NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

МОЦАРТ И САЛЬЕРИ НА РЫНКЕ КУЛЬТУРЫ
О «Перерождении авторов» по Александру Долгину
       
(Рисунок Петра Срахуанова, "Новая газета")
     
       Фрагмент книги А. Долгина «Экономика символического обмена» опубликован в № 84. Завязалась полемика. Продолжаем тему.
       
Дина КИРНАРСКАЯ, автор       
По мнению многих, культура и рынок, как гений и злодейство, — две вещи несовместные. Возможен ли союз столь противоположных начал? Этот вопрос раздается на просторах отечества вот уж пятнадцать лет. Пока ломаются копья, пока государство колеблется, быть или не быть ему отцом-кормильцем для пишущей и снимающей братии или окончательно бросить ее в пучину рыночной стихии, зреют теории о том, «как можно рукопись продать».
       
       
       
Пока писатели пишут, читатели читают, а издатели торгуют, прагматик культуры Александр Долгин взялся за дело построения отдельно взятой теории символического обмена для отдельно взятой российской культуры.
       Александр Долгин отстаивает мысль о том, что в спешке ничего стоящего в искусстве не родится. Когда пишут чрезмерно много, значит, пишут плохо, обманывая надежды читателя. И правда. Ведь в индустриальной экономике как: поспешил прикрутить гайку, она отвалилась, качество пострадало. А почему в культуре должно быть иначе? Ведь производство же, хоть и культурное.
       Здесь Александр Долгин упускает из виду такие понятия, как одаренность и вдохновение. Да, одаренные люди порой творят чудеса и пишут книги и картины, сочиняют музыку, ставят спектакли очень быстро и очень хорошо.
       Одна из лучших опер мирового репертуара — «Пиковая дама» — создана за три месяца, Винсент Ван Гог творил, как в лихорадке, в течение семи лет и создал столько шедевров, сколько иной не создаст и за всю длинную жизнь. Однако качество в перечисленных случаях не пострадало. И пример, приведенный Александром Долгиным, когда Верди признается, что до 1853 года жил как «на галерах», тоже не убеждает. За это время написаны потрясающие музыкальные создания, среди которых в начале пятидесятых друг за другом — «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата».
       Кстати, «многописание» — отнюдь не следствие халтуры в принципе. В иные эпохи, как, скажем, в эпоху барокко, много писали все. Младший современник Баха Георг Телеман от «многописания» попал даже в Книгу рекордов Гиннесса, но халтурщиком этот высокоодаренный мастер не был. Так что хорошо и «Явление Христа народу» Александра Иванова, писанное два десятка лет, хорош и рисунок Рафаэля, писанный за полчаса.
       Искусство не прагматично, оно идеально и живет по законам, где нет связи между скоростью и качеством.
       
