NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

КТО НАЧАЛЬНИК ТРАНСПОРТНОГО ЦЕХА?
Ситуацию на дорогах нужно менять и срочно. Автомобилист Эдуард Гущин написал программу, которая, по его мнению, поможет уменьшить число ДТП...
       
(Фото Артема Геодакяна, "Новая газета")
    
       Не прекращаются дискуссии на всех уровнях: как изменить ситуацию, как уменьшить ДТП, число жертв? Увеличивать штрафы или не увеличивать; перевоспитывать гаишников или этих распустить — новых, честных, набрать? Ситуация на наших дорогах настолько критическая и из года в год все хуже и хуже, что озадачился президент, поднял проблему смертности и увечий на дорогах на уровень национального проекта, создаются комиссии, выделены огромные деньги… а подо что?! Кто на сегодняшний день ясно, аргументированно изложил программу действий — кто ее читал? Если она есть, то почему не выносится на обсуждение?..
       Я получил четкие и ясные предложения на этот счет от Гущина Эдуарда Германовича. Он не только матерый автомобилист, но и крупный руководитель. Глава московской консалтинговой компании. По сути, Эдуард Гущин написал программу преобразований. И с ней трудно не согласиться.
       
       Юрий ГЕЙКО, обозреватель «Новой»
       
       
       
«Права российских водителей — наши права — не нами устанавливаются, не нами обеспечиваются, не нами контролируются и не нами защищаются. Садясь за руль, каждый из нас понимает, что у него на дороге есть одно право — право быть виновным. Эта противоестественная с юридической точки зрения ситуация полного бесправия основного участника процесса и является единственной, по моему глубокому убеждению, причиной не только абсолютного провала российской модели организации современного дорожного движения, но и тщетности любых попыток ее реформирования.
       Можно ужесточать правила, увеличивать штрафы, вводить балльную систему, ни шатко ни валко бороться с коррупцией в рядах ГИБДД, оснащать их новейшей техникой, а также делать еще очень много всяких, бесспорно, полезных вещей, но на положение в целом они все вместе и по отдельности по-прежнему будут влиять ничтожно мало и не всегда в нужную сторону.
       Мой многолетний водительский опыт убеждает меня в том, что наведение цивилизованного порядка на российских дорогах возможно только при фундаментальном изменении существующего подхода именно к правовой организации автомобильного движения. Положение, когда главным на дороге является «человек в погонах», унаследовано нами от прошлого режима, а в наше время с помощью коммерческой составляющей доведено до полного тоталитарного идеала. При такой организации хорошо кому угодно, но только не тому, кто делает основную и самую тяжелую работу, находясь за рулем.
       Нам нужна другая правовая логика, в центре которой должны находиться базовые интересы непосредственного творца любого автотранспортного процесса — водителя автомобиля. Именно водитель, являясь главным действующим лицом дорожного движения, должен обладать «контрольным пакетом» прав на дороге. Все же остальные специальные службы и организации, присутствующие на трассе, должны обеспечивать его беспрепятственный, безопасный и комфортный проезд из пункта А в пункт Б. Их правовой статус, функциональные задачи и технология работы должны формироваться на основе искреннего и глубокого осознания приоритетности интересов «человека за рулем».
       Истинной целью любого реформирования существующей организации дорожного движения может быть, таким образом, лишь реальное улучшение положения водителя на дороге. Как только мы начнем рассуждать в этом ключе, решительно оказываясь на стороне каждого отдельного водителя, то сразу придем к неожиданным для сегодняшнего порядка решениям. Вот некоторые примеры.
       
       Первое
       Никто не должен иметь права отчуждать водительское удостоверение от его владельца, оно должно иметь особый статус. Наказание в виде временного лишения удостоверения должно быть исключено из шкалы наказаний. За любое нарушение Правил дорожного движения, включая ДТП с тяжелыми последствиями, водитель платит штраф, возмещает материальный ущерб, несет уголовную ответственность. Но при чем тут его водительское удостоверение? Решение об аресте водительского удостоверения могут вынести и реализовать только суд и судебный пристав.
       Принципиальная неотчуждаемость водительского удостоверения от его владельца является базовым условием создания равноправных отношений между водителем и инспектором на дороге. Инспекторы–взяточники лишаются при этом своего самого безотказного инструмента — вымогательства.
       
