NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

НАШИ ЗВУЧНЫЕ ДАТЬ ДОМЕНА…
Киберсквоттеры — люди, у которых вам, возможно, придется выкупить свое имя в интернете
       
(Рисунок Петра Саруханова, "Новая газета")
      
       
Когда говорят про нарушение авторских прав, обычно имеют в виду контрафактные диски. В крайнем случае — украденную песню. Киберсквоттинг — нарушение авторских прав в интернете. Название составлено из английских слов. Сквоттеры — это люди, которые захватывают заброшенные здания и живут там общинами. Киберсквоттеры — одиночки, осуществляющие захват в виртуальном пространстве. Они занимают незарегистрированные доменные имена, которые совпадают с известными торговыми марками. Владельцам этих самых марок приходится свои имена выкупать.
       
       
Киберсквоттинг появился у нас в стране вместе с интернетом. Первыми выгодные имена забрали специальные институты, занимавшиеся установлением интернета в России. Потом на сцене появились провайдеры, ныне мастодонты интернет-бизнеса — такие, как «Демос» или «Зенон» (эти названия знакомы тем, кто покупал в киосках карточки для оплаты интернета). Молодые фирмы получали в личное пользование канал доступа во всемирное пространство, и возможность регистрировать на себя красивые, звучные имена. С целью дальнейшей перепродажи. Оставшееся доставалось киберсквоттерам. На смену компаниям-первопроходцам пришли романтики-одиночки.
       Один из самых известных киберсквоттеров (и по совместительству крупный владелец интернет-имен в России), Денис ГЛЕДЕНОВ рассказывает, с чего начинал захват.
       — Ночами делать было нечего, — говорит Денис про житье в студенческом общежитии МИФИ, — тогда я и научился регистрировать домены.
       Освоению ничьей интеллектуальной собственности благоприятствовали правила регистрации: первые три месяца обладания доменом были бесплатны. Кроме того, в общежитии был бесплатный интернет. Студенты проводили в cети бессонные ночи, набирая в ажиотаже «всего подряд».
       Среди тысяч имен, заполученных таким образом, находились те, что были кому-то нужны. На сайтах оставлялся телефон. Денису звонили покупатели. Так был составлен первый капитал, а из обычных студентов МИФИ получились киберсквоттеры.
       — Всего крупных владельцев доменных имен — не больше десяти человек, кто-то новый появляется редко.
       Для того чтобы получить удачное название в интернете, киберсквоттеру приходится применять креатив.
       — Когда телевизор смотрю или иду по улице, одновременно думаю о доменах, — продолжает Денис. — Возвращаюсь один раз с работы, смотрю, над улицей рабочие растяжку вешают: будет в городе новое казино «Удачный шанс» (название изменено). Пришел домой, проверил: имя занять не успели. Вечером в пятницу заявку подал, в понедельник из казино позвонили. С просьбой продать домен. Договориться не смогли — то есть покупать домен у Дениса владельцы казино отказались. Нерасторопным владельцам пришлось довольствоваться сложным двусоставным именем.
       В мире кибер-имен Денис ориентируется прекрасно. Он может с ходу определить, занят ли домен. Пока интернет-имена не проданы, они работают. На них размещаются рекламные объявления. Вниманию случайного посетителя, который попадает на «несуществующий» сайт, предлагается каталог ссылок. Ссылки ведут к действующим ресурсам. Их владельцы тоже платят киберсквоттеру. Такая реклама приносит в среднем от трехсот до пятисот долларов в месяц. Получается немного, но этот доход — не основной. Вырученные средства используются для ежемесячной оплаты доменного имени. Все-таки главное — это будущая продажа.
       «По вопросам использования этого домена обращайтесь по указанному адресу», — сообщают объявления на сайтах-«пустышках».
       Каждый киберсквоттер — потенциальный миллионер.
       — Некоторые имена стоят не больше пятидесяти долларов. Другие я не продам меньше чем за двадцать пять тысяч, — рассказывает Денис. У него несколько тысяч доменов. (Пару лет назад фирма «Латруаль» зарегистрировала пять тысяч доменов на фамилии известных политиков, бизнесменов и артистов. Но потом от затеи отказалась, и большинство имен поступило в свободную продажу.)
