NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

«…КОМИССИЯ ОБРАТИЛАСЬ К ОПЫТУ ОРГАНОВ ВЧК — ОГПУ — НКВД — МГБ — КГБ — ФСБ»
Выдержки из проекта неопубликованного доклада Парламентской комиссии под руководством вице-спикера Совета Федерации России Торшина А.П.
(Доклад планировалось опубликовать несколько раз. Возможно, он будет оглашен 25—26 сентября.)
       
А. П. Торшин в Беслане. (Фото — ИТАР-ТАСС)
    
       
…Парламентская комиссия, расследуя причины и обстоятельства террористического акта в г. Беслане, обратилась к опыту организации борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями органами ВЧК — ОГПУ — НКВД — МГБ — КГБ — ФСБ с момента их образования.
       Исторические факты свидетельствуют о том, что советскими и российскими спецслужбами всегда проводилась активная работа по предупреждению, вскрытию и пресечению особо опасных государственных преступлений, к которым относились терроризм и религиозный экстремизм. <…>
       Пятое управление КГБ СССР профессионально занималось борьбой с антиконституционной деятельностью, в том числе и с террористическими проявлениями. Это при том, что с середины 50-х до конца 80-х гг. XX в. терроризм как системное социально-политическое явление исчез из жизни государства и общества. Высокопрофессиональные сотрудники органов государственной безопасности четко выполняли свои функции. Так, например, когда в 1978 г. в г. Москве в метро и около продовольственного магазина на улице 25 лет Октября (ныне улица Никольская) были совершены террористические акты, повлекшие человеческие жертвы, КГБ СССР задействовал все свои структуры, и преступники были быстро установлены, арестованы и приговорены к исключительной мере наказания.
       Однако к началу 90-х гг. XX в., когда крайне противоречивые, болезненные процессы, протекавшие в стране, вновь породили обстоятельства, благоприятствующие реанимации террористической деятельности, Пятое управление КГБ СССР было ликвидировано. Кроме того, на самом высоком уровне звучали призывы отрешиться от истории ВЧК — ОГПУ — НКВД — МГБ — КГБ и от специальных методов их работы. Налицо было полное непонимание того, что только анализ и обобщение накопленного исторического опыта деятельности спецслужб являются основой для развития и совершенствования оперативного искусства в новых условиях. Результатом подобной политики стало продолжительное реформирование органов безопасности в 1991—1997 гг., в том числе подразделений, непосредственно занимающихся защитой конституционного строя и борьбой с терроризмом.
       В процессе многочисленных организационно-штатных мероприятий из органов государственной безопасности вынуждены были уйти наиболее подготовленные, высокопрофессиональные сотрудники, что фактически привело к утрате оперативных позиций
       Слабая эффективность антитеррористической борьбы объясняется и тем, что на протяжении длительного времени отсутствовало федеральное законодательство в данной сфере.
       <…> В настоящее время борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом стала приоритетным направлением в деятельности органов безопасности.
       <…> С учетом трагических бесланских событий, Парламентская комиссия особо тщательно исследовала организацию работы органов безопасности по борьбе с терроризмом в 2004 г. Нельзя не отметить, что ФСБ России принимались адекватные меры в этом направлении. Органами ФСБ России была обобщена тематическая информация о теракте в отношении президента Чеченской Республики А.А. Кадырова, вооруженных нападениях боевиков на объекты в Республике Ингушетия, взрывах в городах Москве, Пятигорске, Самаре, Воронеже, Махачкале и по результатам проведенного анализа выработаны совместные с МВД России мероприятия. Меры, направленные на совершенствование оперативно-служебной деятельности территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, региональных пограничных управлений и органов внутренних дел по линии борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом, были изложены в директивном указании ФСБ России — МВД России от 28 июля 2004 г.
       <…> Именно эта работа позволила органам безопасности во взаимодействии с правоохранительными органами предотвратить в 2004 г. свыше 200 террористических актов, в том числе в городах Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Кабардино-Балкарской Республике и Волгоградской области, которые могли повлечь тяжкие последствия. За это время было уничтожено свыше 150 боевиков, задержано по подозрению в причастности к незаконным вооруженным формированиям более 300 человек, нейтрализовано 25 бандглаварей, в том числе Абу-аль-Валид, Абу-Кутейб, Гелаев, Баснукаев, Межидов и другие, выявлены и уничтожены члены террористических групп, причастные к взрывам жилых домов в городах Москве и Волгодонске, взрыву в московском метро, сорваны реальные планы Басаева, Масхадова, Умарова, Халилова и других одиозных лидеров бандформирований по подготовке и проведению в июле — августе 2004 г. крупномасштабных терактов на объектах жизнедеятельности и коммуникаций, а также в местах дислокации воинских частей Минобороны России, правоохранительных органов и органов безопасности на территориях Республики Северная Осетия — Алания, Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края.
