NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВЛЯПАЛОСЬ В ИСТОРИЮ
Мнение учителя, которому пришлось пройти через ЕГЭ
       
(Фото — ИТАР-ТАСС)       
Мне жалко детей, вынужденных сдавать историю. Именно в процессе этого действа убеждаешься в безусловной правоте одного из них: «Жизнь в действительности не такая, как на самом деле».
       В апреле 2006-го стало известно: результаты ЕГЭ по истории обязательны для всех вузов, за исключением МГУ. Но не успел месяц завершиться, как Всероссийский фонд образования подал в суд на Федеральное агентство по образованию, обещая дойти до Европейского суда по правам человека, если не прекратится беззаконное навязывание ЕГЭ при сдаче выпускных и вступительных экзаменов. Чем бы ни кончилось судебное разбирательство, детям все равно лучше не станет. Потому что такая наука, как история, плохо приспособлена для формального структурирования, тем более если этим заняты непрофессионалы. Чтобы понять весь пронзительный идиотизм, достаточно посмотреть, что и как спрашивают.
       
       
Вот свежий ЕГЭ — сборник заданий по истории, появившийся на свет в 2006 г. Два издательства: «Просвещение» и «Эксмо» (три человека, ответственных за выпуск), четыре остепененных автора и только один консультант, но зато какой — заместитель начальника Управления контроля качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ.
       А я один из череды тех, кому этот труд предназначен. Мне — учителю — этот «сборник послужит прекрасным дидактическим материалом». Дидактический — это с греческого — наставительный, поучительный. Для поучительности будет достаточно и одного примера. С. 179. Тест 26 из «Заданий на знание фактов»:
       «Укажите фамилии российских лауреатов Нобелевской премии по литературе второй половины ХХ в.
       1) М. Шолохов, Б. Пастернак, И. Бродский.
       2) А. Твардовский, Ю. Бондарев, Е. Евтушенко.
       3) К. Федин, А. Фадеев, К. Симонов.
       4) Б. Окуджава, В. Шукшин, Ю. Трифонов».
       Вышеуказанные создатели убеждены (см. ответы к контрольным заданиям), что правильный ответ — в пункте первом.
       Теперь поставьте себя на место моего ученика, знакомого с документами из архива ЦК КПСС по «Нобелевскому делу» М.А. Шолохова, раскрывающими тайные меры советских властей, предпринятые для того, чтобы любезный им Шолохов получил награду. Затем он видит в этом же ряду Б.Л. Пастернака, ошельмованного в погромных статьях, исключенного из Союза писателей СССР и вынужденного отказаться от этой престижной награды. И, наконец, Бродского, бывшего гражданина СССР, осужденного на родине за тунеядство, с 1980 г. гражданина США, которому дважды (1985, 1986) отказали в визе в СССР (для похорон матери и отца) и который никогда не являлся российским лауреатом. Если бы ученика спрашивали, в чем некорректность и ошибочность предложенного ответа на поставленный вопрос, то в этом был бы смысл. Но его же проверяют «на знание фактов», рожденных ЕГЭ.
       
       
Если абитуриент лихо решает подобные тесты, то это умение вовсе не является свидетельством знания им истории. Впрочем, познания будущего специалиста, его способность исторически мыслить, умение говорить никого не интересуют. Тестирование необходимо лишь для формальной селекции. Прелесть подобных тестов именно в том, что интеллектуальный уровень их создателей позволяет проверять абитуриента по готовой «правильной» кальке и ключевым словам. Можно оценить тысячи работ за недолгое время и даже обосновать свое решение.
       Знания определяются бессмысленным набором дат, терминов, фамилий, для вдалбливания которых требуются не историческое мышление и понимание, а память и усидчивость. Даже тому, кто историю любит и собирается стать профессиональным историком, не очень понятно, зачем вызубривать то, что за минуту можно найти в справочнике. А уж тем несчастным, для которых история лишь дополнительное препятствие в процессе поступления в избранный вуз, можно посочувствовать от всей души. Потому как их мучения лишены и подобия всякого смысла.
       Поразительно, но при почти полном пренебрежении к вопросам о том, чему и как учить, ученые чиновники ведут нешуточные баталии на тему, как проверять выпускников и абитуриентов: нужно ли оценивать познания ребенка по пятибалльной шкале или более гибкой и широкой двадцатибалльной? Хотя ценность этой дилеммы ничуть не выше названного.
       Сторонники тестирования совершенно серьезно объяснят, что иначе невозможно бороться со взятками. Из чего следует, что экзамены придуманы в качестве наживки для уловления взяточников. А дети, вероятнее всего, необходимы лишь для успешной карьеры тех, кто подобную систему культивирует, решая очередную государственной важности задачу.
       В 2006 году, когда, по справедливому замечанию Е. Ямбурга, знаменитого московского директора школы, «страна вновь на пороге введения всеобщего обязательного одиннадцатилетнего обучения, при котором пресловутые концентры теряют всякий смысл», весьма поучительно вспомнить, как обосновывалась изначально дурная идея перехода от «линейного к двухконцентрическому преподаванию истории». Несмотря на давность, цитируемые слова остаются актуальны. Потому что принадлежат они тогдашнему первому заместителю министра образования, а ныне, с марта 2004-го, руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктору Александровичу Болотову.
       
