NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ
Те миллиарды, которые должны были бы улучшить наши дороги, попадут в карманы теоретиков безопасности движения
       
(Фото — EPA)
    
       Хороший царь и плохие бояре
       Для тех, кто не знает, я расскажу о примерной схеме управления государством — нашим государством, Российским. И о том, как она работает. Или — не работает.
       Например — имеем мы уже скоро 20 лет, из года в год, страшные цифры потерь на дорогах: около 200 тысяч ДТП в год. От 28 до 37 тысяч погибших. И примерно в пять раз больше покалеченных. На одного погибшего — 5 калек, такая статистика. Причем гибнет на дорогах самая работоспособная, самая моторная часть общества, в самом расцвете сил.
       Ну знаем мы, что в Европе автомобилей гораздо больше, а цифры убиенных ими меньше в 5—7 раз, причем они из года в год снижаются. А у нас из года в год растут. Но ни один правитель российский за 20 лет по этому поводу никогда шибко не беспокоился, поскольку Гоголь все в свое время объяснил. Правда, за полвека до появления первой самобеглой коляски… Мы где-то в самой глубине души даже гордимся своими дураками и дорогами.
       Но мало кто знает, что страшная эта статистика еще и занижена, еще и приглажена, замаскирована, поскольку в России погибшим считается тот, кто умер в течение семи дней после ДТП, в Европе — в течение месяца, а в США — в течение года. Будь у нас такие сроки — цифры были бы!..
       Ну имеем, что имеем. Ну плетемся мы с такими цифрами в группе африканских стран. И Брежневу, и Андропову, и Черненко на эти цифры было, в общем-то, наплевать — они не председательствовали на мировых саммитах, не стремились в ВТО, не бежали «интегрироваться в мировое сообщество», не рассказывали всему миру о растущей цивилизованности России и о ее крепнущей демократии.
       А вот Путину — не все равно. Но с такой раковой опухолью, как 35 тысяч погибающих в год на дорогах, с таким бардаком на них ни его стране России, ни ее президенту и мечтать не стоит стать вровень с Шираком, Блэром, Бушем — это не мелочь. Смертность на дорогах — точный показатель цивилизованности и степени демократии в стране. Поскольку это цена человеческой жизни. С такими цифрами нас в цивилизованное сообщество не примут. Это называется: хочется в рай, да грехи не пускают.
       Наверняка президент это понимает. Понимают и его советники, его «мозговой центр». К тому же не раз цивилизованные коллеги призывали Россию навести на дорогах порядок.
       И вот собирает президент в ноябре прошлого года высший, по сути, орган власти — президиум Госсовета с повесткой: безопасность дорожного движения. Очень серьезно ставится на Госсовете вопрос — громадные деньги для решения этой проблемы готова высшая власть страны выделить: почти 53 миллиарда рублей! (Бюджетных — 21,63 миллиарда, остальные из бюджетов субъектов Федерации и привлеченные). Вдумайтесь только — пятьдесят три миллиарда! Два миллиарда долларов!
       Честно скажу: когда я эту цифру услышал, в душе президенту аплодировал — вот это называется взять быка за рога! Да с такими деньгами!..
       О том, как эти деньги планируется потратить, — ниже. А сейчас — о схеме управления нашим государством. О том, как она работает. Или — не работает.
       Итак, перед вами:
       «Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 15 ноября 2005 г.
       1. Учесть в проекте федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» предложения и замечания, высказанные на заседании президиума Государственного совета…
       Ответственные: Фрадков М.Е., Нургалиев Р.Г., Левитин И.Е., Греф Г.О.
       Срок — 20 декабря».
       Не выполнено — федеральная целевая программа с замечаниями Госсовета подписана Фрадковым и утверждена правительством два месяца спустя.
       Второе поручение президента:
       «2. Создать правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения. Ответственный: Фрадков М.Е., срок: 1 февраля 2006 г».
       Не выполнено — комиссия была создана с опозданием уже на 3 месяца — 23 апреля. Посидели, наговорили с жаром умных слов и разошлись. Больше комиссия не собиралась.
       Третье поручение президента:
       «3. Представить предложения по совершенствованию механизма финансирования расходов на эксплуатацию и развитие автомобильных дорог в соответствии с требованиями безопасности движения. Ответственные: Фрадков М.Е., Кудрин А.Л., Левитин И.Е., Греф Г.О., Нургалиев Р.Г. Срок — 1 апреля 2006 г.».
       Могли бы ответственные к первому апреля хоть что-то написать — за шутку бы сошло. Но на дворе конец июля, а нет ни механизма, ни финансирования, ни развития дорог. Не выполнено.
       Четвертое поручение президента:
       «4. Представить предложения по совершенствованию законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения… и введение Правил Европейской экономической комиссии ООН, касающихся норм безопасности транспортных средств… Ответственные: Фрадков М.Е., Нургалиев Р.Г., Левитин И.Е., Устинов В.В., Чайка Ю.Я. Срок — 1 июня 2006 г.».
       А-а!.. Поручения президента датированы серединой ноября прошлого года — вот откуда «ноги растут» того постановления правительства от 14 декабря о «красных американских поворотниках» и детских сиденьях, которое поставило «на уши» всю страну и тут же было отменено — пролонгировано до следующего года. Не выполнено.
       Что касается президентского требования по законодательству… Ходит в Думе который уже год и который уже по счету проект повышения штрафов. Но сама Дума нынче на каникулах. Вероятно, проект будет принят осенью, когда Дума отдохнет. Или зимой. А может, и весной… Не выполнено.
       Пятое поручение президента, касающееся реализации мер по профилактике детского травматизма, совершенствованию системы подготовки и допуска к рулю водителей, по совершенствованию лицензирования пассажирских перевозок, «по улучшению организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, в том числе по созданию современной службы санитарной авиации» со сроком выполнения 1 июня, как раз ко Дню защиты детей, — не выполнено.
       Итак: хороший у нас президент, но плохие министры? Так получается?
       Хорошо, что хоть первое поручение, самое главное, хотя и с опозданием, но выполнено: федеральная целевая программа борьбы с ДТП есть! Толстая, тяжеленькая книжка. Точь-в-точь по объему, как сценарии ночного и дневного дозоров, вместе взятые.
       Но присмотримся: в чем суть этой программы? А суть ее в том, что, потратив два миллиарда долларов, Россия через семь лет должна иметь на дорогах убитыми в год… 23 000 человек?! Так много?! И так долго ждать? Значит, на спасение лишь одного человека из 11,5 тысячи нам, налогоплательщикам, нужно потратить 4 миллиона 600 тысяч наших рублей?!
       Или это власть так остро осознала бесценность человеческой жизни? Но все равно — почему так дорого? А подешевле — никак нельзя?
       А ведь у нас была близкая цифра к этим 23 заветным тысячам — 26 600 погибших в 97-м году. И не потребовалось миллиардов долларов — просто штрафы повышенные ввели, помните? И балльная система учета нарушений была с 91-го года. И именно с этого года кривая смертей каждый год шла вниз. А в 97-м власти чего-то перепугались, отменили одним махом и штрафы, и талоны предупреждений. И кривая смертей взлетела!
       Закономерен вопрос: а не оплачиваем ли мы этой целевой программой не столько свою безопасность на дорогах, сколько безбедное существование огромной армии чиновников, «осваивающих» бюджетный пирог?..
       
