NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

«ЖИВОЙ» — ПО ЖИВОМУ
Новое российское кино обращается к теме чеченской войны…
       
Кадр из фильма "Живой".
     
       
Чеченская война давным-давно справила свой десятилетний «юбилей». Страна, увязнув по горло в нескончаемой «спецоперации», предпочитает о тлеющей драме помалкивать. Напротив, нам внушают: «Война окончена. Забудьте». А цинковые мальчики, запаянные в гробы, на «черных тюльпанах» продолжают лететь во все края России…
       
       
Кинематографисты изредка осмеливаются к больной теме прикоснуться. То в политкорректном «Кавказском пленнике», то в слезливой «Кавказской рулетке», то в жесткой авантюрной «Войне»… Фильм Александра Велединского «Живой» — попытка прорвать толстый слой пофигизма, тест на способность расслышать сквозь новостной официоз, ор рекламы, какофонию ночных клубов и фальшь попсы беззвучный крик тех, кто уже не будет… Учителем, бизнесменом, военным…
       «Какими мы не будем», рабочее название картины, отвечало ее сути. Расплывчатое наименование «Живой» ассоциируется с одноименной можаевской повестью — историей противостояния беспаспортного колхозника Кузькина советской системе. Поначалу эти ассоциации только мешают. Да и не совсем ясно до самого финала: живой ли герой фильма — вернувшийся из Чечни безногий Сергей (Андрей Чадов, не путать с близнецом Алексеем). Вот два его друга с оружием наперевес, словно почетный караул, постоянно его сопровождающие, — понятное дело, умерли. И видит их только Серега, потому как сороковины друзей, положивших жизнь ради его спасения, не прошли. Вот и маются бедолаги. Оберегают друга, по привычке, что ли? Помогают ему осознать совершенное уже на дембеле преступление. Впрочем, а было ли преступление, если герой в начале фильма погибает? А тут еще один алкаш и еще одна девочка напрямую обращаются к спецназовцам, прям как к живым. Ну да чего не бывает в жизни, которая сеет смерть.
       Весь фильм — балансирование по канату между твердой поверхностью реальности (встреча Сереги с мамой, друзьями детства, бывшей подружкой) и мистикой. Мистикой какой-то свойской, без котурн, тумана и всякого там пиетета. Наоборот, авторы (сценарий Игоря Порублева и Александра Велединского) привычный пафос (героизм, фронтовое братство, смерть) топят в луже сарказма. «Только через мой труп!» — возмущается убитый боец. «Мы, типа, совесть его», — иронизирует другой. А дальше-то куда? В рай? Вот оно яблочко наливное, раскачивается прямо над деревенским кладбищем, где герои все и упокоятся… И будет им счастье. Да что-то в рай их не зовут. Ну и не надо. Все равно «там ничего нет — степь голимая», «темно в конце строки».
       Чаще всего фильм будут сравнивать с «Мертвецом» Джармуша и бодровским «Братом» (на уже заматеревшего в прокате «Брата» «Живой» неприкрыто старается быть похожим: тут и роуд-муви, и близкая структура саундтрека). Но в первую голову картина Велединского и Порублева проистекает из «Ноги» Никиты Тягунова — одного из самых трагичных произведений 90-х. Дело не в ампутированной ноге солдата (начавшей подобно гоголевскому Носу самостоятельную жизнь) и даже не в общении героя с потусторонним однополчанином (идея в кино вообще не новая). А в общем посыле картин. Когда место живых — части тела, друга, страны — занимают фантомы. Они старательно изображают жизнь: светят галогеновыми лампочками на улицах, ширяют по головам ударными, в накрахмаленных воротничках в шикарных авто разъезжаются по офисам, выбирают и избираются.
       Вы говорите, что война умерла и о ней следует скорей забыть? Но вот же она, в глазах этих неприкаянных, вернувшихся оттуда… Говорят, что они не могут слышать хруста шоколадной фольги, слишком это напоминает «упаковку» груза 200. Говорят, что несмотря на все усилия психологов и реабилитационных центров, они прижиться здесь практически не могут. Не здешние они, не местные. Не жильцы…
       «Живой» — фильм про отдаленные результаты войны, площадь поражения которой 100 процентов. Тут все жертвы — и убитые, и калеки, и их родные, и вернувшиеся, и их родные… Это замкнутый круг, в который попадешь — не выберешься. Может, поэтому общество усиленно старается отодвигать от себя мысли о войне…
       Фильм у Александра Велединского получился страшно неровным (хотя я видела еще не окончательный вариант картины, возможно, многие шероховатости сгладятся). Ритмические зависы и монтажные просчеты — не главное. Картина нуждается в дешифровке, потому что сложносочиненная сценарная конструкция, где сплавляются реальность и мистика, требует крепкого, тщательного «каркаса» — прописанных мотивировок, внутренней аргументации.
       Некоторые линии оказались брошенными (как история с фронтовым письмом друга, которое Сергей должен передать на гражданке). Некоторые персонажи остаются лишь эскизами (как священник с лицом героя и знаковым именем отец Сергий, которого сыграл брат Андрея Чадова Алексей, актеру явно не хватило «линии судьбы» героя). Есть просто сценарные нестыковки.
       Но есть и главное — честное отношение к, возможно, самой трудной для нынешнего безнравственного времени теме. Отсюда — попадание в болевую зону в наиболее сильных, эмоционально заряженных моментах. В кульминационном эпизоде Сергей, хромая, носится по кладбищу в поисках могил товарищей, вопя: «Пацаны!»… Над люминесцентным городом световая реклама торгово-развлекательной компании «Бум» враз переворачивается во фронтовое фото четырех друзей, расстрелянных второй чеченской… Убитые товарищи вместе с «живым» соображают на троих, травят анекдоты. И Серега хохочет… пугая мать, прислушивающуюся к галлюцинациям вернувшегося (?) сына…
       Не знаю, на каком названии остановятся авторы… Но можно сказать, что, следуя закону «парных случаев», не нашедший себе места на гражданке Серега оказывается наследником по прямой того самого можаевского колхозника Федора Кузькина. И тот и другой не смогли вписаться в Систему, и тот и другой с опасностью для жизни резали в глаза правду-матку, и того и другого люто ненавидели кабинетные крысы. Правда, один выжил на «выходе» из сталинской эпохи. А другой погиб. Может, оттого, что мы снова на «входе»?
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
05.06.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 42
5 июня 2006 г.

