NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

«Газета как телевизор»
АМЕРИКУ НЕ ПУСКАЮТ НА ТВ
Почему российские каналы отказываются от фильма, который снял Михаил Таратута
       
       «Газета как телевизор». В этой рубрике «Новая» предоставляет слово телевизионщикам, лишенным эфира в разное время и по разным причинам. Обычно они нам рассказывают о том, каким хотели бы видеть ТВ и что могли бы сделать для его развития, будь у них такая возможность. Однако нынешний герой уже снял шестисерийный документальный сериал (производство компании «Митаком», при участии «Интерньюс»), от которого нынешнее ТВ отказывается.
      
Михаил Таратута       
Он шесть лет подряд раз в две недели демонстрировал нам свою Америку. С 1992 по 1998 год в эфире ОРТ шла «Америка с Михаилом Таратутой», еще шесть лет он работал корреспондентом в США. Тогда, в 90-е, выпуск программы мог вызвать интерес до 20 млн зрителей. Годы спустя Михаил снова заговорил об этой стране — в сериале «Америка, с которой нам жить». Сегодня ОРТ уже нет. Но ни Первый, ни два других крупнейших канала, на которые обращался автор, демонстрировать фильмы отказываются. О том, почему, рассуждает Михаил ТАРАТУТА.
       
       — Как вам объясняли причины отказа?
       — По-разному. На одном канале человек, с которым мы очень много лет знакомы, сказал: «Миш, ну что ты принес экскурсионные фильмы?». Из чего я сделал вывод, что фильмы он посмотрел на прокрутке. Что поделать, Америка выглядит не так плохо, и на прокрутке действительно может сложиться впечатление экскурсии. Во втором случае мне объясняли: демографическая ниша, которая интересует наш канал, — женщины от 30 до 40 лет, а эти фильмы едва ли могут решить их проблемы. Третий канал отказался без объяснений причин.
       — А сами вы чем это объясняете?
       — Во-первых, тем, что наше ТВ сосредоточило весь свой интерес на 70 — 80% аудитории, для которых интересны менты, бандиты, аншлаги, петросяны и угадайки. Среди этой аудитории, конечно, есть свои интеллектуалы, которым интересно то, что называется сейчас «документалкой», — какие-нибудь «тайны КГБ», жены Сталина и все такое прочее... Остальных ТВ, похоже, не замечает, за очень редким исключением. В этой ситуации мои фильмы действительно не выглядят рейтинговыми, я их делал для людей, хоть немного думающих.
       Возможно, есть и другие причины. Например, та, что в лице Америки мы благополучно создали себе образ внешнего врага. Впрочем, я и не задаюсь в сериале вопросом, хороша Америка или плоха…
       — …Но все-таки говорите о ней с симпатией.
       — Я бы сказал по-другому. Когда вы знаете то, о чем говорите, и когда знаете, что это хорошо, то почему об этом надо говорить через губу? Этот модный сейчас стилек мне кажется диковатым и весьма пошловатым. Я имею в виду первое значение слова «пошлость»: как глумление, ниспровержение чего-то достойного.
       — А как прошли все годы, что вас не было на центральном ТВ? Вы не снимали?
       — Нет, я снимал и снимаю. И для этого совсем не обязательно быть на центральных каналах. Я снимаю для зарубежных компаний о России, делал фильмы для региональных станций. За эти пять лет написал две книги, сейчас снимаю новый документальный сериал…
       — А почему вы снова вернулись к теме Америки?
       — У меня есть теория: подобно тому как существуют непреложные законы физики или химии, точно так же есть и универсальные законы развития общества. Говорим ли мы об Индонезии, России, Америке или Бангладеш — все эти страны, хотя и каждая со своими особенностями, двигаются в одном направлении. Да, могут быть завихрения, как, скажем, у нас с большевизмом — на 70 лет, но вектор развития одинаков для всех. Посмотрите, как самобытна Япония. Вот уж кому говорить о своем особом пути! Да, у нее есть свои национальные особенности, как есть они и у Швеции. Ни та, ни другая страна совсем не похожи на Америку или Англию. Но все они двигались по единому вектору развития — это капиталистические страны. Поэтому, чтобы понять, что происходит у нас и что будет происходить в будущем, надо обратиться к опыту тех, кто уже прошел этот путь. В этом смысле Америка — одна из таких стран. Могли быть и другие, но они просто не в сфере моего профессионального интереса.
       
