NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

О ПОЮЩИХ ТЫКВАХ
«Белый острог» против фанерного шоу-бизнеса
       
"Тюремщики" Юрий Матвеев и Артем Якушенко. (Фото — www.whitefort.ru)
        
       
Группа «Белый острог» — коллектив минималистский по форме, но не по содержанию. Всего два участника — Юрий Матвеев и Артем Якушенко, но на сцене они стоят пятерых. Всего два инструмента — электрогитара и электроскрипка, но издают они… нечто особенное. В основе — музыка разных стран. Много народного, экспериментального плюс изощренная психоделика — а звучит гармонично. И ценится очень высоко, правда, пока все больше за границей. Они пять лет проработали в Америке, исколесили земной шар вдоль и поперек и только два года назад вернулись в Россию, принявшую их не слишком ласково.
       Мы встретились на кухне в уютной штаб-квартире «Белого острога» в Сокольниках. За плитой интересный мужчина рыцарской внешности — Якушенко с кофеваркой, за столом — директор группы Евгений Чусовской с пронзительным взглядом и Юрий Матвеев со звериным когтем на груди. «Во время знакомства с местной кухней в Гренландии мы узнали о необычном поверье, — улыбается он. — Если человек носит коготь белого медведя, съеденного им, он обретает некую магическую силу — коготь становится его личным талисманом». «Юра и Артем — гениальные музыканты и настоящие труженики, которые работают в студии, пока остальные тусуются, — зараннее предупредил меня Чусовской. — С ними можете пообщаться о прекрасном — об искусстве, о цветочках, а остальное — это ко мне». Но оказалось, у ребят про все остальное тоже есть свое мнение.
       
       О фанере
       — Вон икона висит! Там у нас все святые! — Чусовской указывает рукой на небольшой телевизор в углу потолка.
       Накануне нашей встречи он общался с телевизионщиками на тему выступления «Белого острога» на телевидении. Музыкантов пригласили туда, но при одном условии — выступать они будут под фанеру. И они отказались — «Белый острог» по определению играет только живьем.
       — Так и напишите, что у нас страна некрофилов, которые любят мертвых! Те, кого нам показывают, становятся кумирами, просто открывая рот, а настоящие музыканты не могут пробиться.
       — У нас в стране все используют фонограмму, — поддерживает начальника Матвеев, — даже если артист поет живьем, аккомпанемент звучит под запись. В Америке и Европе так иногда выступают только начинающие певцы, у которых еще нет денег на группу, а показаться надо. У нас звезды, зарабатывающие не меньше западных, поют, как начинающие, под минусовку. А все потому, что нашим людям этого вполне достаточно. Им же нужна диковинка, тыква, которая попала из телевизора на сцену. И человек видит ее. «Ах! Она в это время, в эту минуту вместе со мной в одном зале!» — вот о чем он думает! И ему плевать, что она поет. Главное, что тыква, реликвия, иконка с ТВ вышла на сцену. Возьмите любого участника «Дома-2», привезите его в любой город и скажите, что он теперь и поет. Будет аншлаг, народ повалит толпами!
       — Представляете, на Западе на сборных концертах даже играют оркестры, — вздыхает Якушенко. — А у нас всем лень приглашать живых музыкантов, да и дорого это.
       — За концерт поп-звезды продюсер получает 10 000 баксов наликом, отдает по 100 подтанцовочке, и все, — объясняет Матвеев. — А тут надо дать денег гитаристу, басисту, звукоинженеру, и что остается? Это им невыгодно.
       Ребята давно не удивляются тому, что многие способные и интересные музыканты за быстрыми деньгами уходят в попсу и выступают под фонограмму. Их знакомый барабанщик «от безысходности» дает по тридцать фанерных концертов в месяц в составе известной поп-группы, а талантливые басисты колесят по стране вместе с «Фабрикой», и только на гитарном фестивале в ЦДХ наслаждаются игрой вживую, а потом снова — «топать ножкой».
       — А можно ли что-то изменить?
       — Нельзя! — отрезает Чусовской. — Сейчас дети не думают о том, что, выйдя на сцену, можно опозориться своим безголосием. Они понимают, что им надо лишь вильнуть хорошо, а фанерку сделают. Западные артисты — и Бритни Спирс, и Рики Мартин, и Робби Вильямс — с детства выросли на глотке. Мадонна ведет свои концерты живьем. Российские же попсовики считают излишним так напрягать свои голосовые связки.
       Чусовской уверен: даже если примут закон, запрещающий петь под фанеру, это ничего не изменит, потому что для публики главное, чтобы упомянутая «диковинка» вышла на сцену и желательно что-нибудь еще показала. А если что-нибудь случится или сломается, это вызовет еще более бурный восторг. Больше ничего не надо. Все требуют хлеба и зрелищ, причем фанерных. К тому же теоретически возможное принятие закона о запрещении фонограммы лишит дохода огромное количество людей.
       — Тот же Митрофанов, который занимается продюсированием и имеет свой рекорд-лейбл, сидя в Госдуме, никогда не станет продвигать этот закон, потому что останется без денег, приносимых ему этим бизнесом. Поэтому должен быть не закон, а уголовная статья о том, что выступление под фанеру — мошенничество в особо крупных размерах. Потому что я покупаю билет, на котором написано «Для вас поет…», хотя в реальности все оказывается совсем не так. Пусть тогда пишут: «Для вас открывает рот…».
       
