NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

МУЗЫКА ДЛЯ СТРАНЫ ГЛУХИХ
Алексей АЙГИ: «Если ты выбрал путь композитора, будь готов умереть на улице»
       
«Ансамбль 4'33». (Фото Максима Горелика)
      
       
Заполненный зал и фортепиано. Но пальцы пианиста ни разу не дотрагиваются до клавиш — все слушают 4'33 минуты тишины. Так Джон Кейдж, композитор из прошлого века, когда-то шокировал мир, показывая, что музыка есть даже там, где ее нет.
       Сегодня название «Ансамбль 4'33» носит детище музыканта и композитора Алексея Айги, который живет между Парижем и Москвой.
       Для него все началось с игры на скрипке и изучения композиции, поиска себя в рок-группах и джазовых коллективах, а закончилось созданием собственного ансамбля, жанровая палитра которого не вписывается в традиционные рок, джаз или классику.
       Еще Айги пишет музыку для кино. Самый нашумевший фильм с музыкой Алексея — «Страна глухих». За него он получил национальную премию кинопрессы «Золотой Овен» и был номинирован на «Нику» как лучший композитор. Он же музыкально оформил и другие фильмы Тодоровского — «Мой сводный брат Франкенштейн», «Любовник», детективный сериал Мороза «Каменская», историческую многосерийную драму Хотиненко «Гибель империи» .
       А еще Алексей написал музыку к серии немых кинофильмов, объединенных лозунгом «Немое кино — говорящая музыка». Среди них, например, «Счастье» Александра Медведкина 1934 года и «Дом на Трубной» Бориса Барнета.
       Айги на данный момент — один из самых востребованных представителей другой музыки. Он не жалуется на судьбу и не терпит этого качества в коллегах. В выражениях и определениях чужого творчества не стесняется.
       