(Фото — EPA)       Туристическим раем, в котором можно погулять с проститутками и отмыть в казино грязно заработанные деньги, долгие годы был штат Невада. Конец разгулу бандитов в Лас-Вегасе положил миллиардер Говард Хьюз, скупив все новомодные на то время гостиницы-казино и введя в бизнес-обиход цивилизованные отношения. «Так уж устроен капитализм, — объясняет Таратута в серии «Бандиты здесь больше не живут». — Каждый действует исходя из своих личных интересов, но если это происходит в рамках единых для всех правил, то в результате сложения сил выигрывают все». К 80-м бандитов в городе не стало. Проститутки разрешены нынче законодательно, а налоги с игорного бизнеса в бюджете штата составляют 40%. Казино, кстати, легализованы уже в 29 штатах. Лас-Вегас, впрочем, привлекал не только криминал. Рядовые американцы, ничего не знающие о радиации, валом валили на шоу по ядерным испытаниям. Нынешние власти за ошибки предшественников вынуждены платить — компенсация для пострадавших от испытаний доходит до 250 тыс. долларов.
       
       Другая причина возвращения к теме Америки — в том, что в США научились делать то, что мы пока делать не умеем. Вот мы сейчас говорим о проблеме депопуляции России. Однако восполнить ежегодные потери населения почти в миллион человек, по мнению серьезных ученых, нам не удастся ни ростом рождаемости, ни продлением жизни. Нам не обойтись без увеличения потока иммиграции. Но как это сделать при нашей-то ксенофобии, при нашем организационном неумении, отсутствии всяких представлений о способах ассимиляции приезжих? Именно по этой причине в одном из своих фильмов о США я поднимаю тему иммиграции.
       
       В Сан-Франциско недолюбливали приезжих, да и вообще — иных, но сегодня дискриминация — одно из самых страшных обвинений. И с ней борется, например, городская комиссия по правам человека. Ее член Лэрри Бринкинг с гордостью рассказывает Таратуте о том, как комиссии удалось снять запрет на существовавшее в полиции правило — нанимать людей определенного роста. «Сейчас в полицию берут полицейскими вне зависимости от роста, пола и расовой принадлежности», — говорит он. В городе, в котором еще сорок лет назад во всех присутственных местах висели таблички «Цветным вход воспрещен», толерантность стала настолько обычным явлением, что гомосексуалистов в городе живет в семь раз больше, чем в целом по стране.
       В целом Америка принимает до миллиона иммигрантов в год. «Похоже, Америку не сильно заботит, — заключает Таратута, — что заметная часть приезжих попадает сюда не просто из другой страны, но и из другой цивилизации».
       
