NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

УРОК ТЕЛЕВИЗИОННОГО ТВОРЧЕСТВА: АККУРАТНО СНИМИТЕ КОПИЮ
Канал RenTV «адаптировал» очередной западный формат. О том, зачем это нужно, — программный директор канала
       
Сергей СПИРИДОНОВ. (Фото пресс-службы REN TV)
      
       
В новом телесезоне канал REN TV продемонстрирует комедию, построенную на актерской импровизации и снятую в новом для российского телевидения формате. Комедия «Улица Гоголя» снята как аналог немецкой Schillerstrasse: у занятых в комедии актеров нет сценария — ими по ходу действия руководит режиссер. При этом команды слышны только одному исполнителю.
       О том, насколько российский рынок телевидения встроен в глобальную систему, и о том, что новые телевизионные форматы — это хорошо забытые старые, «Новой» рассказал программный директор канала REN TV Сергей СПИРИДОНОВ.
       
       — Вас не раздражает, что основные, топовые, российские телепрограммы — это заимствованные западные форматы?
       — Нет. Более того, считаю это абсолютно нормальным. По этим правилам живет весь мир. Как только разработанная где-то идея перемещается на другую почву (в данном случае мы говорим об «Улице Гоголя» — изначально Schillerstrasse), уверяю вас, проект в значительной степени изменяется, становится национальным. Сценаристы нашей новой комедии «Трое сверху» очень далеко ушли от оригинала. Да, они сохранили все то важное, что есть в изначальной идее, но русифицировали его, и теперь это абсолютно российский продукт. Ничего страшного в этом не вижу — мир очень маленький, а телевизионный — еще меньше.
       — А в чем тогда состоит творчество телевизионщиков?
       — В этой самой русификации. Посмотрите на комедию наших друзей-конкурентов «Счастливы вместе». На мой взгляд, она просто скопирована с оригинала, и именно поэтому получилось не очень внятно. Другое дело — «Няня» (с которой так успешен был СТС), она достаточно далека от американского прототипа. Переложить на свою почву, сделать героев распознаваемыми, узнаваемыми — это и есть творчество.
       — То есть посмотреть, какие форматы были наиболее успешными во множестве стран; купить формат, перебив конкурентов деньгами, — недостаточно?
       — Было бы слишком просто. Одна из программ, которая у нас была в межсезонье, — «Сделка» (в оригинале Deal no deal), абсолютно успешная программа на большинстве рынков. А у нас не получилось. Ту самую особенность русской души мы, видимо, недоучли.
       — Но ведь оригинальных идей уже нет! Вот произошел взрыв с реалити-шоу, а после этого новых форматов так и не появилось.
       — Reality потихонечку перерастают в то, что англичане называют coaching-shows, т.е. обучающие программы. Пример — наша «Суперняня», английский формат, который мы перенесли на нашу почву. Это не просто реалити, это не просто docudrama — наблюдение за жизненной ситуацией, людьми, а некое обучение, попытка дать людям совет, как можно найти выход из какой-то ситуации. В этой области достаточно активно и успешно работает ТНТ: они начали с простого, жесткого реалити, а сейчас модифицируются.
       — Да взять новое шоу с участием Владимира Потанина, например…
       — И это ведь тоже американский формат. А примеров подобного рода — несть числа.
       — А есть ли чисто российские программы, которые в прошлом телесезоне были успешны?
       — Если апеллировать «опытом» родного канала, то три года назад мы сделали «Неголубой огонек», два года назад — «Неголубой огонек-2». Это была оригинальная задумка, внятный, востребованный продукт. То же самое касается и более ранней программы «Вот и все. 3000». Но это разовые вещи.
       — А это очень сложно — придумать новый формат?
       — Это правильно, когда вещатель вещает, производитель производит, а разработчик форматов разрабатывает. Есть огромное количество компаний, которые специализируются на разработке идей. Это разные бизнесы.
       — Но у нас ведь еще не сложился класс разработчиков идей?
       — Потому что история у нас иная, коммерческое ТВ — молодое, моложе даже, чем в Германии: немецкие форматы в других странах стали появляться 2—3—4 года назад. Лиха беда начало! У нас полно творческих идей. Все произойдет в свое время.
       — Но Россия миру так ничего и не предложила, кроме «Дома» ТНТ?
       — До сего момента — нет. Как бы ни относиться к «Дому», они доработали австралийский формат, сделали свой, и его продажа произошла. Но если лет 10—15 назад любое движение программ, телевизионных идей шло из-за океана в Европу, то сейчас это улица с двухсторонним движением. «Суперняня» — архиуспешный формат, придуманный в Англии, «Большой брат» — в Голландии, «Улица Шиллера» — в Германии.
       — А российский зритель отличается чем-то от зарубежного?
       — Безусловно.
       — Чем?