       Таким образом, на протяжении всего предшествующего периода деятельность органов безопасности носила целенаправленный характер по ликвидации террористического подполья в Северо-Кавказском регионе и, в первую очередь, лидеров экстремистов.
       Как показывает анализ данных, полученных в ходе оперативно-следственных мероприятий, планирование и организация нападения на среднюю школу №1 в г. Беслане осуществлялись лидерами ряда бандформирований при общем руководстве Ш.Басаева. Участники теракта (в основном жители сельских районов Чеченской Республики и Республики Ингушетия) не знали друг друга и были привлечены в террористическую группу непосредственно перед выездом в г. Беслан. <…>
       Как явствует из показаний большинства свидетелей и неоднократных следственных экспериментов, все оружие, боеприпасы и взрывные устройства террористы привезли с собой. Из показаний задержанного террориста Н.Кулаева и свидетелей следует, что между отдельными участниками теракта не было взаимопонимания по целям и объекту теракта. Некоторыми из них негативно воспринимался захват в заложники детей и женщин, что стало причиной возникновения между ними конфликтной ситуации.
       Деятельность органов безопасности по пресечению террористического акта. При изучении деятельности органов безопасности по пресечению теракта в г. Беслане Парламентской комиссией исследованы факты прохождения информации о захвате заложников, степень эффективности принятия мер по организации антитеррористических мероприятий и соответствие условиям избранной тактики действий по освобождению заложников. Установлено, что информация о теракте поступила в Управление ФСБ России по Республике Северная Осетия — Алания в 9 часов 35 минут 1 сентября 2004 г. от оперативного дежурного МВД Республики Северная Осетия — Алания. Начальником управления ФСБ России по Республике Северная Осетия — Алания генерал-майором В.А. Андреевым сразу же был введен в действие оперативный план «Захват», объявлен сбор членов оперативного штаба управления, дано указание оперативным группам управления, специализирующимся на освобождении заложников, выдвинуться к месту совершения террористического акта, оценить обстановку, принять все возможные меры. Весь личный состав управления ФСБ России по Республике Северная Осетия — Алания был переведен на усиленный вариант несения службы.
       После введения в действие начальником ГрОУ МВД России по Республике Северная Осетия — Алания Плана комплексного применения сил и средств по антитеррористической защите наиболее важных объектов, уязвимых в диверсионном отношении, все участники ГрОУ приступили к его непосредственному исполнению.
       Согласно предварительному расчету сил и средств по пресечению террористических акций, Управление ФСБ России по Республике Северная Осетия — Алания в первую очередь начало организацию переговорного процесса для освобождения и спасения максимально возможного количества людей, выявление совместно с органами внутренних дел пособников террористов в районе блокирования. Для установления возможных связей и используемых боевиками телефонов специальными подразделениями ФСБ России, МВД России и Минобороны России был организован контроль за радиоэфиром.
       По указанию директора ФСБ России все территориальные органы ФСБ России в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, были переведены на усиленный режим работы. Основные усилия были сосредоточены на установлении организаторов, участников и пособников теракта, а также на поиске информации для выработки и осуществления мер, способных повлиять на действия террористов и обеспечить освобождение заложников. В г. Беслан были немедленно направлены подразделения ЦСН ФСБ России из городов Ханкалы, Ессентуки и Москвы.
       Президент Российской Федерации после доклада директора ФСБ России Н.П. Патрушева и министра внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиева о ситуации в г. Беслане возложил задачу по руководству контртеррористической операцией на ФСБ России. В Республике Северная Осетия — Алания для оказания помощи в проведении контртеррористической операции был направлен первый заместитель директора ФСБ России В.Е. Проничев, который имел практический опыт по освобождению заложников. Начальник Управления ФСБ России по Республике Северная Осетия — Алания генерал-майор В.А. Андреев возглавил работу по координации действий Управления ФСБ России по Республике Северная Осетия — Алания, правоохранительных органов, подразделений 58-й армии, а также прибывающих в г. Беслан подразделений ЦСН ФСБ России.
