NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ
Иностранный язык — лакмусовая бумажка качества школьного образования
       
(Фото — PhotoXPress)
       
       
После ряда публикаций («Можно ли впитать язык с молоком матери?», № 56; «Для тех, кто еще не в курсе английского», № 64; «Как донести язык и не испортить», № 67; «Ребенок надежнее, чем правительство», № 70; «Пролетая над незнакомым городом», № 71) на нашем сайте уже месяц обсуждаются проблемы изучения иностранного языка, но пока разговор шел о курсах, за которые мы платим свои денежки. А ведь до того все учили язык в общеобразовательной школе. Раньше с пятого, а сейчас со второго класса в программе каждой школы есть иностранный язык. Почему не удается его выучить на уроках? Часов не меньше, чем в Европе, группы небольшие, выбор учебников нормальный...
       Елена ЛЕНСКАЯ, заместитель директора Британского Совета по вопросам образования и преподавания английского языка, считает, что многое определяет стандарт и система экзаменов: если учитель не знает, какой результат он должен получить, то ничего стоящего ожидать не приходится.
       
       
Замысел нового экзамена по английскому языку в России появился в 1995 году, задолго до появления идеи ЕГЭ. Тогдашний начальник Управления образования Санкт-Петербурга Олег Лебедев попросил Британский Совет помочь с разработкой нового поколения выпускных экзаменов, поскольку старые, по его словам, не выдерживали никакой критики. Мы собрали группу заинтересованных учителей города и попросили их исследовать отношение к экзаменам и к преподаванию английского языка в целом. Они опросили почти треть учителей города, их учеников и родителей. Все, за редчайшим исключением, высказались резко против формата и содержания экзамена по английскому языку.
       Из чего состоял экзамен? Во-первых, из рассказа на предложенную тему, так называемого топика. Темы публикуются заранее, написанные топики можно выучить наизусть. Иногда успешно сдавшие экзамен не могут сказать ничего за пределами затверженной темы. Вторая часть экзамена — пересказ прочитанного (как правило, адаптированного, то есть упрощенного, текста). В жизни вряд ли придется читать такие тексты, кроме того, одинаково оцениваются те, кто справился с задачей за пять минут, и те, кто копался почти все сорок пять минут подготовки. А ведь когда придется применить знания на практике, последние вряд ли смогут работать с прочитанным текстом: слишком медленно и неэффективно они читают. Третья часть экзамена — разговор с учителем по предложенной теме. До недавнего времени все сводилось к написанию десяти вопросов по теме. Опять-таки их можно было написать и заучить заранее — тем не так уж много.
       Имеет ли отношение такой экзамен к реальному владению языком? В жизни иностранцу редко или никогда не приходится произносить заученный текст; разве только он будет выступать на конференции, но там он вряд ли будет рассказывать о своей семье или родном городе, как в школе. В жизни придется читать тексты в оригинале — это может быть инструкция к прибору или электронное письмо, газетное сообщение или просто надписи в аэропорту. Отлично, если получится читать художественную литературу, но это точно не первая необходимость. А уж если читать, то без упрощений и пересказов. Иногда при этом приходится пользоваться словарем, а он на экзамене по непонятной причине запрещен.
       Когда ты кого-то о чем-то расспрашиваешь, то твой второй вопрос часто зависит от ответа на первый. В строгой последовательности вопросы задаются только в формальном интервью или анкете — часто ли их проводят иностранцы?
       Итак, то, что проверяет экзамен, не позволяет судить о том, как выпускник сможет использовать свои знания по предмету. Совсем нет заданий, проверяющих умение понимать речь на слух, нет заданий по письму и т.д. Сохранять такой экзамен — значит не уважать права ученика на качественное образование.
