессы. С тайным страхом принимает его руку Корделия: «фронда» и оргвыводы отца сделали ее беспомощной. Добивалась независимости в родном доме — добилась! Отчего и попала в зависимость «от чужих» — много тяжелей.
       Корделия и Кент, изгнанные за правду, вынуждены искать убежища «за границей».
       А во втором акте, ближе к финалу, вокруг полубезумного отца с солдатским одеялом на плечах будут замедленно кружить три Белые Дамы в одинаковых кринолинах на широчайшем каркасе. В жестких и высоких воротниках, грозных, как короны.
       Корделия во главе французского войска не так уж отлична от Гонерильи и Реганы.
       Ведь в конечном итоге, защищая права отца, благородная младшая дочь привела на его землю чужую конницу. Со всеми сопутствующими — мечом, огнем, разорением.
       В спектакле Льва Додина ничто не педалируется. Разве что перевод Дины Додиной резок, груб, прозаичен, отрывист — как свист бури или команда стражника.
       Но не помню «Лира», в котором тема Корделии с огнем и мечом звучала бы так явно, меняя хрестоматийные смыслы пьесы.
       …Таинственное исчезновение Шута из сюжета во втором акте — задача для всех постановщиков. В «Сатириконе», в недавнем спектакле Юрия Бутусова, сам Лир в исступлении душит Шута. В спектакле МДТ «мальчик», любимец Лира, — единственный, в ком здравый смысл и честь живы, но защищены колючим цинизмом. Он все пытается учить короля своей шутовской науке. Но Лир не услышит истин нового времени.
       Он слишком врос в свое. В ту эпоху, которую создал и которой горд доселе. «Самостоянье человека» — его защита, его «улиткин домик», нерв его безумия.
       Где сгинул Шут, мы не узнаем. Но его раздолбанное фортепьяно будет во втором акте играть «само». То ли механизм правит им, то ли душа пропащего склоняется к клавишам.
       И король, раздавленный новым временем, умирает здесь крайне просто. Лир «ставил» на величественную стройность державы. На ритуал, выполняемый послушными.
       А «селекция покорных» в древней Британии обернулась бунтом лукавых рабынь.
       От предсмертных монологов пьесы в спектакле МДТ осталась одна строка.
       «Мне больно. Пуговицу расстегните…» — хрипит, умирая, Лир.
       Хотя расстегивать нечего. На короле давно уже не порфира со всеми пыточными затеями церемониальной парчи, а рубище безумца, изгвазданное бурей.
       
       P.S. Фестиваль «Сезоны Станиславского» завершится 4 декабря вручением премий Станиславского 2006 года. Среди лауреатов — Генриетта Яновская (спектакль «Трамвай «Желание»), Игорь Ясулович (роли в спектаклях Камы Гинкаса «Черный монах», «Скрипка Ротшильда», «Нелепая поэмка»), Роза Хайруллина (роли в спектаклях Казанского ТЮЗа и театра «Самарт»), сценограф Эдуард Кочергин, режиссер и сценограф Дмитрий Крымов (для его спектакля «Донкий Хот» учреждена номинация «Новация»). Премии «За честь и достоинство» получат Юлия Борисова и Юрий Яковлев. «За вклад в развитие мирового театра» будут награждены Ингмар Бергман и Владас Багдонис, ведущий актер театра «Мено Фортас».
       
       Елена ДЬЯКОВА, обозреватель «Новой»
       
27.11.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 90
27 ноября 2006 г.

Отдельный разговор
Война с белой розой и красной рыбой

По ту сторону железного тюля

Росзапретнадзор: хроника пограничных конфликтов

В сельское хозяйство вложено 40 млрд руб. Пора отрабатывать

России не хватает породистых козлов

Цена закона
Александр Баранов: Нацпроекты для взрослых

Почему врачи так редко выписывают льготные рецепты

К пенсионеру привязали пакет…

Образование
Что заставляет министра Фурсенко выслуживаться перед бюджетом?

Власть и деньги
Доклад генерального прокурора Юрия Чайки: коррупция пронизывает все уровни власти

Власть и люди
«Руководство довело установку: не давать вам спокойной жизни в России»

Как живут и что говорят люди, по которым проехалась государственная машина

Русские встанут за грузин…

Кавказский узел
Обмен опытом и потерями

Обстоятельства
Провокаторы: их можно назвать «партией третьего срока»

Навстречу выборам
Госдума-2007: депутаты хорошо перенесут выборы. Если поступит такое указание

Митинги.Ру
«Верните народу выборы, гады!»

Расследования
Бум потребительского кредитования в России трудоустроил вышибал долгов и их контролеров

Подробности
В Омской области мошенники подставили 800 жителей под миллиарды рублей

Водка «Народная» и международная

Мир и мы
Польша обиделась за скотину

В Хельсинки пытались приготовить польское мясо на российском газе

Тупики СНГ
Лукашенко предложил Украине дружить против России

В Киеве сделали вид, что не слышали Лукашенко

Регионы
В Воронежской области борются с пестицидами

Знаменитый спаниель Тедди оказался членом преступной группы

Рабочий бойкот

Боксеры фильтруют базар

Московский наблюдатель
«Россия», как обычно, крайняя

Санкт-Петербург
«Газпром» пожелал обуть Петербург и раздеть Екатерину Великую

Четвертая власть
«Истина» в нужный момент

Проспект Медиа
Телевизионный конкурс ТЭФИ завершился триумфом канала «Россия»

Точка зрения
Елена Масюк. «Действующим профессионалам» посвящяется

Наградной отдел
Вручена самая «богатая» литературная премия России

Библиотека
Книжная ярмарка Non/Fiction №8

Алексей Герман и Светлана Кармалита выпустили книгу киносценариев

«Стародум» Станислава Рассадина
Патриотический стыд. И совесть нашей эпохи

О детях — серьезно
Психолог советует терпеливо приучать ребенка к книге

Реакция
О «Перерождении авторов» по Александру Долгину

Наши даты
28 ноября — столетие академика Дмитрия Сергеевича Лихачева

Личное дело
Как себя чувствует Горбачев после операции?

Спорт
Сергей Хусаинов: Группа арбитров ходит с рюкзаками обязательств перед определенными командами

Как топили «Шину». Раскадровка судейских ошибок

Театральный бинокль
Когда Корделия нарушила присягу…

Музыкальная жизнь
Не только jazz…

Медицина
Фтор — сырье для здоровых зубов

К сведению…
Подписка-2007

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100