       О публике
       «Безграничность и бесконечность» — определение, данное музыкантами своему стилю, а «состоянием и настроением» они именуют свою музыку. Цель — передать это состояние слушателям, что удается, правда, далеко не всегда.
       — Западная культура слушания очень сильно отличается от нашей, — говорит Матвеев. — Если вдруг кто-то начинает шуметь, тем более под тихую, медленную песню, другие настойчиво успокаивают его. У нас все по-другому.
       — У нас приходят на концерт и начинают болтать, попивая пиво: «А! Как дела?». Впрочем, чему удивляться?! — пожимает плечами Якушенко. — Пройдитесь по Пушкинской. Молодежь, бабушки, дедушки — все сидят с бутылками, тара валяется кругом — такого не встретишь ни в Австрии, ни в Америке.
       Бывает, нормальному восприятию музыки мешают другие национальные особенности. Странным опытом для «Острога» стала игра перед Верховным кассационным судом России.
       — Эти люди не такие, как мы, они мыслят совершенно другими категориями, они — боги, — ухмыляется Чусовской. — Они чинно хлопали, сидели с каменными лицами. В общем, ощущение было такое, будто мы играем на кладбище. А вот в Черноголовке на протяжении всего концерта в зале тоже была гробовая тишина, одна женщина даже закрыла глаза, как будто слушала органную музыку. И вдруг в конце выступления все как заорут: «Бис! Бис!». Со сцены не отпускали.
       — А вообще наше общество сходит с ума, — неожиданно заявляет Чусовской.
       — И виновато в этом не столько правительство, сколько система в целом, — развивает тему Матвеев. — При коммунизме у народа хотя бы были общие ценности, традиции, общественное мнение. Этого очень строго придерживалось правительство. Была коммунистическая идея, понимание того, как нужно себя вести. Когда наступила демократия, с одной стороны, мы вроде бы получили свободу, а с другой — много хорошего было утеряно. Сейчас уже установилась новая государственная система, и она, надеюсь, рано или поздно будет развивать общественную мораль, общественное мнение, воспитание, идею. Все это должно быть у любого государства. В этом плане страны Запада — скрытые коммунисты, еще большие, чем были мы в свое время. В нашей стране сейчас общественные традиции только устанавливаются. Старое сломали, а новое все никак не построят.
       
