NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПРОБКИ В МОСКОВСКИХ АВТОСАЛОНАХ
Иномарки должны подорожать
       
(Фото Сергея Кузнецова, "Новая газета")       
В ближайшем будущем иномарка в России может стать не роскошью, а предметом вожделения. К началу августа, когда столичные улицы сезонно пестреют рекламой сейлов, в автосалонах творится примерно то же, что в «Детском мире» под Новый год. Причем большинство машин, произведенных в 2006 году, уже проданы. Люди приходят, чтобы встать в очередь. Хвоста ее не видно, и он растет.
       Очередь — первый признак дефицита. А дефицит, как это известно из новейшей истории, лечится либерализацией (читай — бурным ростом) цен. Пока автодилеры об этом не говорят, однако сотрудники автосалонов на ушко шепчут знакомым, что готовятся переписывать ценники. Предсказать конкретные параметры взлета цен пока невозможно, однако то, что он будет, — факт.
       
       
Специалисты видят целый ряд причин того, что на языке экономистов называется дисбалансом спроса и предложения. Начнем со спроса. Во-первых, денег на руках у населения (точнее, той его части, которая в принципе способна покупать автомобили стоимостью от 10 тыс. долл.) становится все больше (даже Росстат рапортует о росте реальных доходов населения примерно на 10% за первое полугодие). Во-вторых, бум потребительского кредитования.
       По словам Виталия СЕДНЕВА, ведущего аналитика АКК «Сальвадор Д.», «банки сегодня предлагают кредиты на приобретение иномарок на очень выгодных условиях, включающих в себя низкую процентную ставку и минимум проблем с оформлением. Кроме того, многие люди готовы вложить в авто и личные, незаемные средства. Дело в том, что в стране наблюдается кризис домашних сбережений. Хранить деньги в чулках стало абсолютно невыгодно из-за инфляции и колебаний валютных курсов, да и банковские депозиты не всегда гарантируют даже сохранность вложенных средств».
( = Нажмите, чтобы увеличить = )       В общем, денежным изобилием сейчас никого не удивишь. Средний класс, как и экономика в целом, опосредованно завязан на нефть: чем богаче сырьевые экспортеры, тем богаче аффилированные с ними банки, страховые и строительные компании, юридические конторы, медиа и т.д. Вопрос в другом: почему люди спешат вложить деньги в машины, а не во что-то еще?
       Раньше в списке дорогих приобретений на первом месте стояла квартира. Но начиная с этого года на столичном, и не только, рынке установились цены, которые смело можно назвать запретительными. То есть человек с зарплатой даже вдвое выше средней (не по России — по Москве) никогда не сможет купить квартиру, хоть всю жизнь откладывай. А взять ипотечный кредит по-прежнему непросто. Только первый взнос на самую дешевую «однушку» значительно превышает стоимость новенькой иномарки эконом-класса. Двухкомнатная же квартира на окраине по стоимости эквивалентна двум-трем представительским джипам такого уровня, который предполагает, что его владелец живет не в России, а на Рублевке. Словом, полный дисбаланс.
       Раньше деньги, которые невозможно было потратить, вкладывались в собственное дело, чтобы заработать больше и купить то, чего так желает душа. Однако сейчас малый бизнес окончательно перешел в разряд сфер деятельности повышенного риска. Только за этот год законодательные изменения изрядно потрепали, если не под корень зачистили, два самых доходных сегмента: игровые автоматы и розничную торговлю алкоголем. Не будем сейчас говорить о том, хорошо это или плохо, просто факт. И это не говоря уже о вечных, но перманентно усугубляющихся проблемах с налоговиками, санэпидемстанцией и другими чиновниками. Можно сказать, что частный средний и мелкий бизнес стал убыточен и окончательно перестал быть частной собственностью в смысле имущественного права. Авто пока нет. Их и берут.
       Причем едва ли с целью инвестирования. По оценкам специалистов, даже качественный иностранный автомобиль с каждым годом эксплуатации теряет 15—20% стоимости. Показатели в принципе сопоставимы с реальным уровнем инфляции. Главный плюс в том, что на автомобиле, в отличие от счета в банке или кэша, можно еще и ездить, демонстрируя всем, что у тебя с деньгами все в порядке. В этом случае некоторые финансовые потери хотя бы компенсируются бонусами морально-имиджевого порядка.
       Но мы совсем забыли о предложении. Может, иномарки просто перестали поставляться в Россию? Например, в связи с какими-либо таможенными нововведениями? Потому и дефицит. К счастью, нет. По словам представителей крупного таможенного брокера, ажиотаж на рынке точно никак не связан «с динамикой таможенного законодательства».
       Более реалистичная версия происходящего сложилась после беседы с топ-менеджером крупного автосалона, попросившего не называть его имени. Оказывается, в течение последних нескольких месяцев компании-производители провели своеобразную «чистку» в рядах своих дилеров, разорвав отношения со всеми, кто вызвал какие-либо нарекания. В итоге в Московском регионе закрылось большое число автосалонов, и потенциальные покупатели, естественно, плавно перетекли в оставшиеся, которые тут же расширили штат и подняли зарплаты. Все автомобили, которые привозят поставщики, уже куплены. Более того, расцвела такая сравнительно новая разновидность бизнеса, как торговля местом в очереди. Особо нетерпеливые покупатели, не желающие ждать по девять месяцев, готовы выложить за право сократить срок стояния в очереди до трех-четырех недель сумму, эквивалентную 10% стоимости авто. Стандартное же очередь-место стоит порядка полутора-двух тысяч у.е.
       Понятно, что такое спонтанное уравнение спроса и предложения просуществует недолго. В ближайшей перспективе автосалоны поднимут цены, и очереди рассосутся сами собой. Иномарка снова станет роскошью.
       В целом же можно сказать, что инвестиционные предпочтения российского населения в целом мало чем отличаются от повадок их сограждан из списка «Форбс». И те и другие вкладывают свободные средства в приобретение предметов роскоши, а не в развитие отечественной экономики. Что вовсе не свидетельствует о здоровье самой экономики.
       
