NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПРИВЕТ ОТ УЛЕНШПИГЕЛЯ, или БЬЮЩИЕСЯ В ВЕСТЕРИКЕ
«Киношок»: смотр сознательно плохого кино
       
       
Поскольку юбилейный 15-й «Киношок» закрылся в дивной Анапе неделю назад и все, кому надо, всё про него уже знают — кто с каким счетом и в каком забеге победил, — предлагаю просто обсудить феномен сознательно плохого кино, или «трэша», которым на этот раз Открытый фестиваль стран СНГ и Балтии порадовал гурманов.
       
       Волга-Волга впадает недалеко от Сансет-Бульвара
       «Волга-Волга» Андрея Сильвестрова и Павла Лабазова — фильм-инсталляция, сработанный проще табуретки. Берется классика Александрова в ее первозданном виде и на место головы Дуни-Стрелки компьютером впечатывается голова художника Влада Мамышева-Монро в гриме Любови Орловой. Эта голова поет, говорит и строит рожи, иногда выходя в открытый космос и наблюдая за своим кораблем-маткой, он же великая звезда. Авторы утверждают, что эта «заплатка» переводит незатейливую комедию сталинской эпохи в зловещую пародию на эту эпоху. Допустим.
      
"Волга-Волга". Влад Монро в качестве Любови Орловой.
       
       Вообще толковый концептуалист, каким является парочка Сильвестров—Лабазов плюс отпетый мошенник Влад Монро, может объяснить и обосновать все что угодно. Д.А. Пригов в свое время взял да и переписал «Евгения Онегина» — просто буквально на машинке. Один к одному. Это и есть концептуальная акция.
       Насчет Дмитрия Александровича — не знаю, а режиссерам этот финт нужен (на мой, конечно, взгляд), чтобы дешево, сердито и всласть поприкалываться и не выпасть из обоймы концептуалистов-трэшевиков, что на сей момент куда почетнее и почтеннее, чем корячиться над серьезным, бюджетным кино. А для зрителя смотреть по-настоящему плохое кино — отдельное и тонкое удовольствие. Я знаю людей, которые формируют домашнюю видеотеку из таких лент, как «Чук и Гек» и «Тайна двух океанов», и кайфуют от души.
       Любой концепт по задаче и исполнению — это трэш (мусор, кич и халтура). От «Черного квадрата» до фильма Владимира Логутова «Обо мне», снятого на мобильный телефон со всеми на диво идиотскими разговорами автора. Но и «Волга-Волга», и «Обо мне» — картины из конкурса «Кино без пленки». Это конкурс, главным образом, маргиналов-альтернативщиков. Только такая компания, которую можно объединить северокавказским именем Подрыв Устоев, могла организовать международный видеофестиваль в сибирском городке Канске и назвать его, само собой, Канским.
       Другое дело — «большой» конкурс со своим большим и серьезным жюри и такими же картинами. И ни одна из них не находится в столь опасной близости от «Волги-Волги» (в двойных кавычках), как «Далеко от Сансет-Бульвара», самая большая (два часа пятнадцать минут) и самая серьезная (нервный срыв режиссера Игоря Минаева) лента.
       Фильм снят на французские деньги и наверняка будет пользоваться успехом во Франции, где и проживает в настоящее время Минаев. Что позволяет мне считать «Сансет-Бульвар» также трэшем. Причем именно — бульваром. Умелая мелодрама на материале жизни режиссера и актрисы эпохи Большого стиля. Намеки прозрачны до неприличия. Музыкальные комедии в разгар террора, яркий гей-мотив, великая звезда «Красного Голливуда» (первоначальное и куда более удачное название фильма) — все указывает на Любовь Орлову и ее мужа Григория Александрова.
       Полагаю, Игорь Минаев адекватно оценивал свои спекулятивные поддавки. Герой — высок, тонок, мятежен, наивен, рефлексирующ. Героиня — сексапильна, обойдена женским счастьем, страдает от компромиссов и жаждет страсти. Оба — игрушки в руках судьбы. Голубой демон-искуситель (иллюзионист-стукач), сластолюбец-писатель (тоже стукач). Темные интерьеры, солнечные террасы, пародийные сцены «красных» мюзиклов, кокаин, гомоэротика плюс фоном Сталинсталинстал… Инстал «Профанация любви в условиях соцреализма».
       Французам обеспечен духовный и эстетический оргазм. У нас тоже с удовольствием поплачут, как на «Сибирском цирюльнике». Я спросила у одного диетолога: как, мол, насчет сосисок? Тот возмутился: «Мы же говорим о еде!».
       Трэш не говорит о еде. Он оперирует муляжами, симулякрами, притворяющимися едой, причем некачественной. Влад Монро купил на барахолке перстень с зеркальцем — точно такой, как у «Орловой» в фильме Минаева. Бывают странные сближенья, вот что я хочу сказать.
       
