NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

«СЛАВА БОГУ, ВАС СТАНОВИТСЯ ВСЕ МЕНЬШЕ…»
Даниил Гранин о культуре, интеллигентности, фантомах Северной Пальмиры
       
Даниил Гранин
      
       
В феврале этого года выдающийся дирижер Марис Янсонс стал лауреатом премии «Грэмми», которую нередко называют музыкальным «Оскаром». Ценители классики прекрасно знают, кто такой Марис Янсонс. И все же напомним. Родился в Риге, в семье известного дирижера Арвида Янсонса. Музыкальное образование получил в Ленинградской консерватории, стажировался в Вене и Зальцбурге у великого Герберта фон Караяна, был ассистентом Евгения Мравинского, потом главным дирижером Ленинградской филармонии. Больше двадцати лет руководил симфоническим оркестром филармонии Осло, потом Питтсбургским симфоническим оркестром. Выступает с ведущими оркестрами мира — Венским, Берлинским, Нью-Йоркским, Чикагским, Кливлендским, Филадельфийским. Сейчас возглавляет симфонический оркестр Баварского радио и амстердамский «Концертгебау». Почетный член Лондонской королевской музыкальной академии, лауреат множества самых престижных музыкальных наград… Человек музыки, человек мира. И, кроме того, наш земляк, петербуржец…
       О Марисе Янсонсе мы заговорили с Даниилом Граниным, человеком, который напомнил горькие слова «великий город с областной судьбой». В конце восьмидесятых они стали пронзительной метафорой советского периода петербургской истории. Впрочем, справедливо ли говорить об этом в прошедшем времени? Далеко ли мы ушли от этого прошлого, или оно по-прежнему хватает нас за пятки? Чего нам остро не хватает сегодня в городе великих иллюзий, великой истории, великой культуры?..
       
