NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА С АНГЕЛОМ
С помощью живописи актер Сергей Дрейден ушел от вынужденной публичности
       
Сергей Дрейден       
Перед показом фильма «Многоточие» на фестивале «Окно в Европу» зрители напрасно ждали Сергея Симоновича Дрейдена — вмешалась бдительная судьба и превратила обыденную двухчасовую поездку из Петербурга в Выборг в семичасовое путешествие. Но российскую премьеру Дрейден с коллегами все же отпраздновал — после фильма, на задворках кинотеатра, возле мини-кара, на котором он с супругой, собакой и друзьями все-таки добрался и который по этому случаю сыграл роль полевого буфета. После чего компания погрузилась в машину и исчезла из поля зрения.
       Дрейден не виноват — таков жанр его жизни.
       Парадоксальные совпадения и повороты судьбы, детство в кругу знаменитых друзей его родителей — и многочисленные рабочие профессии, которые осваивал актер; периодически настигающая его всенародная любовь (как после «Окна в Париж» или «Золотых масок») — и конфликты с театрами, где он непримиримо принципиален (при том, что работать приходилось с Акимовым, Фоменко, Дитятковским).
       Шестьдесят пять лет такой жизни не внесли серьезных изменений в личный стиль Сергея Дрейдена. Перемещение в пространстве? В основном на велосипеде (покупка велосипеда на блошином рынке — первое, что Дрейден сделал, приехав в Париж сниматься у Мамина). Большая человеческая дружба? Со спаниелем Тиберией (разъезжает на велосипеде в специальном багажнике). И артистическая легкость, превращающая самую невинную, бытовую его затею в перформанс.
       Но есть темы, в которых Дрейден серьезен до академичности. Одна из них — профессия.
       
       Справка «Новой»
       Сергей Дрейден, актер Театра на Литейном (Санкт-Петербург). Лауреат премий «Золотой софит» и «Золотая маска» (спектакли «Мрамор», «Потерянные в звездах»). В его фильмографии — «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрия Мамина (актерский псевдоним — Сергей Донцов), «Папа» Владимира Машкова и «Русский ковчег» Александра Сокурова.
       
