NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

МЕЖДУ ЛАСКОВОЙ ПОПСОЙ И ЦИНИЧНЫМ БРЕДОМ
Billy's Band ищет «другую музыку» — «альтернативу тому, что уже есть»
       
Андрей Резников и Билли Новик (справа) взяли на себя нелегкую ношу. (Фото — PhotoXPress)
      
       
Однажды два странных молодых человека — бывший врач-патологоанатом Билли Новик и гитарист Андрей Рыжик Резников — оказались в одно время в одном месте — новом музыкальном петербургском клубе Boom Brothers в подвале многоэтажного дома на Охте. Билли в качестве директора, Рыжик — артдиректора. Билли, который в то же время не на шутку увлекся творчеством Тома Уэйтса, решил перепеть несколько его песен. Конечно, ради шутки. Впрочем, шутка оказалась удачной — близкие к оригиналу интерпретации многим пришлись по душе. Осмелевший Билли решил исполнить их со сцены и предложил Резникову организовать свою группу. Андрей легкомысленно согласился. Так родился Billy's Band.
       
       
В 2002-м группа, к которой к тому времени присоединились баянист Антон Матезиус и перкуссионист Михаил Жидких, стала самым ярким открытием клубной сцены Питера. Почти сразу музыканты начали «просвещать» и Москву. В их программе кавер-версии песен Тома Уэйтса органично чередуются с собственным материалом, смешивающим сюжеты «Американской готики» с местными жизненными наблюдениями, историями и городскими мифами. Их музыка не поддается классификации и исполняется с нетривиальным сочетанием музыкальных инструментов. Кстати, оказалось, что Билли не только хорошо поет, но и играет на контрабасе. Заветный инструмент он однажды увидел во сне и воспылал желанием научиться играть. Желание выполнил и даже выработал свой стиль — на слабую долю Билли бьет ладонью по грифу, а ногой ловко оперирует напольным бубном.
       Обычно ребята играют в клубах. Но на этот раз музыкальная кухня развернулась на сцене московского театра «Содружество актеров Таганки». «Биллисы» подготовили театрализованный перформанс под названием «Игры в Тома Уэйтса», основанный на песнях Великого Американского Бродяги. Я отправилась в театр, чтобы послушать другую музыку, а заодно выяснить, по какому рецепту готовится то, что сами артисты называют «похоронный диксиленд с бесконечным хеппи-эндом».
       
       
Чтобы беспрепятственно попасть в здание театра через служебный вход, я представилась участницей массовки, занятой в концерте-спектакле и призванной изображать… бомжей. Пробраться на сцену оказалось непросто — чуть было не заблудилась в катакомбах коротких темных коридоров. Ориентировалась на звук — репетиция шла полным ходом.
       В течение получаса я наблюдала за предконцертным действом. Билли активно тренировал голос хитами программы, прочие «биллисы» настраивали свои инструменты. «Почему ты здесь не прыгнул ковбоем?» — прикрикнул Жидких на Андрея. Рыжик принял замечание к сведению и стал энергично скакать по сцене, нежно «мучая» свою гитару. Сам Жидких играл на странном металлическом инструменте, представляющем полую железную пластину и палочку. Звуками Миша периодически пугал девушек из массовки, подкрадываясь к ним сзади и со всей силы ударяя по инструменту.
       Сцена напоминала окраину провинциального американского городка, в котором живут персонажи «биллисовских» песен — неудачливые парни из баров и подворотен, любящие выпить и покутить, потерявшие так много в этой жизни, но добрые и романтичные по натуре. На заднем фоне — фасад заброшенного дома, ободранный и покрытый мхом, с пустым проемом для двери, выбитыми окнами и стоящей неподалеку лавкой. Слева — черный рояль, над ним висит бумажный птеродактиль. Чуть выше безумно улыбается зеленоволосая тряпичная кукла внушительных размеров, пол забросан картонными коробками.
       
