NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

НЕОТКРЫТАЯ АМЕРИКА
Проходит Первый московский фестиваль американского кино
       
Кадр из фильма "Яд".
         
       
Устроители смотра озадачились амбициозно: открыть зрителю незнакомый киноматерик — «американское киноискусство». Абсурд? Зритель «киноамерикой» и так объедается с утра до ночи вместе с попкорном.
       Но директор программы Кирилл Разлогов полагает, что следовало бы давно развеять миф, будто американское кино исчерпывается Голливудлендом. В действительности подлинное американское киноискусство остается неведомой для массового зрителя территорией.
       На экранах процветает диктатура трех-четырех десятков фильмов, как правило, никакого отношения к национальной культуре США не имеющих. «Они рассказывают об инопланетянах, роботах, вселенских катастрофах и космических войнах, о вещах глобальных, интересующих всех, но к судьбам Америки никак не привязанных».
       Между тем в США в год производится около 800 только игровых полнометражных фильмов, не говоря о документальных лентах, коротком метре, анимации, телевизионной продукции.
       
       
Фестиваль представляет московским зрителям четыре программы. В рубрике «Гении начинались так» — первые шаги будущих прославленных низвергателей стереотипов Тодда Хейнса и Гаса Ван Сента. «Яд», снятый Хейенсом в 91-м, уже свидетельствует о необыкновенном даре автора — искусном стилизаторстве. Три истории лузеров навеяны романами Жана Жене, пропитаны темами секса и насилия. Три новеллы сняты в столь разных стилях, будто срежиссированы творческими антагонистами. В «Герое» — почерк телехроники, бестрепетный сюжет о семилетнем мальчике, убившем отца. «Ужас» — черно-белый фантастический хоррор об «изобретателе сексуальности». В барочном и порочном «Homo» — непреодолимая тяга друг к другу заключенных тюрьмы Фонтеналь.
       «Mala noche» снят будущим классиком независимого кино Гасом Ван Сентом по мотивам автобиографического романа Уолта Кертиса. Рассказ о безумной любви портлендского буржуа к юному нелегалу-мексиканцу назван критиками симбиозом эроса и танатоса. Вопросы, не имеющие ответов, неотвратимо преследующие режиссера, уже здесь мигают красным светофором: отчуждение, отсутствие взаимопонимания между людьми, маргинализация сексуальных меньшинств, одиночество творца.
       «ИндиВид» — панорама современного независимого американского кино. Фильмы этого раздела условно делятся на две категории. Картины, в которых режиссеры отстаивают право на самостоятельное художественного высказывание, не боясь обвинений в снобизме и маргинальности. И малобюджетные фильмы, авторы которых надеются в ближайшем будущем прорваться в Голливуд, демонстрируя студиям-мейджорам не только высокий профессионализм, но и определенную лояльность к жанровой и драматургической внятности.
       Нелицеприятная социальная сатира от Сиофры Кэмпбел «Чудесно» (десять минут славы развращают героиню, разрушая ее личную жизнь), прихотливый рисунок разных женских судеб в картине «Девять жизней» (женщины на перепутье прошлого и настоящего), снятой сыном классика «магического реализма» Габриеля Гарсиа Маркеса Родриго Гарсиа. Мрачная психодрама «Кин» от путешественника по безднам подсознания Лоджа Х. Керригана. Вполне зрительский микст лирической комедии и эротической мелодрамы «Поцелуй меня снова» Уильяма Тайлера Смита (режиссер бросает своих героев на произвол судьбы в шторм стихии влечений). Вариация на тему современной Лолиты, циничной и расчетливой юной леди, в провокационной комедии «У Мини это в первый раз» режиссера Ника Гати.
       Программа «Классика Голливуда» — подбор из редко встречающихся в России лент эпохи «холодной войны». Классические вестерны, подпирающие романтику мифологии Америки как единой нации.
       «Ранчо с дурной славой» Фрица Ланга с легендарной Марлен Дитрих. «Необузданные» Николаса Рея (автора культового «Бунтовщика без идеала», определившего образ поколения «рассерженных» с их кумиром Джеймсом Дином в главной роли). «Безоговорочно» Мервина Ле Роя (создателя любимого в СССР «Моста Ватерлоо») с «первопроходцем Дикого Запада» Джоном Уэйном.