       
– Однажды Илья Авербах сказал про меня: «Да, он способный человек, но у него очень сильный контроль. Он видит себя со стороны сильнее, чем дает игру». Это так и было, и бывает теперь. Не потому, что ты хочешь выйти в итоге в красивом виде. Это, думаю, подсознательная самозащита. Уже в процессе подготовки ты подстилаешь себе «мягкое», и лишь истинный режиссер и партнеры могут избавить тебя от этих «предосторожностей».
       — Сергей Симонович, что вы успели увидеть на фестивале в Локарно?
       — Там я впервые посмотрел «Многоточие». Но сначала вручали «Леопарда» Сокурову. И был показ «Русского ковчега» на большом уличном киноэкране.
       Александр Николаевич Сокуров приехал из Чечни, закончив там свою картину. Вечером было вручение. Восемь тысяч зрителей. Директор фестиваля в Локарно объявляет открытие церемонии. Поднимается Сокуров. Директор Венецианского фестиваля начинает читать текст. И вдруг — директор фестиваля в Локарно падает навзничь. Носилки, его уносят, текст дочитывают.
       А на следующий день — три сеанса у нашей картины. В почти полном зале на две тысячи человек. Ко мне подсел Эшпай. Я думаю: «Боже мой, теперь я буду волноваться его волнением, а я не хочу этого». Я вижу французские титры и почему-то думаю: «Все. Сейчас люди начнут уходить». Страх.
       Вдруг в темноте — кто-то с фонариком и говорит, что наш фильм получил какой-то приз — не главный.
       Мы не идем ни на какие церемонии награждений — нас пригласил в гости наш бывший соотечественник. Приезжаем — там Валя Гафт и Оля Остроумова. Мы встречались, с Валей я снимался в фильме «О любви», но не виделись почти тридцать лет.
       Вдруг Оля встает и говорит тост про меня и про период в тридцать лет, на протяжении которого я был их (ее и Вали) зрителем, а они — моими зрителями. Здорово, да? И я понял, что исключительность касты актеров — не придуманная.
       Или вот сейчас Юрий Шевчук мне достался — мы с ним играем в картине «Антонина обернулась» (сценарий Ивана Вырыпаева, режиссер Григорий Никулин). Я с Вырыпаевым не знаком, но он мне почему-то симпатичен. Герои у него хорошо разговаривают. Там нет плохих, хороших, умных — они просто разговаривают.
       Я счастлив, что сейчас имею дело с умными и талантливыми молодыми людьми. Вот Женя Цыганов. Я смотрю на его лицо, на то, как он слушает, — в документальном фильме о «Многоточии», в рабочих материалах. Мне нравятся эти люди, и меня удивляет: кто же их собирает для меня?
       — А «Многоточие» вам понравилось?
       — Очень! То ли моя жизнь сюда пристегнута, то ли… Я ведь не проживал жизнь своей матери, но знаю, что она была по-женски очень полноценным человеком. Чувственная женщина, не пуританка. Отец был в тюрьме. Это почти моя история. Я знаю то время, знаю мужчин, которые бывали в доме. Все было очень достойно. Я знаю, как она вела себя по отношению к мужу, который был в заключении, все эти посылки… Я просто плакал на фильме.
       И мне очень понравилась музыка. Эшпай как-то сказал: «Либо кино становится музыкой, либо нет». Очень здорово снято — в культуре Урусевского.
       — Андрей Эшпай снял вторую картину с вашим участием?
       — По пьесе Набокова «Событие». Игорь Гордин, Чулпан Хаматова играют фабулу. Мой персонаж не в интриге. Он — знаменитый писатель. Пьеса написана Набоковым в тридцатые. К этому же периоду относится цикл его рассказов. Можно было взять поэзию, то есть очень интересно «сочинить» персонаж.
       У меня был опыт: когда Фоменко делал «Случай в пассаже», он предложил мне сочинить роль, которой не было в инсценировке. Я брал дневники Достоевского (не «Дневник писателя», а просто дневники!) и находил какие-то реплики для моего персонажа. Безумно люблю такую лабораторную работу.
       — Готовится к изданию ваша «книга рисунков» — биография в картинках с сопроводительными текстами… Там есть подборка о театре?
"Принц и Люба". Работа Сергея Дрейдена.
       — Есть — «театр», а есть — «на пути к театру». Скажем, когда-то мы по Шолом-Алейхему играли — Алла Николаевна Соколова, наш сын Коля и я, у нас был спектакль, который назывался «Бес счастья». Жили в Доме актера под Ленинградом. И у меня есть картинка: «Станция Удельная и танцующие персонажи спектакля» — в реальное станционное здание я поселил наших будущих персонажей…
       — Вы как график причисляете себя к какому-то течению?
       — Когда была первая выставка, я назвал свои картинки «арт-наив». Начиная делать в 84-м году «воспоминательные картинки», я удивлялся, почему рисую их именно так, хотя могу и по-другому. Но мне показалось, что это соответствует способности ребенка. А в последних картинках темы давние, но сделаны взрослой рукой. Это история Камерного театра, в котором какое-то время жила наша семья.
"Сиверская, Кезево и автопортрет". Работа Сергея Дрейдена.
       — Где они выставлялись?
       — В Америке, потом в Генте, в Бельгии. А последний раз — в Петербурге, в Манеже, на выставке «Петербург-2005». В этот раз они сочинили раздел «рисуют не художники» — музыканты, артисты, писатели… И вместо трех моих работ взяли 12, сделали отдельный кабинет. Таким образом я книжку «прокатал». Это занятие (живопись) хорошо тем, что помогло уйти из вынужденной публичности.
       — То есть?
       — Даже когда я работал в БДТ, все равно находился в состоянии «возьмите меня», «посмотрите меня» — мне важно было от этого уйти.
       — В Петербурге сегодня вы заняты только в одном спектакле — «Потерянные в звездах» Театра на Литейном. Несмотря на солидный возраст (лет шесть), спектакль кажется очень живым. Вы чувствуете его развитие?
       — Конечно! Год назад над спектаклем нависла угроза — из спектакля ушел один ангел, и нам сказали, что завтра будет играть другой человек. Я воспротивился, написал заявление, что слишком дорожу этой работой и считаю, что если в отсутствие режиссера происходит ввод, то он по крайней мере не должен быть скоропалительным! Во всяком случае, я отказываюсь участвовать. И Гетман пошел навстречу: спектакль отменили и месяц «восстанавливали».
       — И все это ради ангела?
       — Ради ангела! Этот новый парень был очень зажатым… А вообще ангелы очаровательны. Изумительны! Хотя, по сути дела, вроде массовки. Но они этого не чувствуют, они к этому относятся очень полноценно. Мы ведь каждый раз репетируем — танцы, музыка, пение, все репетируем! Так вот, в спектакле есть чудный момент, когда меня раздевают (у Бога, я уже умер); и в этой сцене высвечивается «зерно» ангела, и это зерно — в пластике. Зажатость нового парня до сих пор в этой сцене сказывается, он все время в напряжении — я это чувствую. Говорю: «Смотри, тебе предлагается на законных основаниях быть абсолютно спокойным — вечно! Ты только и занят тем, что вечно, бесконечно будешь раздевать людей, складывать их: ты — ангел! Тренируй свой покой публично! Не волнуйся!».
       Вот этот язык — это и есть поэтический театр. Чужие в искусстве — как раз те, кто готовит людей, не воспринимающих этого.
       
