NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

«ЗОНА» ОСЛАБЕВШЕГО РЕЖИМА
Нынешнее телевидение проводит работу по формированию у нации массового привыкания к нечеловеческим отношениям
       
(Фото Сергея Кузнецова, "Новая газета")
       
       
Телеканал НТВ, все чаще эксплуатирующий криминальную тематику, в прошлом телесезоне выдал премьеру — 50-серийный сериал «Зону». Сейчас в эфире — очередной криминальный сериал «Острог». «Зона» поначалу демонстрировалась в прайм-тайм (в 19.40), вызвала большое внимание прессы и позволила заговорить об окончательной криминализации канала.
       Выдворение сериала на более позднее время через три недели после начала демонстрации телекомпания связала с «широким общественным резонансом, который вызвал сериал». Большая часть отзывов сводилась к тому, что он очень жесткий, поэтому показывать его лучше в более позднее время, сообщала пресс-служба.
       В результате «телекомпания НТВ пошла навстречу телезрителям». Появлялись и слухи о некоем нажиме на канал каких-то крупных чиновников.
       Рецензию на сериал — уже после его окончания — «Новая» опубликовала в № 46 (июнь этого года). Обозреватель Георгий Рожнов, пару лет проработавший опером уголовного розыска, затем — в газете МВД Украины для лагерников, а потом — и в журнале МВД союзного, говорил о том чувстве достоверности, которое этот сериал вызывает. В отличие от большинства критиков он скорее хвалил сериал, чем ругал.
(Фото — PhotoXPress)       Однако редактор журнала «Искусство кино», член федеральной комиссии по телерадиовещанию Даниил ДОНДУРЕЙ с таким подходом категорически не согласен. Мы даем ему слово.
       
       
Мегасериал «Зона», показанный на НТВ, на мой взгляд, опасен по-настоящему именно из-за того, что он действительно хорошо сделан, как об этом справедливо пишет Георгий Рожнов. У Петра Штейна получилась жесткая, мужская, как любят говорить женщины, история, точная и по кастингу, и по силе психологического воздействия, и по атмосфере. Она имеет множество явных и скрытых крючков поимки нашего чувства достоверности. Работа завораживает выверенностью деталей. Действует очень сильно, легко затягивая зрителя в то пространство осваиваемых нами смыслов, которые, по сути, и являются предметом исследования авторов этого сериала. В то же время — я хотел бы подчеркнуть — сами по себе правдивость, документальность сюжетных ходов, диалогов, изображаемого пространства, связей, актерских красок никогда не были главной характеристикой, итоговой ценностью художественного произведения. Это всегда лишь вспомогательный эстетический материал для чего-то другого — более важного.
       Массовое сознание устроено таким образом, что правдивым и истинным оно считает только мифологию. Еще до перестройки меня однажды удивил шофер такси, который страшно переживал из-за исчезновения с наших экранов индийского кино («только в индийских фильмах встретишь настоящую правду жизни»). Точно так же «настоящую правду» люди видят в латиноамериканских сериалах, в «Не родись красивой», в отредактированных телевизионных новостях. А вот документальность, представленная не в мифологическом контексте, — это удел образованных, художественно подготовленных и интеллектуально продвинутых людей. В результате именно супердостоверность «Зоны», помноженная на нынешнюю поэтизацию криминального мира, является своего рода переводом слабой мифологической отравы в сильную. Галюциногенных грибов — в цианистый калий.
       
