NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПАСЫНКИ ШТИРЛИЦА
Фильм о КГБ 1970-х вышел в двух копиях
       
Кадр из фильма "Нелегал".
     
       
Всего в двух кинокопиях на экраны выходит «Нелегал», фильм про поколение past — заложников большой эпохи — и системы в «штатском».
       Есть что-то болезненно-притягательное в старом советском кино 30—50-х про разведчиков, шпионов и диверсантов. Романтика больших дорог доморощенного чекизма, бдительность терминаторская, распознающая по пуговке в пыли вражью силу.
       
       
«Застава в горах», «Подвиг разведчика», «Опасные тропы», «Мужество», «Тень у пирса», «Следы на снегу»… Не только «честность, патриотизм простых советских людей, а также бдительность и неусыпную работу советской разведки» прославляли те фильмы, не только оправдывали осуществление самой неохватной стройки мира — ГУЛАГа.
       В них был положительный вирус духоподъемности, одический пафос. Недаром писала «Правда» в 36-м: «Десятки тысяч зрителей видели вчера фильм «Партийный билет»! Все как один сидели они в залах, не отрывая глаз от экрана, увлеченные правдивой повестью о нашей жизни и борьбе, о том, как хитер враг, как ловко маскируется он, каким бдительным надо быть, чтобы распознать людей, внешне обладающих всеми качествами «своих парней», но втихомолку точащих нож против пролетарского государства».
       Некогда плодородная нива шпионского совкино в последнее время практически иссохла. Тем отраднее факт рождения фильма «Нелегал», как написали бы вчерашние газеты: осуществляющего нетленную связь между героическим прошлым и чекистским настоящим.
       Конец 70-х. Численность сотрудников только 16-го управления КГБ, так называемой радиоразведки, достигала двух тысяч человек. Штирлиц уже катапультировался с малого экрана в квартиры миллионов, тетралогия о Резиденте еще набирает обороты. А режиссер Борис Фрумин уже снял свои лучшие картины — «Дневник директора школы» с Олегом Борисовым и «Ошибки юности», за которую приказом Госкино лишен права работать и вместе со сценаристом Эдуардом Тополем вынужден эмигрировать. («Если вы не знаете, на кого вы работаете, вам не место в советском кино!» — орал на режиссера замминистра Павленок.)
       70-е — время действия фильма. Наш резидент в Финляндии (Алексей Серебряков) срочно вызван в СССР для выполнения очередного задания: внедриться на пулковскую таможню и обеспечить зеленый коридор для курьеров и двойных агентов. Он становится «нашим человеком в Волочаевске», чужим среди своих. Но обязан превратиться в «своего среди чужих»: новообретенных деревенских родителей и односельчан, следователей Волочаевска, взяточников ленинградской таможни.
       Если бы этот сценарий ставил кто-то из молодых «телевизионных волков», набивших руку на криминальных сериалах (фильм изначально и задумывался компанией «GP» как сериал), совсем другая вышла бы история. Борис Фрумин досконально знает приметы-подробности, впитавшиеся в кожу поколения past. Вместо вполне предсказуемой шаржированной антисоветчины — густая аура времени, его диалектика и метафизика. Если уточнять — метафизика несвободы. Каждый эпизод — сплав горестной лирики и пьянящего абсурда. Поразителен цвет, словно пленка выцвела, не успев родиться на свет (может, авторам удалось «по блату» достать где-то нерассыпавшуюся старозаветную пленку Шосткинского комбината?), землистые лица, усредненно-стандартная форма одежды и речи. Возникает двойная оптика: свежесть взгляда современного человека с печальной зрелостью ретроспекции. Массив деталей создает живую плоть фильма. Венгерский виски, четырехзвездный генсек, засилье яиц в Волочаевске — на родине птицефабрики, передовики производства, проштампованные на почетных досках, вожделенные заграничные тряпки, серые аморальные бойцы невидимого фронта. И бдительные граждане, катающие «телеги» вперемежку с анонимками.
       Авторы — сами дети «нешуточной эпохи» — подробно воссоздают абсурд повседневной жизни, но без оскорбительной насмешки. Скорее в духе «поэзии неуюта» Заболоцкого и его метафоры: «Волк гвозди бьет, и мир дрожит от стука…». Их интересует не столько внешняя интрига, сколько «психологическая топология». (Термин, сформулированный в работе Мераба Мамардашвили «Жизнь шпиона», обозначает особую последовательность мест, из которой складывается путь.) Герой Алексея Серебрякова — сын эпохи, жертва триумфальной идеологии. Как говорил Мамардашвили, в своих отношениях с государством «советский гражданин подобен эмбриону. И он хочет, чтобы его, как зародыш, обволакивала матка. А мать может быть и злой…». Хроника в финале фильма про юных разведчиков с их верными служебными собаками обнаруживает несложный путь самовербовки в спецслужбы романтического мальчика, воспитанного фильмами про «бдительность и неусыпную работу советской разведки». Теперь он часть сложносочиненной гэбэшной системы, не слишком понимающий, каким винтиком и какой именно операции сейчас он «служит Советскому Союзу».
       В фильме Фрумина чудные женские роли. Трудно их назвать эпизодическими. Это одушевленные страданием вехи жизненного пути Разведчика. Необустроенные, недолюбленные бабы. На их искренность, бессребренную привязанность «служивому» нечем ответить. Но и Серебряков счастливо избегает «функционального» существования героя экшна. Он играет довольно редкий сегодня тип в кино — рефлексирующее, мятущееся, но аморфное сознание. Он сам тотально дезориентирован в пространстве большой «Конторы», сросшейся намертво с большой родиной. Герой еще пытается как-то выплыть с этим «спасательным» идеологическим кругом на горле, но круг уже давно дал пробоину и сильно тянет на дно.
       Легкий иронический оттенок этой тихой трагикомедии придает ее откровенная привязанность к советским шпионским киношлягерам. Разведчик встречается с женой так же, как Штирлиц: на несколько минут под прикрытием «человека в штатском». Но флер романтики счищен пьяной обстановкой захудалого провинциального ресторана. Ближе к финалу Разведчика меняют на забугорного двойного агента, как в «Мертвом сезоне». Взглянув друг на друга, похоже, они уже сами перестают понимать, кто и где «свой» и «чужой»…
       У сценария Юрия Николина был другой финал. Возвращенный на родину Разведчик шел по кремлевской красной дорожке… на торжественную церемонию инаугурации. Хороший разведчик сумеет правильно «легализоваться»…
       