       
Наше знакомство с Билли началось за кулисами и продолжилось в небольшой комнатке, именуемой гримеркой. Билли оказался спокойным и немного застенчивым, но общий язык мы нашли быстро. Он усадил меня в кресло перед зеркалом и, опередив первый вопрос, сразу начал говорить об обоюдно наболевшем:
       — Ты знаешь, меня совсем не удовлетворяет то состояние, в котором находится современная музыка в России. Почему-то получается так, что в ней царят крайности. Либо это совсем ласковая попсня, либо бред, либо что-то очень жесткое и циничное, проповедующее пофигизм.
       — А что, кстати, проповедует Billy's Band?
       — Вообще состояние музыки, которую играем мы, меня пока тоже не очень удовлетворяет. Но по крайней мере для нас это попытка создать альтернативу тому, что есть у нас в стране. Хотелось бы найти что-то близкое мне и другим людям… Если парень неудачник, он не обязательно должен быть черствым и озлобленным человеком. Он может оставаться романтиком, витать в облаках, лелеять дурацкие мечты, которые, конечно, не сбудутся, но мечты нужны не для того, чтобы они сбывались. Вот это мне хотелось бы передать, показать нечто лирическо-романтическое на фоне какого-то неудачничества.
       — А кому нужна музыка с таким посылом?
       — Наша публика — люди без возраста, обладающие эмоциональной пластикой, пластикой ума и определенной мобильностью. Они готовы к умозрительным путешествиям в различные социальные сферы, прежде всего в ту низшую, в которой живут наши персонажи. По телевизору такого не увидишь и не услышишь…
       — Ситуацию, сложившуюся в современной отечественной музыке, можно назвать кризисной?
       — Смотря по отношению к чему. К России — нет, к миру — конечно. Недавно, к примеру, мы были в Америке. Поразило то, что там из каждой дыры, из каждого подвала, из машин, из пиццерий — отовсюду слышится очень хорошая музыка, причем музыка разных стилей. Совсем не важно, нравится тебе рок-н-ролл, джаз или классика. Каждый жанр хорош по-своему. А у нас почему-то все сводится к попсе. И дело даже не в том, что это попса. Иногда в попсовых песнях тоже звучат интересные строки. Дело в заштампованности и отсутствии разнообразия. Чем больше пустой музыки слышит человек, тем дольше он не прогрессирует. Тем больше спрос на такую музыку.
       — По-твоему, это как-то связано с тем, что происходит в обществе?
       — Конечно. Наш народ вообще лишили культуры. И тот музыкальный провал, который сейчас имеет место, во многом обусловлен деперсонализацией культурных масс, культурного слоя. Чем примитивнее музыка, тем быстрее она запоминается. А ее содержание никого не интересует. Стремления к высшему возникают только тогда, когда они соответствуют размышлениям и поиску философии. У нас философия масс сводится к следующему: «Жизнь — дерьмо. Я выпью крепкого пива, и мне полегчает. А думать — в лом. К тому же от этого ничего не изменится».
       — Высокие стремления не поощряются?
       — Как они могут поощряться?! Избирают самый простой путь — повальную алкоголизацию. Посмотри вокруг, когда идешь по улице: никто не пьет минеральную воду. Все употребляют джин-тоник или какие-то безумные пузырчатые коктейли. А если это пиво, то обязательно девятка, чтобы ударило по шарам.
       — Может ли музыка быть идеологическим, политическим оружием?
       — Конечно. Так было со многими новыми появляющимися течениями. Например, с Sex Pistols. Панк-течение вообще было очень мощным. Другой яркий пример — хиппи, которые, кстати, живы до сих пор.
       — А вы стремитесь выработать новое культурное направление?
       — Культурное — да, но не культовое. У нас не такие глобальные цели и желания. Нам хорошо, пока мы собираем полные залы, притом небольшие. Эстетику Billy's Band невозможно передать огромному стадиону.
       — Это в какой-то степени элитарное направление?
       — А театральное искусство можно назвать элитарным?
       — Я думаю, да.
       — Значит, наше творчество тоже можно назвать элитарным. Хотя я не говорю, что мы — это театр. Просто различные сценические элементы, которые мы используем, позволяют создавать широкую палитру атмосферных ощущений. Видеоряд — это очень важно. Глазами воспринимается большая часть информации. Кроме того, в наше время музыку принято смотреть. Театр в этом смысле дает нам очень многое. К сожалению, у нас нет возможности репетировать все это, как делают обычные театры, все рассматривается в действии. Важно попробовать с сидящими в зале людьми и посмотреть на их реакцию. Порой она бывает совсем неожиданной.
       — Это процесс сотворчества?
       — Абсолютно верно. Важно, чтобы в зале были люди, которые слушают, вникают и реагируют. Пусть даже слабо реагируют. Для нас это все равно будет неким флажком.
       — Что можно сделать для того, чтобы попытаться изменить ситуацию, сложившуюся в современной музыке?
       — Надо двигать свою тему, вдруг что-нибудь получится? Но бороться с этим нельзя. Нужно просто заниматься своим делом. Мне кажется, то, что делаем мы, кому-то нужно. Это работает и движется вперед. Например, я заметил, что на наши концерты приходит даже больше народу, чем на выступления самых известных молодежных рок-групп, хотя их показывают по телевизору, а нас — практически нет.
       — За какой музыкой будущее?
       — Я всегда думал, что за джазом. Только не за сверхъестественным математическим джазом, который играют ботаники в очках. Живой джаз должен стать основой для музыки, доступной всем.
       — Ты говоришь о присоединении к джазу чего-то нового?
       — Да, наверное, какие-то свежие вливания должны быть. Но лично я не стремлюсь создать что-то новое. Все-таки главная задача музицирования — доставлять удовольствие себе и другим людям. И не надо циклиться на том, что сегодня я должен сесть и что-то изобрести. Мы называем наш алкоджаз экологическим, потому что он еще никому не принес вреда.
       …А слушателям в этот вечер достался настоящий спектакль. Ребята поиграли в Тома Уэйтса, создав серию историй и импровизаций — от забавных и шутливо-ироничных до печально-лирических. Через 15 минут после последнего аккорда «биллисы» вышли в фойе, чтобы раздать автографы и поговорить с людьми. Ведь как говорит Билли — «главное, чтобы всем было хорошо».
       