       
О чем говорит господин Рожнов? О том, что, когда он в советское время был начальником в учреждении ИЗ-38/1 в Петропавловске-Камчатском, все — тогда и там — было чудесно. Надзиратели из МВД превосходно знали и отрабатывали каждое свое профессиональное движение, офицеры тюремной службы были обеспечены пристойным жильем, хорошим жалованьем, пайками, могли кормить семью, разнимая преступников и разводя их по камерам. Главное — были неподкупны! Автор «Новой газеты» очень ценит советскую пенитенциарную систему. Именно поэтому так ненавидит 90-е годы и современность (может, и совершенно справедливо), предлагая своего рода журналистскую метафору — рассказ о надзирателях-ублюдках последних 15 лет:
       — Ты зачем убил человека? — спрашивают такого.
       — А чего он не встал, когда я вошел? — отвечает он.
       Допускаю, что нынешние тюремщики — люди совсем непривлекательные, но никак не могу разделить гимн Георгия Рожнова в честь униженных и оскорбленных жителей островов архипелага ГУИН. А ведь он говорит о них исключительно как о страдальцах: сегодняшние преступники — сплошь несчастные жертвы системы, чуть ли не воспитанники института благородных девиц, вынужденные находиться рядом с отвратительными и в большинстве своем аморальными офицерами. Что стоит за этим популярным у нашей интеллигенции оценочным фальшаком?
       Очевидно, что в тюрьмах и колониях сидят люди, для большинства из которых насильственные действия — естественное состояние. Но зачем телевизору с таким интересом и тщанием копаться в мире низких побуждений, исследовать его, переживать за его героев? Сейчас же не идет Отечественная война, когда в экстремальных условиях показывают чудеса человеческой стойкости. Они — бандиты — ведь ничьи жизни не спасли, ничего хорошего не сделали. Зачем нам воспевать проявления нормальных чувств в условиях морального выживания в зоне? Давайте учиться выживать в обычной жизни!
       Ты оттачивай свое чувство порядочности в отношениях с собственной дочкой, с матерью, с партнером по бизнесу. Показывай чудеса стойкости в борьбе с муниципальными системами, с неизлечимыми болезнями, наконец, с собственной глупостью. Вот где требуются благородство и уважение к личности! Стойкость должна проявляться в помыслах и поступках нашего посюстороннего существования, а не за пределами закона, в завораживающем воображение наших телебоссов мире колоний и тюрем. Что это, кстати, за страна такая, где сегодня каждый сотый взрослый — почти миллион человек — изолирован от общества в застенках?
       В конце своей статьи Георгий Рожнов заботливо перечисляет всех консультантов фильма — полковников и подполковников внутренней службы. И очень смешно заканчивает: мол, если вы посмеете критиковать замечательный сериал, то с вами разберется покоритель российского Севера принц Альберт II. При чем здесь властитель Монако? Известно ведь, что «Зона», несмотря на нанятых живых собак и костюмированный ресторанный бал в стиле российских тюрем, на фестивале телевизионного кино в Монте-Карло провалилась и никаких призов не получила.
       
       
Теперь по существу. Подверстывая филоофское суждение Тарковского («зона — это не территория, это та проверка, в результате которой человек может либо выстоять, либо сломаться. Выстоит ли человек — зависит от его чувства собственного достоинства, его способности различать главное и преходящее»), авторы сериала намекают на этакий сугубо положительный философско-моральный базис своего произведения. Но Тарковский обращается к понятию «зона» вовсе не в криминальном, а в универсальном смысле. Могут быть зоны размежевания, радиации, ненависти, зеленые зоны, высокогорные — какие угодно. Использовать цитату о чувстве человеческого достоинства и совести применительно к бандитскому бытописанию — это, если угодно, достаточно циничная натяжка, связанная с содержательной самоиндульгенцией интеллигентных постановщиков этого сериала. Зона у Тарковского вовсе не средство осмысления непростой жизни преступников, и речь в «Сталкере» не идет о законах жизни в условиях криминального чистилища.
       Безусловно, режиссер, сценаристы, актеры, консультанты хотят облагородить отношения и контексты существования своих героев. Они «блестяще» справились с этой задачей в профессиональном плане и отвратительно — в морально-психологическом. Вместе с каналом, который сериал заказал и продвигал, они, видимо, каждому из нас, миллионов своих зрителей, хотят сказать нечто наподобие знаменитой рекламы: «Вы еще не в Зоне? Тогда мы идем к вам!». Думаю: это очень важное послание сегодня — поместить массового зрителя в пространство блатняка, неотвратимого насилия, попрания различных цивилизационных запретов, туда, где любые человеческие поступки могут измеряться только одним — уголовным кодексом.
       