       Любопытно, что сверхэлитарный Гас Ван Сент резонно заметил: «Мы живем в столь жестоком, милитаристском мире, что от художника ждут не рассказов о глубинах сердца, а социального анализа. К сожалению». Социальным анализом всецело увлечено современное документальное кино. Программа «Экран.doc» включает не только новые картины (которые вряд ли получат еще один шанс быть показанными в России), но и ретроспективу классика документалистики Фреда Уайзмена, последовательно отстаивающего приоритет репортажной документалистики (среди его множества наград — две премии «Эмми»).
       Открылся фестиваль густым нуаром Брайана де Пальмы «Черная орхидея», тем самым еще раз указав на зыбкое пограничье между Голливудом и независимым кино.
       Этот рубеж, на мой взгляд, прежде всего и должен был обозначить фестиваль. Приблизить с помощью объектива звездно-полосатую страну, растиражированную многомиллионными блокбастерами. Рассмотреть ее многообразие, сопереживать современникам с их повседневной действительностью, а не только «людям Х» в черном с паучьими щупальцами и крыльями. Ведь на самом деле сверкающий бриллиантами айсберг Голливуд дает так мало шансов узнать о жизни реальных людей.
       Намерение устроителей фестиваля показать «другие берега» американского кино весьма похвально. Однако в своих устремлениях они зависли на полдороге. Видимо, сказался страх отпугнуть зрителя. И потому рядом с лентами поэтов, метафизиков и социальных критиков оказались коммерчески выверенные фильмы-«душечки», старающиеся угодить публике, и даже кассовый мультик от продюсерской компании Тома Хэнкса «Гроза муравьев» (экранизация детской книжки Джона Никла). И приключения насекомых могут быть весьма захватывающими… Только какое к ним отношение имеют «Образы Америки»?
       Главный гость фестиваля — Ирвин Кершнер, режиссер, продюсер, сценарист, имя которого вписано в историю мирового кино. Постановщик сразу двух культовых кинопроектов: «Звездные войны» («Империя наносит ответный удар», 1980) и «Бондиана» («Никогда не говори никогда», 1983). Он же снял «Робокопа-2». Примечательно, что Кершнер, по собственному признанию, увлекся кино после просмотра фильма «Александр Невский». Он признается, что считает себя «родом из старой России» — вырос в семье эмигрантов. Мать была из Одессы, а отец то ли из Киева, то ли из Минска, Ирвин затрудняется с точным ответом. Зато помнит, что до шести лет (пока не пошел в школу) плохо говорил по-английски: дома общались на идиш, польском и украинском.
       Хотя режиссер известен своими боевиками и приключенческими хитами, его лучшие работы — об аутсайдерах, утопающих в волнах жесткого меркантильного мира. Свой первый фильм он поставил у Роджера Кормэна — «Засада на улице наркоты» (1958), потом были «Молодые пленники» и ставший знаменитым «Священник для преступников». Его любимые картины насыщены состраданием к лузерам: «Лицо под дождем», «Удача Джинджера Коффи» и «Прекрасное безумие» с Шоном Коннери в роли поэта-нонконформиста. «Прекрасное безумие» — в программе фестиваля, название фильма могло бы стать девизом смотра.
       Кершнер, несмотря на свой преклонный возраст (он родился в 1923 году), оказался остроумным господином с хорошей реакцией, чувством юмора, точным пониманием реалий современного американского кинематографа.
       «Вот мне тут подготовили план выступления. Первым пунктом означено: «Чему я научил Джорджа Лукаса?». Так вот, я научил его игре в теннис. Приходилось все время повторять: «Ну не бей мяч в сетку. Постарайся попасть в поле». Чтобы закончить с Лукасом, уточню: да, я был одним из его учителей на кинофакультете в университете. Но имеет ли значение, кто, чему и когда научил режиссера? Занимаясь преподаванием кино, замечаешь отдельных студентов, отмеченных подлинной, неукротимой страстью к кино. Она здесь… в сердце, не в голове. Дело ведь не в том, что они хотят стать режиссерами. Кино лишь средство высказаться, главное, чтобы было о чем сказать, чтобы тебя распирало изнутри. Своим студентам сегодня в классе сценарного мастерства говорю: «Прекращайте ходить на занятия. Запритесь дома. Сидите и пишите. Днем, ночью… И, может, что-то из вас выйдет».
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
       
От первого лица
       
       Ирвин КЕРШНЕР:
       
«Голливудскую моду диктует подросток»
       
