NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ШТРАУС ГОЛОВУ НЕ ПРЯЧЕТ
«Летучая мышь» в Свердловской музкомедии: гламур, китч, тюремный быт и другие актуальные вещи
       
(Фото Виталия Пустовалова)
      
       
Последней премьерой Свердловский академический театр музыкальной комедии не нарушил стратегии, которой придерживался весь завершившийся сезон: все новые спектакли были сделаны приглашенными авторами. На постановку шестой в истории театра «Летучей мыши» команда была собрана со всей страны: дирижер Александр Гойхман — из Новосибирска; художник по костюмам Мария Данилова — москвичка; хореограф Елена Дмитриева — из Минска; художник по свету Ирина Вторникова — из Ростова-на-Дону.
       Но главные ставки были сделаны на питерскую группу знаменитостей в составе: Глеб Фильштинский (концепция света), Зиновий Марголин (сценография) и режиссер Сусанна Цирюк.
       
       
Театр выбрал либретто, близкое оригиналу, но сохранил самые смешные импровизации из либретто Николая Эрдмана про собаку Эмму да проклятых арестантов, что раскачивают тюрьму. Культовый текст, легко и остроумно преподносящий историю похождений легкомысленного мужа, одураченного собственной женой, переносится в наши дни. Подчеркивая это, в ткань спектакля неожиданно вводятся новые персонажи — панкующая парочка юных шантажистов с фотоаппаратом (дети главных героев, которые следят за интригами взрослых). Это снижает опереточный пафос, вносит спонтанность.
       Новая концепция «Летучей» при всей неожиданности достаточно гуманна к отечественному зрителю, так привязанному к традиционным оперно-опереточным решениям. Представители европейской художественной и интеллектуальной элиты ведут себя с публикой гораздо более жестко. (Так, в «Летучей мыши» немецкого режиссера Ханса Нойенфельза, показанной нынешней весной на Зальцбургском фестивале, на фоне свалки старинных венских фиакров представители высшего общества потребляют кокаин и предаются гомоэротическим играм. На сцене происходит еще много событий в таком духе: служанка, распевающая колоратурные куплеты в тюрьме перед заключенными, рискует честью, дружба Айзенштайна и директора тюрьмы носит двусмысленный оттенок…)
       …Милое подтрунивание над вкусами венского бидермайера сменяется беззастенчивым гламуром праздника, напоминающим рождественские ролики кока-колы. Венским балом — этакой метафорой блеска и элегантности великой европейской культуры — происходящее трудно назвать. Под упоительные звуки музыки Штрауса состоятельные представители общества потребления предпочитают рождественские развлечения в Диснейленде — с оленями, Санта-Клаусом (им рядится князь Орловский, в исполнении Михаила Шкинева немного смахивающий на полукриминального, но уже и вполне цивилизованного нового русского), китчевым балетом ангелочков-чертей и водкой. Веселясь поначалу рядом с веселыми толпами одетых в демократичные пуховики и огромные карнавальные шляпы представителей среднего класса, в финале действия хозяева жизни удаляются в закрытый элитный клуб — для созерцания актуальных нынче танцев живота и курения кальяна.
       Тюрьма, где происходит третье действие, перестала быть милым опереточным топосом, куда благодаря стечению обстоятельств стекается вся компания, чтобы продолжить свое праздничное и праздное существование. Смешной персонаж — охранник тюрьмы — превратился в типичного «фрица», вооруженного автоматом и мегафоном. Под стать и весь антураж: унылые прогулки арестантов под веселые куплеты и польки вроде «И ходишь, и стоишь ты здесь, но все равно сидишь!», электрический стул, пыточная машина; наконец, гротескная фигура директора тюрьмы, меняющего фрак на фартук и перчатки мясника.
       Все это вносит в традиционный комизм действия ноту отрезвления и тревоги. Как-то сразу начинаешь думать о том, где могли бы оказаться обитатели одной из самых прекрасных и веселых оперетт, да и сам великий автор ее музыки (как известно, не принадлежавший к арийской расе), попади они в ХХ век, во времена, скажем, Третьего рейха… Или почему-то о том (видимо, после как бы случайной оговорки «Приведите Айзеншписа!» вместо «Приведите Айзенштайна!»), что на родине князя Орловского от тюрьмы никто не застрахован… Даже олигархи.
       
       Наталия КУРЮМОВА, Екатеринбург
       
10.07.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 51
10 июля 2006 г.

Обстоятельства
Северная Корея наладила выпуск ракет в Россию

Цена закона
Появился новый субъект Федерации: заграница нашей родины

Террор
У ФСБ просто не осталось сил, способных эффективно действовать в глубоком тылу противника

Мир и мы
Российские власти не хотят лишиться двойственности

Парламентская ассамблея ОБСЕ прошла с Любовью к Грузии

Тупики СНГ
Казахский оппозиционер попал под высший эшелон власти

Подробности
Генпрокуратура решила выдать президенту Рахмонову таджикского оппозиционера

Кавказский узел
Кабардино-Балкария. Человека убили «для профилактики»

Армия
В Генштабе страшная дедовщина. Исповедь матери солдата, покончившего самоубийством

Галина Сычева: Андрей переживает из-за того, что произошло в суде

Свердловский военкомат не знает, куда пристроить призывников

В Воронеже осудили дедовщину

Суд да дело
Пенсионер подал в суд на закон о монетизации

Верховный суд защитил врачей от Госнаркоконтроля

Продолжается слушание дела Лидии Поповой

Плата за жульё
Москвичи оплачивают лень и разгильдяйство коммунальных служб

Новейшая история
Как нас учат любить Родину. Часть III

Отдельный разговор
Мариэтта Чудакова: Вместе с Анпиловым на конференцию придет Сталин…

Никита Белых: Союзу правых сил не нужны левые

Люди
Что бывает за поздравления в адрес Ходорковского…

Интернет
Пользователи президента Путина. Интернет-аудитория с удовольствием поддержала PR-акцию первого лица государства

Станционный смотритель
Запад завоевал и присвоил себе всю свободу

Репортаж из фильтрационного лагеря саммита G8

Волобойские вести

Политический туризм
Губернатор Калининградской области привлекает московских бизнесменов и надеется на повышение рождаемости

Отделение связи
Роман Абрамович купил себе частичку Ватикана. Поздравляем!

Краiна Мрiй
Мороз сковал Тимошенко руки

Финансы
Парижский клуб получит свои миллиарды досрочно

Проспект Медиа
Генсек Союза журналистов обещает создать новый общественный телеканал

Редактор нового информканала «Вести-24» понимает, чем ему придется заниматься

Регионы приговорены к лишению «Свободы»

Четвертая власть
Стартует IV всероссийский конкурс журналистских работ «Произвол в законе»

Спорт
Марио Загалло: Боюсь, что футбол умирает и превращается в шоу, где многое предопределено заранее

Фигу обнял необъятное

Германия-2006 стала первенством великих неудачников

Немецким ворам чемпионат не по карманам

Сюжеты
Представители российского upper middle класса ищут Будду, не покидая Подмосковья

Московский наблюдатель
В доме Булгакова теперь можно провести сутки

Библиотека
Владимир Зуев. «Мамочки»

Объявлен лонг-лист «Букера-2006»

Книги с Александром Гарросом

Кинобудка
У российского кинематографа — фантомные боли: болит то, чего нет или почти нет

Реакция
«Возвращение» — в том числе и затрат на съемку

Музыкальная жизнь
Лидер группы «Калинов мост» Дмитрий Ревякин — о том, что он понял за 20 лет

Театральный бинокль
Штраус голову не прячет

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100