NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

БОЛЬНЫЕ МОСКВИЧИ И ГОСТИ СТОЛИЦЫ
Зачем телевидение снимает страшилки о Москве
       
       
На Первом канале показали документальный фильм «Безумие большого города».
       Детективное начало: рассказывают о том, как милиция долго искала, но не могла поймать убийцу, который резал людям горло у выхода из метро. Искали крепкого мужчину, а убийцей оказалась девушка, которая сильно обиделась на мужчин, потому что мужчины тормозили ее карьерный рост. Когда ее надежды на получение вожделенной должности в очередной раз не оправдались, психика, сообщает нам полный сострадания женский голос за кадром, не выдержала. Девушка попала в психиатрическую больницу, а когда вышла оттуда — стала мстить: погибли девять мужчин…
       
       
В кадре — сообщение о том, что информация взята «из судебно-медицинской практики психиатра», указывается фамилия врача. То есть все серьезно, фильм основан не на сенсациях от каких-то там шарлатанов, а подкреплен сведениями официальной медицины. Представленной, в частности, авторитетным экспертом — заместитель директора Института судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кикелидзе в картине неоднократно появляется с комментариями. От него мы узнаем про «неуклонный рост» числа психических заболеваний в Москве.
       На протяжении часа нам внушают, что жизнь в Москве — прямой путь к душевным расстройствам. В столице много, очень много людей живут в бреду и испытывают навязчивые ассоциации. Вот, к примеру, из подъезда одного дома каждый день выходит молодой человек, обутый в ласты. Он дает интервью, объясняет, что в ластах ходит потому, что резина, мол, защищает от электричества, а оно в Москве везде — «и снизу, и сверху».
       Еще кадр: певица Жанна Фриске сидит в салоне автомобиля; не улыбаясь и почти не мигая, она говорит о том, что психика каждого третьего жителя мегаполиса «находится в пограничном состоянии».
       Не знаешь даже, смотреть ли фильм дальше, потому что он явно адресован тем психически здоровым первым и вторым, в число которых еще надо как-то умудриться попасть. А вдруг я-то как раз из тех, кто «каждый третий»? Значит, надо искать критерии, и один из таких критериев определяет популярный певец Олег Газманов: «Человек, — объясняет он, — попадает в Москве в неестественную для живого существа среду — магнитные колебания, огромное количество электрических сетей… Я думаю, что вот несколько поколений людей, которые живут в Москве, — это уже мутанты».
       Я звоню «мутантке», психологу, ведущему специалисту Института групповой и семейной психотерапии Екатерине МИХАЙЛОВОЙ. Рассказываю о фильме и делюсь ощущениями. Говорю, что в этом фильме все — правда, но правда эта создана из фактов, так тенденциозно подобранных, что зритель должен после его окончания всерьез подумать об эвакуации — в Москве жить нельзя!
       Даже успешные — во всяком случае, внешне — люди стараются лишний раз не выходить на улицу. Закадровый (и несколько замогильный) голос говорит: в Москве бравируют успехом, богатством и славой, потому что очень боятся поражений, боятся выпасть из обоймы. Все — рабы денег, все больны… Учеными подсчитано, что москвич за день видит больше лиц, чем деревенский житель за всю свою жизнь. Кадр: люди на эскалаторе в метро — лица напряженные, закрытые. Ощущение такое, что все они в трансе.
       — Люди действительно в общественном транспорте вгоняют себя в некий транс, — говорит моя собеседница, — я не вижу в этом какого-то признака нездоровья. Это — экономия бедных, я не про финансовое состояние, а про энергию и эмоции. Человек пытается прожить бессмысленный кусок длинного и не очень комфортного пути так, будто его и не было. Устремленные «в никуда» глаза, странные и неподвижные позы — это все защита. Ничего рокового я в этом не вижу. Замечу, что в шесть утра в Венеции выражение на лицах людей в точности такое же. Много лет назад сама наблюдала.
       В фильме говорится о москвичах-мутантах, не способных на подлинные чувства. Со стороны, наверное, именно так и кажется, но мое московское ухо слышит здесь обвинения бывшего приезжего. Когда я какое-то время работала в Краснодарском крае, мне поначалу казалось, что все ругаются, а люди там просто так разговаривают — манеру говорить, сложившийся уклад жизни, нравы и обычаи сложно сразу понять и принять чужаку. Но и «не сразу» тоже не у всех получается — я знаю людей, которые приехали с юга России и уже очень много лет живут в Москве, а им до сих пор столица кажется «холодным и напыщенным городом». Конечно, легче, когда отношения между людьми имеют длительный стаж: можно время от времени встретить на улице своего одноклассника или бывшую учительницу, 20 лет здороваться с одной и той же кассиршей в ближайшей булочной, ну и так далее… Но в любом большом городе всегда образуется еще и множество разных других структур, подструктур. Они бывают как формальными, так и неформальными. Циркуляция эмоционально окрашенных контактов идет по малым и большим группам только в том случае, если это устойчивые группы, связанные общностью взглядов и позиций. Человек тем лучше чувствует себя в социальной жизни, чем к большему количеству устойчивых групп принадлежит.
       Человек может быть успешным с точки зрения огромного количества людей, иметь широкую популярность и, как следствие, всюду, на любых «ярмарках тщеславия» (или как теперь принято говорить — тусовках), иметь VIP-места. Но если он не смог обзавестись устойчивыми сообществами, в которых чувствуешь себя своим, люди будут видеться ему мутантами, а Москва — чудовищем, разводящим даже лучших друзей. Но это не Москва разводит и даже не жизнь (есть известное выражение «жизнь развела»)… Такого рода утверждения выполняют вполне понятную функцию назначения виноватых…
       Когда же город противопоставляют не человеку, а деревне, стоит вспомнить, наверное, что так все время делали большевики — это пыльный и непродуктивный метод. Конечно, в городе, тем более в таком громадном городе, как Москва, лица, которые человек видит за день, сливаются в пятно. Но этот факт не ведет к возникновению душевных заболеваний. Да, действительно, деревенский житель видит меньше лиц, но он, увы, от этого не становится здоровее. В деревнях Нечерноземья, так же как и в городе, есть разные лица. Конечно, тишина и замедленность ритма приводят к мечте: вот бы пожить этой простой, натуральной жизнью… Но бывает зима, а еще отвратительный ноябрь, оборвавшиеся под тяжестью снега электропровода, короткий день и длинная ночь…
       Психика человека, конечно же, может пасть жертвой каких-то типических черт мегаполиса, но только в том случае, если сам человек ощущает себя жертвой. В фильме я слышу только жертв, экзистенциальный ужас. По-человечески мне это понятно, но нельзя переводить собственные чувства в вид социальной проблемы. Когда многих и сразу диагностируют, как-то хочется более точных определений. Нам говорят, что каждый третий москвич находится в пограничном состоянии. Каждый третий, сотый или каждый первый — это как считать? Кто считал? Фильм преподносится людям, у которых еще осталась вера в точную науку, многие телезрители не знают, что часто какие-то статистические данные стоит ставить в кавычки, потому что вопрос подсказывает ответ… Можно спросить: как вы считаете, «люди гибнут за металл, сатана там (в Москве) правит бал?». Да, скажет любой москвич, все так и есть. Но ведь не про Москву были эти строки и уж даже не про сегодняшний мир…
       Жизнь в городе не может привести к психическому заболеванию — она может стать только поводом для актуализации ваших собственных страхов. Нацеленность на успех, страх выпасть из обоймы — это все тоже не патология и не безнравственность, а реакция на нечто, что разлито в воздухе: организация в любой момент может закрыться, может сойти на нет профессия, и то, что вчера казалось едва ли не вечным, сегодня превращается в ничто. Страх перед неуспехом часто не в том заключается, что окружающие перестанут понимать, кто ты, а в том, что ты сам перестанешь это понимать. Вот серьезная психологическая угроза. Как человек поступает с этой тревогой — вот что интересно… Может быть, в процессе решения кто-то наденет ласты. А кто-то заразит своим душевным здоровьем других, потому что он справился, сделал что-то…
       Но таких людей в этом фильме нет…
       
