NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА СБЫТОВОЙ ПОЧВЕ
Дмитрий ПОЛИЦЕМАКО (АвтоВАЗ): «У нас нет информации, где и сколько автомобилей продается. Появляются «серые» дилеры...»
       
(Фото — ИТАР-ТАСС)
     
       
Новая команда менеджеров управляет АвтоВАЗом без малого полгода. К безусловным заслугам новой команды можно отнести то, что завод продолжает стабильно работать. Но и изменения к худшему почувствовали на себе многие. Например, тольяттинские дилеры, которым вдруг ограничили отгрузку продукции родного завода. Местные эксперты говорят о переделе рынка глушителей или нейтрализаторов, крупнейшим поставщиком которых является «АвтоВАЗагрегат». (Заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «АвтоВАЗагрегат» Борис Селиванов был убит 9 июня, но никто здесь не считает, что убийство произошло на бытовой почве.)
       Что происходит? Об изменениях в жизни завода за последние шесть месяцев «Новая» попросила рассказать Дмитрия ПОЛИЦЕМАКО — начальника отдела нормативов и методологии экономического планирования и анализа планово-бюджетного управления АвтоВАЗа. В его подразделении фактически сосредоточена вся экономика завода.
       
       — Дмитрий Владимирович, какие изменения произошли с того времени, как на завод пришла новая команда?
       — Я буду говорить о том, с чем непосредственно сталкиваюсь по роду занятий. Во-первых, мы жестче стали работать с поставщиками продукции. Если не удовлетворяет качество, если не удовлетворяют объемы, сроки, цена, то следует либо жесткий отказ от работы, поиск альтернатив, либо освоение этой продукции на территории завода.
       Есть у нас, например, поставщик «Сызрань-Пластик», у него цена комплектующих была значительно выше, чем себестоимость производимой на ВАЗе подобной же продукции. С 1 мая 90% потребляемой продукции производится на заводе. Руководители «Пластика» не захотели пойти на снижение цены — и потеряли доступ к заводу.
       Жестко ставятся сроки по постановке на конвейер новых моделей — и их стараются соблюдать. Если заявили, что хэтчбэк «Калина» в июне идет в массовое производство, то в мае уже собираются первые партии. Если заявлено, что автомобиль «Приора» в этом году будет заменять «десятку», то уже сейчас единичные варианты вместо «десятки» идут.
       — У вас сложилось какое-то впечатление о новой команде?
       — Мне очень нравится, как работает Игорь Эдуардович Есиповский (?). Мне кажется, он трудоголик. Возьмем ситуацию с «Дженерал Моторс». С приходом нового руководства мы прекратили отгрузку номенклатуры на «Джи-Эм». Действие правильное, своевременное, и Есиповский принял это решение; старая команда не смогла этого сделать. Для старой команды совместное предприятие было политически выгодным, а тут на первый план вышел экономический расчет. Я думаю, в конечном итоге мы придем к одному из двух вариантов: либо «Джи-Эм» выкупит нашу долю, либо наоборот.
       Мне кажется, хорошо работает Максим Нагайцев (?). Это подтверждают молодые специалисты из дирекции по техническому развитию: он приглашает к себе молодежь, обсуждает с ней серьезные проблемы. То есть он как минимум понимает ценность человеческого ресурса.
       — Насколько вообще поменялся руководящий состав завода?
       — В части технологии практически весь состав остался тот же самый. Заменили только высший менеджмент — по моим подсчетам, человек пятьдесят. Почему так произошло? Все говорят, что пришла команда, которая в автомобильном бизнесе, к сожалению, не работала. И поэтому остался уровень среднего менеджерского звена — практически все начальники управлений остались прежними. Очень многие директора остались на своих местах, поменялся директор по техническому развитию, финансовый директор ушел, директор по закупкам — все остальное осталось.
       — То есть фактически остались нижние чины, которые готовят информацию, а на основании этой информации новая верхушка принимает решения — те решения, которые нужны старой команде?
       — Да. При этом могу привести пример. Когда Москалев еще был вице-президентом по закупкам (его буквально через две недели после этого случая убрали), поставщики предлагали продукцию по более низкой цене и более высокого качества, но им не давали зайти на завод, причем делал это уровень ниже Москалева — уровень начальника управления дирекции по закупкам. В результате уволили всех. Но тем не менее этот «подпольный» уровень действительно существует и влияет на процесс принятия решений.
       — По официальным данным, 64 процента акций ОАО «АвтоВАЗ» принадлежит дочерним структурам предприятия. Сегодня многие критикуют схему перекрестного акционирования, руководство заявило о том, что будет ее менять. На ваш взгляд, насколько эта схема ненадежна?
