NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

НЕ ВСЕ В ТЕЛЕШОПЕ
Пока ТВ смакует криминал и желтые «тайны истории», появляется «другая документалистика» — живой портрет неубитой страны
       
Лариса МАЛЮКОВА, автор       
Случился у меня спор с известным культурологом Петром Вайлем о документалистике, прорвавшейся наконец на телеэкраны. Вайль восхищался качеством добротных фильмов, работой с хроникой, фундаментальностью многочисленных исторических исследований. У меня же сложилось впечатление тотального однообразия документального кинопотока на федеральных каналах (здесь сразу следует сделать исключение для фильмов «Культуры»).
       
       
Звонкое слово «формат» гордо реет над документальным экраном, диктуя «правила игры» и темы. Вместо реальности — реалити-шоу, вместо «жизни, захваченной врасплох» — жареные факты и «желтые» подставы. Востребованы в первую голову многочисленные версии самоубийств (за которыми просматриваются черные козни «конторы») и убийств знаменитых поэтов, исторических персон и их жен, известных советских режиссеров. Актуальны интимные связи именитых и их «последствия». Рейтинговы тайные пороки, болезни и слабости известных музыкантов, артистов и их предсмертные муки. Экран презрел и уайльдовское «в основе каждой сплетни лежит хорошо проверенная безнравственность», и мудрость, проверенную столетиями: «Распространяющий слухи отбросил добродетель».
       При этом камера решительно развернута в прошлое, если же вспомнит «текущий момент», то в основном в криминальном «разрезе». Не дай бог о россиянах первого десятилетия нынешнего века будут судить по документальному телекино. Кровавое прошлое просочилось сквозь ржавое настоящее. И выходит, люди мы — дрянь, суеверные, меркантильные. Повально дети лейтенанта Шмидта, мошенники и рэкетиры, насильники и жертвы, и вся наша жизнь — сюжет криминальной хроники.
       Но это здесь, в центре. В провинции же примерно год скромно, без рекламных фанфар растет и развивается проект «Мой герой». Еженедельный конкурс документальных фильмов-портретов с участием зрителей. Инициатор проекта — мастер документального кино, лауреат Госпремии России, обладатель ТЭФИ Владимир Герчиков (автор серии фильмов «Кучугуры и окрестности» и документального исследования «Реакция» — об отношении России к процессу над Ходорковским). Для Герчикова ключевым стало слово «другое»: «Другое ТВ — по задачам, темам, взаимоотношениям со зрителями, способам распространения. Другие герои — по статусу, характеру, отношению к жизни. Другая страна — в целом вырисовывается другая, более сложная, разнообразная, мыслящая Россия. Другие режиссеры и авторы — не сервильные, не джинсовые, не поучающие...».
       В чем принципиальное отличие «Моего героя»? Оказалось, что нормальные люди, пытающиеся обрести гармонию с яростным миром, выглядят неожиданно свежо и даже протестно на фоне буйно цветущего желто-суррогатного «телешопа». Ведь у нас интерактивным называют телевидение, которое выкачивает из зрителя деньги. «Мой герой» поддерживает «обратную» связь неформально. Сам зритель через интернет выбирает лучшие фильмы, предлагает героев для будущих картин, на сайте обсуждаются трудные социальные и нравственные проблемы, затронутые киноисследованиями.
       Фильмы долгоиграющего проекта сняты мастерами и дебютантами нарочито скромно. В них не выпячиваются режиссура, монтаж — прием здесь вторичен. Каждая картина — крупный план современника, внутренний монолог. О преодолении. Времени и себя. Через живого конкретного человека. С его ошибками и сомнениями, попыткой самоидентификации, преданными мечтами, утраченными иллюзиями. Вспоминается маканинское название «Портреты и вокруг». Что объединяет героев этого коллективного портрета? Способность слышать мир, прислушиваясь к себе, к тому, что называют совестью. В итоге фильмы, как кадры, складываются в пространное высказывание или вопрос, фиксируя ускользающий миг реальности. Миг в режиме on-line.
       По сути, здесь нет положительно-отрицательных героев, как нет их в жизни. Есть люди, пытающиеся самостоятельно нащупать границы нравственной ответственности за происходящее вокруг. Люди, перед которыми сама жизнь разворачивает дилеммы шекспировского размаха и простенькие, каждодневные задачки, решив которые легче противостоять не только несовершенству мира, но и собственной слабости.
