NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

MARS АТАКУЕТ
Сергей ОСИПЬЯН, снявший рекламу кока-колы, «Сникерсов», «Баунти» и «Марса», запускает фильм «Парни с Марса» — комедию о современном мире потребления
       
       
The Wall Street Journal регулярно печатает серьезные научные статьи о том, как мода на узкие джинсы или рюкзачки со стразами влияет на фондовый рынок. Компания Levi's, вовремя не поняв, что свободные джинсы — не прихоть, а радикальная смена парадигмы, осталась за бортом глобального рынка: coolhunter'ы, охотники за крутизной, больше не гоняются за этими джинсами. Вопрос «это круто?» чем дальше, тем больше становится вопросом ценой в миллиарды долларов.
       Интересны люди, совершающие обратное движение. Рекламный режиссер Сергей ОСИПЬЯН, на чьем счету ролики Coca Cola, IKEA (более 70 роликов), Mars, Samsung, Procter & Gamble, Сбербанка, банка «Уралсиб» и Московского кредитного, этой осенью снимает полнометражный фильм с рабочим названием «Парни с Марса» — лирическую комедию о том, как маленький человек выживает в обществе потребления. В широкий прокат фильм должен выйти летом 2007 года.
       «Новой» Сергей рассказал, кто несет ответственность за наши покупки и как непросто снять фильм о человеке, сходящем с ума в условиях капиталистического производства.
       