       — Это гениальная схема. В данном случае ВАЗ абсолютно защищен от рейдерских атак. Ведь даже РОЭ (?), чтобы ввести своих людей в АФК (?) и в АVVA (?), понадобился ресурс государства. Пришли государевы люди. Никто со стороны на АвтоВАЗ бы не попал, рейдерские атаки частного капитала на ВАЗ просто бы захлебнулись. Такое стало возможным только с помощью первых лиц государства.
       — Как вы относитесь к тому месту, которое заняла московская фирма «Элекс-Полюс» (?) в дилерской системе АвтоВАЗа?
       — Если исходить из той информации, которая появляется в прессе, то ситуация непонятная. На тольяттинской площадке автомобили сейчас сметают. Ни четырнадцатых, ни пятнадцатых моделей нет вообще. С другой стороны, идет стабильная отгрузка в Москву, в Московский регион. У тольяттинских дилеров есть магазины и в Тольятти, и в других регионах страны. И хотя тольяттинские дилеры заявляют, что они могут продавать в два раза больше автомобилей, чем им отгружают, квоты им не поднимают. Не могу понять, почему.
       Изначально на ВАЗе должны были создать одноуровневую систему реализации автомобилей, при этом конечными потребителями нашей продукции стали бы дилеры. Сейчас в этот процесс вклинился «Элекс-Полюс». Почему так решили, мне тяжело сказать. Ведь при одноуровневой системе все дилеры оказываются в одинаковых условиях, и ВАЗу легче контролировать, как дилеры зарабатывают и создают положительный имидж заводу. При двух-трехуровневой системе те дилеры, которым мы непосредственно отгружаем продукцию, начинают распределять квоту среди других. При этом у нас нет информации, где и сколько автомобилей продается. Появляются «серые» дилеры, появляются реэкспортные автомобили. А фирмы, которые стоят на более высоком уровне, начинают зарабатывать деньги не продажей автомобилей, а перераспределением квот.
       — Что сейчас больше всего мешает новому руководству осуществлять свои планы?
       — Я считаю, что у новых менеджеров нет единой команды. Иначе была бы четко ясна их общая цель, все работали бы в унисон, сменился бы не только верх, но и средний уровень менеджеров. Цель была бы четко обозначена, были бы четко поставлены задачи, выполнения которых добивались бы шаг за шагом. Этого пока нет. Цель вроде бы озвучивается: построить новый завод, разработать новую платформу… Но для того чтобы построить завод, нужны деньги, а денег пока никто не дал. Пять миллиардов только обещают — их нет. Поэтому стратегии как таковой я пока не вижу.
       — А у старой команды она была?
       — У старой команды была стратегия — выжить. Это самое главное, что сделали прежние менеджеры: не позволили предприятию развалиться. Мы поставили два новых автомобиля: «Шевроле-Нива» и «Калина». «Калина», кстати, — великолепный автомобиль в своей ценовой нише, я сам на нем езжу.
       — Насколько, на ваш взгляд, было оправдано появление новой команды на ВАЗе? Так ли страшен был СОК (?), как его малюют?
       — К моменту прихода новой команды СОК действительно занял ключевые позиции на ВАЗе, они контролировали полностью весь сбыт, часть финансовых служб была под ними, его менеджеры стали заходить в сферу закупок. Основные финансовые потоки они уже захватили. После этого старая команда поняла, что ей тяжело контролировать ситуацию и для решения нужна внешняя сторона. В то время на заводе каждый пытался урвать что-то себе, и понадобился внешний человек, который работал бы на общую идею.
       — Так возникла идея варягов. И все-таки на основании шагов, которые предпринимали менеджеры СОКа, вы можете сделать вывод: что было бы, если бы СОК завладел заводом?
       — Если бы пришел СОК, сразу бы поднялась прибыль АвтоВАЗа. Снизились бы затраты. Но при этом однозначно произошло бы сокращение персонала, сокращение социальных расходов — то, что сейчас пытаются поэтапно и плавно сделать москвичи. Менеджеры СОКа действуют эффективно, но жестко.
       Сократили бы технический персонал, пересмотрели бы технологию. Когда передали на Ижмаш «шестерку», соковцы сократили затраты на 30%. Алюминиевый бампер заменили стальным. Потребитель это не увидел, на качестве это немного сказалось: увеличился вес. В сиденьях заменили внутреннюю обивку другим материалом. Сиденье быстрее продавится, но это проявится лишь через какое-то время. В целом качество сильно не ухудшилось. А снижение затрат ощутимое. Я думаю, на ВАЗе СОК сделал бы то же самое.
       Привели бы в порядок закупающую и сбытовую деятельность. Владимир Кучай (бывший вице-президент по маркетингу, сбыту и техобслуживанию. — Д.М.) с его командой и предлагали сначала двухуровневую систему дилеров, потом одноуровневую — это были предложения соковских менеджеров. Они и выстраивали эффективную систему сбыта.
       — Почему же государство в последний момент решило вмешаться в этот процесс?
       — В государстве банки пухнут от лишних денег — их просто надо было куда-то вложить.
       
