NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЧЕЛОВЕК С ОГНЕОПАСНЫМ ОРКЕСТРОМ
Карл ХЛАМКИН: «Цели, поставленные на кухне, кухонными и остались»
       
Карл ХЛАМКИН. (Фото — Марис Морканс)
      
       
Этого музыканта-экспериментатора на самом деле, конечно, зовут не Карл Хламкин. Но взятый после давней поездки в Израиль псевдоним как нельзя лучше подходит к образу веселого и добродушного человека, открыто улыбающегося мне за столиком московского кафе-клуба.
       После виртуозного исполнения барабанной дроби в пионерлагере он решил стать барабанщиком, потом была школьная группа, выступления по кабакам, участие в рижских рок-группах «Цемент» и «Карт-бланш». Потом человек-оркестр Хламкин неожиданно для себя подал неплохой голос, а заодно и обзавелся оркестром настоящим. Оркестр резво менял имена: «Хламкин едет в Израил», «Карл и секция деревянных игрушек», «Карл и секция летальных аппаратов», «Карл и оркестр заложников имени Тупака Амару»… Совсем недавно он носил прозвище «ДавайЗабухаемОркестр», а теперь превратился в «Огнеопасный оркестр».
       Ни в жанровые рамки, ни в скромное определение «группа» он не вписывается. Здесь и гитары, и тромбоны, и тубы, и даже тувинский атонар — перечень неполный. Здесь тебе и народные мотивы разных стран — балтийских, балканских, еврейских, а может, и цыганских. Все вперемешку со ска и чем-то еще, слабо поддающимся определению, — слушать надо. Похоже на стеб, но на самом деле самобытно и серьезно.
       По составу оркестр тоже не совсем обычный. Он состоит из музыкантов—участников других групп и проектов. Барабанщик Андрей Романика раньше играл с «Детским панадолом», сейчас — с Алексеем Айги и Safety Magic, в Safety Magic играет и саксофонист «Огнеопасного». Тромбонист раньше играл в ска-группе. Гитарист параллельно выступает в «Шквале». Все музыкальные коллективы из одной когорты, музыка у всех, по выражению Карла, «не шибко коммерческая», и по стране они «не бомбят».
       То, что музыканты параллельно участвуют в других группах, Хламкина не смущает, а только радует: «Нужно участвовать в разных проектах для расширения своего мировоззрения».
       