       Второе
       Инспектор ДПС фиксирует в протоколе характер нарушения с описанием сопутствующих обстоятельств. Он не определяет сумму штрафа, не выписывает штрафной квитанции, не принимает сам оплату штрафа и не посылает водителя оплатить штраф в ближайшую сберкассу. Если водитель–нарушитель согласен с заключением инспектора, то протокол с подписью водителя направляется в единый Информационно-аналитический центр (ИАЦ), где автоматически, с учетом дополнительных сведений по данному водителю, устанавливается размер штрафа и высылается соответствующая квитанция для оплаты.
       Оплата штрафа должна производиться водителем только через кредитное учреждение в течение строго установленного срока со дня получения квитанции. Размер штрафа сокращается, если оплата производится раньше нормативного срока, и возрастает, если погашение задолженности затягивается без уважительных причин. В случае несогласия водителя с инспектором спорное дело передается органами ГИБДД в суд.
       
       Третье
       Необходимо создание единой компьютерной системы для ведения индивидуальной водительской «дорожной истории». Современные информационные технологии давно готовы качественно и с минимальным участием человеческого фактора выполнять эту работу. Так зачем же нам продолжают предлагать устаревшие «ручные» технологии с бумажным талоном нарушений и допотопным «дыроколом»?
       Однако «Дорожная история водителя», фиксирующая не только нарушения водителя, но и его успехи на водительском поприще, нужна не только для определения суммы штрафа, но и для принятия решения о необходимости повышения водителем своей квалификации или психологической устойчивости. На основе анализа ДИВ формируется оптимальная программа дообучения или психологической реабилитации водителя, выписывается направление и сообщается стоимость очередной переподготовки.
       Водитель, естественно, должен оплатить расходы за свое обучение. Но не следует рассматривать эти расходы как дополнительный штраф, так как это скорее прямые вложения в нашу собственную безопасность. Наличие национального института ДИВ даст возможность решать множество полезнейших профилактических задач и, в частности, позволит наладить персонифицированный диалог с каждым водителем страны.
       
       Четвертое
       Необходимо неукоснительное соблюдение права водителя на упреждающую информацию о дороге, по которой он двигается: контролируется ли скорость автоматической системой или радаром инспектора. Если полное информирование водителей станет нормой на наших дорогах, то всякого рода «охоты», «засады» и прочие сомнительные методы «проверок на дорогах» уйдут в историю. Переход к открытой работе инспекционных служб на автомобильных трассах позволит повысить взаимное доверие участников дорожного движения, снизить объем незаконных поборов и приблизить дорожную статистику к реальным процессам, происходящим на наших дорогах.
       
       Пятое
       Возможно, что общий индекс штрафных санкций для нашей страны нужно повышать. Но до какого уровня, где тот оптимум, который даст максимальный эффект? Я думаю, что в нашей стране сегодня на эти вопросы вряд ли кто сможет ответить обоснованно. Реальных исследований о влиянии размера штрафа на поведение водителей нет. Повышение штрафов в разы вряд ли даст пропорциональный эффект, так как существующая система исполнения наказаний совершенно не готова ни организационно, ни технически, ни технологически, а самое главное, морально использовать такой мощный инструмент. Она фактически уже давно превратилась в локальную корпорацию, эгоистически эксплуатирующую водительское сообщество.
       Увеличение штрафов без изменения фундаментальных основ организации дорожного движения в нашей стране приведет к недопустимому росту социально-психологической напряженности на дорогах к деградации всей отечественной автотранспортной системы.
       Поэтому шкалу штрафов необходимо дифференцировать по доходам участников дорожного движения. Такой подход может быть реализован только при наличии единой компьютерной системы учета. Водителю необходимо будет раз в год предоставлять справку о своих доходах. Справку не представил — платишь по максимуму.
       