       — Вы смотрите рекламу?
       — Конечно, смотрю, как и все. У меня даже дети смотрят рекламу, потому что она яркая, музыка всегда громко. Моей дочери — год и два месяца, и она застывает перед телевизором, как завороженная. И я такой же, на меня все это действует. Я, как ребенок, люблю мир потребления. Многие рекламные ролики мне нравятся. Например, мне нравится реклама Sony Playstation. Ее, правда, редко показывают, преимущественно во время трансляций чемпионатов мира. Она всегда удивляет. Люди придумали какой-то странный мир, не похожий ни на что другое, и из года в год развивают его.
       Вот у меня английское MTV ловит. С огромным удовольствием я его смотрю. Там ролики жутко интересные, милые, какие-то не пошлые. Они отличаются от нашей рекламы так же, как английские сериалы для простых людей отличаются от отечественных сериалов для простых людей.
       — Но у нас ведь тоже бывают смешные ролики. Если реклама остроумная, чья это заслуга — заказчика или режиссера?
       — Создание рекламы не является авторским высказыванием. Ответственность на отдельном человеке не лежит. Реклама — это вложение денег в товар. Если мы хотим продать что-то большое и дорогое, то мы вкладываем много денег, и тогда возникает вопрос ответственности. Если мы ничего не продадим, кто за это ответит? Ведь есть люди, которые вынули из карманов эти деньги, и они, наверное, расстроятся. Поэтому вся система изготовления рекламы построена таким образом, чтобы никто за это не отвечал.
       — Вот на вас как на режиссере сколько ответственности лежит?
       — Наверное, процентов шесть. Так мало, что даже не важно. Вся ответственность на агентстве, которое обеспечивает процесс полностью. Заказчик предоставляет агентству бриф, пожелание. Сценарии придумывают агентства, режиссеру сценарий ролика просто выдают.
       — То есть никто не отвечает за то, что ты купил именно этот тариф, именно этот матрас?
       — Никто. Когда имеешь дело с российскими производителями, то это приводит к парадоксальным ситуациям. Люди вдруг понимают, что никто не несет ни за что ответственность, и впадают в панику. Они чувствуют, что им задурили голову, что их обманули. Но на самом деле это просто хитрая система распределения ответственности, и никто никому не желает зла.
       — Думаю, очень многие до сих пор не понимают, как можно было впарить заказчику ребрендинговое яйцо МТС.
       — Явно сыграл роль авторитет людей, которые все это делали. Крутые иностранные дизайнеры, которые предложили что-то такое гениальное, простое и круглое. И мы ведь не знаем финансовых показателей. Часто самые нелепые вещи приносят доход. Ведь тут важно, не хорошо это или плохо, а принесло это деньги или нет.
       — Вы знаете финансовые показатели по своим продуктам?
       — Я знаю, что художественное качество никак на них не влияет. На уровень продаж влияет только частота показов по телевидению. Заходят люди в магазин, видят Fairy и покупают его, потому что только что видели его по телевизору, хотя бутылочек стоит миллион.
       — Когда вы учились на Высших режиссерских курсах, вы собирались заниматься рекламой?
       — Нет, конечно. Я окончил их еще при Горбачеве. Тогда все было бесплатно, выдавали камеры, пленку, все было по-другому. Я был последним человеком, который снял дипломную работу за деньги государства. У меня киноманское прошлое: еще до поступления на Высшие курсы три года проработал в Музее кино: сначала билетером, потом редактором отдела аудиовизуальной информации.
       Потом я написал пьесу по Достоевскому и уехал в Лондон ставить спектакль. А когда вернулся в Москву, как раз образовывалось ОРТ. И я стал там заниматься кинопрограммами, отвечал за передачи о кино. В рекламу попал случайно. Мне повезло, потому что я рано начал и у меня были друзья, которые поверили мне вперед, авансом, дали чуть-чуть денег и возможность себя проявить. Сейчас многие молодые режиссеры не могут пробиться в узкий круг рекламных режиссеров — никто не доверяет им наработать портфолио.
       — Много народа из рекламы уходит сейчас в кино?
       — Многие пытаются. И мне кажется, что это правильно. Все-таки это много поработавшие люди. И мои любимые кинорежиссеры — так уж вышло — тоже в прошлом рекламщики. Дэвид Финчер («Бойцовский клуб», «Комната страха») снимал массу клипов Мадонны. Мишель Гондри снимал рекламу Nike, Levi's, сейчас снял «Науку сна», «Сияние разума» тоже его. Спайк Джонс — «Быть Джоном Малковичем», «Адаптация». Не самые скучные ребята.
       — Снимать кино интереснее, чем рекламу?
       — Да, намного интереснее. Знаете, у нас очень хороший сценарий. Его написал Александр Лунгин, сын Павла Лунгина. Мы не торопились и сценарий писали целый год. Бесконечно улучшали, ритмически организовывали. В результате получился какой-то литературный текст, можно издавать книжку. Большинство актеров согласились, только прочитав сценарий. У людей такое чувство голода по нормальному материалу, что они не смотрят на деньги.
       Мы с нашим сценарием долго искали киноиндустрию, думали, что где-то есть «фабрика грез». Но ее нет. Есть какие-то разрозненные печальные личности, человек пять продюсеров на страну, и у каждого из них своя придумка, как снять кино. Одни идут в нефтяную компанию, другие ищут клад, бродят по лесам. Поэтому кино не существует в России как индустрия.
       Сейчас в нашей стране существуют два вида фильмов. Первый — национальные блокбастеры, куда странным образом входят молодежные комедии типа «Даже не думай» или «Никто не знает про секс», и поставленное на поток, почти серийное производство патриотических фильмов о любви к Родине. Второе направление — это очень театрализованные фильмы, крайне озабоченные тем, чтобы угодить своей аудитории, спекулирующие на парадоксальном опыте национальной самоидентификации в не меньшей степени, чем патриотические блокбастеры. Других фильмов просто нет, никакого настоящего артхауза здесь не существует.
       — Чем ваше кино будет отличаться? Вы можете обещать сейчас все что угодно.
       — Ну особенно зрителей нам удивить нечем. Это будет просто обыкновенный фильм. Собаки там детей не едят, никто ни в кого не стреляет из пулемета. Но это не бытовой фильм. Если проводить аналогии, можно вспомнить кино братьев Коэнов. У нас тоже все шутят, но никто не смеется, не улыбается.
       Не устаю поражаться: серьезные люди, настоящие профессионалы занимаются фильмами ужасов, фэнтези, экранизациями комиксов, пытаются делать какие-то высокотехнологичные игрушки. Масса таланта, невероятные технологии, огромные деньги, а результат какой-то нелепый. Я и сам люблю компьютерные игры, но ведь компьютеры можно как-то иначе использовать — не только чтобы он стреляющие звуки издавал.
       И в кино то же самое. Кино может выполнять не только развлекательную функцию. Наша история — это современная версия «Шинели» Гоголя, кино про менеджера среднего звена, о том, как он живет, работает, сходит с ума в условиях капиталистического производства.
       Важно, что это кино о человеке, воткнутом в конструкцию, которую он не может охватить взглядом. Не знает, откуда к нему пришла работа и куда она потом уйдет. Главный визуальный образ — бесконечный зал, уходящий за горизонт, такое современное офисное пространство.
       — Насколько ваш фильм — сатира на вашу работу в рекламе?
       — Наш фильм не носит откровенно антиглобалистский характер. Но, поскольку мы пытаемся честно говорить о том, что нас окружает, сатира, конечно, проступает. Конечно, мы использовали знакомые фактуры, так само собой вышло — мы знаем кухню мира крупных корпораций (в фильме работают много людей из рекламы). Про завод АЗЛК я, наверное, мало знаю, а вот про маркетинговые отделы знаю много чего. Но считаю, что узкоспециальные темы и шутки, которые кажутся ужасно смешными первые пять минут, не выдерживают испытания большим масштабом. Снять кино даже для тысячи человек, которые узнают себя и скажут: «Ух ты, как смешно!» — как-то неинтересно. Гоголь, я думаю, писал «Шинель» не для коллежских асессоров, которые бы посмеялись, а остальные даже не поняли, в чем там суть проблемы.
       — Будете ли вы снимать вашу жену Ксению Кутепову?
       — Да, она играет в «Парнях с Марса» главную женскую роль. Она моя любимая актриса. Ксения очень опытная и профессиональная. Последние десять лет она играет в Театре Петра Фоменко. Почти каждый вечер выходит на сцену. У них в театре жизнь — как у работников «скорой помощи». Праздники, выходные — они работают. Поэтому жизнь у настоящих театральных актеров довольно скучная. Им нечем людей поразить, удивить. Они как шахтеры — ну да, шахта, были там, копали. «Вы приходите спектакль смотреть». Приходишь — а он и правда хороший.
       