Расследования
Как продали гору Машук

Мэр Волгограда обвиняется сразу по трем статьям УК

Обстоятельства
Генеральный прогон. Устинов отслужил

Звёзды Устинова

Георгий Сатаров: Просто у Сечина отобрали прокуратуру

Можно ли быть страшнее Устинова?

Точка зрения
Юлия Латынина: А ведь могли и голову снять

Кавказский узел
Рамзан Кадыров — краса Чечни

Отдельный разговор
На месте Ульмана мог быть только Ульман

Террор
Машину российских дипломатов ждали в засаде

Политические игры
У медвежат хороший аппетит

Армия
Новобранцы, звоните на здоровье!

Медицина
Как провести за один год 10 тысяч военных операций

Милосердие
Благотворительный концерт в помощь детям, больным лейкемией, состоялся!

Точка зрения
Михаил Кругов: Благотворительность никогда не даст инфляционного эффекта

Подробности
В Тольятти в День защиты детей закрыли детский центр

О детях — серьезно
Детская дипломатия должна стать взрослой

Четвертая власть
Стартовал конкурс на соискание Премии Артема Боровика – 2006

Пригласительный билет
12 июня — Московский фестиваль прессы. Мы ждём вас!

Личное дело
Герои новых обложек. В День защиты детей в «Новой» произошли кадровые перемены

Наши даты
Фонду защиты гласности — 15 лет

Реакция
Стратегическая задача для российских атомщиков: рвануть на американский рынок

Навстречу выборам
Госдума рассмотрит законопроект, предусматривающий отмену в избирательных бюллетенях графы «против всех»

Санкт-Петербург
Члены питерского парламента озвучили свои сокровенные желания

Почему блокадники жалеют президента

Регионы
В Воронежской области идет плановое уничтожение всех отраслей сельского хозяйства

Копия Сталина уплывет по Енисею

Краiна Мрiй
Американские военные исколесили Крым

Образование
Фурсенко не хочет отчислять вечным студентам

«Бесы» в гарнитуре. Новые экзаменационные технологии

Письмо в редакцию: «Это уже не образование»

За рулем
В России будут ходить «Евро-2»

Чудо на колёсах: Red&Black. Маленький монстрик в 220 лошадиных сил

Интернет
С 1 января 2007 года в зоне RU нельзя будет зарегистрировать ни одного домена

Спорт
Мюнхен, пьяный от футбола

Земной мяч

Есть контракт. О роли брендов в футболе

Свидание
Наталия Бехтерева: Нужен мозг, погруженный в работу

«Стародум» Станислава Рассадина
Время предательства. «Евангелие от Иуды» оказалось очень своевременной книгой

Библиотека
Орхан Памук: Печаль Стамбула легко перевести на русский

Кинобудка
Канны-2006: неформатные картинки с ярмарки кинотщеславия

«Кинотавр» сменил ориентацию

Новое российское кино обращается к теме чеченской войны

Театральный бинокль
В России бьют баклуши до крови

Театральная Москва вникает в британскую драматургию

Московский наблюдатель
Зайцы раскатали губу

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100