NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

КИНО КРУТИТСЯ НА ОДНОМ МЕСТЕ
Вроде бы российское кино стоит на пороге расцвета. Беда в том, что оно все время стоит на этом пороге
       
(Рисунок С. Аруханова)
   
       
Июнь в России — самый киношный месяц. Между закрытием «Кинотавра», главного смотра отечественного синема, и открытием ММКФ, главной международной акции наших киношников, — всего неделя. Общее оживление русского кино приближается к лихорадке, премьеры идут косяком, провоцируя на констатации и выводы.
       Главной констатацией, однако, по-прежнему остается невозможность никаких внятных выводов.
       Взять тот же «Кинотавр»-2006. С одной стороны, все единодушны не только в том, что его программа была беспрецедентно сильна, но и в том, что его качество и разнообразие отражают блеск и цвет воспрявшего русского кино. С другой же… «Покойник пошевелился в гробу», — пренебрежительно бросает Эрнст (тот самый, между прочим, что затеял эпопею с «Дозорами», давшими повод некоторым записать Голливуд в раз и навсегда проигравшие). «Российское кино состоится тогда, — терпеливо разъясняет Александр Роднянский, — когда научится делать фильмы для зрителей...». То есть что — не состоялось, значит, пока? Не научилось работать для зрителя? А как же 80 миллионов «домашних» сборов только в текущем году? А «Роты» с «Дозорами», обошедшие в российском прокате заокеанские хиты? Рано, выходит, радуемся?.. Да и общий тон комментариев, несмотря на вполне позитивный смысл, какой-то, воля ваша, уничижительный: гляди, эдакий малец, а лопочет что-то, даже ковыляет потихонечку на кривых ножках… Если так у нас выглядит ренессанс, то дело, видимо, все-таки обстоит не ахти.
       И вообще, к любым оптимистичным прогнозам на тему перспектив отечественного кино, которое долго не подавало признаков жизни, но вот теперь-то как раз оживает, я научился относиться с недоверием. Не в силу даже природного скептицизма, а благодаря не совсем еще склеротичной памяти. Ибо речи эти я слышу давно. С примерно равными интервалами в пару-тройку лет. Например, абсолютно то же самое в той же точно тональности произносилось в 2003-м, когда прогремели пять, что ли, дебютов: от прокатно-«народного» «Бумера» до международно-фестивального «Возвращения». И еще раньше — и не раз. Помните, скажем, 1997-й и 1998-й «по дефолт»: и тогда ведь наблюдалась беспрецедентная, по общему мнению, активность в еле живом русском кино — и мне самому приходилось писать бодрые комментарии на тему нелегкого выбора академиков «Ники» меж «Братом» и «Вором». Если так, мол, пойдет дальше, то, даст бог, наконец, в кои-то веки…
       За истекшее время произошло многое (реально заработал кинопрокат, бюджет в 5—8 миллионов USD стал для русского фильма привычным делом) — но десяток безусловно пристойных отечественных лент, набирающийся за год, по-прежнему воспринимается с радостным изумлением и вселяет надежду. И это закономерно: вы насчитаете столько хотя бы в прошлом, 2005-м?.. А то, что всего их в России ежегодно снимается нынче по три сотни — повод не гордиться, но глубоко задуматься (в начале 90-х, признанных периодом клинической смерти, по общему валу Россия чуть ли не к Индии приближалась — а?..).
       Чем регулярнее нам обещают, что все вот-вот изменится, тем яснее становится, что ничего не меняется.
       И еще один любопытный лейтмотив упорно повторяется все эти годы: «Наши кинематографисты наконец-то осваивают новые для них и традиционные для Запада жанры. Результат пока — хм-хм… но процесс следует приветствовать». Сейчас это говорят про какую-нибудь «…Пиранью», наш запоздавший на 20 лет ответ «Коммандо», завтра скажут про каких-нибудь «Мертвых дочерей», русскую версию японских ужастиков про девочек-зомби (которые и в оригинальной-то версии уже надоели хуже горькой редьки!) — но ведь и пять-восемь лет назад, помните, мы снисходительно встречали припозднившихся русских Тарантино и Джонов Ву. И ведь то же самое — чем регулярнее мы предсказываем близость нашего вхождения в мировой киноконтекст, тем очевиднее становится наша от него далекость.
       Мы крутимся на одном месте, впадая то в самодовольство, то в самоуничижение, — а международный кинопроцесс идет мимо и уходит все дальше.
       Недаром в западном прокате пролетели и артхаусное «Возвращение», и попсовый «Ночной дозор». Недаром русские ленты пропали из конкурсов Берлина и Канна. Недаром Михаэль Ханеке считает для себя возможным плюнуть на ММКФ, жюри коего согласился возглавлять, всего за неделю до открытия…
       Впрочем, разве все это относится только к русскому кино? Что, про российскую, к примеру, экономику аналитики говорят не столь же противоречиво? Чем нынешнее внезапное разбогатение синема отличается от «путинской стабильности»? Как рост бюджетов сказался лишь на самомнении продюсеров, не затронув качество фильмов, так и приток нефтедолларов, породив «венесуэльский синдром», подстегнул в России не столько экономику, сколько коррупцию… И ведь вспомните — еще перед дефолтом 98-го отмечали на фоне хронического упадка некий неожиданный, но обнадеживающий «зажор»! Да и с тех пор многажды твердили это на разные лады — с бодрым выражением лица и застарелой паникой в глазах…
       А что касается места России в мировом контексте, сравните два международных события «класса А», которые происходят здесь летом: ММКФ и питерский саммит G-8. Больно уж похоже, нет? — в плане сочетания формального статуса с заведомо нулевой осмысленностью: что для киномоды мировой, что для политики. Ибо реальный смысл и того, и другого — не во «внешнем» влиянии, а во внутреннем пиаре. Ибо на деле Россия так же мало интересна миру, как и он России.
       У нас свое кино — во всех смыслах.
       