       
В фильме есть парочка советов, как выживать на депрессивном фоне мегаполиса — почаще смотреть на открытый огонь, на воду. Улыбаться. Хорошие советы для выживания. Посмотрел на огонь — и снова босыми ногами по горящим углям ужасов Москвы. Посмотрел на воду — и снова в прорубь метро.
       Ужасы Москвы, ужасный город — вот что в голове остается. И загляните в интернет, в Живом Журнале уже есть «эмоционально зараженные». «Я вот теперь наконец поняла, отчего мне было так плохо… Этот проклятый город, мне страшно…» — люди пишут примерно так.
       
       Галина МУРСАЛИЕВА, обозреватель «Новой»
       
NovayaGazeta.Ru, 17.08.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 62
17 августа 2006 г.

Точка зрения
«РФ. Идеология пространства». Неправительственный доклад Дмитрия Орешкина

Армия
Алма Бухурбаева находится при исполнении материнского долга

Военную часть забыли на «холодной войне»

Кавказский узел
«Зонтик, собирающий капли». Знаете, как живут русские дети в Чечне?

Власть и люди
В ходе учений марийская милиция перегнула дубинку

Подробности
Вертикаль запуталась в сети

Финансы
На черном рынке появилась база данных по потребительским кредитам

Что будет, если ФСН начнет проверять «реальные доходы граждан»?

Национальная валюта исполняет послание президента РФ: идет верным курсом

Сбербанк снизил процент по рублевым кредитам

Власть и деньги
Чем отличается губернатор Боос от короля Фридриха II

Навстречу выборам
Наступил сезон слияния политических партий

После выборов
«Единая Россия» предоставила политическое убежище мэру Самары

Краiна Мрiй
В Крыму отказались от Януковича и хотят, чтобы Путин их завоевал

Общество
Почему некоторые россияне боятся благотворительных акций? Анализ психолога

Нацизм, если нужно, может вырасти из чего угодно

Регионы
Бойтесь китайцев, приносящих яйца

Инострания
В Израиле и Ливане считают потери и выбирают виновников

Террор
Немецкий след лондонской операции…

В Красноярске появились футболки с портретом террориста №1

Наши даты
Ушел журналист Игорь Подшивалов

Магазин времени
Число людей, которые «плохо относятся» к Горбачеву, из года в год сокращается

Люди
В нашей стране с ее родовыми травмами психологи еще долго не останутся без работы

Московский наблюдатель
Зачем телевидение снимает страшилки о Москве?

Телеревизор
На ТВ слишком много эротической рекламы

Образование
Акция «Новой» и газеты «Дошкольное образование»: собери первоклассника в школу

Спорт
Зачем Малкин улетел к пингвинам?

«Спартаку» пришлось пройти естественный отбор собственности

Болельщики «Спартака». Члены закрытого клуба

В матче против сборной Бразилии честь РФ защитят девушки

Свидание
Актер Владимир Толоконников. Из шкуры Шарикова — к бороде Хоттабыча

Библиотека
Сергей Довлатов. «Понадобились мне…»

Пригласительный билет
Выставки с Юлией Квасок

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100