NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ММКФ: РУССКИЙ СЛЕД
В разнообразии отечественного кино Московский фестиваль явно проиграл «Кинотавру»
       
Лариса МАЛЮКОВА, автор       
В последнее время все очевиднее тенденция — каждый международный фестиваль класса «А» стремится не только демонстрировать высшие достижения мирового кино, но и всячески продвигать-пропагандировать свое национальное кинотворчество. Похоже, ММКФ охотно подхватил эту «моду на доморощенное». Русский след был очевиден чуть ли не во всех программах. Осталось только выяснить: куда этот след ведет?
       
       
Злую шутку с ММКФ сыграл «Кинотавр». Можно сказать, увел из-под носа главного форума страны самые интересные российские новинки. Продюсеры фильмов предпочли «Кинотавр» по нескольким соображениям. Во-первых, участие в национальном смотре не мешает им завоевывать эвересты престижных западных фестивалей. Во-вторых, на «Кинотавре» худо-бедно работает кинорынок и есть шанс завлечь прокатчиков. В-третьих, пресса на «Кинотавре» сосредоточена на русском кино, западные фильмы показываются факультативно. Вот и пролетели мимо гнезда нашумевшей в прошлом году российской кинопрограммы ММКФ по-настоящему фестивальные работы: «Свободное плавание», «Живой», «Эйфория», «Гадкие лебеди», «Человек безвозвратный», ориентированные на свободу высказывания.
       Руководителю программы Ирине Павловой пришлось заметно сократить показ полнометражных новых картин. «Русское» в Доме кино уже не собирало прошлогодних аншлагов. Вакуум в некоторой степени пытались заполнить актуальные круглые столы. В жарких дебатах киноведы, продюсеры, режиссеры и журналисты пытались выяснить, куда же уходят фильмы — те, что лишены многобюджетной рекламы. Что с ними потом происходит?
       Небезынтересной оказалась проблема «Образа России в кино нового времени». В самом деле, возник любопытный водораздел. Современное российское кино строго поделилось на фильмы для зрителей и фильмы для фестивалей. И что самое удивительное: если сравнишь фильмы из этих разных творческих «кустов», то можно подумать, что произросли они в разных странах. Обеим имя — Россия. В фильмах для зрителей относительно обеспеченные красивые люди, одетые в правильные одежды, живут в нарядных квартирах. В фильмах для фестивалей формула Чехова о прекрасном выворачивается наизнанку — уродливые люди в грязной уродливой стране-помойке. Так кто ты, Россия? Открой личико!
       Наконец пришло поколение, строящее свое кино по другим законам. Почти половина российской кинопрограммы — дебюты. Даже в откровенно жанровом кино, не говоря уже об авторском, наконец-то ощутимо желание говорить про свое — не про забугорное. В конкурсных фильмах за сюжетными перипетиями наконец-то возникает нынешняя страна — не Золушка и не «леди на час»…
       
Кадр из фильма "Франц+Полина".
     
       
«Франц+Полина» — фильм из конкурса кинодебютов «Перспективы». Создатель клипов для «Би2» «Сплина», «Ночных снайперов» Михаил Сегал снял по стилю перестроечное постсоветское кино про войну. Автор давнего сценария картины — Алесь Адамович, сочинивший когда-то шоковую историю «Иди и смотри», сам в отрочестве переживший оккупацию. Новый фильм — история Джульетты из белорусской деревни Петухи и Ромео-Франца — новобранца СС. Франц умению убивать предпочитает талант любить. Беженка и погорелица Полина спасает юного фашиста от партизан. Это лав-стори без надежды, потому что машина войны давит не только чувства, но и органы, эти чувства производящие. Картина Сегала временами сильная, но очень неровная, требующая редакторских ножниц. Хотя понять авторов можно. Вот команда СС поджигает полесскую деревню Петухи. Дома медленно глотают дым, потом их охватывают языки пламени. Мы видим это страшное зрелище с разных точек, в разное время суток, чуть ли не в реальном времени. Я смотрела и думала: конечно, такой объемный объект прямо перед камерами сжечь… Режиссеру просто жаль резать «дорогой» материал. Несмотря на то что в режиссуре периодически зрелище берет верх на смыслом, дебют Сегала можно назвать приличной, культурной работой.
       Как и еще грешащий ошибками обаятельный режиссерский опыт 26-летней выпускницы ВГИКа Марии Саакян. Действие «Маяка» разворачивается в начале девяностых, в одной условной из вполне реальных кавказских горячих точек. Единственное желание Лены — забрать из маленького кавказского городка дедушку и бабушку к себе в Москву. Оказавшись в ловушке, она наблюдает за тем, как медленно, прямо на глазах мир переворачивается с ног на голову, как его многоцветье постепенно заштриховывают черно-белые краски войны. При этом режиссер сознательно избегает показа военной жути. Здесь не пытают, не забрызгивают мозгами мостовые. Война просачивается в быт, в отношения людей, в сны и страхи. Если фильм Сегала наследует традиции Климова, то «Маяк» неприкрыто апеллирует к фильмам Иоселиани. Однако в обеих картинах, старательно отутюженных и приглаженных, недостает оправданной шероховатости, которая отличает действительность от ее копии на журнальной странице.
       