       Публика — дура, и патрон — молодец
       Поставив перерожденцу-автору в упрек скорописание, Александр Долгин перешел к творческой мотивации и заявил, что, если за создание книг non-fiction платят мало, автор вынужден взять свое «с оборота». Вполне экономический резон. Но все артисты голодают время от времени или вообще всегда, однако, не надеясь на финансовый успех, пишут, ставят, играют и рисуют.
       …Если можно заработать на бубликах — испечем; нужно, чтобы с конвейера сошло больше шикарных авто — сойдут. Только платите, и все получите в лучшем виде. Действительно, рынок таков. Но не рынок культуры. Здесь не господствует финансовая мотивация, и она не может побуждать к творчеству. Как говорил классик, «не продается вдохновенье…».
       Александр Долгин настаивает: мол, совестливые да талантливые отступаются, не будучи в состоянии снизойти до махровой халтуры, и, «на радость типографам и книгопродавцам», их место занимают графоманы, перья которых скрипят как вечный двигатель. Написать-то, конечно, можно что угодно, равно как и сыграть, запечатлеть на пленке или на холсте. Но продать? Отнюдь нет.
       Вероятно, прагматик культуры не слишком уважает главу художественного рынка; ведь этот глава — не писатель и творец, равно как не издатель и продюсер. Бессменный глава художественного рынка — это ее величество Публика. То есть, собственно, мы с вами. У нас есть и вкус, и художественный опыт, и потребность в настоящем художественном переживании: литературную бурду не потребляем, китч не покупаем, дрянь не смотрим.
       Как раз для того, чтобы спрогнозировать жизнеспособность произведения, и существует продюсер — агент рынка культуры, который, как двуликий Янус, одним глазом видит творца с его способностями, а другим — публику с ее потребностями. Если один из этих глаз видит плохо, продюсера выталкивают с рынка, и он разоряется. И зря Долгин заявил, что «цена книг определяется затратами на производство и сбыт, но не содержанием». А как же спрос? Рейтинг? Ведь тоненькую книжонку модного писателя можно продать и подороже, а толстый том о специфике фарфорового производства в Древнем Китае придется отдать едва ли не по себестоимости.
       Александр Долгин забыл о маркетинге, который на культурном рынке едва ли не важнее, чем в прочих сферах экономики. Потому и продюсеры, да и теоретики культурного рынка должны быть искусствоведчески образованны, дабы ориентироваться в наших с вами художественных запросах.
       …Публике нужен надсмотрщик? Тот, кто будет следить за ее художественным воспитанием и культурным рационом, кто будет поощрять достойных художников и отсеивать недостойных. Кто же это? Правильно, это патрон, покровитель искусств, меценат, дающий возможность творцу лелеять свои замыслы в тиши и покое до их полного творческого созревания.
       Итак, долой алчный рынок, да здравствует патронаж! В поиске примеров Долгин обращается к венской опере XVIII века времен Моцарта, где господствовал патронаж, и сравнивает ее с оперой итальянской, отданной во власть рынка. Он ссылается на зарубежные авторитеты, которые подсчитали, что в современном оперном репертуаре венских опер того периода больше, чем итальянских. Александр Долгин зачислил победу венцев на счет покровителя муз австрийского императора Иосифа II. Того самого, который говорил: «Слишком много нот, мой милый Моцарт!» — и фальшиво напевал любимые мелодии из опер своего фаворита Сальери.
       Судя по всему, автор монографии и те экономисты, на которых он ссылается, не учли, что в перечень венских опер, которые удержались в репертуаре до сегодняшнего дня, наверняка входили оперы Моцарта. Это он своим гением испортил статистику итальянцам, а соотечественников-венцев, напротив, поддержал. Интересно было бы посмотреть на статистику «без Моцарта»; что стало бы с операми Сальери, которые так любил Иосиф II? Удержались ли бы они сами по себе в списке часто исполняемых сегодня сочинений? И куда вообще вписали авторы статистического исследования пресловутого Сальери, ведь его оперы шли и в Вене, и в Италии? Однако зачем вникать в подробности, когда куда легче объявить результат: венцы выиграли, и все потому, что их финансировал его величество Иосиф II.
       Однако на этом месте вдруг сам Долгин обнаружил, что чуть ли не сразу после смерти Моцарта, в следующем поколении уже лидирует Италия с ударной тройкой «Россини — Беллини — Доницетти». И рынок им не помешал…
       Теория патронажа буксует, потому что не хочет видеть, что «ларчик просто открывался»: там, где творят гении, там и популярность, и лидерство. Моцарту не помешал Иосиф II, который не любил его музыку, а Россини не помешало ни его легендарное эпикурейство, ни жестокий оперный рынок — большой талант отовсюду выходит победителем, и зря прагматик культуры полагает, что этот цветок так хрупок...
       Прагматики культуры совершают ошибку, когда методы «просто экономики» механически прилагают к экономике культуры. Это при подсчете продаж бананов статистика порой не нуждается в комментариях, в экономике оперы статистика ничего не объясняет без искусствоведческого анализа.
       Здесь нужно понять, почему вообще Вена стала музыкальной столицей Европы и произошло это задолго до Иосифа II и какие отношения существуют между австрийской и итальянской оперными школами той эпохи. Словом, к статистике требуется пространный искусствоведческий комментарий, чтобы знать, насколько она отражает то, что хочет отразить.
       