       Собственно, каждый фильм созвучен нашим болевым точкам. Думаю, они могли бы быть в чем-то полезны для их лечения. Если мы не будем знать, что и как делается на Мадагаскаре, — ничего страшного. А вот как живет развитый мир — Европа, Америка, — к которому, пусть и на периферии, принадлежим и мы, знать необходимо. Из-за 70 лет большевизма мы очень серьезно отстаем от других стран. Нам надо их догонять. А для этого нужны знания. Глупо же, в самом деле, заново изобретать велосипед. Не надо взасос любить Америку, но не надо и делать из нее врага. Надо быть просто прагматичным, брать полезное.
       — А почему существует этот заказ — на тему Америки-врага?
       — У нас грядут выборы, которые, как вы знаете, обычно состоят из трех стадий. Одна — раздача слонов, вторая — маленькая победоносная кампания по борьбе с коррупцией, третья, мобилизующая, — создание образа врага. На эту роль может быть выбран враг внутренний — олигархи — или враг внешний — Америка. Может, придумают еще кого-нибудь…
       — Вы целых 12 лет рассказывали с экрана об Америке, а теперь не можете донести свой новый документальный сериал до зрителя. Есть ли надежда, что хоть кто-то ваши фильмы увидит?
       — Я рассчитываю, что их покажут около 200 региональных телестанций с общей аудиторией в несколько десятков миллионов человек. Тем временем в Высшей школе экономики по моим фильмам сейчас готовится учебный курс. В какие-то моменты я не сомневаюсь, что делаю все правильно, что сериал востребован. А бывает, закрадывается сомнение: может, я действительно что-то не то делаю?
       — Но это сомнения любого художника.
       — Конечно. Условия изменились, значит, надо менять технику жизни.
       — А к самой Америке у вас изменилось отношение за эти годы?
       — Мне очень не нравится то, что делает Буш. Но завтра Буша не будет, а Америка останется. Эта страна, вне всякого сомнения, заслуживает уважения. Мне интересна эта страна.
       — Из всех фильмов вашего последнего документального сериала меня больше всего взволновала новоорлеанская история, в которой два бизнесмена, дав ФБР показания против коррупционеров, смогли взорвать ситуацию всеобщей коррупции в штате.
       
       Долгие годы Чикаго, Нью-Йорк и Новый Орлеан соревновались в лидерстве среди «самых продажных городов Америки», рассказывает автор в серии «Джаз на фоне коррупции». Но, казалось бы, по неразрешимой проблеме — коррупции — был дан сокрушительный залп в Новом Орлеане (штат Луизиана). Губернатор Эдвин Эдвардс, о котором «все знали, что он вор и взяточник», переизбирался 16 лет подряд. «Он долгие годы грабил казну, излучая при этом море обаяния. Люди ему симпатизировали, им нравилась его обворожительная веселость», — рассказывает Таратута. Изменить ситуацию смогли два бизнесмена, которые дали показания против чиновника в ФБР. Их поддержала местная пресса и сумела переломить общественное мнение. Губернатор получил 10 лет, работы лишились и около 70 полицейских, десятки городских чиновников, несколько судей. «Очень важно, чтобы газеты и другие СМИ могли свободно обличать коррупцию, были свободны от государственного контроля. Когда власть контролирует прессу, чиновники чувствуют себя словно лисы в курятнике, коррупция становится нормой жизни», — говорит один из героев фильма.
       
       — Бизнесмены были только спусковым крючком. Главную же роль сыграла пресса. Но дело совсем не в разоблачениях. Жители штата Луизиана смирились с тем, что коррупция — образ жизни и его переломить нельзя. Пресса же смогла достучаться до людей, объяснить, что, переизбирая коррумпированных чиновников, они сами потворствуют тому, что в штате плохие школы, не строятся дамбы, дороги, а главное, что все может быть по-другому… Пресса перевернула общественное мнение, а вот тогда уже и ФБР, и прокуратура после 16 лет охоты на губернатора, вокруг которого и образовалось кольцо коррупции, смогли упрятать его за решетку.
       Я много думал о том, что может побороть коррупцию у нас. Усиление работы правоохранительных органов? Едва ли. Не думаю, что и массированные разоблачения прессы смогут сегодня изменить ситуацию. Скорее всего, положение изменится только с ростом зрелости самого общества, когда люди поймут, что коррупция всегда рядом, что они живут плохо именно оттого, что чиновники принимают решения не для блага людей, а для своего кармана.
       — Именно после этого фильма я подумала: может, из-за него и не берут сериал наши каналы?
       — У нас все же не такие кокетливые руководители ТВ. Они могли бы сказать: берем, только без этого фильма. Хотя что страшного в нем? По большому счету все мои фильмы — о самых простых правилах этики в обществе и в повседневной жизни. Я считаю это важным. Если мы задаем некую моральную планку, мы знаем, куда двигаться. А иначе… Помните опрос середины 90-х среди школьниц? Они сплошь хотели стать валютными проститутками. Может, сегодня в моде и другие профессии, поприличнее. Но уж точно не благодаря ТВ. Все эти бесконечные сериалы о ментах и бандитах играют крайне деструктивную роль. Мы воспитываем целое поколение, для которого нравственные ориентиры не имеют никакого значения.
       — Но это же не госзаказ, правда? Это или попросту игнорирование проблемы, или конформизм, или политика конкретных менеджеров, которые делают это ради своей выгоды, финансовых интересов.
       — Пожелай того власть, ситуация на ТВ изменилась бы в считаные месяцы. В других странах это было бы невозможно, а у нас очень даже. Но этого не происходит. Впрочем, здесь важно понять, с чего все начиналось. В середине 90-х, как я все это понимаю, когда начало складываться новое ТВ и появились новые менеджеры, все они ринулись читать про маркетинг, целевую аудиторию… И стали моделировать зрителя. По всем параметрам получалось, что большинство — это не очень образованная, малодумающая публика, с малыми интеллектуальными потребностями. Так появился некий виртуальный зритель, на которого и стало работать ТВ, подгоняя под него свои программы. На это наложилась ситуация безденежья на ТВ, в связи с чем на европейских и американских телепомойках покупалась продукция по три копейки. Ее нам и показывали. В США я ни разу не видел ту дрянь, которую в 90-е годы крутили у нас. Так формировался зритель, превращаясь постепенно из зрителя виртуального в зрителя реального. Франкенштейн ожил. И стал жить собственной жизнью. Теперь только непонятно, как выйти из этого положения… Когда-нибудь решение будет найдено. Это важно для всех нас. Но есть здесь и личный момент. Очень хотелось бы, чтобы это произошло в пору моей творческой жизни.
       
