NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

«СЕЗОН СТАНИСЛАВСКОГО»
       
       
Борис Гройс писал, что зритель современного искусства чувствует себя в положении социального работника или психотерапевта, не получающего при этом соответствующей финансовой компенсации. Всем уставшим от неумолимых экспериментов современного искусства рекомендую респектабельный фестиваль «Сезон Станиславского».
       Главное событие фестиваля — «Фауст» Гете, перекодированный Эймунтасом Някрошюсом на язык пластической импровизации. Сделать это под силу только человеку титанических способностей и больших внутренних задач. (Гастроли — 15—16 ноября в театре «Новая опера».) Сильно сокращенный текст уместился в четыре с половиной часа, из которых Фауст (Владас Багдонас) и Гретхен (Елжбиета Латенайте) общаются преимущественно на языке пластики. Тема внутренней слепоты включается сразу после «Пролога на небе», где Бог в белом тяжело вращает жернов времени, а полноватый, гладенький черт перехватывает жернов и крутит его на холостом ходу без всякого усилия — простых и выразительных сценических метафор в «Фаусте» много.
       Някрошюс строит свой театральный текст на основе пастернаковского перевода, который в свое время был принят гетеведами в штыки: мол, как переводчик смел опростить Гете до народного языка раешника. Пластический язык Някрошюса еще проще — без потери глубины. Встав на цыпочки и вытянув вперед руки, Владас Багдонас—Фауст ходит с закрытыми глазами в разные стороны, не разбирая пути, — таков ключевой пластический рисунок спектакля. «Кто ищет — вынужден блуждать», — говорит гетевский Бог в диалоге с Мефистофелем, запуская тем самым круговерть фаустовских мытарств. Отношение Някрошюса к силам добра и зла (Мефистофель у него не однозначно плохой и Господь не однозначно помощник) говорит о том, что «Фаустом» режиссер подводит какие-то важные для него внутренние итоги, не давая нам, однако, явно понять, на чьей он стороне в пари Бога и Мефистофеля. Он идет по сюжету вместе с Фаустом, совершающим свой человеческий выбор.
       Освещение сцены — то адско-красное, когда разгуляется мефистофелевская массовка недотыкомок, то электрически напряженное в сценах раздумья Фауста, то нежно-светящееся в сцене соблазнения Гретхен. Сцена оформлена срезанными конусообразными горками, из которых, как из вулканов, вылезают Бог и черт (сценограф Марюс Някрошюс). «К тебе попал я, Боже, на прием. Я расскажу, как люди бьются, маясь», — говорит Мефистофель (Сальвиюс Трепулис), стреляя из ружья влет по глиняным тарелкам, на земле распадающимся в прах. И слепо блуждающий Фауст — живой пример этой маеты, которую Мефистофель издевательски использует в концерте фальстартов. Задав цель блуждающему Фаусту, черт ставит его на старт вместе с ундински похохатывающей массовкой; Фауст срывается раньше, массовка издевательски валится на пол и сучит ножками; при очередной попытке Фауст понимает, что бежать надо было назад.
       Через выразительную телесную работу актеров мы убеждаемся: для Някрошюса театр — осмысленная физическая работа. Как земледелие для хуторянина.
       Някрошюс сосредоточивается на первой части «Фауста». Бедная красавица Гретхен сначала жеманится перед бравым, но пожилым Фаустом, но быстро сдается перед подаренными ей побрякушками — крупными кусками ломаного зеркала, разбрасывающего по залу гигантских солнечных зайчиков. Соблазненная, Гретхен откусывает от стекла-украшения, как от яблока греха, приговаривая: «Все — кошелек, а нам богатства не дал Бог». Бог и черт по очереди кружат ее на руках и бросают, кружат и бросают, как куль с мукой, пока безумие окончательно не одурманивает ее.
       Някрошюс оставляет блуждать Фауста в печали и слепоте, не облегчая его вину, не оправдывая поступков, не перенося ответственности на Бога и черта. Он блуждает в хоре голосов: «Осуждена!», «Спасена!». По сути, он блуждал в потемках и печали и до встречи с чертом, но не был еще ложно обнадежен и не обучен так ходить — как выученный пес на задних лапках, вытянув вперед передние, за сахарной косточкой. Так ходил в начале спектакля перед преображением в человеческий облик сам черт в облике пуделя…
       Премьера спектакля состоялась на фестивале «Балтийский дом», а до Вильнюса театр доедет лишь через неделю после московских показов. В вильнюсском театре Эймунтаса Някрошюса Meno Fortas (что значит «крепость искусства»: она за неимением иных площадей в самом Някрошюсе) — только небольшая репетиционная комната, окна в ней занавешены черными рольставнями, а в фойе в серых картонных багетах — фото спектакля «Гамлет» московского фотографа Виктора Баженова. Фото «Фауста» должны к ним прибавиться — гениальный спектакль требует фиксации.
       