       В своих исследованиях мы сравнивали требования школьных и вузовских экзаменов. Те и другие обладали одинаковыми недостатками, да еще и не коррелировали друг с другом! При этом требования в каждом вузе разные и нигде толком не описаны. В одном из престижных московских вузов проверяли понимание текста на слух и знание грамматики, в другом — понимание письменного текста и лексику. Где-то ограничивались письменными заданиями, а где-то были и устные. Оценки в основном выставлялись по принципу «Сколько сделано ошибок?». Хотя всем известно, что нет действеннее способа отбить охоту к изучению языка, чем начать считать ошибки. Да и ошибка ошибке рознь. Если ты так выразил свою мысль, что тебя не поняли, то это серьезный просчет, а если твоя ошибка или оговорка не помешала плавному течению диалога, то ничего в ней страшного нет — мы и в родном языке иногда ошибаемся.
       Важно определить, какие вопросы сможет решить новый формат экзамена, чем и почему он будет отличаться от старого?
       Первое: это внешний экзамен. Оценивает не тот учитель, который учил, вынужденный одновременно оценивать и самого себя, а комиссия экзаменаторов, которая не знает ни какие оценки имел выпускник в течение года, ни сколько раз отвлекался на уроке, ни кто его родители. Комиссия оценивает при желании результат работы и не имеют права принимать во внимание другие соображения. Экзамен устроен так, что надо строго следовать процедуре, а она должна исключать любые возможности подсказки, подсуживания или засуживания.
       Второе: экзамен по-новому — стандартизованный или критериальный. И экзаменатор, и экзаменуемый точно знают, что подлежит оценке, на основании каких критериев она применяется и как выводится. Знать мало — экзаменаторы должны потренироваться в выведении оценки, чтобы все однозначно поняли принципы работы. В стандартизованном экзамене большое внимание уделяется и подготовке сопоставимых по трудности вариантов заданий. Стандартизовать — задача очень непростая. Одним экспертам здесь не справиться. Нужно проводить пробное тестирование, и если окажется, что с каким-то вариантом ученики справляются значительно хуже, чем с другими, — значит калибровка по сложности не сработала.
       В нашем экзамене мы проверяем все речевые умения: и то, как ученики умеют донести свою мысль устно и письменно, и как они могут понять устное или письменное сообщение или текст. При этом создаются ситуации, которые могут встретиться в реальной жизни. Владение словарем и грамматикой проверяем тоже, но не знание правил ради правил, а умение использовать словарь и грамматику для точного выражения мысли. При этом мы понимали, что если результаты будут использоваться вузами, то нам нужно дать возможность выпускникам продемонстрировать знания и выше школьного стандарта. Поэтому, когда мы адаптировали выпускной экзамен к нуждам ЕГЭ, мы каждый раздел выстроили как батарею постепенно усложняющихся заданий.
       Наконец, четвертое отличие. Мы старались ориентироваться не только на требования российского стандарта по иностранным языкам, но и на международные стандарты, прежде всего Совета Европы. Международные экзамены по иностранному языку пока вызывают наибольшее доверие во всем мире. Наш единый экзамен похож по формату на международные языковые экзамены, прежде всего на кембриджские. Важно, что успешно сдавшие ЕГЭ и набравшие не меньше определенного балла могут сразу сдать и кембриджский экзамен на первый сертификат. Это платный экзамен, поэтому результаты ЕГЭ позволят не рисковать деньгами зря. Со временем, мы надеемся, результатам ЕГЭ будут доверять не меньше, чем международным экзаменам, и именно потому, что он ориентирован на международные требования.
       Любая экзаменационная система должна устояться для того, чтобы стать по-настоящему удобной и надежной. Но, поскольку экзамены касаются большого числа людей и реально влияют на их судьбу, мы часто требуем, чтобы младенец сразу стал взрослым и при этом без недостатков. Так, к сожалению, не бывает. Нет ни одной страны, где полностью довольны своей системой оценки качества, как нет и ни одной страны, которая была бы полностью довольна своей системой образования. Достоинства и недостатки можно увидеть только в сравнении.
       Но уже сейчас новый экзамен позволяет гораздо более надежно и справедливо оценить знания, чем та система, которую мы имели раньше. Его эффект был бы еще большим, если бы в ходе обучения в школе система критериальных испытаний применялась несколько раз. Тогда о пробелах в знаниях учеников можно было бы узнать заранее и экзамен был бы не окончательным вердиктом, а диагнозом.
       