       Цель целевой программы — «распилить бабки»?
       Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах», по которой мы отныне будем жить целых семь лет, на которую уйдет почти 53 миллиарда рублей и которая уменьшит число погибших на дорогах на 11 500 человек в год, состоит из четырех частей.
       Первая называется: «Повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения». Эта часть состоит из 79 пунктов-способов воздействия на наше сознание с тем, чтобы убедить нас не нарушать ПДД, и предусматривает потратить на это почти 16 миллиардов рублей. Из этих 79 пунктов всего 30 содержат конкретику: «сделать», «построить», «приобрести», «оснастить», «создать видео и телепродукцию», а 49 — «провести научные исследования», «разработать методы», «провести анализ». Что же нам еще неизвестно в области безопасности дорожного движения?
       Из пунков 16 и 17 следует, что в течение двух лет необходимо исследовать: нужны ли тахографы водителям автобусов (2 млн руб.)? Нужны ли устройства, ограничивающие скорость грузовиков и автобусов (2 млн руб.)? Нужны ли ремни безопасности в грузовиках и международных и туристических автобусах (2 млн руб.), а также нужно ли заставлять народ использовать детские сиденья (2 млн руб.)?
       Тахограф — это «черный ящик» автомобиля, он регистрирует почти все параметры его движения — скорость, остановки, путь. Инспектору не надо сидеть с радаром в кустах — он вставляет свою карту в тахограф и получает распечатку всех нарушений и отклонений тут же. Тахографами давно уже пользуется весь цивилизованный мир, они обязательны для дальних перевозок не только пассажиров, но и грузов. Ремни и детские сиденья — то же самое. Если автомобиль оборудован тахографом, устройства, ограничивающие скорость автомобиля, не нужны, а нужен контроль за целостностью тахографа и за его показаниями скорости, это любой специалист бесплатно скажет.
       Что тут исследовать целых два года? Не лучше ли было заложить в программу не исследование, а производство отечественных тахографов и оснащение ими и ремнями безопасности всех грузовиков и автобусов дальних перевозок, а также всех маршрутных такси-убийц?
       На то, чтобы определить наконец, опасен ли правый руль (п. 28), выделяются два года и 10 миллионов рублей. Пройдет два года, исследователи потратят 10 миллионов, и если даже они придут к выводу — «опасен», окажется, что проблема эта в России уже не техническая, а социальная. Так как за Уральскими горами говорят: «Хочешь заиметь Дальневосточную Республику — запрети правый руль»: около 10 миллионов населения страны в той или иной степени живут праворульным бизнесом. Их разорить?
       А как вам нравится вот такая статья расходов 87 миллионов рублей:
       «25. Исследование проблем создания (проблем! — Ю.Г.) современной отечественной испытательной базы для оценки соответствия транспортных средств... установленным требованиям?». О чем здесь речь?
       Вторая часть целевой программы — непосредственно то, что надо делать для уменьшения смертей и увечий на дорогах. 31 пункт предусматривает потратить около 29 миллиардов рублей. В нем 23 пункта (!) — опять исследования, разработка и т.п., на которые нужно 384 миллиона. И только шесть — конкретика дела. Я перечислю их все:
       — строительство подземных переходов (1100 штук);
       — установка дорожных ограждений на опасных участках (850 км);
       — модернизация автоматизированной системы управления движением транспорта;
       — установка около 100 тысяч дорожных знаков;
       — искусственное освещение опасных мест (620 км);
       — оснащение ГАИ сотней передвижных дорожных лабораторий.
       Все.
       Первая «непонятка» здесь: почему ответственным за первые четыре пункта назначено МВД? Оно что, копать подземные переходы будет? Столбы устанавливать, знаки вешать и т.д.? Вторая «непонятка»: еще 100 тысяч знаков на наших дорогах?! Да, где-то их не хватает, особенно информационных, но почему ничего нет о расчистке дорог от непонятно почему установленных знаков? От забытых знаков, стоящих годами? А их у нас столько!.. А ведь они сводят на нет, компрометируют правильные ограничения.
       Третья часть целевой программы громадная: аж 120 пунктов стоимостью около 5 миллиардов рублей. Она посвящена спасению пострадавших в ДТП. Из 120 запланированных дел всего около 30 — конкретные, с капитальными затратами, остальные 90 — опять «научно-исследовательские», «аналитические», «методические».
       И, наконец, четвертая часть — «нормативно-правовая»: 24 пункта, около 1 300 000 расходов. Она по сути вся — «исследование проблем».
       Итого: из 254 пунктов программы 182 — «научно-исследовательские». То есть 71%! Общие затраты на исследования — 2,4 млрд руб.
       Как много, оказывается, мы и весь остальной мир не знаем о причинах гибели наших сограждан на дорогах!
       А когда перед самым Новым годом с 1 января красные поворотники запретили и детские сиденья заставили покупать — исследования проводились? Они в программе есть…
       Целевая программа по сути — исследовательская. Причем многие из планирующихся исследований давным-давно проведены за рубежом и даже у нас. Почему же так? Может, потому, что исследования нельзя потрогать, а деньги списать на них проще?..
       Бюджетные деньги распределены так: МВД — 13, 5 млрд, Росавтодор — 2,15 млрд, Росздрав — 2,01 млрд, Рособразование — 1,99 млрд, МЧС — 1,9 млрд.
       