       По решению В.А. Андреева была осуществлена передислокация управленческих структур ОШ из неприспособленного здания СПТУ № 8 в районную администрацию, что способствовало их компактному расположению и обеспечивало надежную связь с федеральными органами государственной власти. С прибытием в район проведения контртеррористической операции первого заместителя директора ФСБ России В.Е. Проничева, подразделений ЦСН ФСБ России во главе с начальником центра А.Е. Тихоновым было организовано их взаимодействие с подразделениями оцепления и блокирования района, скорректирована система контроля и наблюдения за школой и прилегающими к ней районами, выставлены снайперские посты. Начата подготовка боевых групп ЦСН ФСБ России к нейтрализации террористов в случае их действий, могущих повлечь массовую гибель заложников, активизировался переговорный процесс. В то же время Парламентской комиссии остались непонятными роль и задачи пребывания в районе проведения контртеррористической операции заместителя директора ФСБ России генерал-лейтенанта В.Г. Анисимова. Участие такого должностного лица в проведении контртеррористической операции должно было, по-видимому, трансформироваться в какие-то конкретные действия, а не ограничиваться просто присутствием.
       В дальнейшем на основе распоряжения правительства Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Северная Осетия — Алания ФСБ России был определен состав ОШ, который возглавил начальник Управления ФСБ России по Республике Северная Осетия — Алания генерал-майор В.А. Андреев.
       Из 6 членов ОШ участие в его работе не принимали министр образования Республики Северная Осетия — Алания А.А. Левитская и заместитель директора департамента информационных программ «Вести» ВГТРК «Россия» П.В. Васильев, так как они не были своевременно оповещены об этом. Парламентская комиссия также считает неправомерным решение о невключении в состав ОШ министра внутренних дел Республики Северная Осетия — Алания генерал-лейтенанта К.Б. Дзантиева.
       Исходя из материалов, изученных в ходе парламентского расследования, у Парламентской комиссии не вызывает сомнения, что ОШ правомерно выделил основным направлением своей работы организацию и ведение переговорного процесса с террористами для освобождения и спасения максимально возможного количества людей. В связи с тем, что боевики долго не шли на контакт, информацию о действиях и намерениях террористов, а также об обстановке внутри школы получить было достаточно сложно. Сотрудниками ФСБ России, ОШ предпринимались все меры по привлечению к переговорам лиц, способных повлиять на действия террористов и освобождение заложников. Так, на начальном этапе к переговорам был привлечен муфтий Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия — Алания Р.И. Валгасов, но террористы отказались разговаривать с ним, как и с другими муфтиями, приглашенными из Республики Ингушетия и Чеченской Республики.
       Попытки известного детского врача Л.М. Рошаля наладить устойчивый контакт с террористами также не привели к желаемому результату. В связи с этим по инициативе ФСБ России к переговорам были привлечены бывший Президент Республики Ингушетия Р.С. Аушев, президент ОАО «Нефтяная компания «Русснефть» М.С. Гуцериев и советник Президента Российской Федерации А.А.Аслаханов. Участие этих лиц позволило активизировать контакты с террористами. 2 сентября 2004 г. в результате переговоров с участием Р.С.Аушева террористы отпустили 26 заложников (детей в возрасте до двух лет и их матерей). Через Р.С. Аушева боевики передали требования якобы от имени Ш.Басаева. В соответствии с Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» выдвигаемые террористами требования не могли являться предметом переговорного процесса, так как содержали угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Российской Федерации. При этом в качестве возможного переговорщика террористы назвали объявленного в международный розыск А.Масхадова.
       Тем не менее ОШ срочно предпринял меры по привлечению А.Масхадова к разрешению сложившейся ситуации мирным путем. Органами ФСБ России была немедленно организована телефонная связь с находившимся в г. Лондоне А. Закаевым. Ему позвонили А.С. Дзасохов и Р.С. Аушев, но его телефонный аппарат был подключен к автоответчику. Они оставили сообщение и попросили срочно выйти на связь. Утром 3 сентября 2004 г. А. Закаев сам позвонил А.С. Дзасохову и Р.С. Аушеву. Выслушав просьбу о привлечении к переговорам А. Масхадова для освобождения заложников, А. Закаев ответил, что доведет до А. Масхадова предложения ОШ, заметив при этом, что связь с А. Масхадовым у него односторонняя, поэтому потребуется время для получения ответа. Кроме того, Р.С. Аушев предложил А. Закаеву связаться с Ш. Басаевым и с учетом возможных тяжких последствий данного теракта обсудить с ним варианты мирного разрешения сложившейся ситуации. Однако, сославшись на конфликтные отношения с Ш. Басаевым, А. Закаев ответил отказом. Дальнейшие события показали, что А. Масхадов на контакт с А. Закаевым так и не вышел.