       
– Первого января этого года, — говорит Даниил Гранин, — в Вене состоялся традиционный новогодний концерт. Каждый год там выбирают лучшего дирижера мира и предлагают ему выступить на этом концерте в Вене, которую считают музыкальной столицей мира. В этом году эта честь досталась нашему соотечественнику Марису Янсонсу. Это стало праздничным событием для всего музыкального мира. Билеты раскупают за год вперед, туда съезжаются со всей планеты. И на нынешний концерт, на котором был я, приехали гости из Японии, Скандинавии, канцлер Германии, австрийский канцлер и многие другие.
       Когда я вошел в зал Венской филармонии, я ахнул: зал превращен в сад, всюду цветы, живые цветы, которые привезли из Италии. Фантастическое зрелище. Концерт состоял из венской музыки династии Штраусов. Казалось бы, легкая музыка, но мне потом Марис рассказывал, что для того, чтобы подготовиться, он пересматривал все сочинения Штраусов, а это больше восьмисот произведений. Это было непросто, но он эту огромную работу проделал.
       Традиция этих венских новогодних концертов существует уже чуть ли не сорок лет. Большинство великих дирижеров мира становились за этот пульт. И вот впервые там оказался наш российский дирижер. Конечно, он выступает по всему миру, он человек очень востребованный, но он был и остается российским гражданином, петербуржцем…
       Почему меня все это так взволновало? Дело в том, что после этого громкого европейского признания, после овации, которую устроила Вена, после того, как все СМИ мира рассказывали об этом концерте и о Марисе Янсонсе, я полагал, что и у нас будет что-то подобное, что здесь его тоже будут чествовать. Ведь это же такое культурное событие!
       Но молчание нашей прессы поражало. Надо отдать должное лишь каналу «Культура», который дважды транслировал этот концерт. Почему же молчала наша пресса? Почему прошли мимо этого события? Почему так происходит? У нас много знаменательных событий в спорте, в политической жизни. Вот всемирных событий в культурной жизни — это куда реже, казалось бы…
       Конечно, сейчас у нас четыре приоритетных направления социальной политики. Культура туда не входит и никак не рассматривается как приоритет. Можно объяснять это разными причинами. Может, и уважительными. Только ведь культура была и есть больше чем просто приоритет. Она остается необходимой частью жизни страны. Без культуры все остальное безжизненно. На это один влиятельный чиновник усомнился: «Не знаю, не знаю. Чего вы, собственно, волнуетесь? — он устало хмыкнул. — Слава богу, вас становится все меньше».
       В этом он был прав.
       Почему же так происходит? Почему в Америке, Европе президенты, главы правительств считают возможным и нужным приглашать к себе великих артистов, художников. Не на официальные мероприятия, а просто в знак уважения, восхищения. Может быть, президент даже не очень любит классическую музыку, это и не важно. Просто такой жест с его стороны — это знак уважения по отношению к культуре.
       — Ну вот приглашал же президент Федора Бондарчука по случаю выхода фильма «9 рота», группу «Любэ» он любит.
       — Я думаю, что наше искусство заслуживает куда большего. Вот этот концерт в Вене — это же событие мировой культуры. Наверное, оно могло бы стать праздником и у нас. И должно было им стать. Не понимаю, почему мы от этого отказываемся. Тем более что Марис Янсонс всюду выступает как наш российский дирижер — не норвежский, не немецкий. И, может быть, для него самого это холодное молчание у него на родине не так уж и драматично. Это для нас драматично. Что мы, в общем, много лет лишены возможности его слушать. Его фактически отлучили от нас. Несправедливо и необъяснимо.
       — Обычно говорят: вот сейчас мы взялись за первоочередные задачи, вначале с ними разберемся, а уж потом руки дойдут и до культуры.
       — Что значит потом? Жизнь коротка. Мы и так в течение долгих лет выталкивали из России лучших артистов балета, художников, писателей, музыкантов. Мы по книгам изучаем первую волну эмиграции, которая так много дала европейской и мировой культуре. Но ведь мы и по сей день продолжаем создавать эту культурную эмиграцию.
       — На это отвечают: у нас нет денег.
       — Легче всего говорить, что нет денег. Это мы хорошо научились: чуть что — говорить «нет денег». Понятно, что их надо экономить. Но если денег нет на лучших, лучшего дирижера мира, нашего дирижера, а не приглашенного, ведь приглашаем же мы за огромные деньги…
       — Футболистов…
       — Да и футболистов. Но не только. Рок-звезд приглашаем. Есть тут какая-то очень рискованная и неправильная система популизма. Там, где можно собрать тысячные толпы, можно найти деньги, а так их нет.
       — Но там же затраты окупаются, а в филармонии, говорят, нет, не окупаются.
       — Понимаете, затраты, конечно, легче всего окупить рублем. Но есть еще и другие затраты — затраты культуры. Они рублем не измеряются. Я полагаю, надо об этом думать, надо пересматривать прежний утилитарный подход. Мы уже не та нищая страна, которая ничего не может себе позволить. Мы уже многое можем себе позволить. И позволяем. Иногда совершенно безумные траты: футбол, яхты. Но мы еще не умеем, не хотим позволить себе траты на высокую культуру. Это говорит об уровне нашего понимания культуры, вообще о нашем духовном, интеллектуальном уровне, об уровне интеллигентности…
       Обескураживает пассивная, ленивая позиция Министерства культуры. Его нет в нашей жизни. Оно появляется в каких-то скандальных ситуациях. Реставрация Большого театра, строительство второй сцены Мариинского. Или повздорили два чиновника от культуры — вот тут оказывается, что существует Министерство культуры. А как культурная политика, защита культуры… Вот я читаю интервью Швыдкого. Из него следует, что проблем у нашей культуры нет. А сельские библиотеки в каком состоянии? А маленькие музеи в каком состоянии? А памятники? А парки наши? Чуть что — защищаемся деньгами. Нет денег! Это как амнистия. Нет денег — и можно ничего не делать. Ах, господа, господа, вы же сами деньги получаете. За что же вы их тогда получаете, если их ни на что нет?
       — Всегда говорили, что культура финансируется по остаточному принципу.
       — Сразу после войны, когда город еще был разрушен, началась реставрация Петергофа, Царского Села. Это был замечательный подвиг культуры. Ведь если бы тогда промедлили, потом было бы намного труднее восстанавливать, что-то было бы уже утеряно навсегда. А посмотрите, какая сейчас агрессия строителей, связанная с запросами новых русских, которые хотят жить в историческом центре в элитных домах. И во имя этого можно потеснить памятники, возводить дома в Михайловском саду или еще где-то в самых заповедных местах, разрушая саму историческую сущность города. Как это понимать?
       — Крылатая фраза «великий город с областной судьбой» — справедлива ли она сегодня? Сегодня Петербург все чаще называют культурной столицей, городом европейских стандартов…
       — Сегодня это не судьба, а поведение. Сегодня есть возможность упрочить титул культурной столицы — своим обликом, достоинством. Появились новые возможности подтвердить такое звание. Раньше была назначенная сверху судьба. А сегодня это уже наше собственное поведение, оно меняется, хотя встречается еще синдром прежней робости.
       — Опять получается, это уровень понимания культуры, интеллектуальный уровень, недостаток интеллигентности… Кстати, не так давно вы говорили о том, что интеллигенция как таковая в сегодняшней России — исчезающий вид.
       — Да, мы все делаем для того, чтобы интеллигенции у нас не было. Интеллигенция вынуждена заниматься не своим делом, торговать, уезжать за границу. Мы создаем условия для того, чтобы интеллигенция перестала существовать, перестала реализовывать себя как интеллигенция. Если так будет дальше, с кем мы останемся?
       