       Вопросы за кадром
       Александр Долгин, применяя к деликатному предмету «культура» способы и средства экономического анализа, предназначенные для производства ширпотреба, пришел к весьма опасным выводам. И они тем опаснее, что высказаны не вполне прямо. Мол, поток халтуры — это результат свободного рынка. Не надо нам джунглей в культуре, призывает Александр Долгин, хотим в культурный зоопарк.
       Благодарим покорно, мы там уже были и с руки хозяина уже ели. Патрона в виде советского государства видели. Кто при системе патронажа будет решать, кого казнить, кого миловать? Кто будет пилить бюджетный пирог, предназначенный культуре? Кто будет решать, наконец, что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
       Эти острые вопросы наш прагматик предпочитает не ставить и на них не отвечать.
       Сегодня складывается при всех ее трудностях и минусах цивилизованная система поддержки искусства. Есть государственное финансирование, и за ним может обратиться каждый. Есть открытый рынок, где рублем голосует публика, и дай бог, чтобы художник нашел с ней общий язык.
       Наконец, есть пусть молодая, но уже система частного спонсирования искусства. Она лишь формируется, она нуждается в законе о меценатстве, которого все ждут и не могут дождаться.
       И, конечно, нужна современная и научная прагматика культуры, которая ориентирует продюсеров и, зная экономические реалии, трактует их с учетом того, что производство картин и книг — это не производство автомобилей и оно нуждается в искусствоведческом осмыслении.
       Мы бы оказали нашей культуре поистине «медвежью услугу», если бы опять угодили в капкан простых ответов на сложные вопросы. Как говорил известный бард: «А пуще всего бойся того, кто скажет, что знает, как надо».
       
       Дина КИРНАРСКАЯ, профессор,
       руководитель продюсерского факультета
       Российской академии музыки имени Гнесиных
       
27.11.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 90
27 ноября 2006 г.

Отдельный разговор
Война с белой розой и красной рыбой

По ту сторону железного тюля

Росзапретнадзор: хроника пограничных конфликтов

В сельское хозяйство вложено 40 млрд руб. Пора отрабатывать

России не хватает породистых козлов

Цена закона
Александр Баранов: Нацпроекты для взрослых

Почему врачи так редко выписывают льготные рецепты

К пенсионеру привязали пакет…

Образование
Что заставляет министра Фурсенко выслуживаться перед бюджетом?

Власть и деньги
Доклад генерального прокурора Юрия Чайки: коррупция пронизывает все уровни власти

Власть и люди
«Руководство довело установку: не давать вам спокойной жизни в России»

Как живут и что говорят люди, по которым проехалась государственная машина

Русские встанут за грузин…

Кавказский узел
Обмен опытом и потерями

Обстоятельства
Провокаторы: их можно назвать «партией третьего срока»

Навстречу выборам
Госдума-2007: депутаты хорошо перенесут выборы. Если поступит такое указание

Митинги.Ру
«Верните народу выборы, гады!»

Расследования
Бум потребительского кредитования в России трудоустроил вышибал долгов и их контролеров

Подробности
В Омской области мошенники подставили 800 жителей под миллиарды рублей

Водка «Народная» и международная

Мир и мы
Польша обиделась за скотину

В Хельсинки пытались приготовить польское мясо на российском газе

Тупики СНГ
Лукашенко предложил Украине дружить против России

В Киеве сделали вид, что не слышали Лукашенко

Регионы
В Воронежской области борются с пестицидами

Знаменитый спаниель Тедди оказался членом преступной группы

Рабочий бойкот

Боксеры фильтруют базар

Московский наблюдатель
«Россия», как обычно, крайняя

Санкт-Петербург
«Газпром» пожелал обуть Петербург и раздеть Екатерину Великую

Четвертая власть
«Истина» в нужный момент

Проспект Медиа
Телевизионный конкурс ТЭФИ завершился триумфом канала «Россия»

Точка зрения
Елена Масюк. «Действующим профессионалам» посвящяется

Наградной отдел
Вручена самая «богатая» литературная премия России

Библиотека
Книжная ярмарка Non/Fiction №8

Алексей Герман и Светлана Кармалита выпустили книгу киносценариев

«Стародум» Станислава Рассадина
Патриотический стыд. И совесть нашей эпохи

О детях — серьезно
Психолог советует терпеливо приучать ребенка к книге

Реакция
О «Перерождении авторов» по Александру Долгину

Наши даты
28 ноября — столетие академика Дмитрия Сергеевича Лихачева

Личное дело
Как себя чувствует Горбачев после операции?

Спорт
Сергей Хусаинов: Группа арбитров ходит с рюкзаками обязательств перед определенными командами

Как топили «Шину». Раскадровка судейских ошибок

Театральный бинокль
Когда Корделия нарушила присягу…

Музыкальная жизнь
Не только jazz…

Медицина
Фтор — сырье для здоровых зубов

К сведению…
Подписка-2007

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100