       Анализ сведений о системе минирования школы позволил сделать вывод о том, что обезвредить ее практически невозможно, она имела дублирующее управление. Команда на подрыв должна была подаваться не принудительно, а автоматически. То есть смерть террористов, которые обеспечивали размыкание цепи, неминуемо влекла бы подрыв всех взрывных устройств и привела бы к большим потерям среди заложников.
       Бандиты рассчитали схему подрывов взрывных устройств таким образом, чтобы нанести максимальное поражение заложникам, а также сотрудникам спецподразделений при возможном проведении силовой операции.
       Привлечение к переговорному процессу авторитетных лиц, специальные мероприятия по оказанию положительного воздействия на боевиков, освобождение части заложников, и достигнутая договоренность об эвакуации тел убитых давали некоторую позитивную надежду на разрешение сложившейся ситуации мирным путем.
       Террористы, по показаниям свидетелей, на третий день теракта находились в состоянии сильного нервного и физического истощения.
       В 13 часов 05 минут 3 сентября 2004 г. во время эвакуации сотрудниками МЧС России тел убитых заложников в спортивном зале неожиданно произошел взрыв двух самодельных взрывных устройств, что привело к массовой гибели заложников. В этих условиях руководителем ОШ было принято решение о проведении силовой операции. Когда снайперы-наблюдатели доложили о срабатывании самодельных взрывных устройств в помещении спортивного зала — основном месте скопления заложников, а также о большом количестве выбегающих оттуда людей, по которым вели огонь террористы, В.А. Андреев отдал приказ о проведении операции по спасению заложников и нейтрализации террористов. Снайперы-наблюдатели, группы разведки и наблюдения по команде начальника ЦСН ФСБ России, ответным огнем поражая огневые точки террористов, обеспечивали эвакуацию заложников. Этими действиями они сумели загнать террористов вглубь здания и не позволяли им вести прицельный огонь по заложникам и людям, помогавшим заложникам выбраться из школы. Кроме того, сотрудники оперативно-боевых групп лично участвовали в эвакуации, выявляя и подавляя при этом огневые точки террористов.
       После эвакуации из спортзала оставшихся в живых заложников продолжилось уничтожение террористов на втором этаже и в подсобных помещениях школы оперативно-боевыми группами ЦСН ФСБ России. Боевики оказывали ожесточенное сопротивление. По мере продвижения оперативно-боевых групп ЦСН ФСБ России в глубь помещений и к школьной столовой огневое противодействие боевиков значительно возросло. Во избежание неоправданных потерь по команде офицера ЦСН ФСБ России был выведен на огневую позицию оперативно приданный им танк 693-го мотострелкового полка (бортовой номер 325). Экипаж возглавлял командир танкового взвода. Уточнив у офицера ЦСН ФСБ России боевую задачу и согласовав ее с командиром 693-го мотострелкового полка на местности, он по командам и целеуказаниям офицера ЦСН ФСБ России, находившегося на танке, последовательно выполнил 7 выстрелов в период с 21 часа до 21 часа 30 минут. Огонь велся осколочно-фугасными снарядами (с установкой взрывателей на фугасное действие) в проемы подвальных окон столовой. Офицером-танкистом боевые возможности танка были применены профессионально и эффективно. Сопротивление боевиков в подполье столовой было окончательно сломлено.
       В прессе высказывалось мнение, что в момент взрывов и начала эвакуации большая часть спецподразделений находилась на полигоне 58-й армии, поэтому ЦСН ФСБ России не был готов к такому повороту событий. Парламентская комиссия утверждает, что данное мнение не соответствует действительности. На полигоне в момент взрыва находились 2 оперативно-боевые группы из 10 сформированных, где проводились тренировки по боевому слаживанию с подразделениями Минобороны России. Сразу же после информации о трагическом развитии ситуации эти группы выдвинулись с полигона и уже в 13 часов 45 минут были на месте и включились в операцию по спасению заложников.
       В 14 часов 30 минут оперативно-боевой группой был задержан один из участников теракта, Н. Кулаев, пытавшийся скрыться среди выходящих заложников.
       После проведения эвакуационных мероприятий в 15 часов 05 минут начальником ЦСН ФСБ России была отдана команда на заход в здание. В это время сотрудники ЦСН ФСБ России тяжелое вооружение не применяли. Основное внимание они уделяли спасению заложников, прикрывая их своими телами, проявляя при этом героизм и отвагу. Именно по этой причине в здании школы погибло 10 бойцов, 41 получил ранения.
       <…> Парламентской комиссией были тщательно изучены обстоятельства и обоснованность применения оперативно-боевыми группами ЦСН ФСБ России огнеметов РПО-А «Шмель» и приданного им из 58-й армии танка Т-72.
    