       
Сейчас появилась масса учебных пособий, которые предназначены для подготовки к ЕГЭ. И это часто служит поводом для утверждений: на экзамен в форме ЕГЭ можно натаскать за короткий срок. Но предназначение таких пособий иное — они должны помогать ребятам разобраться в формате экзамена, чтобы сам способ выполнения заданий за определенный временной промежуток и по определенным правилам был им знаком до того, как они придут сдавать экзамен. Одновременно ребята могут потренироваться в тех умениях, которые, как им кажется, сформированы недостаточно. Такие пособия существуют и для подготовки к международным экзаменам. К сожалению, у нас, когда появился ЕГЭ, пособия начали создавать и те, кто не до конца разобрался в новом экзамене, и те, кто в глаза не видел спецификации.
       
       "Новая газета" № 77
       
09.10.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 77
9 октября 2006 г.

Отдельный разговор
Аня. Пока есть «Новая газета», ее убийцы не будут спать спокойно

По какой статье? Анна Политковская в «Новой газете». 2006 год

Последнее выступление Анны Политковской. Радио «Свобода», четверг, 5 октября

Боялись, поэтому и убили…

Александр Лебедев: Направив пулю в Анну Политковскую, метили в ее оппонентов

Из почты «Новой»: «Помним и запомним»

Высказать соболезнования…

Все материалы Анны Политковской за последние два года…

Библиотека
Анна Политковская. «Больная собака в большом городе»


Обстоятельства
Директива «Об образовании грузин»

Мнение общества и официальных лиц

Сын за отца отвечает. Если он мигрант, тем более — грузин

Юрий Рост: Я — грузин

Акцент вражды. Пропагандисты и политики объясняют конфликт с Грузией

Социально опасные дети, или Чему не научила история

Антигрузинская кампания стартовала и на берегах Невы

Путин помог Саакашвили

Репортаж из горячей точки — ресторанов кавказской кухни

Национальному грузинскому балету отменили гастроли в Московском доме музыки

Точка зрения
Павел Фельгенгауэр: А про агентов уже забыли…

Станционный смотритель
Полная гамарджоба, или Маленькая бедоносная война

«Музыка играет, штандарт скачет, девелоперы хеджируют!»

Волобойские вести

Цена закона
Депутаты не стали стыдливо прятать фишки

Опыт Татарстана подсказывает, как в России будут упорядочивать игорный бизнес

Навстречу выборам
В Самаре взорвали машину кандидата в мэры

Реакция
Прокуратура заинтересовалась планами Кремля

Телеревизор
Как дешифровывать новости государственного ТВ. Инструкция для пользователя

Инострания
Учтя пожелания больших узбеков, ООН сдалась, а Евросоюз одумался

Исторический факт
60 лет назад завершился Нюрнбергский процесс

Образование
Иностранный язык — лакмусовая бумажка качества школьного образования

Медицина
Как снизить смертность в два раза за два года. Предложение академика Михаила Давыдова

Регионы
В Воронеже дети сбежали от чиновников

Милосердие
Добро должно быть. Благотворительность: работа на вырост

Известные люди делают кукол, чтобы на вырученные деньги купить кардиостимуляторы для детей

Свидание
Финский кинорежиссер Аки Каурисмяки передает полученную премию детскому дому для чеченских детей

Композитор Александр Бакши — о том, что должна настать новая культурная эпоха

Кинобудка
Сегодня открывается XXVI Международный фестиваль ВГИКа

Публика Музея кино снова собралась. На открытие кинофестиваля «Кино 90-х»

Сектор глаза
На конкурсе «Серебряная камера» фотографы ушли от политических тем в сторону простых человеческих отношений

Музыкальная жизнь
Грядущие события октября от Аллы Гераскиной

В Москве проходит фестиваль военно-патриотическиой песни

«Стародум» Станислава Рассадина
Блаженны изгнанные… А мы?

Наши даты
Ушел Алексей Шведов

За рулем
«Вокруг света за 80 дней». Силовая тренировка в американском суде

Сюжеты
Наши сограждане «усыновляют» новорожденных зубрят подмосковного заповедника

Спорт
«Молодежку» бросили, а она взяла и выиграла

Наша сборная становится аутсайдером в борьбе за путевку на Евро-2008

Кто победит: «Газпром» или РЖД?

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100