       
– Кому сейчас нужна другая музыка? Радио и телевидению? Даже программу «Кухня», которая имела и коммерческий успех, показывая интересных исполнителей, закрыли. Это показатель. Даже если бы существовал канал, по которому бы ее крутили, вряд ли бы он долго продержался, как в свое время канал инструментальной музыки. Законы бизнеса работают в другом формате. Но если хочешь, ты найдешь свою дорогу.
       — Как же двигать такую музыку?
       — Своими силами, понемногу. Ее, например, пропагандирует музыкальное объединение «Дети солнца», организованное группой «Ляпис Трубецкой» — нашими хорошими друзьями. В 2001 году объединение устроило фестиваль, на котором выступали «Два самолета», «W?K», «Пакава Ить», «Каберне Денев». Собрались мы не просто так, а чтобы показать, что можно играть и петь по-другому, и попытаться отвоевать себе место для собственной радиостанции. Фестиваль привлек внимание журналистов и даже конторы MTV, но только на время его проведения, на два дня. В итоге не возникло никакого резонанса. Никто в идею денег не вложил и не стал ее раскручивать. Влиять на радиоформат пока нереально. Немного этому процессу, конечно, поспособствовала группа 5Nizza и произвела некий сдвиг в сознании. Желание что-то изменить у нас есть. Но для того, чтобы что-то пытаться делать, нужно точно знать, на какую аудиторию рассчитывать.
       — А что у вас, кстати, за аудитория?
       — Как ни странно, столичная молодая творческая интеллигенция, многие — наши хорошие друзья. Другая часть слушателей — молодежь от 16 до 25 лет, увлекающаяся балканской и другой этнической музыкой. Однажды мы даже играли на какой-то вечеринке еврейского праздника «Песо», куда пришли совершенно другие люди, вообще не посещающие концерты. Для них мы организовали специальную программу. Это был интересный опыт. Отрываются под оркестр и офисные работники. Людям нужна разрядка. А у нас на сцене 10 человек — дудки, барабаны. Все создают особую волну. Мы же играем позитивную музыку!
       — А в мире что творится с другой музыкой?
       — Она развивается. Русская музыка так отличается от зарубежной не в лучшую сторону, потому что мы не следим за тем, что происходит в мире. Нужно путешествовать и учиться. Барабанщикам — у африканцев, играющих на там-тамах, например, как мой знакомый рижский музыкант, обучившийся там многим редким приемам игры. Если в одном коллективе собираются музыканты из разных стран, каждый с опытом прослушивания своей музыки, получается интересный синтез. Например, «Ману Чао» — намешано черт знает что: испанская, ямайская музыка и панк, а звучит хорошо. Или другой пример — группа «Фанфары Чик Кореа». Это десять мужиков из деревни, успешно колесящих по всему свету и показывающих, что можно играть вот так, по-другому и актуально. Хотя в их манере нет ничего нового. Они переняли ее у своих отцов и дедов. И все это с таким угловато цыганским видом, прикольно! Их можно поставить в один ряд с Бреговичем, Кустурицей, Бобом Марковичем…
       — Как принимают вашу музыку в провинции?
       — Там все не так просто. Как-то раз нам пришлось выступать в маленьком белорусском городке Белынычи — заведующий клубом этого городка был знакомым одного нашего приятеля-журналиста из Минска. Целый год он искал аппаратуру, чтобы мы могли устроить там концерт. И вот наконец приехали. Стоит там этот клубешник, вокруг которого коровы ходят. Повесили большую нарисованную от руки афишу. Но людям наше название ни о чем вообще не говорило: «Газманова знаем, Буйнова знаем. А кто такой Хламкин?». Рядом с местом нашей дислокации проходила дискотека, туда все и пошли. Одно дело — пойти на дискач и напиться, другое — платить 300 рублей за концерт какого-то Хламкина! В конечном итоге человек 30 пришли поглазеть. Раньше эти люди никогда не были на концертах, поэтому не знали, что делать. Они долго сидели, а примерно на 10-й песне выхватили зажигалки и стали их жечь. Мы от них хотим, чтобы они другую музыку слушали вместо местной радиостанции. А у них там часто даже CD-плееров нет. Как-то раз я подарил девушке компакт, а она говорит: «А у меня только кассетник». На чем человек воспитан, то он и слушает. Вот таксисты слушают шансон. Они тебе расскажут о нем столько — мама не горюй! Таксист не заморачивается о том, какие новые хип-хоп-течения возникают в Пакистане.
       — Ну хоть какая-то надежда на провинцию есть? Вдруг появятся там хорошие музыканты, просветят народ…
       — Я думаю, что в такой большой стране, как Россия, талантливых музыкантов должно появляться немерено, ну хотя бы один процент из миллиона, но почему-то не появляется. Возможно, эти люди популярны в своих кругах. Им сложно не только выбраться в Москву или Питер, но и записать свой альбом. Выход один — пусть играют у себя, пока не достигнут того уровня, когда скажут себе: «Здесь мы все рассказали, надо обязательно выезжать дальше». Временем проверяется в тяжелых условиях и прочность их отношений. Через какое-то время совместной работы могут возникать разногласия и поиски виноватых, «почему нас не показывают по телику».
       — Стремиться и работать — это понятно. А как же им сделать так, чтобы о них узнали?
       — Тоже вопрос. Когда на концерт неформальной независимой команды приходит 20 человек, это нормальная ситуация. Если хочешь иметь коммерческий успех, надо играть по другим законам, по законам шоу-бизнеса, «Фабрики звезд», участвовать в программах Петросяна. Но не каждый будет играть под фанеру полжизни и за сто баксов мелькать по телику рядом с Газмановым. Если это самоцель, то пожалуйста. Я вот лет в 16 играл по ресторанам. Классный опыт был, но через какое-то время я через него прошел. Можно, конечно, долго идти по такому пути и быть великим кабацким музыкантом. Можно всю жизнь играть кавер-версии Deep Purple. Но насколько это сочетается с твоим представлением о конечной цели и о мире музыки вообще — вопрос.
       — «ДавайЗабухаемОркестр»… Выпить любите?
       — Нет. Изначально это название было придумано как шутка, которую не все поняли. Даже концерт отменили в одном городе. Его проведение нужно было согласовать с администрацией, которая сразу пошла в отказ, увидев нашу шутливую афишу: на фоне Кремля вместо часов Спасской башни была изображена эмблема «ДавайЗабухаемОркестра» — перечеркнутая бутылка. Эту же афишу не разрешила пронести внутрь охрана Дворца съездов, где мы должны были играть. В общем, мы подумали и решили переименоваться в «Огнеопасный оркестр».
       — Сейчас бывает, что играешь для друзей дома?
       — Бывает. Когда оркестр приезжает ко мне в гости. Но не песни Гребенщикова, а скорее этнические темы, последний раз — на датской арфе и калимбе. Шел дождь, мы сидели в беседке… Раньше кухня был интересна как место для общения. Но сейчас на ней не собираются, чтобы обсудить что-то важное. Может, это и хорошо. Цели, поставленные на кухне, кухонными и остались. Сегодня интересные идеи рождаются скорее в клубах. Мне кажется, гораздо интереснее играть на концерте, где можно сделать все качественнее и тоже позвать друзей.
       ДДТ и вообще рок 80-х был основан на кухне. Все эти песни можно спеть под гитару. Шевчук может выступать один как бард, поехать в любую горячую точку и устроить там концерт. А оркестр — это нечто другое. Жаль только, не получилось у русских оркестров народную музыку развить. Современная оркестровая музыка основана на других этнических корнях. Представить себе интересный русский оркестр балалаек и баянов сложно. Но знаете, однажды я шел по Риге и услышал, как в актовом зале играл оркестр школьников. Эти 30 человек, не имеющие никакого музыкального образования, играли не ровно и не в такт, но так гармонично! У меня до сих пор сохранилось ощущение, что именно так и нужно, потому что изначально человек по-другому не умеет! В этом есть что-то неподкупное. Когда же игра выстраивается до определенного стиля, это превращается в штамп. А тогда уже ничего нового придумать нельзя.
       