Жители Беслана в присутствии корреспондентов "Новой газеты" сдают представителям Парламентской комиссии и прокуратуры найденные корпуса огнеметов.
     
       Установлено, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О борьбе с терроризмом», руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией принимал решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств, то есть имел право использовать необходимые силы и средства тех федеральных органов власти, которые принимали участие в борьбе с терроризмом. Статья 6 указанного Федерального закона определяла, что субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, являются ФСБ России, Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России), МВД России, ФСО России и Минобороны России.
       Постановлением правительства Российской Федерации утвержден перечень боевого оружия и боеприпасов к нему, состоящего на вооружении спецподразделений ФСБ России, куда входит и изделие РПО-А. Из Технического описания и инструкции по эксплуатации изделия РПО-А следует, что оно является реактивным пехотным огнеметом в термобарическом снаряжении и используется для уничтожения укрытых огневых точек противника. Представляет собой контейнер, обеспечивающий герметичность упаковки оболочки и двигателя. Оболочка со снаряжением — это оперенный снаряд, вращающийся в полете, заполненный термобарической смесью, предназначенный для донесения смеси до цели и поражения последней избыточным давлением, создаваемым за счет теплового (термического) процесса. Подтверждением этому является отсутствие очагов пожара в чердачном помещении здания средней школы № 1 г. Беслана, где эти боеприпасы применялись, а также результаты криминалистической экспертизы, проведенной специалистами Военной академии радиационной, химической и биологической защиты, и следственного эксперимента, проведенного 13 октября 2005 г. с участием представителей потерпевших и в присутствии представителей СМИ.
       Таким образом, изделия РПО-А по смыслу, вытекающему из подпункта «б» пункта 1 статьи 1 Протокола о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III) Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (1980 г.), к зажигательному оружию не относятся, в связи с чем применение их в отношении террористов нормами международного права не регламентируется.
       Парламентская комиссия, основываясь на материалах парламентского расследования, считает, что ОШ действовал с соблюдением требований федерального законодательства и ведомственных нормативных правовых актов. В спонтанно обострившейся обстановке им были предприняты все необходимые меры, направленные на сохранение здоровья и жизни людей и минимизацию последствий террористического акта. Самоотверженные действия сотрудников ЦСН ФСБ России, других участников контртеррористической операции и местного населения позволили избежать более тяжких последствий террористического акта...
       
