NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ГИТАРО-СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Два июльских фестиваля — два полюса авторской песни. На одном стало холодно
       
На сцене — Петр Кошелев и Дмитрий Дихтер. (Фото Дмитрия Голодягина)
    
       
Июль для мира авторской песни (АП) — самое важное время в году: Грушинский фестиваль в Самаре, близ Волги, на Мастрюковских озерах — самый крупный фестиваль не только в АП; и следом за ним — фестиваль Второй Канал (2К) в Подмосковье, на берегу Нары.
       
       
Несколько лет назад оба фестиваля проходили на одном месте, и, собственно, 2К был составной частью огромного Грушинского. Грандиозность и карнавальность непомерно разросшейся Грушинки еще в 1995 году подвигли ее руководство на поиски нового. Среди многоцветья и многозвучья не осталось места для тихой и глубоко личной песни, каковой изначально авторская песня и была.
       За создание параллельного мира взялся Владимир Ланцберг — человек, известный не только в кругах АП. Он, конечно, бард, но и — в не меньшей мере — педагог, социотехник, теоретик и критик АП.
       Назван был этот параллельный мир Вторым Каналом. Задумывался и реализовывался он как место, где может быть услышана и оценена «думающая песня для думающих людей». На Грушинском 2К располагался на одной территории с Детским конкурсом. И — с 1996 по 2000-й все было хорошо.
       Но то ли Грушинский стал мешать Второму, то ли наоборот…
       Два года подряд 2К проводил в мае свои подмосковные фестивали, и вот уже три года — это вовсе параллельный Грушинскому мир.
       Вместе с 2К в Подмосковье отъехала и значительная часть «Детской поющей республики».
       Этот год стал кризисным и переломным как для одного, так и для другого фестиваля.
       В Самаре — скандал с фестивальной землей. В очередной раз земля фестивальной поляны отдана в аренду НЕ клубу имени Валерия Грушина, проводившему все 33 фестиваля.
       Как сказал президент клуба Борис Кейльман, «нас на цифре 33 распяли».
       Фирма «Мета», нынешний арендатор земли, не находит общего языка с Кейльманом.
       На фоне скандала — публичного, со сбором подписей под обращением к президенту РФ (к кому же еще?), со статьями в защиту то одной, то другой стороны, грядущими судами, нынешними ультиматумами и прочим привычным антуражем «спора хозяйствующих субъектов» (эта формулировка уже вот-вот, похоже, прозвучит) — как-то забылось, что добрая половина заявленных перед фестивалем почетных гостей так и не приехала на фестиваль.
       Что жюри последних лет — без Никитина и Городницкого.
       Что большая часть приезжающих на фестиваль не имеет отношения к авторской песне. И приезжает большинство не авторскую песню слушать, а в лучшем случае колбаситься под реггей, рок-н-ролл и прочую, может быть, талантливую музыку, но при чем здесь Грушинский?
       Так что скандал с землей — скорее всего, лишь материализация внутренних проблем фестиваля. Как и непривычно холодные ночи, оставившие ночные концерты фестиваля без значительной части публики.
       Холодно было ночью на Грушинском. Холодно. Впрочем, не только ночью. И не только телу.
       Несколько островков — сцены «Зазеркалье», «Междуречье», «Кольский бугорок» — не могли противостоять жанровой полифонии, захлестнувшей Грушинский фестиваль.
       В понедельник фестивальная поляна непривычно стремительно опустела.
       Народ разъезжался с фестиваля еще и с холодком в груди: а не последний ли это Грушинский?
       Но не все по домам поехали. Какая-то часть народа переместилась на другую поляну — фестиваля «Второй Канал авторской песни».
       Пока шел Грушинский, здесь работала «Детская поющая республика». Именно работала. Потому как вся инфраструктура и благоустройство фестиваля — детских рук дело. Детских рук дело и контроль за соблюдением не вполне привычных фестивальных законов:
       — «Сухой закон» — он вполне реально соблюдается;
       — «Запрет на курение вне специально отведенных мест» — и горе было курильщикам, которых застигал детский «экологический патруль»;
       — «Закон тишины», запрещающий громкое пение и разговоры возле сцен и мест, где поют.
       После Грушинского отрадно было слышать птиц, которым не мешали песни ни у костров, ни на сценах. Все уютно и по-домашнему. Вполне хватает «мест для курения». По всему лагерю, около сцен, по дороге к купалке на Наре — урны для мусора, сделанные детьми из пластиковых мешков.
       Дети на Втором Канале — везде: от гостевой службы, размещающей прибывающих гостей, до службы организации концертов и фестивальной газеты, выпускаемой почти ежедневно.
       Жизнь детей пересекается с фестивалем не только в быту — столько лекций, концертов и просто посиделок с гитарой у костра! На редком семинаре по авторской песне бывает информационный поток такой плотности.
       Постоянно идут концерты — и все равно не успевают выступить на полную катушку все приехавшие. Это: В. Луферов, А. Анпилов, Е. Фролова, О. Чикина, Яна Симон, П. Кошелев, Е. Агранович, дуэт Столяров, С. Чесноков… Список далеко не полон.
       Отдельной строкой — Дмитрий Дихтер, без которого трудно себе представить Второй Канал.
       Работают три площадки прослушивания в конкурсе и несколько творческих мастерских, где можно показать свои песни вне конкурса мэтрам, которым ты доверяешь, и получить совет…
       Несколько суток фестиваля сливаются в непрерывную цепь впечатлений. Но пора уезжать.
       Перед отъездом собираю впечатления участников и гостей.
       Игорь Грызлов, Москва: Это не альтернатива Грушинскому, там — 95% людей, приехавших просто повеселиться и отдохнуть, а здесь фактически 100% людей от авторской песни.
       Ольга Чикина, лауреат Второго Канала: Меня лично Второй Канал сделал. И как автора, и как человека.
       Заслуга Ланцберга в том, что он создал команду и структуру, которая воспроизводит дух фестиваля. Но самого его, конечно, не хватает. Я думаю, что у Второго Канала — большое будущее.
       Ирина Ланцберг, член Учредительного совета фестиваля: У меня такое впечатление, что момент творчества не утерян. Главное — не потерять атмосферу человечности фестиваля. Могут быть любые новые формы и социотехнические вливания, если они не переступают грань человеческих и человечных отношений.
       Павел Фархтдинов, лауреат Второго Канала 2006 г. в номинации «Поэзия»: Для меня это крупнейший фестиваль и единственный, где люди слушают СЛОВО, а не начинают танцевать под ритм песни.
       А. Костромин, член жюри и Учредительного совета фестиваля: Как раз в этом году я увидел, что вся наша минимум тридцатилетняя работа с детьми — гитарные школы, детские фестивали и т.д. — стала давать реальный выход. Лауреаты — не лауреаты, но тот же Паша Фархтдинов — наш воспитанник… Та среда, которую мы создавали как мотивационную, работает.
       Владимир Луферов: Это первый год без Ланцберга… Я думаю, что фестиваль развивается дальше, приобретает уважение и значимость. Володя задал очень правильное направление и правильную структуру. И она будет развиваться.
       