       — Тем же, чем русский человек отличается от американца или француза, — некоторой особинкой в устройстве души. Он ведь зритель всего лишь часть времени, а вообще он живет и строит жизнь немножко по-другому. Хотя чем дальше, тем больше все нивелируется. Есть хорошее слово «европеизируемся» и нехорошее «глобализируемся». Выбирайте!
       — Но ведь если русский зритель потребляет все то, что успешно на Западе, то, получается, что он должен быть таким же.
       — Но одно дело — немецкие актеры, делающие «Улицу Шиллера», а другое — российские, делающие «Улицу Гоголя». Они реагируют по-другому. Когда мы начинали этот проект, наш режиссер, продюсер ездили в Германию, смотрели технологию, все переводилось подстрочно. Да, они сохранили канву, технику, приемы, идею, суть, но выстроили шоу ментально по-другому, по-русски. Это другое шоу, хотя в такой же степени насыщенное.
       — А как же идея о том, что людей во всем мире интересует одно и то же — любовь, секс, смерть, деньги?
       — Да, говорят: покажите насилие и секс, и это будет востребовано. Это правда, но все-таки ограниченная. Если вспомнить наше ТВ образца 10-летней давности и сегодняшнее, то в целом оно становится более разумным, взвешенным и параллельно более прагматичным, нацеленным на конкретный результат…
       — Да, если не иметь в виду сегодняшнее НТВ. А есть ли на Западе в открытом доступе каналы наподобие сегодняшнего НТВ, т.е. те, кто ставку делает на криминал?
       — Не готов провести аналогии. Конечно, американский рынок — гораздо более чопорный и сдержанный. Но если мы возьмем документалистику, которая идет в Англии на 4-м или 5-м каналах, то там есть то, что порой и нашему НТВ не снилось. Это серьезная документалистика, называемая shockdocs, но тематика и способы ее раскрытия по картинке достаточно сильно могут ударить по нервам.
       — А юмор, подобный нашему?
       — А в чем особенность нашего юмора?
       — Низкопробность, юмор ниже пояса.
       — Знаете, сударыня, я с вами не соглашусь. Уж ниже, чем за океаном, по-моему, некуда — там гораздо больше нацеленности на низ живота. У нас, если не брать притчу во языцех, — всякие «Кривые зеркала»…
       — Я их и имею в виду!
       — Но это же аудитории 55+ (старше 55 лет. — Н.Р.). Это люди определенной культуры, запросов, это работа на целевую аудиторию. Ну что делать? Мы так работать не хотим и не будем.
       — Это интересная мысль! То есть вы считаете, что такой юмор — рудимент Советского Союза?
       — Думаю, да.
       — И именно поэтому такого зрителя нигде больше нет! Вот и нашли отличие!
       — В немалой степени. Но я уверен, что наши новые герои, выбранные в качестве целевой аудитории, не смотрят таких программ. А того, что они хотели бы видеть в качестве хороших шуток, оценивать как свой юмор, явно не хватает. За исключением «Хороших шуток» на СТС.
       — А вы не пытались купить «Танцы со звездами»?
       — Пытались, с удовольствием сделали бы эту вещь. Но, если называть вещи своими именами, нам это не по карману. Замечательный Би-би-сишный формат как таковой, с которого и начались «Танцы со звездами», а потом и «Танцы на льду». Но посмотрите, все в природе циклично. Танцевальные конкурсы — это же ТВ конца 50-х — начала 60-х годов. Казалось, все давно умерло, но вытащили старую идею, завернули в новую обертку, сделали оформление — и сработало!
       — А на рынке форматов идея учить звезд фигурному катанию («Танцы на льду») будет считаться новым форматом по сравнению с обучением звезд танцам («Танцы со звездами»)?
       — Это и есть разные форматы. Более того, их даже два. Один — FOXовский, американский, другой — английский, Granadовский, и они оба в мире успешны. Насколько я понимаю, Первый канал делает американский вариант. Эти форматы родились в прошлом году одновременно в Америке и в Англии.
       — Сейчас все говорят о нишевом ТВ, но почему вы пытаетесь сохранить «генералистский» канал, канал общего интереса?
       — Нишевое ТВ в отношении эфирного канала, на мой взгляд, — некая иллюзия. В отношении нашего канала: наша ниша — в ограничении возрастных параметров, ограничении по приоритетам, гендерным признакам. Нишевые каналы — это кабельные, спутниковые.
       — Чем будет отличаться канал от канала времен Лесневских?
       — Вы увидите, он станет другим. Это логичный, закономерный процесс — приходят другие люди, делают по-своему. Тогда он был уникальным, местами разбросанным, но таким же ярким, как и владельцы канала, незаурядным — точно. Сейчас он будет более структурированным, более целенаправленным, но вместе с тем гораздо более точным и нацеленным на тех, к кому он обращается.
       — То есть он станет более коммерческим, более вовлеченным в глобализацию под соусом RTL?
       — Это неизбежно, и не вижу никакой беды. До той поры, пока есть распознаваемые элементы, пока вас могут отличить не только по бренду.
       