       
Что это? Популярная работа нынешнего телевидения по формированию у нации терпимости, массового привыкания к насилию, дикому сленгу, нечеловеческим отношениям. Кому это нужно, чтобы мы все ботали по фене, чтобы каждый 9-летний мальчик в нашей стране легко разбирался, как это делается — «опустить у параши» или сделать мужика «петушком». Мальчику-то это зачем? Нам всем? Зачем «Газпрому» нужна в медиаресурсах дискредитация государственных институтов?
       А ведь «Зона», как и снятый в тех же интерьерах идущий вслед за ней «Острог», убеждают нас, что современные российские тюрьмы — это сущий ад. Суды — это беззаконие. Милиция, адвокаты — место тотальной коррупции. Кто заинтересован в тотальной пропаганде такого неуважения ко «всему и вся» в нашей жизни? Почему человек с улицы вдруг попадает на экран в сложнейшие социальные отношения морального разложения? Кому вообще нужно много лет ежевечерне представлять нынешнюю жизнь как сферу девиантного поведения?
       Я не хочу, чтобы мой ребенок жил или воспринимал происходящее в системе и по меркам пенитенциарных услуг! Не хочу жить даже в виртуальной «Зоне», где с людьми, находящимися на попечении государства, можно делать все, что угодно! Мне понятно, почему это делает канал НТВ — ему нужно таким образом воспитанному зрителю впарить затем за бешеные рекламные деньги программы «Максимум», «Чистосердечное признание» и сотни сюжетов «Чрезвычайного происшествия». Но «Новой»-то зачем обслуживать финансовые и, главное, мировоззренческие интересы «Газпром-Медиа»?
       
       Даниил ДОНДУРЕЙ
       
10.08.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 60
10 августа 2006 г.

Первые лица
Один день президента Дагестана Муху Алиева

Кавказский узел
Люди из общих вагонов. Ингуши возвращаются в Пригородный район

Обстоятельства
Осенью в Казахстане состоится второй съезд лидеров мировых и традиционных религий

Подробности
Саммит уехал. «Экстремисты» остались

Армия
Солдата, привезенного из армии без сознания, не хотят считать потерпевшим

Расследования
Почему почти все герои скандала с «Бэнк оф Нью-Йорк» избежали наказания?

Если Генпрокуратура доведет уголовное дело премьера Хакасии до суда, в республике сменится руководство

Суд да дело
Кайбышев получил срок на обдумывание

Специальный репортаж
Арестованы пятеро милиционеров, проверявших «паспортный режим» на территории детского лагеря «Дружба»

Плата за жульё
Правительство придумало четкий механизм изъятия земли у граждан

Финансы
Дальнейший рост цен на бензин может привести к социальным волнениям

Новости компаний
АвтоВАЗ наймет французского киллера…

Краiна Мрiй
Как оппоненты шантажируют президента Украины

Навстречу выборам
Избегая обвинений в прямом подкупе избирателей, «Единая Россия» будет платить через общественные организации

Образование
Мнение учителя, которому пришлось пройти через ЕГЭ: Министерство образования вляпалось в историю

Регионы
В Самаре из-за бездействия администрации умирают люди

Прокуратура расследует избиение детей

Красноярский край рисует новый герб

Личное дело
«Юрий Рост» проплыл над Омском

Проспект Медиа
Сергей Цой: Мэр останется лицом к городу

Телеревизор
Телевидение забрежневело…

Точка зрения
Даниил Дондурей: Нынешнее телевидение проводит работу по формированию у нации массового привыкания к нечеловеческим отношениям

Кинобудка
В год ужесточения кинофестивальной конкуренции «Окно в Европу» открывается в Россию

Кино с Ларисой Малюковой…

Свидание
Восходящая звезда кино и театра Даша Мороз — о болезни лицедейства и сильных желаниях

Наши даты
В этом году народному артисту России Никите Подгорному исполнилось бы 75 лет

«Шестидесантник» Евгения Евтушенко
Мальчика назвали Бабий Яр

Музыкальная жизнь
«Белый острог» против фанерного шоу-бизнеса

Новое пришествие «Нашествия» сопровождалось прежними оргпроблемами

Вольная тема
Альпинистская мудрость: лучше много раз вернуться, чем один раз не вернуться

Сюжеты
Хотите интересно провести деньги?

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100