       
Орфография и стилистика — оригинала. Публикуется в сокращении. Полную версию можно скачать здесь (PDF 8,6 Mb)
       
       "Новая газета" № 65
       
28.08.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 65
28 августа 2006 г.

Расследования

БЕСЛАН
Результаты расследования

1 мегабайт !!!

Беслан. Схема операции

Елена Милашина: Есть люди, которым известно всё

Анна Политковская: Теракт можно было предотвратить — в запасе было 3 часа

Юрий Савельев: Огнеметы применялись, пока заложники были живы

Особое мнение члена Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в Беслане Ю.П. Савельева

Выдержки из проекта неопубликованного доклада Парламентской комиссии под руководством вице-спикера СФ России А.П. Торшина

Краткие выводы «Новой» по материалам расследования

Обстоятельства
Экономика трагедии: самолеты надежны, экипажи подготовлены, а люди всё равно гибнут

Выдержки из сетевого журнала дочери погибшего штурмана

Магомед Талбоев: Человеческий фактор — главная причина авиакатастроф

Террор
Обиженный посетитель взорвал зал игровых автоматов

Германия. Нужен глаз да глаз?

Армия
Военные похищают детей на глазах у матери

Образование
Школа глазами царских генералов

Суд да дело
Убийца перуанца получил 16 лет

В Казани начинается суд над обвиняемыми в убийстве сотрудника «Новой» Игоря Домникова

Власть и люди
В Саратовской области остались ещё 4,5 тысячи ликвидаторов чернобыльской аварии…

Власть и деньги
Почему милиционеры были вынуждены вернуть конфискованные мобильники

Финансы
Бензин и алкоголь становятся удовольствиями, за которые нужно много платить

Экономика
Президент требует от экономического блока правительства невозможного

Станционный смотритель
Наш антимонопольный комитет — монополист на рынке борьбы с монополиями

Премьера премьера

Волобойские вести

Краiна Мрiй
Украинским бандитам — американские тюрьмы

Санкт-Петербург
Свято-Троицкий собор загорелся из-за не потушенного стоителями окурка?

Московский наблюдатель
Власть обменялась с народом телефонами

Регионы
Непринятые мэры

Спорт
«Швейцарец» с уральскими корнями Вячеслав Быков принял сборную России

Наши даты
27 августа Фаине Георгиевне Раневской исполнилось 110 лет

Культурный слой
Даниил Гранин — о культуре, интеллигентности и фантомах Северной столицы

Библиотека
Сергей Довлатов. «То, о чем я собираюсь рассказать…»

Свидание
Режиссер Борис Хлебников — о «Свободном плавании» из «Коктебели»

Музыкальная жизнь
Мадонна миа! Ещё не приехала, а шороху уже навела

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100