       P.S. «Вазовская» версия является одной из основных в расследовании убийства Игоря Ильченко — крупнейшего тольяттинского авторитета, известного под кличкой Игривый. Его расстреляли из автомата 14 июня этого года. Игривый был связан со многими дилерскими фирмами в Тольятти, есть также сведения, что он был причастен и к крупнейшему дилеру — московской фирме «Элекс-Полюс».
       
       Дарья МАРЧЕНКО, наш соб. корр., Тольятти
       
03.07.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 49
3 июля 2006 г.

Цена закона
Почему алкоголь ушел под прилавок?

Участников рынка поставили на счетчик

Комментарии заинтересованных лиц

Террор
Выполнят ли российские спецслужбы приказ президента о ликвидации иракских террористов?

Возможность внесудебных казней развязывает спецслужбам руки

Кавказский узел
Из Кабардино-Балкарии можно взорвать ситуацию на всем Северном Кавказе

Крестьяне Гудермесского района Чечни пытаются вернуть землю, которую у них отобрало правительство республики

Власть и деньги
Какие крали! Регионы в антикоррупционном угаре

Власть и люди
На письмо президенту в Кремль инвалид войны получил ответ: «По указанному адресу не значится»

Митинги.Ру
В Шиханах началась голодовка бывших военных химиков

Санкт-Петербург
Власти делают всё, чтобы контрсаммит прошел подальше от саммита

Россия-2008
Путину предлагают занять в 2008 году пост генсека. Будем жить по-Брежневу?

Исторический факт
Выборы президента. Исторический трагифарс в двух турах. Часть II

Новейшая история
Как нас учат любить Родину. Часть первая: «Демократия не возникает сразу»

Точка зрения
Александр Лебедев: Московские суды «сожительствуют» с городскими властями

Новости компаний
Почему история с продажей «Северстали» была воспринята как оскорбление, нанесенное великой державе

Предприниматель Мордашов пал жертвой политической ситуации в России?

На вертикали власти растут ветки нефти

«АвтоВАЗ». Преступления на сбытовой почве

Финансы
Сотовые операторы играют на валютном курсе

Инострания
Облака плывут на Восток

Специальный репортаж
Вторжение НАТО в Африку. Учения на Островах Зеленого Мыса

Краiна Мрiй
Американцы так и не нашли украинское оружие в Ираке

Регионы
Приватизация общежитий в Самаре зашла в административный тупик

В Воронеже посчитали добропорядочных «инвесторов»

Страна уголков
Райцентр Коноша — место, где сидели всегда и при всех

Вольная тема
Контрабандисты идут отхожими тропами

Подробности
Спецназ реформирует Тбилисский университет

Образование
Министр образования Андрей Фурсенко: На получение денег осталась неделя

Четвертая власть
Депутаты запретили журналистам обвинять должностных лиц

Медицина
Детские жизни никто не считает

Спорт
Дэвид Бекхэм: Я буду вторым евреем, который получит титул сэра. И уеду играть в Америку

Родители арбитра Валентина Иванова: Блаттер не имел права лезть в это дело

Отбивать пенальти — хобби Александра Шовковского

Украина обойдется и без газа. У неё есть футболисты

Траги-фарш. Немцы заранее заготовили сосиски из бразильцев

Интернет
Киберсквоттеры — люди, у которых вам, возможно, придется выкупить свое имя

Игровые виды людей

Пираты вступают в партию

Наши даты
Сегодня исполнилось бы 80 лет Владимиру Осиповичу Богомолову

Библиотека
В ЦДХ — первый Московский книжный фестиваль

Культурный слой
В Екатеринбурге Госнаркоконтроль борется с книгами и издателями

Музыкальная жизнь
Рок-н-ролл, контрафакт и немножко этно

Свидание
Композитор Владимир Мартынов: Самое смешное — быть неадекватным

Сюжеты
Российский режиссер снимает документальный фильм о подводниках атомохода «К-19»

Кинобудка
В разнообразии отечественного кино Московский фестиваль явно проиграл «Кинотавру»

Российскому зрителю — ролики второго плана

Сектор глаза
Жюри Медиафорума предпочло импортную стильность

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100