       Выводы
       Избитое выражение: «Правила дорожного движения написаны кровью». И это правда. Но ПДД написаны давно и написаны кровью прошлых поколений.
       Программа снижения аварийности в России может писаться только свежей, алой, сегодняшней кровью, льющейся каждую минуту. Но она, к сожалению, написана фиолетовыми бухгалтерскими чернилами.
       Второе впечатление: наша страна — гигантский, не спеша плывущий мегасуперкорабль, у которого от поворота штурвала на капитанском мостике до поворота самого корабля проходит вечность. И это неудивительно: потратить такие деньги и обосновать эти траты — непросто.
       Эта программа — документ благополучного общества, не спеша плывущего к своему неизбежно светлому будущему. А в России по этому поводу надо в набат бить: пока за семь лет всё исследуем, все методики придумаем, отработаем, пока истратим 53 миллиарда и 11 500 человек спасем, — за эти годы 200 тысяч похороним и миллион инвалидов получим.
       В программе нет главного, без чего невозможно наведение порядка на дорогах, — не предусмотрено (в XXI веке!) создание единой компьютерной системы учета ВСЕГО в ГАИ: автомобилей, водителей, нарушений. Вот на что деньги и силы не жалко.
       Нет и механизма оперативного принятия четких и жестких законов, без которых тоже порядок не навести, потрать хоть 100 миллиардов на воспитание сознательности населения. И те 16 000 000 000 рублей «на сознательность», и деньги львиной доли остальных «исследований» будут потрачены впустую или же «не туда», в этом нет сомнений. Десяток талантливых рекламных клипов — заставить всех героев российских фильмов пристегиваться, как это давным-давно сделал весь цивилизованный мир, — и сознательность будет. Одной десятитысячной этой суммы хватит.
       А снизить число погибших не так уж и трудно — повышение штрафов, возвращение балльной системы учета нарушений ПДД и 100-процентное использование ремней — только три эти меры дадут уже через 2—3 года снижение количества погибших близко к планируемым программой 23 тысячам человек. С гарантией. И тогда обо всем остальном в этой программе можно забыть. Считать, что она выполнена досрочно и блестяще.
       И спокойно, под фанфары победителей, наблюдать, как ее огромные деньги исчезают. Как сон, как утренний туман…
       
