NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

КОНЕЦ СВЕТА В ТОННЕЛЕ
На малой родине президента РФ задуман очередной «проект века»
       
Плавучая буровая установка уже работает на Неве.
      
       
Орловский тоннель в 1600 метров должен пройти под Невой и соединить два берега реки в районе Смольного. Четыре автомобильные полосы с пропускной способностью 40—60 тысяч машин в сутки будут платными и обойдутся почти в миллиард долларов (этих денег хватило бы на строительство пяти мостов через Неву). Независимые эксперты говорят: можно было бы обойтись вдвое, а то и втрое меньшей суммой. Но выбран — причем без обсуждения альтернатив — самый дорогой вариант…
       
       Справка «Новой»
       Герман Греф сообщил средствам массовой информации: инвестиционная комиссия Минэкономразвития одобрила выделение 8,8 миллиарда рублей из Инвестиционного фонда для финансирования строительства Орловского тоннеля. Инвестфонд даст треть необходимых денег, остальное поровну поделят питерский бюджет и инвесторы, которых городская администрация намерена выбрать по специальному конкурсу. (Ранее 28 миллиардов рублей Инвестфонда были выделены на строительство Западного скоростного диаметра.)
       
       
О том, что именно здесь, где Нева образует Смольнинскую излучину, делая крутой поворот, между далеко расположенными друг от друга Литейным мостом и мостом Петра Великого (бывшим Охтинским), городу необходима переправа, известно давно: вопрос ставился еще в 60-е годы, когда машин было в десятки раз меньше.
       Сегодняшний Питер задыхается от пробок — средняя скорость проезда по основным магистралям не превышает 10 километров в час. Ситуацию усугубляет Нева: существующие мосты давно превратились в «бутылочные горлышки», намертво закупориваемые в часы «пик». Шутники даже предлагают засыпать главную питерскую реку, чтобы радикально решить транспортную проблему. Шутки шутками, но, например, засыпать Обводный канал и превратить его в скоростную трассу уже предлагали вполне серьезно.
       Одно из самых узких мест — именно там, где хотят строить Орловский тоннель, связав таким путем центр города и его северо-восточную часть. От строительства моста городские власти отказались сразу (к этому, впрочем, мы еще вернемся) и осенью 2005 года организовали конкурс на право проектирования тоннеля, который выиграла «Система ГАЛС» — дочерняя компания АФК «Система». Победители предложили закрытый вариант строительства — с использованием метростроевских технологий и проходческого щита. Была названа ориентировочная стоимость стройки — 270 миллионов евро (около 10 миллиардов рублей).
       В апреле 2006-го правительство Петербурга приняло постановление «о мерах по реализации проекта строительства» и утвердило план мероприятий. Увидев план, специалисты поинтересовались: почему тоннель стал стоить в 2,5 раза дороже — 23,4 миллиарда рублей? Ответа не последовало, напротив — вскоре была озвучена еще большая сумма: 26 миллиардов рублей.
       Представители питерской администрации и разработчики успокаивали: ничего страшного, 8,8 миллиарда рублей выделят из Инвестиционного фонда, уже получено положительное заключение «Росстроя», и деньги дадут обязательно. Однако в июле правительственная комиссия рекомендовала пересмотреть параметры проекта и сократить его стоимость, которую сочла завышенной. Смольный в ответ заявил, что стоимость адекватна, а решение комиссии назвал «политическим». Мол, из Инвестфонда уже выделили деньги на один питерский мегапроект — «Западный скоростной диаметр», и финансировать второй проект не спешат.
       И все же результат оказался для питерской администрации удачным: несмотря на то, что она отказалась пересматривать стоимость проекта, 3 августа правительственная комиссия вдруг «передумала» и одобрила финансирование в первоначальном варианте с полной стоимостью в 26 миллиардов рублей. То ли лоббистские возможности Питера нынче неограниченны, то ли «энергетическая сверхдержава» нынче денег в принципе не считает…
       Политическим, впрочем, с куда большей вероятностью является совсем другое решение — о закрытом варианте тоннеля.
       В российском (да и в питерском) футболе, как известно, главные авторитеты нынче — голландцы. Именно их полезный опыт планируется перенимать для достижения долгожданных успехов. Между тем голландский опыт пригодился бы и в случае с Орловским тоннелем: именно в стране тюльпанов придумали строить тоннели открытым способом. Для этого на дне реки или моря выкапывается траншея, в которую опускаются соединяемые между собой секции будущего тоннеля.
       В Голландии таким способом строят 95% всех тоннелей, а в мире по голландскому варианту построено более 250 тоннелей. Их главное преимущество — меньшая длина по сравнению с закрытым вариантом. Объясняется это крайне просто: тоннель должен иметь не более чем 6-градусный уклон, а открытый тоннель всегда проходит на меньшей глубине, чем закрытый и поэтому получается короче. А это не только безопаснее, но и дешевле. И существенно: по словам профессора Петербургского архитектурно-строительного университета Владимира Быстрова, открытый тоннель в среднем оказывается вдвое дешевле закрытого.