       Наталья МАЛАХОВА
       
23.10.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 81
23 октября 2006 г.

Первые лица
Госсекретарь США Кондолиза Райс в интервью «Новой»: Политика — это не бизнес, а сервис

Четвертая власть
Основатель одного из крупнейших издательских домов в России считает, что здесь нет условий для политической журналистики

Анонс
26 октября выйдет специальный выпуск Союза журналистов, посвященный Анне Политковской

Кавказский узел
«Люди исчезающие». Мы продолжаем расследование Анны Политковской

Суд да дело
Суд Нижегородской области принял решение о ликвидации Общества российско-чеченской дружбы

Разбирая дела «экстремистов», суд использует удивительные формулировки

Вольная тема
Ефим Бершин. Почему нельзя упорядочить миграцию

Станционный смотритель
Идет война инородная. Священная война?

Ну, какой русский тут хочет быстрой езды?

Волобойские вести

Общество
Жители Петербурга меняют свои фамилии на грузинские

В прошедшую субботу было совершено нападение на Галерею Марата Гельмана

Митинги.Ру
У националистов остаются два пути…

Массовые акции протеста в нефтяных регионах опровергают миф о длинном сибирском рубле

Плата за жульё
Министры не хотят отвечать за провал реформы

Власть и люди
Йошкар-олинским детсадовцам накинули по два рубля

Экономика
Экспортные аппетиты «Газпрома» могут привести к возврату страны к углю

Точка зрения
Георгий Сатаров: Президент просто руководит хаосом

Мир и мы
С демократией в России покончили до подачи закусок

Путин шутил, Европа кушала

Краiна Мрiй
Украинская оппозиция опасается больших уступок России

Новейшая история
«СССР: продукт после распада». Часть VII. Армения: страна разбросанных камней

Расследования
В Омской области успешно действует группа по захвату предприятий

Задержан один из подозреваемых в убийстве Дмитрия Фотьянова

Отдельный разговор
Региональные выборы 8 октября. Анализ основных итогов и уроков прошедшей кампании

После выборов
На выборах может заработать каждый

Власть и деньги
Суд решил, что вице-спикер Володин не получал откаты из средств на дорожное строительство

Цена закона
Госдума усилила ответственность за использование нацистской символики

В Татарстане закрылись все игровые салоны

К чему приведут новые поправки к закону «О безопасности дорожного движения»

Права и обязанности бюджетных учреждений. Почему возникла потребность в новом законе?

Финансы
О чем молчит «горячая линия» МГТС

Подробности
Студентам предложено подыскать работу

Сюжеты
Где из секретарш делают секретарей?

Московский наблюдатель
Москва, которую мы обрели. Продолжаем дискуссию о судьбе памятников архитектуры

Наши даты
20 лет назад погибла подлодка «К-219»

Личное дело
Лев Яшин — человек №1

Спорт
Наставник железнодорожников Славолюб Муслин ушел из-за конфликта с президентом клуба Валерием Филатовым?

Медицина
Академик Михаил Давыдов — о болевых точках и точках роста в здравоохранении и медицинской науке

За рулем
«Вокруг света за 80 дней». Очередной репортаж наших специальных корреспондентов

Интернет
Основатель ЖЖ Брэд Фицпатрик: Я рад, что теперь реально делаю что-то, связанное с Россией

Акция «Я — грузин» в российском интернете набирает сторонников

Музыкальная жизнь
Карл Хламкин — человек с огнеопасным оркестром

Свидание
Борис Акунин: Фандорин уедет в Тибет и доживет до перестройки

Наградной отдел
Наши держат марку Аврелия

Кинобудка
Наша мистика: без пол-литра крови не разобраться

Театральный бинокль
В театре Анатолия Васильева — два новых «Демона»

Сектор глаза
Некоторые московские артвыставки имеют больше медицинско-прикладной характер, чем художественный

Следующий номер
«Новой» выйдет
30 октября

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100