       Алексей ПОЛУХИН
      
       
Комментарии экспертов
       
       Ирина ЗЕЛЕНКОВА, заместитель генерального директора ООО «ФинЭкспертиза»:
       — Фокус в том, что приобретение качественного европейского автомобиля с точки зрения психологических аспектов потребления представителей нашего юного пока (в смысле длительности существования) среднего класса совмещает в себе сразу несколько очевидных выгод.
       Во-первых, подобный выбор вполне прагматичен в сугубо функциональном смысле: приобретается надежное, добротное «средство передвижения», которое может использоваться по своему прямому назначению в течение долгого времени, работая без сбоев и обеспечивая вполне себе достойный уровень комфорта.
       Во-вторых, таким образом удостоверяется собственный социальный статус: солидный «немец» в гараже будет все же более убедительным свидетельством респектабельности его владельца, нежели новенький «японец». Что характерно, это уже не способ «покрасоваться», как было в совсем недалекое время, — это просто здравая, спокойная «инвестиция» в self-identity, все больше коррелирующее с известной фразой «скромное обаяние буржуазии».
       Наконец, совсем прагматично: хороший европейский автомобиль, «отработав» верой и правдой эти две выгоды, вполне еще продаваем через несколько лет — во благо кошельку своего старого хозяина.
       