       Далее: при закрытом варианте для въезда и выезда из тоннеля на обеих берегах Невы надо строить дорогостоящие развязки — а при открытом варианте тоннель будет вписываться в существующие набережные. Так что озвученная сейчас стоимость в 26 миллиардов рублей может оказаться сильно заниженной.
       Еще одно достоинство открытого варианта: он дает прямоугольный тоннель, удобный для проезда автомашин. А при закрытом с щитовой проходкой получается круглый тоннель, у которого заведомо меньше ширина проезжей части. В случае с Орловским тоннелем, по словам первого проректора Петербургского университета путей сообщения профессора Александра Ледяева, ширина полосы движения будет всего 3,25 метра — при том что для тоннелей первого класса проезжая часть должна быть не менее 4 метров. Лефортовский тоннель в Москве, который строили при помощи того же щита, который, скорее всего, планируют использовать в Петербурге, именно потому и имеет малую ширину проезжей части, и именно там постоянно возникают аварийные ситуации.
       Наконец, еще одно обстоятельство: неустойчивость и водонасыщенность грунтов в зоне тоннеля. При щитовой проходке последствия могут быть, мягко говоря, неприятными. То есть проектировщики уверяют, что щитовой метод как раз и обеспечит безопасность. Но все в Питере прекрасно помнят катастрофу 1995 года на площади Мужества, когда размыв грунтов вывел линию метро из строя почти на десять лет, отрезав огромный район города от центра…
       Все перечисленные аргументы не раз высказывались специалистами — и на депутатских слушаниях по проекту, и на совещаниях в администрации, и в питерских СМИ. Но тщетно: смольнинские чиновники как будто приставили подзорную трубу к выбитому глазу и, что называется, в упор не видят более дешевого и более безопасного варианта. Зато они в унисон с проектировщиками из «Системы ГАЛС» рассуждают о том, что тоннель окупится. Называют даже срок: 19 лет. Это — при стоимости проезда автомашин в 23—25 рублей.
       Откуда берутся такие замечательные цифры, сказать сложно. При декларируемой интенсивности в 50 тысяч (в среднем) машин в сутки 24-рублевая плата за проезд дает 1,2 миллиона рублей в день, или около 440 миллионов рублей в год. Делим 26 миллиардов рублей на 440 миллионов и получаем около 60 лет. Если считать только затраты Инвестиционного фонда (одним из принципов выделения денег из фонда объявлена безубыточность), то при запрошенных 8,8 миллиарда рублей окупаемость составит 20 лет.
       Это, конечно, уже близко к заявленному периоду, но есть два «маленьких» обстоятельства. Во-первых, тоннель будет требовать расходов на эксплуатацию, и немаленьких: освещение, вентиляция, ремонт и так далее. А во-вторых, если въезд в тоннель сделать платным, поток желающих ехать через него (сегодня его оценивают чисто теоретически) сразу сократится. И, скорее всего, этот тоннель не окупится никогда.
       Между прочим, существует еще и вариант строительства в «Смольнинской излучине» не тоннеля, а моста, что еще дешевле (примерно 5 миллиардов рублей). До последнего времени от этого варианта отмахивались под тем предлогом, что, будучи неразводным (чтобы обеспечить постоянное сообщение), мост оказывается слишком высоким (30 — 40 метров) и потому может быть только вантовым. Но это неприемлемо по архитектурным соображениям — необратимо испортит панораму Невы.
       Однако, во-первых, весьма близко к этому месту намереваются строить 300-метровый «Газоскреб», о чем недавно рассказывала «Новая газета», и он-то испортит панораму куда больше. А во-вторых, теперь выясняется, что для судов, которые будут ходить в этом месте, достаточно и 18-метровой высоты моста, что позволяет сделать его не вантовым, а обычным — на высоких опорах. И такой мост может вполне вписаться в невскую панораму…
       Но почему же Смольный так себя ведет, изо всех сил лоббируя закрытый вариант, при том что строительство тоннеля открытым способом позволило бы сэкономить как минимум 10—12 миллиардов рублей — хватило бы на строительство еще двух мостов через Неву, которые необходимы городу как воздух? Увы, точного ответа мы не знаем. И вообще, главная особенность всех питерских «проектов века» в том, что ключевые решения принимаются чиновниками, то есть — непублично. Поэтому остаются только гипотезы.
       Первая гипотеза, научно-фантастическая, — в городе завелись лишние деньги, которые просто некуда девать, а все проблемы уже решены: транспорт ходит как часы, жилье и дороги отремонтированы, бюджетники на свои отпускные регулярно отдыхают в Испании, в больницах стоит новейшее оборудование…
       Вторая гипотеза, альтруистическая (высказывается представителями Смольного): это политическое решение, поскольку «щитовой вариант» — единственный, под который федеральный центр согласен дать деньги Инвестфонда. Зачем это центру, впрочем, непонятно — к тому же, как уже сказано, процесс выделения денег тормозится именно из-за большой стоимости закрытого варианта.
       Третья гипотеза, реалистическая (высказывается независимыми экспертами): чем дороже проект, тем больше осваивается средств, причем во всех смыслах. «Воровать можно будет не много, а очень много», — пояснил один из экспертов. И добавил, что во время обсуждения этого вопроса в столице ему давали понять, что проект «Орловский тоннель» — один из тех, которые должны обеспечить финансовую базу президентской кампании-2008…
       Какая из гипотез верна, судить читателю.
       