       Шестое
       Мы никогда не сможем «разрулить» сегодняшнюю угрожающую ситуацию на дорогах, если не сделаем главного: не введем в игру нового эффективного игрока. Нам нужна мощная, консолидированная и монопольная общественная структура, представляющая интересы водительского сообщества перед госорганами, бизнесом и обществом в целом, а также формирующая и защищающая права каждого водителя на всем пути его следования по российским дорогам. У нас много ассоциаций, автомобильных сообществ и т.п., но действительно результативной на жестком правовом пространстве нашей национальной автотранспортной системы может быть только та организация, которая сверхцентрализована в своих действиях относительно остальных участников дорожного процесса и абсолютно демократична внутри себя.
       
       
В связи с этим следует, на мой взгляд, серьезно вложиться в создание на территории страны глобального Российского водительского союза (РВС), «членским билетом» которого будет являться водительское удостоверение.
       На наших дорогах и вокруг них множество организаций, которые инспектируют и регулируют движение, ремонтируют дороги, обслуживают автомобили, заботятся об отдыхе и питании водителей… И все они должны быть максимально прозрачными для водительского сообщества. Конечно, это требование прежде всего касается нынешнего полноправного «хозяина» наших дорог — ГИБДД. Все текущие и перспективные планы основных «околодорожных» организаций, в той или иной мере затрагивающие объективные интересы водителей, должны проходить обязательную экспертизу и официальное согласование в союзе. Для контроля за их практической деятельностью союз водителей обязан постоянно иметь на дороге собственную службу «Общественных дорожных комиссаров». Обстоятельства каждого значительного ДТП должны фиксироваться ГАИ при обязательном присутствии представителей ОДК, обслуживающих определенный участок дороги. Любой водитель в случае сложного конфликта с инспектором может вызвать общественного дорожного комиссара для собственной поддержки и разрешения спора.
       Структура Российского водительского союза будет полной, а функционирование эффективным, если в его состав войдут информационно-компьютерный центр со всеми своими задачами, о которых говорилось выше, включая формирование «Дорожной истории водителя», и подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой водительских кадров, их социальной и психологической реабилитацией.
       Время для вялотекущих и маловразумительных реформ в области организации дорожного движения у нас давно закончилось. В стране полным ходом идет массовая автомобилизация, о которой нас еще в свое время «предупреждали большевики», а мы к ней, как всегда, оказались не готовы. Не готовы идеологически, концептуально и тем более технологически. А каждый упущенный день — это новые, ничем не оправданные человеческие жертвы.
       Во всем мире автомобиль — это не только личный комфорт, но и системообразующий фактор успешной экономики. У нас же автомобиль стремительно превращается во вселенский кошмар. Нужны срочные упреждающие действия, основанные на научном видении того, что будет на наших дорогах через пять, десять лет. Мы ждем решений по принципиальным вопросам, а нас кормят разговорами о чьих-то мигалках и спецномерах, угрожают арестами на пятнадцать суток, обещают еще плотнее обложить со всех сторон эвакуаторами и блокираторами и уже мечтают собирать мзду за ночную парковку около собственного дома… Кто эти люди, играющие с огнем? Почему их никто не может остановить?
       Если за двадцать последних лет «всесильный» рынок так и не смог самостоятельно справиться ни с одной серьезной проблемой нашей автотранспортной системы, то, может быть, уже давно пора перейти на язык государственных программ, национальных проектов и жестких содержательных целей?..».
       Вот такую программу предлагает Эдуард Гущин. Очень интересную, толковую программу. Программу тех коренных преобразований, которые позволят покончить с бардаком на наших дорогах.
       Господа в правительстве, в Государственной Думе, у вас есть задание президента на ту же тему, под него подведена финансовая составляющая, деньги есть, и немалые. Вопрос лишь в том: знаете ли вы, ЧТО надо делать? И КОМУ это поручить? Чтобы не отрапортовать в тысячный раз о полутора процентах снижения или повышения, об «освоенных средствах», а попросту — разворованных в очередной раз? Чтобы начать менять ситуацию кардинально.
       Я обращаюсь к членам правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, лично к ее председателю, заместителю председателя правительства России Жукову А.Д. Комиссия создана, а вернее сказать, воссоздана совсем недавно, во исполнение указания президента: мол, думайте, ребята, что делать, потому что так дальше жить нельзя.
       Уважаемый Александр Дмитриевич! Прошу считать эту статью заявкой на ее обсуждение Вашей комиссией. Пригласите автора, пригласите журналистов: 50 миллионов автомобилистов страны хотят знать, что готовится на ваших заседаниях, мы имеем право участвовать в Вашей работе, мало того — можем вам помочь!
       