       Наталия РОСТОВА
       
29.06.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 48
29 июня 2006 г.

Расследования
Убийцам журналиста Максима Максимова ищут служебный выход

Суд да дело
Адвокатов в деле Сычева стало больше. Но не у Сычева

Осужденному Талхигову, который решил написать в Европейский суд, запретили общаться с прессой

Мир и мы
Красный Крест обещает свернуть программы в России

Террор
Почему не спасли российских дипломатов?

Заложники управляют государством

Власть и люди
Вторую неделю кипят страсти в поселке Бутово

Людей выгоняют по госнужде?

Подробности
В Петербурге во время пожара погибли семеро курсантов

МЧС России составило черный список пожароопасных объектов

Могут ли попасть в Россию «грязные» трубы из Чернобыля?

Россия-2008
Александр Аузан. «Договор-2008. Критерии справедливости». Часть II

Обстоятельства
Обменяются ли руководящими кадрами Генпрокуратура и Минюст?

Власть
Совет Федерации, возможно, реформируют. Миронов хочет в другую палату

Финансы
Что стоит за попытками правительства сверстать «дефицитный» бюджет

Бесплатные входящие разорят пользователей мобильной связи?

Регионы
Омские единороссы против льгот пенсионерам без ветеранских «корочек»

Краiна Мрiй
Украина снова попала в передел

Донецкие хотят распустить раду

Тупики СНГ
У российско-
белорусского парламента украли газету


Проспект Медиа
Почему российские каналы отказываются от фильма, который снял Михаил Таратута?

Телеревизор
Сергей Цигаль: Хорошая была передача про осетровую солянку

«Лучшие» шутки телеканалов

Первые лица
Билл Гейтс может позволить себе перезагрузку

Милосердие
Нужны деньги на лечение Олежки Батищева

Медицина
Раку перекрыли кислород

Спорт
Время разобраться в арбитраже. Это Валентин Иванов не справился с ситуацией или любой бы не справился?

В финале чемпионата снова сыграют Adidas и Nike?

Библиотека
Книги с Александром Гарросом

Кинобудка
В конкурсе Московского кинофестиваля «зрительского» кино оказалось больше, чем «фестивального»

Театральный бинокль
Театр «Глобус» на фоне Новосибирска

Что показал портрет зрителя, сделанный в театрах

Музыкальная жизнь
На «Маяке» начинается музыкальная программа Андрея Макаревича

Саратовские чиновники поссорили симфонических музыкантов

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100