       Дина КРЫЛОВА, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРы России»:
       — Наверное, можно увидеть определенную логику в том, что люди вкладывают деньги не в малый бизнес, а, например, в иномарки. Риски в малом бизнесе сейчас очень высокие, конкуренция тоже. Административный и коррупционный пресс огромный, и шансов преуспеть не очень много.
       В середине 90-х люди все-таки верили в то, что в нашей стране можно преуспеть, больше было желающих открыть свое дело. Сейчас, еще и потому, что предложение почти во всех сегментах превышает спрос, пробиться и преуспеть в малом бизнесе очень и очень сложно. Многие из тех, кто в свое время хотел бы заняться бизнесом, все-таки делают выбор в пользу работы по найму и не рискуют собственным капиталом, а накопления тратят на потребление.
       Безусловно, наблюдается ухудшение условий работы малых предприятий. Это связано с большими поборами, которые взимаются под различными предлогами. Это как коррупционного характера поборы, так и оформленные вполне легально.
       Казалось бы, налоги не повышаются, они даже уменьшаются за последние годы. Введена упрощенная система налогообложения, несколько снижен единый социальный налог, налог на прибыль снижен до 24% — только начинай бизнес. Но дело не в налогах. Большое количество изъятий и издержек связано с чрезмерным регулированием и с коррупцией. Это создает альтернативную систему обложения — только не налогами, а поборами. Есть налогообложение, а есть поборообложение. В сумме они дают очень безрадостную картину.
       
       Записали Денис ДАВЫДОВ, Анна ОВЯН
       
24.07.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 55
24 июля 2006 г.

Армия
Не вскрывать! Тайна вагона с грузом-200

Груз «30». Армия привела солдата в состояние невесомости

Расследования
Почему родители погибшей девушки вынуждены сами искать свидетелей

Суд да дело
Прекращено дело против собачницы Поповой

Обстоятельства
Генпрокуратура РФ нашла, кому поручить экстрадицию Леонида Невзлина

Мир и мы
Грузины не верят в войну с Россией

Станционный смотритель
Пора уже пить «Боржоми»

«На саммите я цапнул ножки Буша!»

Волобойские вести

Новейшая история
Как нас учат любить Родину. Часть VII

Отдельный разговор
Лилия Шевцова: Государство, которое функционирует «по понятиям», не может быть полноценным

Людмила Алексеева: Власть ведет продуманное наступление на жизненные интересы граждан

Реакция
Андрею Космынину: Критиковать и охаивать — разные вещи

Отделение связи
Открытое письмо гражданина РФ, желающего знать, когда прекратится бардак на алкогольном рынке

Точка зрения
Сергей Миронов: Мне не нравится слово «пылесос»

Подробности
И.о. мэра Пятигорска «ушли»

Милиционеры вошли в состав оппозиции

Буш с картины Шишкина

Власть и люди
Омское УВД охотится за правозащитником

Московский наблюдатель
Москвичей попросили убраться: ФСО отменяет дорожное движение

Регионы
В Воронеже растет число желающих попользоваться пенсиями

Самарский прокурор борется за правосудие для сына большого папы

Специальный репортаж
Репортаж из полярного поселка Харп, где отбывает наказание Платон Лебедев

Новости компаний
Арбитражный управляющий занес над «ЮКОСом» молоток

Плата за жульё
Если на вас понаехали…

Люди
История послевоенной дружбы русского мальчика Толи Федорова и советского немца Володи Шварца

Милосердие
Станислава Сидорова можно спасти. Давайте сделаем это вместе

Инострания
Жители Израиля пребывают в состоянии воздушной тревоги

Первые лица
Москву посетит президент Венесуэлы Уго Чавес

Сюжеты
День открытых дверей в правительстве Баварии

Медвежий угол — всегда пятый

За рулем
Пробки в московских автосалонах: иномарки должны подорожать

Наука
Молодым будет наука. Академик РАН — о будущем российской науки

Спорт
Кто выбирает пепси?

Дети в «Жилетте»

До съедания, мальчики?

Почему Виктор Санеев не стал четырехкратным олимпийским чемпионом

Телеревизор
«Другая документалистика» — живой портрет неубитой страны

Личное дело
Вышло второе, дополненное издание книги «Юрий Щекочихин. С любовью»

Библиотека
Вышел пятый выпуск альманаха «Илья»

Книги с Александром Гарросом

Свидание
Петр Мамонов. Как не пробежать мимо себя

Театральный бинокль
Театральные забастовки в Авиньоне и способы борьбы с ними

Музыкальная жизнь
Два июльских фестиваля — два полюса авторской песни

Штрихкод
Как правильно печень трескать

Москва — оазис сахара

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100