       Средняя стоимость названия сайта на «вторичном рынке» имен — приблизительно десять тысяч долларов. Стоимость складывается из нескольких факторов. Во-первых, звучность. Во-вторых, популярность названия — чем больше вероятность того, что в будущем имя будет использовано, тем дороже. В-третьих, играет роль длина названия. Двусложное имя стоит в несколько раз больше, чем название из пятнадцати букв. Короткое название Novgaz.Ru ценится на рынке дороже, чем длинное Novayagazeta.Ru.
       Впрочем, бизнес по продаже имен сопряжен с большими хлопотами. Не каждая компания готова выложить десять или двадцать тысяч долларов за собственное имя в Сети. На пути к заоблачному богатству встают юридические отделы частных компаний, поэтому продать имя удается не всегда. Хотя для того, чтобы отстоять свое имя в суде, компания должна доказать, что зарегистрировала торговую марку раньше, чем киберсквоттер — аналогичное название в интернете. Если удается, происходит экспроприация экспроприаторов.
       Денису Гледенову приходилось участвовать в судебном процессе, которым может гордиться любой киберсквоттер. В 2001 году ему удалось перехватить имя в зоне «.Ru» самого крупного поискового сайта в мире — www.google.ru. Как получилось, что имя, которое гремит по всему миру, оказалось бесхозным? Причина банальна.
       — Специалисты транснациональных корпораций не всегда успевают продлить регистрацию — им приходится следить за многими странами, — поясняет Денис. — Российский интернет они «прохлопали».
       До поры до времени русская версия известного поисковика располагалась по адресу www.google.com.ru.
       — Этот вопрос был для них принципиален, — говорит Денис. «Прохлопали» специалисты не только российский поисковик, но и, к примеру, греческий.
       «Гуглу» ничего не оставалось, как проявить принципиальность и отправиться в суд.
       — Согласились бы купить у нас — пришлось бы то же самое в других странах делать. Это для них — дело престижа.
       По решению суда «Гуглу» было возвращено его имя. Так, впрочем, бывает не всегда. Киберсквоттеры создают цепочку подставных фирм, на которые по очереди регистрируется хранимое имя. Судебный процесс затягивается, и компания-истец терпит убытки. Еще варианты: держать домены «для продажи». Тогда фирме — правообладателю товарного знака выиграть суд почти невозможно. Поэтому иногда проще договориться.
       Такая история произошла с компанией Yahoo: свое имя в зоне «.Ru» компания потеряла раньше, чем пришла в российский интернет. До суда представители Yahoo дело доводить не стали.
       — Но, судя по тому, что имя было передано, компания его приобрела, — считает Денис.
       А вот журнал «Русский Ньюсвик» договориться с киберсквоттерами не смог. Поэтому адрес в интернете стал более сложным: Runewsweek.Ru. А домен Newsweek.Ru принадлежит малоизвестной фирме. По сравнению со средствами, затраченными на регистрацию, сумма вероятной сделки громадна. Домен, обладающий мировой славой, может стоить до ста тысяч долларов. Разумеется, это только предположения: настоящая цена домена никогда не называется.
       Впрочем, судебные разбирательства — это не самое страшное в практике киберсквоттинга. В девяностых проблемы авторской собственности решались по-другому.
       — Приехали к нам как-то молодые люди «на разборку». На двух джипах и вида соответствующего, — вспоминает Денис. — Пришлось договариваться. Ничего, нормальные мужики оказались, проблемы все решили.
       С конца девяностых многое поменялось. Регистрации доменов и интернет-сайтов стали платными, а ночи по-прежнему остались бессонными. Правда, по другой причине. Теперь Денис вместе с коллегами-мифишниками работает в компьютерной фирме. Продажа захваченных доменов — всего лишь «попутный» бизнес.
       Большинство «звучных» имен в зонах «.Ru» и «.Com» давно разобрано. И у нас, и на Западе киберсквоттеры пристально следят за переменами в общественной жизни. Они пытаются перехватить домен, носящий имя будущей звезды, посвященный предстоящей Олимпиаде или выборам президента. Как только было объявлено о вероятном объединении компаний «ЮКОС» и «Сибнефть», в интернете немедленно появились одноименные сайты. Идет борьба и за названия в менее популярных зонах сети. В начале июня проводилась дополнительная регистрация в зоне Европейского союза «.Eu». Доменные имена были разобраны в течение нескольких минут. На очереди — Южная Азия. Говорят, скоро поступят в продажу вьетнамские домены…
       
       Илья ВАСЮНИН
       
03.07.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 49
3 июля 2006 г.