Кадр из фильма "Червь".       
Единственный конкурсный фильм от России — «Червь». Герой — беглец, мытарь, на протяжении всего фильма скрывающийся от наступающей на пятки опасности. Опасность та — гончие ФСБ, догонялы соскочившего с иглы долга полковника. Впрочем, не каждый зритель без подсказки «врубится» в тонкости смутного сюжета сложносочиненной судьбы Сергея Кургузова — засланного в чужие интернет-пространства казачка-хакера. Оказывается, все мы давно под колпаком спецслужб, которые при желании могут и переписку нашу, и сайты кодированные вскрыть: считывают нас как информацию. Ровно как вирус-«червь». Или как герой Серега, способный мимикрировать под случайных фриков-незнакомцев, встречающихся ему на пути. Работа Алексея Мурадова, ученика Германа и Кармалиты, автора фестивального любимца «Змея», не лишена кинематографической манкости, в ней есть завораживающая пластика, прихотливый ритм, маятником раскачивающийся из созерцательного ступора в тревожный экшн. Жаль, режиссер не сумел сложенную в голове историю нанизать на жесткий внутренний каркас, которым, например, всегда обладают фильмы Германа-старшего.
       Из наших «бывших» порадовал Гела Баблуани, сын знаменитого грузинского режиссера Теймура Баблуани. Его фильм «13» — французский нуар грузинского розлива, с явным влиянием русского немого начала века. Недаром в Венеции эта картина получила «Льва будущего» Луиджи де Лаурентиса. В минималистском триллере младшего Баблуани скромный строитель-иммигрант Себастьян попадает в замкнутый круг криминальных ставок «русской рулетки». Убить, чтобы выжить, — вот новый закон черной жизни со всполохами яркой лампочки, по сигналу которой следует нажать на курок. Холостые пули, перемешанные с боевыми, придают хрестоматийному вопросу «быть или не быть» неожиданно актуальное звучание…
       
       
Гала-премьера «Кинофестиваля», трэшевого мюзикла от автора «Маленькой Веры» Василия Пичула, обернулась провалом. Первое название фильма «Кинофестиваль, или Портвейн Эйзенштейна» многое объясняет. Наверное, прикольно снять кино как портвейн «Три семерки», но уж больно мутит, причем с первых кадров. Можно сказать, что «Кинофестиваль» — неудача мастера. А можно… Василий Пичул — создатель многотиражных «Старых песен о главном». Люрекс с золотым дождем из фольги, шутки и ужимки гайдаевского «…Брайтона», песни типа «русское радио» плюс душевная ностальгия по советскому прошлому, замазавшая глицерином глазок камеры… Все это не превратилось в стиль, а прямо на экране разбилось вдребезги, как и романтическая идея Пичула — снять наконец народный мюзикл…
       