       Екатерина ВАСЕНИНА
       
19.10.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 80
19 октября 2006 г.

Обстоятельства
Во что, кроме среднего немецкого футбольного клуба, «Газпром» мог вложить 100 млн евро?

Дети не должны умирать от излечимых болезней и безденежья взрослых

Стоит ли беспокоить г-на Зурабова по поводу мокрых сиротских поп?

Почему Ангела Меркель отклонила выгоднейшее «газовое предложение» Владимира Путина?

Подробности
После того как Митволь проверил «Сахалин-2», к нему пришли следователи

Суд да дело
Журналисты «Новой» свидетельствуют на суде над убийцами редактора отдела нашей газеты Игоря Домникова

Виновным в групповом убийстве вьетнамского студента признан один псих

Расследования
В версии о добровольной явке предполагаемых убийц Козлова много странного

Предприниматель Леонид Рожецкин объявлен в международный розыск

Анонс
В следующий четверг выйдет специальный выпуск, посвященный Анне Политковской

Митинги.Ру
Репортаж из Назрани с пикета в память об Анне Политковской

Почему глава прокуратуры Московской области так и не пришел на крестьянский митинг?

Общество
Евгений Ямбург: Люди, которых до конца не сломила даже Лубянка, не выдержали испытания рынком

Отделение связи
Открытое письмо президенту Российской Федерации Владимиру Путину по случаю встречи руководителей и глав государств в Лати (Финляндия) 20 октября 2006 года

Четвертая власть
В Балашове разгромили редакцию телеканала

Проспект Медиа
На российском радиорынке появится новый бренд

Новости компаний
Московские разборки на ВАЗе продолжаются

Навстречу выборам
Российское общество нельзя консолидировать вокруг созидательных, позитивных идей. Но можно — для «борьбы с врагами»

Тупики СНГ
6 ноября в Таджикистане выберут президента

Краiна Мрiй
Президентская фракция «Наша Украина» официально объявила о переходе в оппозицию

Регионы
В Воронеже выращивают холодоустойчивое население

Санкт-Петербург
В Петербурге — самая крупная вспышка брюшного тифа со времен Гражданской войны

Медицина
В России упорно растет кривая смертности от сердечно-сосудистых заболеваний

За рулем
Вспышки против мигалок: идет фотоохота за VIP-нарушителями ПДД

«Вокруг света за 80 дней». Очередной репортаж наших путешественников

Спорт
Точечные подачи Вексельберга

Капитан «Сатурна» Алексей Еременко:
С удовольствием сыграл бы с Моцартом


Музыкальная жизнь
Октябрь, ноябрь: музыкальные премьеры

Телеревизор
Телезритель недели — писатель и переводчик Григорий Кружков

Кинобудка
Александр Гаррос — о мистическом триллере «Меченосец»

Начались съемки лирической комедии «Парни с Марса» — о том, как маленький человек выживает в обществе потребления

Наши даты
Десять лет назад не стало Симона Соловейчика — организатора первой комсомольской революции

Наградной отдел
Названы лауреаты премии «Либерти» 2006 года

«Заказчик хочет быть красивым»: учреждена творческая премия ФСБ

Сюжеты
Порноконцерт утренних новостей. Фестиваль «Территория» глазами нашего корреспондента

Сектор глаза
В Центре имени Андрея Сахарова проходит выставка, посвященная трагедии в Театральном центре на Дубровке

Дружно впадаем в детство! На выставке «Как я провел лето»

Московский наблюдатель
В Москве прошел II Международный салон кукол

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100