       Светлана ПОЛЯКОВА
       
18.09.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 71
18 сентября 2006 г.

Первые лица
У Путина появились понятия более фундаментальные, чем политические успехи или неудачи

Отдельный разговор
Дело Козлова. Что известно всем

Зачем убивать Алана Гринспена?

Ожидается наступление на фонды «ветеранов» спецслужб

На оперов оказывали чудовищное давление

Путин перестал быть крышей для бизнеса силовиков?

Обзор версий ФСБ, аналитиков рынка, криминальных кругов

Бандит и Чекист про убийство Козлова

Хроника публичных расстрелов людей на улицах Москвы

Вернулась ли эпоха малиновых пиджаков?

Точка зрения
Дети чиновников идут в крупные корпорации. Чем это грозит России?

Экономика
Прямое государственное регулирование цен на бензин. «За» и «против»

Общество
Почему националисты слишком часто стали появляться «в нужное время в нужном месте»?

Цена закона
Депутаты против гастарбайтеров

Власть и люди
Грузин замучен в культурных связях

Четвертая власть
Самые продвинутые люди страны совершенно бесплатно выступили на медиафоруме «Единой России»

Телеревизор
Почему Светлана Сорокина и Алексей Венедиктов не стали «Домашними» любимцами?

Спорт
Российские олигархи научились выводить деньги в офсайды

Краiна Мрiй
У Януковича отняли европейские игрушки

Леонид Кучма по «делу Гонгадзе» не сядет

Обстоятельства
Оправданные узники американской тюрьмы не ушли от российского правосудия

Кавказский узел
Мэр столицы Дагестана интуитивно нащупывает путь сицилийских отцов

Реакция
После публикации в «Новой» Артема Лушкина зачислили в университет

«Лицензия на убийство»

Новейшая история
«СССР: продукт после распада». Часть III. Таджикистан работает от Нурекской ГЭС

Исторический факт
Созерко Мальсагов. Человек, совершивший первый и единственный побег из Соловецкого концлагеря

Специальный репортаж
Изоляция сектора Газа может привести к появлению экстремистов

Инострания
В Германии разразился «мясной» скандал

Сюжеты
Репортаж из поселка Ерсеке, мировой столицы мидий

Регионы
Саратовцы выбирают бренд губернии

В Саратове закрывают уникальный приют для животных

После выборов
Дело тверских депутатов передается в суд

Подробности
Кто напугал трех астраханских ректоров?

Наградной отдел
Познер к награде не представлен

Личное дело
Юрий Лужков. Ехидный и решительный

Наши даты
Год назад ушел Егор Яковлев

Образование
Вечно опальные инновационные школы вдруг стали победителями нацпроекта

Как заговорить на иностранном языке

За рулем
В конце «федералки» Юрий Гейко увидел начало Российской Федерации

Интернет
Сетевые игры как образ жизни

Кассовыми становятся те ленты, которые получают отклик в «Живом журнале»

Кинобудка
«Парфюмер» Тома Тыквера: нос снят крупно

Театральный бинокль
«Новая драма» – 2006: правда жизни нон-стоп

Сектор глаза
Провокационный поп-арт — суровые будни московского бомонда

Культурный слой
Сто пять способов встать со стула

Свидание
Сергей Дрейден. Лабораторная работа с ангелом

Библиотека
Дмитрий Быков замыкает русский круг. И размыкает его…

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100