       
Спрашиваем Кершнера о его отношении к Голливуду. Вот что он ответил.
       — Голливуд — это не что-то застывшее. Он меняется вместе с самой жизнью. Вот они, очевидные перемены. В прошлом году заметные документальные картины вышли в кинопрокат. Еще один знак перемен. Академия отметила «Оскарами» целый ряд независимых картин.
       Голливуд по-прежнему предпочитает иметь дело с очень большими числами. Бюджет распухает, перемахивая предел $100 млн, приближаясь к $200 млн. И тут продюсеры этих самых толстосумных бюджетов обнаруживают, что выручки-то почти нет! Гонорары звезд, их проценты от прибыли сжирают значительную часть денег. Голливуд создал систему звезд, актеров, любимых на всем земном шаре. В этом есть плюсы и минусы. Ведь вместе с популярностью растет и аппетит звезды. А если вы тратите такие деньги, то стараетесь уже привлечь как можно больше зрителей. Значит, затеваете шумную рекламную кампанию, но стоит она почти столько же, сколько сам фильм. Так что это — кино или бизнес? Конечно, бизнес, причем ориентированный на подростка. Это он заказывает «Супермена», «Спайдермена» — диктует тотальное кино-экшн.
       Но всегда существуют режиссеры и продюсеры, снимающие малобюджетное кино, занятое исключительно диалогом с сердцем зрителя. Теперь вот что происходит. Появляются картины без участия суперзвезд, но успешные! Их даже привечает академия. И тогда продюсеры спрашивают себя: «А нужно ли платить столько звездам, если и без них можно достичь успеха?». Исподволь в Голливуде зреет революция. И к чему она приведет, мы еще увидим… если доживем.
       
       "Новая газета" № 75
       
02.10.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 75
2 октября 2006 г.

Кавказский узел
Не довести до войны! Довести до абсурда

Если хочешь обидеть грузина…

Чем для Грузии отличаются СВР, ФСБ и демоническое ГРУ

Переводы с дипломатического

Россия не отрицает, что арестованы военные разведчики

Тупики СНГ
Лукашенко пригрозил России разрывом отношений

Обстоятельства
Туркменский газ для Европарламента оказался важнее политзаключенных

Мир и мы
На каких условиях «энергетическая сверхдержава» Россия хочет договориться с Европой

Россия становится непредсказуемым партнером для Запада

Санкт-Петербург
Чеченизация Питера

Зачем «Восток» пришел на запад

Расследования
Генералы широкого потребления. Новые факты из уголовного дела о китайской контрабанде, направленной на склад ФСБ

Красноярск. Дело о пяти подростках

Суд да дело
Судам вынесли приговор

Дело Сычева утратило политический смысл

Армия
Курс на молодого бойца

Образование
Православная епархия Саратовской области против здорового образа жизни школьников

Митинги.Ру
Школьники объявили забастовку в защиту учителей

Продолжается акция протеста соинвесторов

Подробности
Сочинский национальный парк угрожает Олимпийским играм

Оборонный НИИ разрабатывает технологию борьбы с самим собой

Новости компаний
Для чего Altimo скупает телекоммуникационные активы

Власть и люди
Открытое письмо президенту России от воронежского фермера: «Я заправляю трактор 16 ведрами картошки»

Реакция
Проверкой установлено, что гору Машук украли у государства не нарочно

Батоно — не хлеб для милиции

Обзор форума «Новой» Открыто.Ру

Отделение связи
В ГУЛАГ за 200 долларов и в дурдом за телевизор…

«Горячий телефон» «Новой»

Новейшая история
«СССР: продукт после распада». Часть V. Две Украины одной страны

Четвертая власть
Возвращением Васильева из Киева довольны все: и «Коммерсант», и власть

Телеревизор
Питерский «Пятый канал» хочет соперничать с Первым, «Россией» и НТВ

За рулем
«Вокруг света за 80 дней». Русская рулетка в Лас-Вегасе

Наши корреспонденты провели мониторинг московских улиц: 33 мигалки в час!

«Стародум» Станислава Рассадина
Снятие мигалок и прокуроров... Осеннее потепление?

Свидание
Светлана Алексиевич: Вся Россия меняется. И каждый в России остался наедине с этими изменениями

Навстречу выборам
В лице Партии жизни «Единая Россия» нашла себе конкурента на региональных выборах

Спорт
Султан Ибрагимов. Говорит тихо, бьет быстро

Максим Калиниченко: Поддерживаю Диму Аленичева

Армен Джигарханян: Не русская это игра — футбол

Технологии
Откровения сотрудника компании, которая занимает 60% российского рынка рекламных сообщений

Как завернуть мусор в трубку…

Культурный слой
Скандал вокруг памятника Астафьеву

Дом кино уничтожают в пожарном порядке

Судьбы двух замечательных художников — Сергея Прокофьева и Николая Заболоцкого

Библиотека
Книги с Александром Гарросом

Кинобудка
Открылся Международный кинофестиваль «Новое кино. XXI век»

«Киношок»: смотр сознательно плохого кино

Проходит Первый московский фестиваль американского кино

К сведению…
Подписка-2007

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100