       К Западу от Востока
       Фильмы бывших республик Средней Азии не удостоились практически ни одной награды. Сдается мне, что лидирующие в этот раз Эстония и Украина, «запад», показавший товар не лучше узбекского или казахского, как выражаются распальцовочные круги, развел публику просто-напросто циничнее, а потому ловчее «востока».
       Дамир Манабай без особых затей вручает публике «куклу» — упакованный в знаменитые казахские пейзажи средневековый экшн «Месть» на шекспировскую тему: два племени исстари враждуют, между тем как дети вождей… и т.д. Победа крови над катарсисом путем простого голосования. Но, заметим, и без понтов: автор легко соглашается, что снимал однодневку, которую следует забыть через пятнадцать минут. Денег потраченных, конечно, жалко, учитывая катастрофическое положение азиатских студий и проката (в Таджикистане, например, осталось шесть кинотеатров). Но Манабай уверен, что фильм окупится именно благодаря его «мыльности».
      
Кадр из фильма "Месть".
    
       Зритель любит плохое кино и едва ли отличает «куклу» от полноценной «зелени».
       Зульфикар Мусаков, показавший на прошлом «Шоке» отличное скупое и жесткое кино «Мальчики в небе», разразился вдруг лживой и размазанной «Родиной». Старый узбек приезжает в родной аул из Америки спустя сорок лет отомстить врагу. Несколько точных, драматичных и смешных современных сцен напрочь убиты «воспоминаниями», где фигурирует, например, генерал Власов собственной персоной, вербующий героя из концлагеря в свою освободительную армию. Или добрейший «кум» — начальник уже советского лагеря, прямо какой-то Санта-Клаус.
       Так советскую историю мастырят американцы. Хотя свое плохое кино они мастерят гораздо лучше. Конечно, во многом это вопрос денег, от которых во многом же зависит художественная правда — пусть простят меня те прекрасные доверчивые люди, которые плакали в зале (видимо, они же пачками валили с «Догвиля»). Впарить им резаную бумагу за большую человеческую драму — особого лукавства не требуется.
       В таджикском рецепте «Чтобы попасть в рай, нужно умереть» импотент добивается полового успеха при помощи убийства. Тут уж вымороченной экзистенции наворочено выше крыши. Без этого автору, живущему во Франции, согласитесь, творить как-то не с руки. Трудно поверить, что шедевр «Ангел справа» снял тот же самый Джамшед Усмонов, а не его однофамилец.
       Дрейф в сторону трэша без натяжек можно назвать тенденцией. Особо отличилась Украина в лице двух ведущих клипмейкеров бьющейся в вестерике страны — Александра Шапиро и Алана Бадоева.
       Шапиро отлудил блистательно смонтированный и озвученный бред под названием «Happy people» (а не просто «счастливые люди» — не для стебного ли «пи-пи» посередке?). Богатые пацаны переживают кризис развлечений и находят новое: каждый должен раз в неделю исполнять любое, самое дикое желание другого. Все, что внутри этого, пересказу не подлежит, поскольку полностью свободно от смысла. Забавно, что именно он, многостаночник Шапиро, получил приз за лучший сценарий, похожий на дурацкий бессвязный сон. Кстати, на сны как на импульс ссылались многие авторы. Довольно интересное явление, своеобразно отражающее вязкое буксующее время тупиковых кошмаров. В случае Шапиро, впрочем, инфернальности искать нечего. Парень он трезвый и ученый, задачи изобразить сновидческую реальность а-ля Бунюэль у него отнюдь не было. А была страшная лихость и ноль навыка драматургии. Как, добавлю, почти во всех картинах фестиваля — исключая документальные и короткие игровые.