       P.S. Мой младший сын, считающий себя рок-музыкантом, сказал с грустью: «После Второго Канала за авторскую песню я спокоен — столько классных молодых! Чего я не могу сказать о роке…».
       
       Виктор ВОРОНОВ, Самара — Тверитино — Самара
       
24.07.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 55
24 июля 2006 г.

Армия
Не вскрывать! Тайна вагона с грузом-200

Груз «30». Армия привела солдата в состояние невесомости

Расследования
Почему родители погибшей девушки вынуждены сами искать свидетелей

Суд да дело
Прекращено дело против собачницы Поповой

Обстоятельства
Генпрокуратура РФ нашла, кому поручить экстрадицию Леонида Невзлина

Мир и мы
Грузины не верят в войну с Россией

Станционный смотритель
Пора уже пить «Боржоми»

«На саммите я цапнул ножки Буша!»

Волобойские вести

Новейшая история
Как нас учат любить Родину. Часть VII

Отдельный разговор
Лилия Шевцова: Государство, которое функционирует «по понятиям», не может быть полноценным

Людмила Алексеева: Власть ведет продуманное наступление на жизненные интересы граждан

Реакция
Андрею Космынину: Критиковать и охаивать — разные вещи

Отделение связи
Открытое письмо гражданина РФ, желающего знать, когда прекратится бардак на алкогольном рынке

Точка зрения
Сергей Миронов: Мне не нравится слово «пылесос»

Подробности
И.о. мэра Пятигорска «ушли»

Милиционеры вошли в состав оппозиции

Буш с картины Шишкина

Власть и люди
Омское УВД охотится за правозащитником

Московский наблюдатель
Москвичей попросили убраться: ФСО отменяет дорожное движение

Регионы
В Воронеже растет число желающих попользоваться пенсиями

Самарский прокурор борется за правосудие для сына большого папы

Специальный репортаж
Репортаж из полярного поселка Харп, где отбывает наказание Платон Лебедев

Новости компаний
Арбитражный управляющий занес над «ЮКОСом» молоток

Плата за жульё
Если на вас понаехали…

Люди
История послевоенной дружбы русского мальчика Толи Федорова и советского немца Володи Шварца

Милосердие
Станислава Сидорова можно спасти. Давайте сделаем это вместе

Инострания
Жители Израиля пребывают в состоянии воздушной тревоги

Первые лица
Москву посетит президент Венесуэлы Уго Чавес

Сюжеты
День открытых дверей в правительстве Баварии

Медвежий угол — всегда пятый

За рулем
Пробки в московских автосалонах: иномарки должны подорожать

Наука
Молодым будет наука. Академик РАН — о будущем российской науки

Спорт
Кто выбирает пепси?

Дети в «Жилетте»

До съедания, мальчики?

Почему Виктор Санеев не стал четырехкратным олимпийским чемпионом

Телеревизор
«Другая документалистика» — живой портрет неубитой страны

Личное дело
Вышло второе, дополненное издание книги «Юрий Щекочихин. С любовью»

Библиотека
Вышел пятый выпуск альманаха «Илья»

Книги с Александром Гарросом

Свидание
Петр Мамонов. Как не пробежать мимо себя

Театральный бинокль
Театральные забастовки в Авиньоне и способы борьбы с ними

Музыкальная жизнь
Два июльских фестиваля — два полюса авторской песни

Штрихкод
Как правильно печень трескать

Москва — оазис сахара

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100