       Беседовала Наталия РОСТОВА
       
31.08.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 66
31 августа 2006 г.

Армия
Новая «рыночная» Российская армия сформировалась в Чечне

Суд да дело
Генерал изменил «дело Сычева». Теперь судебный процесс близок к финалу

Ярый националист получил условный срок

Директор детективного агентства осужден за взлом

Будет ли привлечен к уголовной ответственности мэр Пятигорска?

Обстоятельства
Проверка Суркова

Реакция
Обвиняются свидетели

Кавказский узел
Следователь, которому не сидится на паводке

Расследования
Чем занялись милиционеры, внедрившись в нефтяную компанию?

Новости компаний
«Роснефть» и «Газпром» с интересом наблюдают за действиями членов президиума РАЕН

Митинги.Ру
Кто укусил майора Терлецкого?

Четвертая власть
Чиновникам выдали нормы на общение со СМИ

Навстречу выборам
Члены партий втираются в «Доверие»

Воронежская область: бюджет и партия — едины

Подробности
Раненые российские туристы продолжают свой отдых

Милосердие
Лицей «Подмосковный» готов принять детей, оставшихся сиротами после катастрофы Ту-154 под Донецком

Образование
Очередное собрание первоклассников в школу

Леворукие дети до сих пор испытывают давление со стороны педагогов

Довести родителей до ручки…

Поздравление из мэрии Москвы с 1 сентября

В Астраханской области планируют снять с учителя тарифную сетку

Страна уголков
Демографические показатели в пензенской деревне корректирует стеклоочиститель

Регионы
Медпункт на родине психиатра Бехтерева вверг бы его в депрессию

Омские власти не выдерживают конкуренции с маршрутками

За рулем
«Вокруг света за 80 дней» — акция «Авторадио» при поддержке «Новой»

Мир и мы
Китайцы требуют Горького

Библиотека
Сергей Довлатов. «В Нью-Йорке этим летом…»

«Новая» рекомендует…

Телеревизор
Канал RenTV «адаптировал» очередной западный формат

Драматург Алексей Казанцев: В Российской империи не изменилось ничего

Кинобудка
Дебютный фильм театрального режиссера Ивана Вырыпаева на днях покажут на Венецианском фестивале

Театральный бинокль
Эдинбургский «Фриндж» — доза театра рекордной концентрации

Сектор глаза
Выставки с Юлией Квасок

Спорт
Об агентах и «жучках». Почему сейчас стало сложно продавать наших футболистов

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100