       Екатерина ВАСЕНИНА
       
13.11.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 86
13 ноября 2006 г.

Обстоятельства
Планы Путина на 2008 год теперь могут кардинально измениться

Навстречу выборам
Единороссы опять правят выборное законодательство

Точка зрения
Геннадий Гудков: Даже у Екатерины II было меньше полномочий, чем у Путина

Андрей Рябов: Дайте власти больше власти, и она перестанет ошибаться?

Суд да дело
Про Вашу честь. О буднях, покушениях, гордости и любви в жизни судьи Казакова

Расследования
Расследования Анны Политковской продолжил Страсбургский суд

В Женеве распространен доклад об истязаниях людей в Чечне

Болевая точка
Беслан: вновь поставлен вопрос о вине должностных лиц

Армия
В Генштабе страшная дедовщина – 2

Подробности
Надзиратели Льговской колонии получили условные сроки

Воры преследуют семью вице-спикера

Протесты нефтяников привлекают паразитов

Жители Саратовской области продолжают умирать от суррогатного спирта

Экономика
Динамика цен на продовольственные товары в некоторых городах России

Медицина
Рост зарплат болезненно сказывается на лечебном процессе

Проблема в специалистах: они разбегаются

Оттого что денег участковым дали больше, они профессиональнее не стали

Милосердие
Помогите Алеше!

Инострания
Британское сыскное агентство обвиняют в незаконной деятельности в интересах «Альфа-групп»

Дональд Рамсфельд — первая жертва победы демократов в конгрессе и сенате США

Польша готовится отправить свои войска в афганские горы

Мир и мы
На Всемирный конгресс российских соотечественников, благодаря МИДу, пригласили бывших стукачей и проклемлевских политиков из СНГ

Краiна Мрiй
Януковичу спели гимн в честь 100 дней

Выбор севастопольцев: пить отравленную воду или сидеть без воды вовсе

Санкт-Петербург
Питер на вырост: шесть мэтров пытаются взять высоту 300 метров

Художники ставят водку вместо небоскреба

Реакция
По итогам публикаций «Новой» возбуждено несколько уголовных дел

Про Лешу Жабина, которого мы не стали называть инвалидом

Обзор форума Открыто.Ру

Отделение связи
Обзор ноябрьской почты «Новой газеты»

Четвертая власть
Газета наводит порчу на репутацию чиновников…

Проспект Медиа
Ирена Лесневская: Бывали смутные времена, но сегодня — самое подлое

О чем мечтают медиамагнаты…

Слушатели «Радио России» в тысячный раз встречаются с Виктором Татарским

Наградной отдел
Прошло шестое вручение «Приза телепрессы»

Среди крупнейших корпораций России разыграют национальную премию за пиар

Технологии
Цифер блат. Только в России право выделять частоту и лицензировать вещание цифрового ТВ чиновники обсуждают тихо

Спорт
Гус Хиддинк: Мне нужно двадцать пять футболистов

Павел Погребняк: Журналистам надо быть аккуратнее в формулировках

Руслан Нигматуллин: Меня никто не похищал

За рулем
«Вокруг света — за 80 дней». Как это было

Теперь дадим нашему кругосветному путешественнику Юрию Гейко выспаться

Исторический факт
Георгий Арбатов: Наступали по гоголевским местам

Кинобудка
Фильм о КГБ 1970-х вышел в двух копиях

«Стародум» Станислава Рассадина
О книге «Судьба Николая Глазкова»

Сектор глаза
Александр Родченко — конструктор советской вселенной

Театральный бинокль
«Сезон Станиславского»

Музыкальная жизнь
Алексей Паперный: «Китайский летчик Джао Да» завален дисками дебютантов

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100