       Обрывочное мышление часто называют клиповым. Это не совсем верно. Даже совсем неверно. Потому что хороший клип требует как раз высокой дисциплины сюжета. Что и было в прошлогоднем дебютном фильме Шапиро «Путеводитель». А сегодня сногсшибательный монтаж мы получаем под видом нового киноязыка, а нарезку из юморка и матерка в диалогах — как некую мысль. Это относится не только к Шапиро. И не только к «Киношоку».
       Режиссеры морочат публику, но сами при этом становятся жертвой своей ловкости. «Кукла» возвращается к ним суррогатом аудитории. Хотелось бы говорить с людьми, а хавает тебя счастливый пипл. Пи-пи.
       Увидев объявление о пресс-конференции Алексея Чадова (!), я сказала себе: «Так. Скоро сточимся до мышей». Явление Чадова «Киношоку» только отчасти было встречей с собственно звездой и исполнителем главной роли в конкурсном фильме Алана Бадоева «Orangelove».
       Как и сам Бадоев, Леша Чадов невольно оказался сгущенной рефлексией поколения. Мальчик, имя и биографию которому сделали фильмы о войне, на вопрос о своем отношении к войне отвечает: «Я боевой парень. Когда стреляешь из станкового пулемета, чувствуешь себя богом…»
       В фильме «Оранжлав» на смену пулемету пришла фотокамера. На ее прицеле мир, который до этого «боевой парень» расстреливал. Пришла пора собирать камни. Но от мира мало что осталось. Нам не показан Киев в дни оранжевой революции. Она гремит где-то за окном, да и окно забито досками. В запертой квартире русский мальчик и украинская девочка (ботичеллиевой красоты модель Ольга Макеева) любят друг друга, непонятно почему — на разных языках. Мальчика зовут, кстати, Рома. Квартиру им сдал старый педераст (больной СПИДом) с необъяснимым условием не выходить из нее. Вообще мотивировки здесь никого не колышут. Откуда и как девочка получает результаты своих анализов? Неважно. Важно, что она тоже якобы заражена. Ромео все-таки покидает квартиру и весь окровавленный (?) ломится к «отцу Лоренцо» с требованием его заразить. И, счастливый, возвращается к возлюбленной, теперь они на равных. А та возьми да и получи извещение, что вышла ошибка и она здорова. Но Джульетта не захотела умирать. Рыжая уходит в свой листопад, и — вся любовь.
       Фантастическая красота фильма заставляет вспомнить Параджанова. И кабы не отсылки к гению украинского поэтического кино, может, эта красота и спасла бы нелепый мир Алана Бадоева. Но у Параджанова красота есть способ постижения мира. И стоит нам сделать это скромное открытие, визуальные чудеса Бадоева рассыпаются в прах, как в фильме осыпается крепость любви (это не словесная метафора, а длинный и обморочно прекрасный план). Потому что у Бадоева просто нет такой задачи — что-то там постичь. Он и так все знает и управляет своим продюсерским агентством по производству клипов, весь в шоколаде.
       И, как выясняется, он прав. Даже мудрецы дивана с таким визирем, как Армен Медведев, повелись на его кукольный бизнес и дали «Оранжевой любви» приз за режиссуру. И другой синклит даст, и пятый, и десятый. Как поется в солдатской песне — даст, даст, как не дать, да почему бы ей не дать! Что уж говорить о зрителе…
       Собирать камни — большая и отдельная работа, особенно в нашем разрушенном до основанья мире. Восточная философия утверждает, что путь к его познанию — в познании себя. А Запад отвечает ей на это: пи-пи.
       
       Путь к себе
       Документальный фильм Виктора Косаковского «Свято» оказался в изоляции. Мастерство вывело его в ранг «особого события». Но именно эта картина могла стать брендом именно этого фестиваля. «Свято» — притча о самоидентификации. О новом качестве жизни, которое приходит с познанием себя. Косаковский поместил двухлетнего сына Святослава в обстоятельства первой встречи с зеркалом. Метафора звучит буквально: человек пробивается к себе.
     
Кадр из фильма "Свято".
       