       
«Для чего нужна концентрическая система? Чтобы дети, которые ушли из школы, не получив полного общего образования (а сегодня их довольно много), имели все-таки целостное представление об истории. А те, кто остается в школьных стенах, смогли в ее постижении продвинуться <….>. И в старшей школе вовсе не повторяют то же самое еще раз, а учат историческому мышлению». С «концентрической системой» все просто, понятно и легкообъяснимо. Историю, которую раньше изучали семь лет, теперь в сильно усеченном и облегченном варианте пробегают за пять, чтобы иметь возможность отрапортовать: ребенок, ушедший из школы после 9-го класса, уже знает в основном весь курс и поэтому будет сознательным и законопослушным гражданином.
       Хотя высказывание о концентре в какой-то степени и дает основание для характеристики высокоученого руководителя, оно не столь уж важно. Намного интереснее узнать, что же называет В.А. Болотов «историческим мышлением».
       
       
Это мысли доктора педагогических наук (значит, хотя бы в теории имеющего представление о природе науки) и первого заместителя министра:
       «Например, очень важно в этом возрасте обсуждать рукотворность истории. В точках бифуркации (в переломные, критические моменты) возможны разные варианты развития событий. Например, что было бы, если бы в Октябрьской революции победили не большевики, а левые эсеры? Или Октябрьская революция не состоялась, а взяли бы власть кадеты? Для меня главное в преподавании истории — научить размышлять. <…> В старшей школе учить рассуждать: давайте посмотрим на это событие с разных позиций, представим, что было бы без монгольского нашествия. Как развивались бы события?».
       Действительно, что было бы, если бы Виктор Александрович Болотов родился не мальчиком, а девочкой, если бы он занимался не математикой, а вышиванием, если бы он в годы оны не вступил в КПСС, а затем, в другие годы, из нее не вышел, смог ли он сделать блистательную административную карьеру? Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки полагает, что, задавая подобные вопросы, непременно проникаешься пониманием «рукотворности истории» и осознанием возможности «разных вариантов развития событий». Ему, судя по штатному расписанию, конечно, виднее.
       
       
Но даже толковому школьнику известно, что история ценна именно тем, что позволяет понять, каким образом мы стали такими, какие есть, а не фантазиями на будто бы историческом материале, ценность которых лишь в том, что их невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.
       До той поры, пока чиновники от образования и науки будут иметь возможность творить «реформы» вроде введения мертворожденного концентра или провалившегося ЕГЭ, дети будут подвергаться изощренному издевательству, псевдонаучному по форме и бессмысленному по содержанию.
       Вероятно, живая беседа преподавателя с выпускником или абитуриентом вместо ЕГЭ также не гарантирует беспристрастности. Но мне кажется, что в любом случае субъективизм порядочных профессионалов предпочтительнее железобетонной однозначности чиновного творчества.
       
       Анатолий ШИКМАН, учитель гимназии № 45 г. Москвы,
       автор книг «Кто есть кто в российской истории»,
       «Открытие истории», «Улица Кирова, 7».
       
10.08.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 60
10 августа 2006 г.

Первые лица
Один день президента Дагестана Муху Алиева

Кавказский узел
Люди из общих вагонов. Ингуши возвращаются в Пригородный район

Обстоятельства
Осенью в Казахстане состоится второй съезд лидеров мировых и традиционных религий

Подробности
Саммит уехал. «Экстремисты» остались

Армия
Солдата, привезенного из армии без сознания, не хотят считать потерпевшим

Расследования
Почему почти все герои скандала с «Бэнк оф Нью-Йорк» избежали наказания?

Если Генпрокуратура доведет уголовное дело премьера Хакасии до суда, в республике сменится руководство

Суд да дело
Кайбышев получил срок на обдумывание

Специальный репортаж
Арестованы пятеро милиционеров, проверявших «паспортный режим» на территории детского лагеря «Дружба»

Плата за жульё
Правительство придумало четкий механизм изъятия земли у граждан

Финансы
Дальнейший рост цен на бензин может привести к социальным волнениям

Новости компаний
АвтоВАЗ наймет французского киллера…

Краiна Мрiй
Как оппоненты шантажируют президента Украины

Навстречу выборам
Избегая обвинений в прямом подкупе избирателей, «Единая Россия» будет платить через общественные организации

Образование
Мнение учителя, которому пришлось пройти через ЕГЭ: Министерство образования вляпалось в историю

Регионы
В Самаре из-за бездействия администрации умирают люди

Прокуратура расследует избиение детей

Красноярский край рисует новый герб

Личное дело
«Юрий Рост» проплыл над Омском

Проспект Медиа
Сергей Цой: Мэр останется лицом к городу

Телеревизор
Телевидение забрежневело…

Точка зрения
Даниил Дондурей: Нынешнее телевидение проводит работу по формированию у нации массового привыкания к нечеловеческим отношениям

Кинобудка
В год ужесточения кинофестивальной конкуренции «Окно в Европу» открывается в Россию

Кино с Ларисой Малюковой…

Свидание
Восходящая звезда кино и театра Даша Мороз — о болезни лицедейства и сильных желаниях

Наши даты
В этом году народному артисту России Никите Подгорному исполнилось бы 75 лет

«Шестидесантник» Евгения Евтушенко
Мальчика назвали Бабий Яр

Музыкальная жизнь
«Белый острог» против фанерного шоу-бизнеса

Новое пришествие «Нашествия» сопровождалось прежними оргпроблемами

Вольная тема
Альпинистская мудрость: лучше много раз вернуться, чем один раз не вернуться

Сюжеты
Хотите интересно провести деньги?

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100