       О шоу-бизнесе
       — Шоу-бизнес — большое поле травы, — говорит Чусовской, — если ты попадаешь на него, ты эту траву начинаешь щипать. Держат это поле абсолютно бесталанные люди, которые пробились из-за своей сообразительности и кормят быдло. Перед вами исполнители и композиторы очень высокого уровня, но в этой стране им делать нечего.
       Но и уезжать они не торопятся. У них есть своя публика, и с каждым концертом число поклонников растет. Хотя жить в условиях российского шоу-бизнеса им непросто. У «Острога», который может позволить себе одно полноценное выступление в день в силу необходимости настройки аппаратуры и длительной репетиции, гонорары на порядок ниже, чем у поп-звезд, выходящих на сцену «счастливо-поддатыми» благодаря отсутствию необходимости профессионально работать и объезжающих за день три-четыре площадки.
       Иногда к группе относятся и вовсе по-хамски. Для совместного выступления на одном из фестивалей группа пригласила талантливую девушку-саксофонистку Анну Королеву для участия в исполнении нескольких композиций. Устроители фестиваля отказались платить молодой музыкантше, мотивировав это тем, что коллектив официально состоит из двух человек. В итоге Матвеев с Якушенко поделились с ней своими гонорарами.
       Часто приходится сражаться не только с российской действительностью, но и с заезжими звездами.
       — Парадоксальная вещь! — изумляется Якушенко. — Вместо того чтобы поддерживать свое искусство, как Третьяков, скупавший картины русских художников, наши люди платят бешеные гонорары западным артистам и создают им условия в миллион раз лучше, чем своим.
       Музыканты рассказывают, как порой им предлагали жить в одном номере втроем, наплевав на отдых перед концертом. Зато отдельные номера для нескольких телохранителей звезд — обычная практика. Отношение к группе часто не лучше условий.
       — «Когда мы приехали из Америки, знаете, как все за нами бегали! О! Из Америки! — иронизирует Чусовской. — Прошло два года, на протяжении которых Юра с Артемом писали музыку здесь, в том числе для кинофильмов: «КГБ в смокинге», «Граф Монтенегро». И сейчас на нас машут рукой: «А! «Белый острог» — парни из Иркутска!». Однажды за отказ уходить со сцены, чтобы дать сначала выступить более дорогим артистам, опаздывающим на самолет, организаторы нам бросили: «Зазвездились!». Но мы же не дети, чтобы бегать туда-сюда, к тому же мы уже вышли к слушателям, настроились… На Западе подобное недопустимо. Мы выступали вместе с Чиком Кореа, и никого из нас не выделяли и не унижали прилюдно.
       — Конечно, многое расстраивает, — задумался Якушенко, помешивая кофе. — Мне, например, уже поздно заниматься какой-то другой деятельностью — поезд ушел. Остается только любимое дело. Но хорошая музыка в России не поддерживается, так же как и театр, кино. Если в Америке кто-то совершит что-то значимое в искусстве или в науке, его уже считают национальным героем. И вся страна любит этого человека.
       — А у нас кто платит, того и поддерживают, — подытожил разговор Чусовской. — Звание народного и заслуженного артиста продается за деньги. Нет специальной правительственной программы по поддержке по-настоящему талантливых людей. Попасть бы хоть один раз на телевидение, показать на своем примере, что есть другая музыка, и объяснить людям, что их обманывают, открыть им глаза. Тогда начнет образовываться пустота в залах, пойдут разговоры: «Я не пойду слушать фанеру, я не хочу быть дураком, которого обманывают». Тогда уже припертым к стенке шоуменам придется и продвигать настоящих профессионалов, и показывать их стране. Только кто нас на телевидение пустит?
       
       Наталья МАЛАХОВА
       
10.08.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 60
10 августа 2006 г.

Первые лица
Один день президента Дагестана Муху Алиева

Кавказский узел
Люди из общих вагонов. Ингуши возвращаются в Пригородный район

Обстоятельства
Осенью в Казахстане состоится второй съезд лидеров мировых и традиционных религий

Подробности
Саммит уехал. «Экстремисты» остались

Армия
Солдата, привезенного из армии без сознания, не хотят считать потерпевшим

Расследования
Почему почти все герои скандала с «Бэнк оф Нью-Йорк» избежали наказания?

Если Генпрокуратура доведет уголовное дело премьера Хакасии до суда, в республике сменится руководство

Суд да дело
Кайбышев получил срок на обдумывание

Специальный репортаж
Арестованы пятеро милиционеров, проверявших «паспортный режим» на территории детского лагеря «Дружба»

Плата за жульё
Правительство придумало четкий механизм изъятия земли у граждан

Финансы
Дальнейший рост цен на бензин может привести к социальным волнениям

Новости компаний
АвтоВАЗ наймет французского киллера…

Краiна Мрiй
Как оппоненты шантажируют президента Украины

Навстречу выборам
Избегая обвинений в прямом подкупе избирателей, «Единая Россия» будет платить через общественные организации

Образование
Мнение учителя, которому пришлось пройти через ЕГЭ: Министерство образования вляпалось в историю

Регионы
В Самаре из-за бездействия администрации умирают люди

Прокуратура расследует избиение детей

Красноярский край рисует новый герб

Личное дело
«Юрий Рост» проплыл над Омском

Проспект Медиа
Сергей Цой: Мэр останется лицом к городу

Телеревизор
Телевидение забрежневело…

Точка зрения
Даниил Дондурей: Нынешнее телевидение проводит работу по формированию у нации массового привыкания к нечеловеческим отношениям

Кинобудка
В год ужесточения кинофестивальной конкуренции «Окно в Европу» открывается в Россию

Кино с Ларисой Малюковой…

Свидание
Восходящая звезда кино и театра Даша Мороз — о болезни лицедейства и сильных желаниях

Наши даты
В этом году народному артисту России Никите Подгорному исполнилось бы 75 лет

«Шестидесантник» Евгения Евтушенко
Мальчика назвали Бабий Яр

Музыкальная жизнь
«Белый острог» против фанерного шоу-бизнеса

Новое пришествие «Нашествия» сопровождалось прежними оргпроблемами

Вольная тема
Альпинистская мудрость: лучше много раз вернуться, чем один раз не вернуться

Сюжеты
Хотите интересно провести деньги?

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100