       Конечно, это специальное зеркало — небьющееся зеркальное стекло, через которое можно снимать, реально из зазеркалья. Конечно, это лабораторная ситуация: она тщательно подготовлена, как научный эксперимент. Вопрос о том, можно ли экспериментировать с ребенком, да еще и со своим, правомочен. Но когда я смотрю кино с кратким, многозначным и точным, как всегда у Косаковского, названием, я не задаюсь этим вопросом. Потому что вижу только священнодействие: первый шаг на пути становления личности, инициацию, в которой заложено все — урок, жертва, драма, приключение, судьба.
       Моей любимой книжкой в детстве была «Легенда об Уленшпигеле». Гораздо позже я узнала, что имя это значит просто «зеркало». Зеркало — универсальный и великий образ. На нем можно сыграть. Но обмануть его нельзя. Хотя все мы рады и горазды обманываться и обмениваться разнообразными сигналами: пи-пи-пи или ом ма ни падме хум, — думая, что, кодируя жизнь, подчиняем ее себе. Дудки. Перед каждым из нас стоит холодное зеркало. Но не у каждого хватает отваги и честности посмотреть в него.
       
       Алла БОССАРТ, обозреватель «Новой»
       
02.10.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 75
2 октября 2006 г.

Кавказский узел
Не довести до войны! Довести до абсурда

Если хочешь обидеть грузина…

Чем для Грузии отличаются СВР, ФСБ и демоническое ГРУ

Переводы с дипломатического

Россия не отрицает, что арестованы военные разведчики

Тупики СНГ
Лукашенко пригрозил России разрывом отношений

Обстоятельства
Туркменский газ для Европарламента оказался важнее политзаключенных

Мир и мы
На каких условиях «энергетическая сверхдержава» Россия хочет договориться с Европой

Россия становится непредсказуемым партнером для Запада

Санкт-Петербург
Чеченизация Питера

Зачем «Восток» пришел на запад

Расследования
Генералы широкого потребления. Новые факты из уголовного дела о китайской контрабанде, направленной на склад ФСБ

Красноярск. Дело о пяти подростках

Суд да дело
Судам вынесли приговор

Дело Сычева утратило политический смысл

Армия
Курс на молодого бойца

Образование
Православная епархия Саратовской области против здорового образа жизни школьников

Митинги.Ру
Школьники объявили забастовку в защиту учителей

Продолжается акция протеста соинвесторов

Подробности
Сочинский национальный парк угрожает Олимпийским играм

Оборонный НИИ разрабатывает технологию борьбы с самим собой

Новости компаний
Для чего Altimo скупает телекоммуникационные активы

Власть и люди
Открытое письмо президенту России от воронежского фермера: «Я заправляю трактор 16 ведрами картошки»

Реакция
Проверкой установлено, что гору Машук украли у государства не нарочно

Батоно — не хлеб для милиции

Обзор форума «Новой» Открыто.Ру

Отделение связи
В ГУЛАГ за 200 долларов и в дурдом за телевизор…

«Горячий телефон» «Новой»

Новейшая история
«СССР: продукт после распада». Часть V. Две Украины одной страны

Четвертая власть
Возвращением Васильева из Киева довольны все: и «Коммерсант», и власть

Телеревизор
Питерский «Пятый канал» хочет соперничать с Первым, «Россией» и НТВ

За рулем
«Вокруг света за 80 дней». Русская рулетка в Лас-Вегасе

Наши корреспонденты провели мониторинг московских улиц: 33 мигалки в час!

«Стародум» Станислава Рассадина
Снятие мигалок и прокуроров... Осеннее потепление?

Свидание
Светлана Алексиевич: Вся Россия меняется. И каждый в России остался наедине с этими изменениями

Навстречу выборам
В лице Партии жизни «Единая Россия» нашла себе конкурента на региональных выборах

Спорт
Султан Ибрагимов. Говорит тихо, бьет быстро

Максим Калиниченко: Поддерживаю Диму Аленичева

Армен Джигарханян: Не русская это игра — футбол

Технологии
Откровения сотрудника компании, которая занимает 60% российского рынка рекламных сообщений

Как завернуть мусор в трубку…

Культурный слой
Скандал вокруг памятника Астафьеву

Дом кино уничтожают в пожарном порядке

Судьбы двух замечательных художников — Сергея Прокофьева и Николая Заболоцкого

Библиотека
Книги с Александром Гарросом

Кинобудка
Открылся Международный кинофестиваль «Новое кино. XXI век»

«Киношок»: смотр сознательно плохого кино

Проходит Первый московский фестиваль американского кино

К сведению…
Подписка-2007

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100