       Лариса МАЛЮКОВА
       
13.11.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 86
13 ноября 2006 г.

Обстоятельства
Планы Путина на 2008 год теперь могут кардинально измениться

Навстречу выборам
Единороссы опять правят выборное законодательство

Точка зрения
Геннадий Гудков: Даже у Екатерины II было меньше полномочий, чем у Путина

Андрей Рябов: Дайте власти больше власти, и она перестанет ошибаться?

Суд да дело
Про Вашу честь. О буднях, покушениях, гордости и любви в жизни судьи Казакова

Расследования
Расследования Анны Политковской продолжил Страсбургский суд

В Женеве распространен доклад об истязаниях людей в Чечне

Болевая точка
Беслан: вновь поставлен вопрос о вине должностных лиц

Армия
В Генштабе страшная дедовщина – 2

Подробности
Надзиратели Льговской колонии получили условные сроки

Воры преследуют семью вице-спикера

Протесты нефтяников привлекают паразитов

Жители Саратовской области продолжают умирать от суррогатного спирта

Экономика
Динамика цен на продовольственные товары в некоторых городах России

Медицина
Рост зарплат болезненно сказывается на лечебном процессе

Проблема в специалистах: они разбегаются

Оттого что денег участковым дали больше, они профессиональнее не стали

Милосердие
Помогите Алеше!

Инострания
Британское сыскное агентство обвиняют в незаконной деятельности в интересах «Альфа-групп»

Дональд Рамсфельд — первая жертва победы демократов в конгрессе и сенате США

Польша готовится отправить свои войска в афганские горы

Мир и мы
На Всемирный конгресс российских соотечественников, благодаря МИДу, пригласили бывших стукачей и проклемлевских политиков из СНГ

Краiна Мрiй
Януковичу спели гимн в честь 100 дней

Выбор севастопольцев: пить отравленную воду или сидеть без воды вовсе

Санкт-Петербург
Питер на вырост: шесть мэтров пытаются взять высоту 300 метров

Художники ставят водку вместо небоскреба

Реакция
По итогам публикаций «Новой» возбуждено несколько уголовных дел

Про Лешу Жабина, которого мы не стали называть инвалидом

Обзор форума Открыто.Ру

Отделение связи
Обзор ноябрьской почты «Новой газеты»

Четвертая власть
Газета наводит порчу на репутацию чиновников…

Проспект Медиа
Ирена Лесневская: Бывали смутные времена, но сегодня — самое подлое

О чем мечтают медиамагнаты…

Слушатели «Радио России» в тысячный раз встречаются с Виктором Татарским

Наградной отдел
Прошло шестое вручение «Приза телепрессы»

Среди крупнейших корпораций России разыграют национальную премию за пиар

Технологии
Цифер блат. Только в России право выделять частоту и лицензировать вещание цифрового ТВ чиновники обсуждают тихо

Спорт
Гус Хиддинк: Мне нужно двадцать пять футболистов

Павел Погребняк: Журналистам надо быть аккуратнее в формулировках

Руслан Нигматуллин: Меня никто не похищал

За рулем
«Вокруг света — за 80 дней». Как это было

Теперь дадим нашему кругосветному путешественнику Юрию Гейко выспаться

Исторический факт
Георгий Арбатов: Наступали по гоголевским местам

Кинобудка
Фильм о КГБ 1970-х вышел в двух копиях

«Стародум» Станислава Рассадина
О книге «Судьба Николая Глазкова»

Сектор глаза
Александр Родченко — конструктор советской вселенной

Театральный бинокль
«Сезон Станиславского»

Музыкальная жизнь
Алексей Паперный: «Китайский летчик Джао Да» завален дисками дебютантов

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100