Эти лица "героев нашего времени" можно увидеть только на региональных телеканалах.       Вот они — герои, достойные подробного рассматривания, постигающие вслед за «Фаустом»: смысл жизни в самой жизни.
       Это не только академик Сахаров, о котором талантливо рассказывает Юрий Рост, или Валентин Распутин, которого ждут его односельчане, говорливые крестьяне с берегов Ангары. Это прихотливый узор «разных судеб», каждая из которых — уникальна.
       Врач-патологоанатом из Екатеринбурга — демократ-романтик, настырно объясняющий детям, что пьянство — это образ смерти («Скальпелем по демократии»).
       10-летняя мансийская девочка Наташа. И озеро Киндаль. Сейчас к озеру — ее родине с ее грибами, ее рыбой, ее поляной — приближаются вероломные захватчики-нефтяники («Озеро Киндаль»).
       Директор лесхоза Геннадий Борисов, рубивший лес, строивший сначала поселок, потом завод. Масштаб, сила духа — сибирские, поразительные, несмотря на то что болезнь уже отмерила ему «последний срок» («Борисов»).
       Шахтеры маленького уральского городка, поющие в хоре. Прокопченные лица, неловкие пальцы, застегивающие концертные бабочки. И безмолвный вопрос в лицах горожан: зачем им это нужно? («Бис-15»).
       Старый мельник из Удмуртии и его прожитая жизнь, перемолотая в муку воспоминаний («Последний из могикан»).
       Художник-абстракционист, лидер группы «Синие носы», снискавший известность во многих странах мира — только не в родном Новосибирске («Искусство требует»).
       Один из последних узников магаданских лагерей, приросший к месту «поселения», к колымской трассе, доживающий последние дни («Солнечная сторона трассы»).
       Малыш Митя и его большая любовь — английский бульдог («Митя и Мося»).
       Коллекционер старых магнитофонов и джазовых записей, уплывший из реальности по радиоволнам памяти («Мои прекрасные мастодонты»).
       Натурщик, ощущающий себя не «мертвой природой» и не жертвой — человеком-искусством. У него дар перевоплощения в маршалов, сталеваров, партизан («Тело без головы»).
       Жертва ксенофобии. Его все время останавливает милиция. Опасен ли человек с большим носом? И почему ему рукоплещет зрительный зал? («Лицо кавказской национальности»).
       Трагический герой, поступившийся чувством (совестью?) перед долгом. Когда-то он не сумел противостоять государственной машине. Став ее винтиком, участвовал в затоплении родного села. Теперь снова и снова прокручивает в памяти ту страшную «пленку»: мог ли он тогда что-то изменить? («Черное море мое. Илимская история»).
       Поэт, охотник, оленевод, решившийся в одиночку отстоять тайгу, вступив в конфликт с нефтяной корпорацией («Человек с ружьем»).
       Бывший инженер оборонки, изо всех сил старающаяся в новой жизни как-то акклиматизироваться (шьет модные шляпки), но по-прежнему слышащая «зов трубы» («Труба зовет»).
       Две приемные матери, воюющие с многочисленными конторами, решившими «изъять» детей и передать их в детдом («Спокойной ночи»).
       Нижегородский гаишник Алеша Михеев, ставший калекой в результате пыток «коллег», но не сдавшийся и отстоявший свою правду («Горькие капли»).
       Хирург Герман Пятов, в свободное от операций время организовавший движение в помощь сиротам («Герман, ты прав»).
       И еще… бакалейщик, сантехник, борец, слепой композитор, миллионер, отшельник, ликвидатор Чернобыльской АЭС, геолог, балалаечник, ветеран войны. И дальше… Ижевск, Новосибирск, Магадан, Воронеж, Псков, Владикавказ… Мир необъятный, не двуцветный — многокрасочный, ускользающий.
       Люди, живущие в стране со сложным анамнезом. Шукшинские чудики (как веселый сантехник, читающий стихи, или проживающая на кладбище тетенька, сочиняющая роман) — и вполне трезвые, рациональные люди, резко изменившие линию собственной жизни (как хирург Герман Пятов, которого всегда ждут в детдоме, или слепой учитель истории).
       Понимай, как хочешь: нормальная жизнь необыкновенных людей — или, напротив, незаурядная жизнь типичных «героев нашего времени». Или просто человеческое кино, сделанное по завету Вертова: «кино освещает темноту». Из этих «портретов и вокруг» возникает обратная перспектива — портрет страны на фоне современников…
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
24.07.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 55
24 июля 2006 г.

