ИЗ СЕТЕВОГО ЖУРНАЛА ДОЧЕРИ ПОГИБШЕГО ШТУРМАНА…
«Потерпевший
катастрофу Ил-86 RA-86060 был выпущен в 83-м году и
налетал 18 370 часов, а срок службы этого типа — 20
лет. Только так называемый человеческий фактор в
состоянии справиться с возникающими во время
полетов проблемами, но не наоборот, как принято
считать. Сколько раз он рассказывал о
происходивших отказах! Один из самых страшных
произошел над океаном, во время полета из
Нью-Йорка (США) в Шенон (Ирландия). Они долетели
чудом, «на руках»: отказала навигация и они шли
вслепую. Он боялся не за свою жизнь, а за 350
пассажиров за спиной. Он говорил: «…Я уйду
быстро… разобьюсь… меня покажут по
телевидению… твои дети будут гордиться
героическим дедом!». Так и случилось».
«<…> Я была
единственной из родственников, кто не побоялся
дать интервью журналистам. Все так боялись не
получить компенсации от «Пулкова», что молчали
как рыбы! Некоторые из родственников погибших
также работали в «Пулкове» и боялись потерять
работу. <…> Я многое рассказала, привезла ДСП
документы. Но я ведь просто родственник, не
специалист. А летчики говорили только без камер,
даже те, у которых были такие же инциденты, чудом
не приведшие к катастрофам. Каждый боялся
потерять работу <…>».
«А в практике «Пулковских
авиалиний» уже были случаи самопроизвольного
перекладывания стабилизатора на Ил-86-х. Самый
серьезный инцидент произошел в 1986 году с
экипажем Б. Лазарева при посадке в «Пулкове».
Самолет «упал» до полосы, то есть касание
произошло раньше. Чудом все обошлось. Причиной
было самопроизвольное перекладывание
стабилизатора. То есть то же самое, что и в
«Шереметьеве» в 2002-м. КБ Ильюшина тогда серьезно
прорабатывало этот случай. Тогда же появилось
предписание с рекомендациями для всех
произведенных на тот момент «Илов» <…>.
С тех пор ни одно из
предписаний конструкторского бюро Ильюшина НЕ
БЫЛО ВОПЛОЩЕНО В ЖИЗНЬ! Неудивительно, что
комиссия, пытаясь выйти из сложившейся ситуации,
искала крайнего! Виноваты не летчики и не
конструкторы, а те люди, которые не выполнили
абсолютно четкое предписание. Люди, которым
приостановка полетов «Илов» грозила потерей
прибыли <…>».
«<…> А знаете, какие
рекомендации дали пилотам «Илов»? О-о-о, их долго
разрабатывали! С 1986 года все разрабатывали, но
никак не могли донести до летчиков! Ведь надо
было на самом деле «железо» ремонтировать, а до
него руки не доходили, так все на «авось»
надеялись! Вот теперь и пришлось разработать
рекомендации по исключению подобных случаев… Мы
узнали их непосредственно у летчиков. Знаете
какие? Рекомендация одна: не трогать кнопку
стабилизатора на взлете! ЭТО ВСЕ!!!
На тренажерах, куда
периодически отправляют экипажи для отработки
внештатных случаев, при имитации ситуации,
сложившейся на борту Ил-86, из десяти попыток
девять потерпели катастрофу. <…>
Многие командиры «Илов»
из «Пулкова» сталкивались с теми или иными
проблемами со стабилизатором. Они чудом остались
живы и, к счастью, спасли пассажиров. За каждый
инцидент им приходилось платить своей
репутацией, карьерой, полетами, доказывать, что
они не идиоты, а техника действительно
выкидывает самые непредсказуемые вещи. Можно
перечислить множество случаев, причем
запротоколированных! И не только со
стабилизатором, к сожалению…».
Вика ЩЕРБИНА
28.08.2006
|