       — Алексей, выступая одновременно на академических и джаз-роковых фестивалях, вы чувствуете себя классиком или экспериментатором?
       — Ни тем, ни другим. Причислять себя к какому-то лагерю — второстепенная задача. Не вписываясь в стилистические рамки, достаточно тяжело найти место для выступления, особенно при отсутствии круга близких по духу музыкантов. Но выбирать не приходится.
       — Но у нас существуют объединения исполнителей, играющих свободную, неформатную музыку. Неужели вас не приглашали вступить в подобное сообщество?
       — Какие с нами могут быть сообщества?! Нас пытались приписать ко «Вдоху» (ассоциации независимых музыкантов под руководством продюсера группы 5Nizza Эдуарда Шумейко, куда входят такие исполнители, как Пелагея, W?K, «Хоронько оркестр» и др. — Н.М.), но не получилось. Мы выступили на фестивале, а дальше дело не пошло. Если я вступлю в какую-то музыкальную организацию, значит, придется жертвовать чем-то своим. Не понимаю, зачем это нужно. Пропагандировать свою музыку я должен сам. Кроме того, пропаганда возможна через аудиовизуальные СМИ, а изменить радио и телеформат нереально.
       — А если бы сообщество независимых музыкантов все-таки отвоевало себе канал?
       — Они бы там все перегрызлись. Да и потом у нас не так много талантливых музыкантов, которых можно постоянно крутить по телевизору. При этом каждый считает, что именно он-то и делает настоящую современную музыку, а остальные — нет. Это смешно, потому что все их эксперименты уже были совершены 30, 40, а то и 50 лет назад.
       — По крайней мере эти люди пытаются хоть что-то противопоставить попсе…
       — Попса не позиционирует себя как искусство. Это вещь, созданная для развлечения, наподобие похода в ресторан или еще куда-нибудь. Мне кажется, она как раз ведет себя достаточно честно. Люди зарабатывают деньги и не скрывают этого. Нечестно себя ведут современные музыканты. Они кричат: «Мы! Мы гении! Дайте нам скорее денег и запретите показывать по телевизору поп-певцов!». Хотя на самом деле интересная музыка не создана для радио и телевидения, на которых должно быть что-то легкое. Человек занимается творчеством в первую очередь для себя. А говорить, что ты делаешь это для человечества, несешь свет в массы, — демагогия.
       — Как я поняла, с современными музыкантами вы не общаетесь…
       — С теми, кто играет джаз, рок и так далее, — практически нет. Только со своими собственными. И на концерты я хожу редко. У меня есть несколько друзей в сфере академической музыки.
       — Она еще жива в России?
       — Как музейная ценность. Сама по себе она прекрасна, но никакого движения в ней не происходит, потому что все основные сочинения, которые играются в залах, написаны, в крайнем случае, 50 лет назад. А так в основном это XIX век.
       — И тем не менее сейчас есть молодые талантливые композиторы — выпускники Гнесинки, например, — которые не могут себя реализовать в силу отсутствия интереса к этой музыке и ее финансирования.
       — Если ты выбрал путь композитора, будь готов умереть на улице. Мне жаль, что талантливые люди не могут себя найти, но это их проблемы. Это их осознанный выбор. Работа врачей и педагогов должна быть оплачена государством. А труд композиторов эфемерен, его нельзя оценить. Поэтому все их стенания безосновательны. Творчество — это то, без чего ты не можешь жить, оно не зависит от денег. Для меня есть какая-то неправда в том, что люди пишут симфонии и требуют за это денег у государства.
       — Многие считают, что профессиональный музыкант отличается от непрофессионального тем, что зарабатывает деньги своим творчеством.
       — Ну да. Но никто не обязан содержать большое количество музыкантов, их слишком много. Если ты не можешь заработать на этом поприще, значит, ты никому не нужен. Даже если у плохого финансового работника есть высшее образование, его все равно не возьмут на работу. Он же не будет при этом бегать и говорить: «Я профессиональный финансист, дайте мне денег».
       — У нас в стране государство часто оказывает поддержку не самым талантливым музыкантам.
       — Я никогда не получал денег от государства в той или иной форме. И не собираюсь. Поэтому мне совершенно все равно, кого оно поддерживает. Существует определенный круг знакомств и связей. Это все не имеет никакого отношения к музыке. Вообще музыка сейчас не занимает такого большого места в жизни общества, как, скажем, в XVIII веке. В то время не было других развлечений, кроме нее, алкоголя и разврата. Сейчас существуют интернет, виртуальные игры. А музыка становится составной частью, в то время как раньше она была самостоятельной величиной.
       — Музыка сильно абстрагирована от реальной жизни?
       — С одной стороны, да, потому что она непонятна людям. Но с другой — композиторы делают то, что чувствуют. Мировой ужас, царящий сейчас, накладывает отпечаток на произведения. Поэтому искусство уже не очень интересно людям. Они хотят чего-то более легкого и расслабляющего.
       — Музыка для кино, по-вашему, это особый жанр?
       — Я не могу сказать, что пишу одну музыку для себя, другую для кино. Просто везде есть свои требования. В киноиндустрии они обусловлены определенными составляющими — монтажом, сюжетом, временем, в котором происходит действие. Это внешние ограничивающие рамки, в которых я пишу примерно ту же самую музыку. Яркое отличие в том, что часто для телевизионных работ просят написать такое, что можно было бы потом насвистеть и напеть.
       — Эти требования сковывают вас?
       — Не сильно. В основном они достаточно разумны. Я прекрасно понимаю, что пишу музыку к фильму и что для этого нужно. Здесь свои правила игры. Тебе платят деньги, и ты работаешь не для себя, а для общего результата.
       — То есть для вас кино — прежде всего коммерческая деятельность?
       — Есть проекты, просто интересные мне, есть чисто коммерческие. Безусловно, интересный жанр — музыка для немого кино.
       — А в чем ее основные особенности?
       — Музыка в немом кино играет гораздо большую роль. Она одна может рассказать все то, что в современных фильмах реализуется другими средствами. Обычно музыка составляет примерно одну пятую всего звукового ряда, а в немом кино она главенствует. Работать в этой сфере достаточно сложно, потому что для одной картины необходимо написать около часа музыки. Но это очень интересно, особый вид искусства. Жаль только, что таких фильмов немного. Это маргинальный жанр.
       — Как вы оцениваете уровень киномузыки в России?
       — Уровень киномузыки в нашей стране удручает. Старое поколение замечательных советских композиторов, на которых мы выросли, к сожалению, ушло в прошлое. Молодые же композиторы, за отдельными исключениями, чрезвычайно убоги.
       — Куда же смотрят создатели кинокартин?
       — Выбирать особенно не из чего. Иногда в качестве саундтреков берут просто что-нибудь модное. Кроме того, бюджеты, выделяемые на музыку, не позволяют производить качественный продукт.
       — С музыкальной политикой все ясно. А насколько сильно вас волнуют общеполитические проблемы?
       — Я слежу за тем, что происходит в стране. Когда убивают людей — это не может не тревожить. Основная проблема России в том, что у нас нет гражданского общества. Полная апатия. Никому ничего не нужно и не интересно. Не знаю, связано ли это с нашим менталитетом. Все-таки в 80-е годы народ ходил на митинги. Но народная активность погасла, и неизвестно, когда она снова проявится. Во Франции достаточно малейшего толчка, чтобы люди вышли на улицу; правда, их протест часто перерождается в поджоги машин и магазинов. Конечно, это крайние и неправильные формы, но это формы протеста изъявления гражданской позиции, которой у нашего народа, похоже, нет вообще.
       