       Алексей ЕВДОКИМОВ, специально для «Новой»
       
22.06.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 46
22 июня 2006 г.

Власть и люди
История «Дома №19». Точки зрения сторон

В Бутове смычка политики и экономики закончилась баррикадами

Хроника событий и комментарии причастных лиц

Митинги.Ру
Нацболы заперли чебоксарских чиновников на замок

Цена закона
Члены партии власти занимаются экстремизмом

Кавказский узел
Президенты, которые даром не нужны

В подпольной Ичкерии сменилось подпольное руководство

Расследования
Басаев бросил боевиков в беде. Неизвестные подробности захвата Нальчика

Террор
Российских дипломатов похитила «Аль-Каида»

Первые лица
Что за птица новый генпрокурор?

Чайку «ассоциируют» с Собяниным

Армия
Пьяный подполковник сделал капитана Шумакова инвалидом

Суд да дело
Копцева снова «разожгли»

В Саратове «медведи» массово судятся с журналистами и избирателями

Четвертая власть
Алексей Симонов: Достоинство чиновников продолжает расти

Точка зрения
Владимир Рыжков. Как перепахать партийное поле

Навстречу выборам
Вешнякову дали досрочное поручение

Регионы
Водка вернется в Москву

Объяснительная с «Родины»

В Самаре произошел взрыв на Троицком рынке

Американцам показали в Воронеже, где снаряды

Краiна Мрiй
В Украине женщин пускают в политику, но не в футбол

В Крыму замаячило православие

Тупики СНГ
Буш официально признал Лукашенко преступником

Спорт
Команда Туниса Украине по зубам

Футбол по-американски

Несколько поездов Рональдиньо

За Германию играет ветчина

Медицина
Офтальмолог Игорь Азнаурян — о коррупции в государственной медицине

Образование
Десятки тысяч выпускников не получат «корочки» вовремя

Исторический факт
К началу войны в стране были танки, пушки и самолеты — в циклопических количествах и отменного качества

Люди
Ветеран войны Валентин Кукуев вспоминает, как творил историю

Культурный слой
Александр Межиров: И войны нет на войне

Проспект Медиа
На «Радио России» стартовал еще один «национальный проект»

Телеревизор
Почему сериал «Зона» возмутил нынешних тюремных начальников и понравился бывшему

Виктор Чижиков: Стало не хватать коммуналок

«Лучшие» шутки телеканалов

Кинобудка
Завтра открывается XXVIII Московский Международный кинофестиваль

Алексей Евдокимов: Кино крутится на одном месте

Свидание
Анна Михалкова — о связи личного и профессионального, о бремени фамилии и цене страсти

Библиотека
Юлий Дубов. Заговор Горацио

Китайский летчик Босс Арт

Книги с Александром Гарросом

Сектор глаза
В Москве завершился шестой фестиваль социальной рекламы

Московский наблюдатель
Что мы увидели, подсматривая за москвичами…

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100