       Беседовал Николай ДОНСКОВ, наш соб. корр.,
       Санкт-Петербург
       
NovayaGazeta.Ru, 28.08.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 65
28 августа 2006 г.

Расследования

БЕСЛАН
Результаты расследования

1 мегабайт !!!

Беслан. Схема операции

Елена Милашина: Есть люди, которым известно всё

Анна Политковская: Теракт можно было предотвратить — в запасе было 3 часа

Юрий Савельев: Огнеметы применялись, пока заложники были живы

Особое мнение члена Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в Беслане Ю.П. Савельева

Выдержки из проекта неопубликованного доклада Парламентской комиссии под руководством вице-спикера СФ России А.П. Торшина

Краткие выводы «Новой» по материалам расследования

Обстоятельства
Экономика трагедии: самолеты надежны, экипажи подготовлены, а люди всё равно гибнут

Выдержки из сетевого журнала дочери погибшего штурмана

Магомед Талбоев: Человеческий фактор — главная причина авиакатастроф

Террор
Обиженный посетитель взорвал зал игровых автоматов

Германия. Нужен глаз да глаз?

Армия
Военные похищают детей на глазах у матери

Образование
Школа глазами царских генералов

Суд да дело
Убийца перуанца получил 16 лет

В Казани начинается суд над обвиняемыми в убийстве сотрудника «Новой» Игоря Домникова

Власть и люди
В Саратовской области остались ещё 4,5 тысячи ликвидаторов чернобыльской аварии…

Власть и деньги
Почему милиционеры были вынуждены вернуть конфискованные мобильники

Финансы
Бензин и алкоголь становятся удовольствиями, за которые нужно много платить

Экономика
Президент требует от экономического блока правительства невозможного

Станционный смотритель
Наш антимонопольный комитет — монополист на рынке борьбы с монополиями

Премьера премьера

Волобойские вести

Краiна Мрiй
Украинским бандитам — американские тюрьмы

Санкт-Петербург
Свято-Троицкий собор загорелся из-за не потушенного стоителями окурка?

Московский наблюдатель
Власть обменялась с народом телефонами

Регионы
Непринятые мэры

Спорт
«Швейцарец» с уральскими корнями Вячеслав Быков принял сборную России

Наши даты
27 августа Фаине Георгиевне Раневской исполнилось 110 лет

Культурный слой
Даниил Гранин — о культуре, интеллигентности и фантомах Северной столицы

Библиотека
Сергей Довлатов. «То, о чем я собираюсь рассказать…»

Свидание
Режиссер Борис Хлебников — о «Свободном плавании» из «Коктебели»

Музыкальная жизнь
Мадонна миа! Ещё не приехала, а шороху уже навела

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100