       Наталья МАЛАХОВА
       
26.06.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 47
26 июня 2006 г.

Первые лица
Биологическое происхождение VIP'ов. Часть I

Власть и люди
Спецоперация на Поварской. Зачем президенту России столько частных автомобилей?

Подробности
Земля! Битва за наследство

Квартиры навынос. Реконструкция жилья затронет 80 тысяч человек

Плата за жульё
Почему столичные хрущевки сравнимы по цене с кварталом Челси

Станционный смотритель
Зачем Жириновский гребет в сторону оппозиции?

Не приведи Бог видеть Русское Бунтово

Волобойские вести

Россия-2008
Александр Аузан. «Договор-2008. Критерии справедливости»

«Стародум» Станислава Рассадина
Берегите недовольных. Мы обязаны иметь больше, чем имеем

Наши даты
26 июня в мире традиционно отмечают Международный день борьбы против пыток

Условный лимон

Армия
Как генерал призвал в армию родственников

В России не ценят рабство

Люди
Подорвался жить. История рядового Алексея Новикова

Кавказский узел
Если бы Ичкерия победила Россию, то у власти в ней были бы те же люди, что и сейчас

Геополитика
Война третьего мира

Цена закона
Госдума в очередной раз собирается править федеральный закон «Об оружии»

Политические игры
Зюганов и Пустота

Экономика
Евгений Ясин: Бизнес готов удрать из страны в любую минуту

Новости компаний
РАО «ЕЭС» отчиталось о своей социальной политике

Расследования
Гималайских кошек выводят в Москве — с помощью коричневой краски

Милосердие
Художник Маша Елисеева учит детей-сирот рисованию и спасению

Митинги.Ру
Саратовские единороссы странным образом защищаются от журналистов

Четвертая власть
Чиновники не смогли закрыть интернет-СМИ из-за реплики на форуме

Отделение связи
Почему «Новая» лучше Вольтера

Реакция
Правоохранительные органы — «Новой»: Трогать Конституцию не предполагается

Рейтинг материалов, вызвавших самое бурное обсуждение

Тупики СНГ
История бунта белорусского предпринимателя Автуховича

Краiна Мрiй
Тимошенко подарила поцелуй врагу

Регионы
Мэром Самары интересуется прокуратура

Молочные связи

Гиря и натиск

Телеревизор
Наши комментаторы рассказывают об игре менее 15 минут за матч

Спорт
Свистят же…

Дикие мыши против жирных котов и судей

Дневник настоящего Келлера

Сюжеты
Почему даже дети иностранцев болеют в Мюнхене за Германию

Кинобудка
Кино влезло в окно перед футболом

Свидание
Петр Вайль — о русском кино и массовом телегипнозе

Марк Захаров: Сближение с властью — это шаг к свободе

Наградной отдел
«Возмутителя» заметили!

Музыкальная жизнь
Между ласковой попсой и циничным бредом

Санкт-Петербург
Написано самое большое в мире любовное письмо

Московский наблюдатель
Господа выступили как звери

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100