       Юрий ГЕЙКО, обозреватель «Новой»
       
31.07.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 57
31 июля 2006 г.

За рулем
Дорожное покрытие

В Чувашии дорожные деньги тратят на чиновников

Суд да дело
Герой России генерал Баранов фактически признан военным преступником

Первые лица
Рамзан Кадыров прочитал «Нашим» курс молодого бойца

Кавказский узел
Как победить терроризм и мафию в Дагестане

Где объявится Квициани?

Инострания
Конфликт с «Хезболлах» складывается для Израиля неудачно

Ливан. Репортаж из долины Бекаа

Подробности
В Ижевске Уго Чавесу показали товар лицом

Белорусские силовики ворвались в резиденцию латвийского дипломата

Краiна Мрiй
Украинские ожидания неприлично затянулись

Обстоятельства
ОМОН совершил нападение на детский оздоровительный комплекс в Сочи

Всю прошлую неделю по Воронежу гуляло эхо питерского саммита

Плата за жульё
«Именем Российской Федерации…» людей лишают законного жилья

Новейшая история
Как нас учат любить Родину. Часть IX

Отдельный разговор
Андрей Илларионов: Уничтожение демократии — это уничтожение будущего нашей страны

Политические игры
Домик в деревне, или Володина Любовь

Служба Минюста запрещает существование движения Эдички в СМИ

Телеревизор
От новых поправок к закону о рекламе не пострадали только федеральные госканалы

Цена закона
К чему приведет переписывание законодательства об интеллектуальной собственности?

Экономика
О кризисе на алкогольном рынке: ЕГАИСты — кто они?

Новости компаний
Был ли сговор на рынке сотовой связи?

Расследования
Кто ставит палки в колеса российскому бизнесу в Узбекистане?

Власть и деньги
Саратовские чиновники ущемляют свои «права»

Регионы
Суд дезактивировал пенсионерку

Скотина не считается с властью

Реакция
Не вскрывать! – 2

Дом все-таки построят по памяти?

ГАИ тянет резину

Читатели «Новой» скрещивали копья…

Личное дело
«Новую газету» посетили представители «Роспотребнадзора»

Милосердие
История, которой могло и не быть, если бы мы были другими

Специальный репортаж
Чумазово. Когда-то там отступал Наполеон. А теперь здесь единственный во всем мире поселок детей-сирот

Финансы
Сколько стоит набор первоклассника в городах России

Медицина
Ключевая роль воды. Часть II

Спорт
Кому Гус не товарищ?

Наши арбитры и футболисты перенимают худшее из того, что было на мировом форуме в Германии

Что происходит с российским футболом?

Театральный бинокль
Судьба «Коляда-театра» по-прежнему висит на волоске

Библиотека
Александр Гаррос, Алексей Евдокимов. «Чучхе»

Свидание
Юрий Рытхэу — самый известный в мире чукча

Музыкальная жизнь
Нино Катамадзе: По-настоящему глобальная проблема — это духовная нищета

Культурный слой
Хироко Кодзими: Учитесь «на халяву» любоваться миром

Кинобудка
Венеция испытывает русскую «Эйфорию»

Сектор глаза
На Чистых прудах — выставка экстремальных фотографий нашей планеты

Московский наблюдатель
Открылся музей подводной жизни

В Москве появятся антарктические пингвины

Пригласительный билет
Летняя Москва с Екатериной Васениной

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100