       От редакции:
       Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения провела свое первое заседание 26 апреля с.г. и больше не собиралась. За время ее бездействия на дорогах России погибли и покалечены около 30000 человек…
       
       "Новая газета" № 50
       
06.07.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 50
6 июля 2006 г.

Четвертая власть
Калининградским властям надоела заведомо сложная информация

Террор
Бизнесменов заставили скинуться на спецподразделение ФСБ

Миша Рыло — на борьбу с терроризмом

Обстоятельства
Северную столицу закрыли от неблагонадежных элементов

Новейшая история
Как нас учат любить Родину. Часть II

Точка зрения
Георгий Сатаров: У нас есть определенная сила

Навстречу выборам
Забег — в мешках

Власть и деньги
Народ узнал суммы надбавок к зарплатам начальников

Коррупция — тоже бизнес

Суд да дело
Встреча на высоком уровне: визит двух испанских судей в Санкт-Петербург обошелся в 346 тыс. рублей

Мир и мы
Прошел Международный форум неправительственных организаций

Плата за жульё
Жилищный кодекс испортил квартирный вопрос

Цена закона
Депутаты Думы отказываются от сауны и массажа

Финансы
Инфляция в дефиците. Статистику по ценам «поправляет» отсутствие товаров на прилавках

Какие катаклизмы могут привести к сокращению зарплат чиновников

Московский наблюдатель
Как выживает отечественый алкоголь

Армия
45 призывников ушли домой

О детях — серьезно
В Воронежской области «модернизируют» детские оздоровительные учреждения

Образование
Фурсенко хочет, чтобы за проверку тетрадей платили

На помощь абитуриентам и их родителям приходят врачи

Подробности
Профессура Тбилисского университета отказалась покинуть аудиторию

Регионы
Доярка Удодова избила корову

За рулем
Автомобилист Эдуард Гущин: Ситуацию на дорогах нужно менять. И срочно!

Спорт
Йохан Неескенс: Сборной России далеко до Австралии

Алексей Поликовский: Эх, дать бы по судейскому корпусу…

Немцы готовы прийти на выручку

Сюжеты
Жители Мюнхена так волновались за немецкую сборную, что не могли спать

Телеревизор
Александр Кабаков: Поражает засилье советских фильмов

«Лучшие» шутки телеканалов

Библиотека
Алексей Евдокимов: Лакмус литературы показывает не столько страх перед будущим, сколько усталость от настоящего

Свидание
Фредерик Бегбедер: Да я вас всех спасу!

Кинобудка
ММКФ остается «переходным явлением» с невнятными принципами, несмотря на обильный телепиар

Наши даты
Спектаклю «Песни нашего двора» — 10 лет

Наградной отдел
Евтушенко продолжает оставаться «полпредом русской поэзии» в мире

Сектор глаза
Обзор выставок от Юлии Квасок

Штрихкод
Макароны можно покупать, не переживая за их качество

Эксперты не обнаружили на столичных прилавках ни одного безопасного для здоровья салата

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100