Армия
Не вскрывать! Тайна вагона с грузом-200

Груз «30». Армия привела солдата в состояние невесомости

Расследования
Почему родители погибшей девушки вынуждены сами искать свидетелей

Суд да дело
Прекращено дело против собачницы Поповой

Обстоятельства
Генпрокуратура РФ нашла, кому поручить экстрадицию Леонида Невзлина

Мир и мы
Грузины не верят в войну с Россией

Станционный смотритель
Пора уже пить «Боржоми»

«На саммите я цапнул ножки Буша!»

Волобойские вести

Новейшая история
Как нас учат любить Родину. Часть VII

Отдельный разговор
Лилия Шевцова: Государство, которое функционирует «по понятиям», не может быть полноценным

Людмила Алексеева: Власть ведет продуманное наступление на жизненные интересы граждан

Реакция
Андрею Космынину: Критиковать и охаивать — разные вещи

Отделение связи
Открытое письмо гражданина РФ, желающего знать, когда прекратится бардак на алкогольном рынке

Точка зрения
Сергей Миронов: Мне не нравится слово «пылесос»

Подробности
И.о. мэра Пятигорска «ушли»

Милиционеры вошли в состав оппозиции

Буш с картины Шишкина

Власть и люди
Омское УВД охотится за правозащитником

Московский наблюдатель
Москвичей попросили убраться: ФСО отменяет дорожное движение

Регионы
В Воронеже растет число желающих попользоваться пенсиями

Самарский прокурор борется за правосудие для сына большого папы

Специальный репортаж
Репортаж из полярного поселка Харп, где отбывает наказание Платон Лебедев

Новости компаний
Арбитражный управляющий занес над «ЮКОСом» молоток

Плата за жульё
Если на вас понаехали…

Люди
История послевоенной дружбы русского мальчика Толи Федорова и советского немца Володи Шварца

Милосердие
Станислава Сидорова можно спасти. Давайте сделаем это вместе

Инострания
Жители Израиля пребывают в состоянии воздушной тревоги

Первые лица
Москву посетит президент Венесуэлы Уго Чавес

Сюжеты
День открытых дверей в правительстве Баварии

Медвежий угол — всегда пятый

За рулем
Пробки в московских автосалонах: иномарки должны подорожать

Наука
Молодым будет наука. Академик РАН — о будущем российской науки

Спорт
Кто выбирает пепси?

Дети в «Жилетте»

До съедания, мальчики?

Почему Виктор Санеев не стал четырехкратным олимпийским чемпионом

Телеревизор
«Другая документалистика» — живой портрет неубитой страны

Личное дело
Вышло второе, дополненное издание книги «Юрий Щекочихин. С любовью»

Библиотека
Вышел пятый выпуск альманаха «Илья»

Книги с Александром Гарросом

Свидание
Петр Мамонов. Как не пробежать мимо себя

Театральный бинокль
Театральные забастовки в Авиньоне и способы борьбы с ними

Музыкальная жизнь
Два июльских фестиваля — два полюса авторской песни

Штрихкод
Как правильно печень трескать

Москва — оазис сахара

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100