УРОК ТЕЛЕВИЗИОННОГО ТВОРЧЕСТВА: АККУРАТНО СНИМИТЕ КОПИЮ
Канал RenTV «адаптировал»
очередной западный формат. О том, зачем это нужно,
— программный директор канала

В новом
телесезоне канал REN TV продемонстрирует комедию,
построенную на актерской импровизации и снятую в
новом для российского телевидения формате.
Комедия «Улица Гоголя» снята как аналог немецкой
Schillerstrasse: у занятых в комедии актеров нет
сценария — ими по ходу действия руководит
режиссер. При этом команды слышны только одному
исполнителю.
О том, насколько
российский рынок телевидения встроен в
глобальную систему, и о том, что новые
телевизионные форматы — это хорошо забытые
старые, «Новой» рассказал программный директор
канала REN TV Сергей СПИРИДОНОВ.
— Вас не раздражает,
что основные, топовые, российские телепрограммы
— это заимствованные западные форматы?
— Нет. Более того,
считаю это абсолютно нормальным. По этим
правилам живет весь мир. Как только
разработанная где-то идея перемещается на другую
почву (в данном случае мы говорим об «Улице
Гоголя» — изначально Schillerstrasse), уверяю вас,
проект в значительной степени изменяется,
становится национальным. Сценаристы нашей новой
комедии «Трое сверху» очень далеко ушли от
оригинала. Да, они сохранили все то важное, что
есть в изначальной идее, но русифицировали его, и
теперь это абсолютно российский продукт. Ничего
страшного в этом не вижу — мир очень маленький, а
телевизионный — еще меньше.
— А в чем тогда
состоит творчество телевизионщиков?
— В этой самой
русификации. Посмотрите на комедию наших
друзей-конкурентов «Счастливы вместе». На мой
взгляд, она просто скопирована с оригинала, и
именно поэтому получилось не очень внятно.
Другое дело — «Няня» (с которой так успешен был
СТС), она достаточно далека от американского
прототипа. Переложить на свою почву, сделать
героев распознаваемыми, узнаваемыми — это и есть
творчество.
— То есть посмотреть,
какие форматы были наиболее успешными во
множестве стран; купить формат, перебив
конкурентов деньгами, — недостаточно?
— Было бы слишком
просто. Одна из программ, которая у нас была в
межсезонье, — «Сделка» (в оригинале Deal no deal),
абсолютно успешная программа на большинстве
рынков. А у нас не получилось. Ту самую
особенность русской души мы, видимо, недоучли.
— Но ведь
оригинальных идей уже нет! Вот произошел взрыв с
реалити-шоу, а после этого новых форматов так и не
появилось.
— Reality потихонечку
перерастают в то, что англичане называют coaching-shows,
т.е. обучающие программы. Пример — наша
«Суперняня», английский формат, который мы
перенесли на нашу почву. Это не просто реалити,
это не просто docudrama — наблюдение за жизненной
ситуацией, людьми, а некое обучение, попытка дать
людям совет, как можно найти выход из какой-то
ситуации. В этой области достаточно активно и
успешно работает ТНТ: они начали с простого,
жесткого реалити, а сейчас модифицируются.
— Да взять новое шоу с
участием Владимира Потанина, например…
— И это ведь тоже
американский формат. А примеров подобного рода —
несть числа.
— А есть ли чисто
российские программы, которые в прошлом
телесезоне были успешны?
— Если апеллировать
«опытом» родного канала, то три года назад мы
сделали «Неголубой огонек», два года назад —
«Неголубой огонек-2». Это была оригинальная
задумка, внятный, востребованный продукт. То же
самое касается и более ранней программы «Вот и
все. 3000». Но это разовые вещи.
— А это очень сложно
— придумать новый формат?
— Это правильно,
когда вещатель вещает, производитель производит,
а разработчик форматов разрабатывает. Есть
огромное количество компаний, которые
специализируются на разработке идей. Это разные
бизнесы.
— Но у нас ведь еще не
сложился класс разработчиков идей?
— Потому что история
у нас иная, коммерческое ТВ — молодое, моложе
даже, чем в Германии: немецкие форматы в других
странах стали появляться 2—3—4 года назад. Лиха
беда начало! У нас полно творческих идей. Все
произойдет в свое время.
— Но Россия миру так
ничего и не предложила, кроме «Дома» ТНТ?
— До сего момента —
нет. Как бы ни относиться к «Дому», они доработали
австралийский формат, сделали свой, и его продажа
произошла. Но если лет 10—15 назад любое движение
программ, телевизионных идей шло из-за океана в
Европу, то сейчас это улица с двухсторонним
движением. «Суперняня» — архиуспешный формат,
придуманный в Англии, «Большой брат» — в
Голландии, «Улица Шиллера» — в Германии.
— А российский
зритель отличается чем-то от зарубежного?
— Безусловно.
— Чем?
— Тем же, чем русский
человек отличается от американца или француза, —
некоторой особинкой в устройстве души. Он ведь
зритель всего лишь часть времени, а вообще он
живет и строит жизнь немножко по-другому. Хотя
чем дальше, тем больше все нивелируется. Есть
хорошее слово «европеизируемся» и нехорошее
«глобализируемся». Выбирайте!