       
Впрочем, в поисках «русского следа» необязательно мерзнуть жаркими днями в продуваемых кондиционерами залах. В рамках феста прошла презентация книги кинокритика президента ФИПРЕССИ Андрея Плахова «Под знаком F. Кинофестивали». Книга, напечатанная тиражом 55 000 экземпляров издательством «Д Графикс», воссоздает историческое пространство фестивального движения. Портреты кинозвезд перемежаются субъективным авторским анализом главного фестивального гурмана.
       А многочисленные поклонники Такеши Китано (известно, что в России Китано знаменит едва ли не больше, чем в Японии) аплодируют книге «Такеши Китано. Детские годы» кинокритика Антона Долина, выпущенной издательством НЛО в серии «Кинотексты». Творчество и сама жизнь культового режиссера оборачиваются игрой, а он сам — гениальным великовозрастным ребенком. Кстати, присутствовавший на презентации книги прокатчик Китано в России Сэм Клебанов поведал, что японский маэстро уже совсем собрался приехать на ММКФ и показ своего нового автобиографического фильма «Такешис», но так и не доехал, увы. А уже было просил русского друга Сэма о небольшом подарке — отправленной на пенсию скульптуре Ленина. Такеши хотел украсить ее лампочками и установить в одном знакомом ночном клубе…
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
03.07.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 49
3 июля 2006 г.

Цена закона
Почему алкоголь ушел под прилавок?

Участников рынка поставили на счетчик

Комментарии заинтересованных лиц

Террор
Выполнят ли российские спецслужбы приказ президента о ликвидации иракских террористов?

Возможность внесудебных казней развязывает спецслужбам руки

Кавказский узел
Из Кабардино-Балкарии можно взорвать ситуацию на всем Северном Кавказе

Крестьяне Гудермесского района Чечни пытаются вернуть землю, которую у них отобрало правительство республики

Власть и деньги
Какие крали! Регионы в антикоррупционном угаре

Власть и люди
На письмо президенту в Кремль инвалид войны получил ответ: «По указанному адресу не значится»

Митинги.Ру
В Шиханах началась голодовка бывших военных химиков

Санкт-Петербург
Власти делают всё, чтобы контрсаммит прошел подальше от саммита

Россия-2008
Путину предлагают занять в 2008 году пост генсека. Будем жить по-Брежневу?

Исторический факт
Выборы президента. Исторический трагифарс в двух турах. Часть II

Новейшая история
Как нас учат любить Родину. Часть первая: «Демократия не возникает сразу»

Точка зрения
Александр Лебедев: Московские суды «сожительствуют» с городскими властями

Новости компаний
Почему история с продажей «Северстали» была воспринята как оскорбление, нанесенное великой державе

Предприниматель Мордашов пал жертвой политической ситуации в России?

На вертикали власти растут ветки нефти

«АвтоВАЗ». Преступления на сбытовой почве

Финансы
Сотовые операторы играют на валютном курсе

Инострания
Облака плывут на Восток

Специальный репортаж
Вторжение НАТО в Африку. Учения на Островах Зеленого Мыса

Краiна Мрiй
Американцы так и не нашли украинское оружие в Ираке

Регионы
Приватизация общежитий в Самаре зашла в административный тупик

В Воронеже посчитали добропорядочных «инвесторов»

Страна уголков
Райцентр Коноша — место, где сидели всегда и при всех

Вольная тема
Контрабандисты идут отхожими тропами

Подробности
Спецназ реформирует Тбилисский университет

Образование
Министр образования Андрей Фурсенко: На получение денег осталась неделя

Четвертая власть
Депутаты запретили журналистам обвинять должностных лиц

Медицина
Детские жизни никто не считает

Спорт
Дэвид Бекхэм: Я буду вторым евреем, который получит титул сэра. И уеду играть в Америку

Родители арбитра Валентина Иванова: Блаттер не имел права лезть в это дело

Отбивать пенальти — хобби Александра Шовковского

Украина обойдется и без газа. У неё есть футболисты

Траги-фарш. Немцы заранее заготовили сосиски из бразильцев

Интернет
Киберсквоттеры — люди, у которых вам, возможно, придется выкупить свое имя

Игровые виды людей

Пираты вступают в партию

Наши даты
Сегодня исполнилось бы 80 лет Владимиру Осиповичу Богомолову

Библиотека
В ЦДХ — первый Московский книжный фестиваль

Культурный слой
В Екатеринбурге Госнаркоконтроль борется с книгами и издателями

Музыкальная жизнь
Рок-н-ролл, контрафакт и немножко этно

Свидание
Композитор Владимир Мартынов: Самое смешное — быть неадекватным

Сюжеты
Российский режиссер снимает документальный фильм о подводниках атомохода «К-19»

Кинобудка
В разнообразии отечественного кино Московский фестиваль явно проиграл «Кинотавру»

Российскому зрителю — ролики второго плана

Сектор глаза
Жюри Медиафорума предпочло импортную стильность

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100