       Борис ВИШНЕВСКИЙ, обозреватель «Новой»
       
       
       А в это время…
       Парижский суд 2 августа признал банкротом компанию Eurotunnel, обслуживающую тоннель под Ла-Маншем. Строительство тоннеля оказалось настолько дорогим, что прибыли, полученные в процессе его эксплуатации, не покрывают затраченных средств.
       
       "Новая газета" № 59
       
07.08.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 59
7 августа 2006 г.

Милосердие
Деньги для Медеи. Когда спасали девочку с этим именем, счет шел на часы и минуты

Государство сэкономило на больном Кирюше более полумиллиона рублей

О детях — серьезно
В прошлом году в России 175 тысяч детей были признаны потерпевшими от преступлений

Расследования
Год назад в России не повторилась трагедия «Курска». Чудом

Власть
В Перми была маленькая планета. Может ли власть иметь человеческое лицо?

Политический туризм
В Мордовии привязывают людей к земле

Политические игры
Молодежная «Родина» попытается забыть свое оппозиционное прошлое

Цена закона
Посеянные миллиарды. Земельный кодекс позволяет захватывать сельхозугодья, даже не нарушая закона

Новости компаний
Многие компании вынуждены отказаться от «алкогольной» парфюмерно-
косметической продукции


Технологии
Современная хайтек-индустрия основана на жестокой эксплуатации рабочей силы развивающихся стран

Армия
Выставка мин при плохой игре

«Сухой» в остатке

Инострания
Мирные жители Израиля и Ливана — в режиме on-line

С «Хезболлах» хотят заканчивать

Мир и мы
Сотрудник администрации президента: России не нужна любовь соседей

Обстоятельства
Против кого Патрушев собирается обустраивать границу?

Тупики СНГ
В Белоруссии сажают независимых наблюдателей

Краiна Мрiй
Ющенко произвел запуск рэкета?

Оранжевые через черные очки

Регионы
В бассейне Волги проблемы с купанием

В Воронеже — штурмовое предупреждение

Мэрия Ростова-на-Дону распродает больницы

Санкт-Петербург
На малой родине президента РФ задуман очередной «проект века»

За рулем
Наш специальный корреспондент проехал 4000 километров по сибирским трассам…

Голландия. Нет лучшего порядка на дорогах, чем броуновское движение

Образование
Скоро ли учитель сядет за руль собственного автомобиля?

Профессия директора школы может исчезнуть?

Зачисление денег в школы

Наши даты
8 августа известному офтальмологу Святославу Федорову исполнилось бы 79 лет

Московский наблюдатель
Почему Эрик Клэптон не приехал в Москву

Гоген и Матисс переехали

Спорт
Юрий Семин ушел. Проблем у «Динамо» стало еще больше

Что волнует полузащитника «Москвы» Сергея Семака?

Кинобудка
Директор Венецианского кинофестиваля — о русских фильмах с «мощным художественным зарядом»

Манн и наркомания

Алексей Герман снял последний кадр картины «Трудно быть богом»

Театральный бинокль
У «Коляда-театра» появился новый дом. Возможно…

Культурный слой
Дина Рубина — о Лидии Борисовне Либединской, урожденной графине Толстой

Свидание
Дмитрий Хоронько: Радио работает по законам порно

Вольная тема
Зачем людей пускают на фаршинг? Обзор городских игр для взрослых

Колонка «Крокодила»

Реакция
Как пугают «Орловские новости»…

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100