       Наталья МАЛАХОВА
       
30.10.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 82
30 октября 2006 г.

Обстоятельства
Это не водка. Диверсия? Теракт? Или передел бизнеса?

Линия фронта

Вина водочная

Старушки подпалили Псков

ФСБ взялась за алкогольный рынок

Первые лица
Не слишком ли дорого обходятся капризы главного врача народа?

Реакция
Европарламент принял резолюцию «Об отношениях Европейского союза с Россией после убийства Анны Политковской»

Болевая точка
В Москве отметили четвертую годовщину «Норд-Оста»

Врач-анестезиолог выдвинул версию о «газе», примененном при освобождении заложников «Норд-Оста»

Расследования
«Новая газета» настаивает на возобновлении официального расследования обстоятельств гибели Юрия Щекочихина

Кто угнал «Моторолы»?

Почему в Выборге рухнул дом? «Ничего внезапного в этих разрушениях нет»

Подробности
Затонувший теплоход «Синегорье» давно пора было списать

После общения президента с народом министры узнали, что делать

Краiна Мрiй
«Прямую линию» с президентом РФ не дотянули до Киева

Санкт-Петербург
В Питере умалчивают информацию о тифе

Московский наблюдатель
В Москве на улице Бажова установили памятник дворнику

Регионы
На родине Калашникова хотят построить гостиницу-автомат

Омские власти сносят Ленина с рукой и возносят Достоевского в рясе

Страна уголков
Свинарник. Каким ему быть? Два подхода к будущему деревни

После выборов
В Самаре медведю предпочли кота в мешке

В Адыгее единороссы отрепетировали сценарий окончательного взятия власти в регионах

Отдельный разговор
Региональные выборы 8 октября. Анализ основных итогов и уроков прошедшей кампании. Часть II

Армия
Не болит «Булава» у дятла

Телефонизация призывников продолжается: появился тариф «ДМБ»

Кавказский узел
Юлия Латынина. Чем отличаются друг от друга три президента: Путин, Саакашвили и Кокойты

Экономика
Евгений Ясин: Лучше бы Саакашвили привлекал в Грузию российский капитал

Личное дело
Будучи академиком, Юрий Рыжов не счел себя достаточно компетентным для руководства правительством

Суд да дело
Решения Европейского суда обязательны для всех стран – членов Совета Европы. Но у России свой, особый путь

Конституционный суд перестал быть ограничителем произвола власти

Митинги.Ру
В прошлые выходные по всей Западной Сибири прокатилась волна протестных выступлений

Цена закона
Независимый депутат Владимир Рыжков — о том, чем ознаменовалось начало осенней парламентской сессии

Точка зрения
Князь Владимир Трубецкой — о реституции

«Стародум» Станислава Рассадина
Те, кто когда-то составлял средний класс, сейчас даже не элита…

Четвертая власть
В рейтинге свободы прессы Россия на 147-м месте

Телевизионная цензура добралась до спутников

Проспект Медиа
Тысячи СМИ из всех регионов России примут участие в Международной профессиональной выставке «Пресса-2007»

За рулем
«Вокруг света за 80 дней». Юрий Гейко добрался до Европы

Спорт
С коррупцией в нашем футболе борются только англичане

Кто решил, что ярославский клуб не должен играть в высшей лиге?

Футбол и хоккей нечаянно ощутили на себе президентскую заботу…

Милосердие
Театр Гоголя играет для детей из детского дома для слепоглухих

Театральный бинокль
Грузинский акцент российских актеров

Кинобудка
«Кино, которое мы потеряли». Подводим итоги многолетнего проекта «Новой»

«Сады осенью». Новый фильм мудрого бражника Отара Иоселиани

Музыкальная жизнь
Алексей Айги: Если ты выбрал путь композитора, будь готов умереть на улице

Сектор глаза
Выставки с Юлией Квасок

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100