— Но ведь если
русский зритель потребляет все то, что успешно на
Западе, то, получается, что он должен быть таким
же.
— Но одно дело —
немецкие актеры, делающие «Улицу Шиллера», а
другое — российские, делающие «Улицу Гоголя».
Они реагируют по-другому. Когда мы начинали этот
проект, наш режиссер, продюсер ездили в Германию,
смотрели технологию, все переводилось
подстрочно. Да, они сохранили канву, технику,
приемы, идею, суть, но выстроили шоу ментально
по-другому, по-русски. Это другое шоу, хотя в такой
же степени насыщенное.
— А как же идея о том,
что людей во всем мире интересует одно и то же —
любовь, секс, смерть, деньги?
— Да, говорят:
покажите насилие и секс, и это будет
востребовано. Это правда, но все-таки
ограниченная. Если вспомнить наше ТВ образца
10-летней давности и сегодняшнее, то в целом оно
становится более разумным, взвешенным и
параллельно более прагматичным, нацеленным на
конкретный результат…
— Да, если не иметь в
виду сегодняшнее НТВ. А есть ли на Западе в
открытом доступе каналы наподобие сегодняшнего
НТВ, т.е. те, кто ставку делает на криминал?
— Не готов провести
аналогии. Конечно, американский рынок — гораздо
более чопорный и сдержанный. Но если мы возьмем
документалистику, которая идет в Англии на 4-м или
5-м каналах, то там есть то, что порой и нашему НТВ
не снилось. Это серьезная документалистика,
называемая shockdocs, но тематика и способы ее
раскрытия по картинке достаточно сильно могут
ударить по нервам.
— А юмор, подобный
нашему?
— А в чем особенность
нашего юмора?
— Низкопробность,
юмор ниже пояса.
— Знаете, сударыня, я
с вами не соглашусь. Уж ниже, чем за океаном,
по-моему, некуда — там гораздо больше
нацеленности на низ живота. У нас, если не брать
притчу во языцех, — всякие «Кривые зеркала»…
— Я их и имею в виду!
— Но это же аудитории
55+ (старше 55 лет. — Н.Р.). Это люди определенной
культуры, запросов, это работа на целевую
аудиторию. Ну что делать? Мы так работать не хотим
и не будем.
— Это интересная
мысль! То есть вы считаете, что такой юмор —
рудимент Советского Союза?
— Думаю, да.
— И именно поэтому
такого зрителя нигде больше нет! Вот и нашли
отличие!
— В немалой степени.
Но я уверен, что наши новые герои, выбранные в
качестве целевой аудитории, не смотрят таких
программ. А того, что они хотели бы видеть в
качестве хороших шуток, оценивать как свой юмор,
явно не хватает. За исключением «Хороших шуток»
на СТС.
— А вы не пытались
купить «Танцы со звездами»?
— Пытались, с
удовольствием сделали бы эту вещь. Но, если
называть вещи своими именами, нам это не по
карману. Замечательный Би-би-сишный формат как
таковой, с которого и начались «Танцы со
звездами», а потом и «Танцы на льду». Но
посмотрите, все в природе циклично. Танцевальные
конкурсы — это же ТВ конца 50-х — начала 60-х годов.
Казалось, все давно умерло, но вытащили старую
идею, завернули в новую обертку, сделали
оформление — и сработало!
— А на рынке форматов
идея учить звезд фигурному катанию («Танцы на
льду») будет считаться новым форматом по
сравнению с обучением звезд танцам («Танцы со
звездами»)?
— Это и есть разные
форматы. Более того, их даже два. Один — FOXовский,
американский, другой — английский, Granadовский, и
они оба в мире успешны. Насколько я понимаю,
Первый канал делает американский вариант. Эти
форматы родились в прошлом году одновременно в
Америке и в Англии.
— Сейчас все говорят
о нишевом ТВ, но почему вы пытаетесь сохранить
«генералистский» канал, канал общего интереса?
— Нишевое ТВ в
отношении эфирного канала, на мой взгляд, — некая
иллюзия. В отношении нашего канала: наша ниша — в
ограничении возрастных параметров, ограничении
по приоритетам, гендерным признакам. Нишевые
каналы — это кабельные, спутниковые.
— Чем будет
отличаться канал от канала времен Лесневских?
— Вы увидите, он
станет другим. Это логичный, закономерный
процесс — приходят другие люди, делают по-своему.
Тогда он был уникальным, местами разбросанным, но
таким же ярким, как и владельцы канала,
незаурядным — точно. Сейчас он будет более
структурированным, более целенаправленным, но
вместе с тем гораздо более точным и нацеленным на
тех, к кому он обращается.
— То есть он станет
более коммерческим, более вовлеченным в
глобализацию под соусом RTL?
— Это неизбежно, и не
вижу никакой беды. До той поры, пока есть
распознаваемые элементы, пока вас могут отличить
не только по бренду.
Беседовала Наталия
РОСТОВА
31.08.2006
|