Цена закона
Почему алкоголь ушел под прилавок?

Участников рынка поставили на счетчик

Комментарии заинтересованных лиц

Террор
Выполнят ли российские спецслужбы приказ президента о ликвидации иракских террористов?

Возможность внесудебных казней развязывает спецслужбам руки

Кавказский узел
Из Кабардино-Балкарии можно взорвать ситуацию на всем Северном Кавказе

Крестьяне Гудермесского района Чечни пытаются вернуть землю, которую у них отобрало правительство республики

Власть и деньги
Какие крали! Регионы в антикоррупционном угаре

Власть и люди
На письмо президенту в Кремль инвалид войны получил ответ: «По указанному адресу не значится»

Митинги.Ру
В Шиханах началась голодовка бывших военных химиков

Санкт-Петербург
Власти делают всё, чтобы контрсаммит прошел подальше от саммита

Россия-2008
Путину предлагают занять в 2008 году пост генсека. Будем жить по-Брежневу?

Исторический факт
Выборы президента. Исторический трагифарс в двух турах. Часть II

Новейшая история
Как нас учат любить Родину. Часть первая: «Демократия не возникает сразу»

Точка зрения
Александр Лебедев: Московские суды «сожительствуют» с городскими властями

Новости компаний
Почему история с продажей «Северстали» была воспринята как оскорбление, нанесенное великой державе

Предприниматель Мордашов пал жертвой политической ситуации в России?

На вертикали власти растут ветки нефти

«АвтоВАЗ». Преступления на сбытовой почве

Финансы
Сотовые операторы играют на валютном курсе

Инострания
Облака плывут на Восток

Специальный репортаж
Вторжение НАТО в Африку. Учения на Островах Зеленого Мыса

Краiна Мрiй
Американцы так и не нашли украинское оружие в Ираке

Регионы
Приватизация общежитий в Самаре зашла в административный тупик

В Воронеже посчитали добропорядочных «инвесторов»

Страна уголков
Райцентр Коноша — место, где сидели всегда и при всех

Вольная тема
Контрабандисты идут отхожими тропами

Подробности
Спецназ реформирует Тбилисский университет

Образование
Министр образования Андрей Фурсенко: На получение денег осталась неделя

Четвертая власть
Депутаты запретили журналистам обвинять должностных лиц

Медицина
Детские жизни никто не считает

Спорт
Дэвид Бекхэм: Я буду вторым евреем, который получит титул сэра. И уеду играть в Америку

Родители арбитра Валентина Иванова: Блаттер не имел права лезть в это дело

Отбивать пенальти — хобби Александра Шовковского

Украина обойдется и без газа. У неё есть футболисты

Траги-фарш. Немцы заранее заготовили сосиски из бразильцев

Интернет
Киберсквоттеры — люди, у которых вам, возможно, придется выкупить свое имя

Игровые виды людей

Пираты вступают в партию

Наши даты
Сегодня исполнилось бы 80 лет Владимиру Осиповичу Богомолову

Библиотека
В ЦДХ — первый Московский книжный фестиваль

Культурный слой
В Екатеринбурге Госнаркоконтроль борется с книгами и издателями

Музыкальная жизнь
Рок-н-ролл, контрафакт и немножко этно

Свидание
Композитор Владимир Мартынов: Самое смешное — быть неадекватным

Сюжеты
Российский режиссер снимает документальный фильм о подводниках атомохода «К-19»

Кинобудка
В разнообразии отечественного кино Московский фестиваль явно проиграл «Кинотавру»

Российскому зрителю — ролики второго плана

Сектор глаза
Жюри Медиафорума предпочло импортную стильность

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100