NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

РЕЖИССЕР, ПОШЕДШИЙ ПО МИРУ
Адольф ШАПИРО: «Все сто́ящее рождается вопреки. Надо выбирать: вопреки или на поводу»
       
       
Адольф ШАПИРО был широко известен еще тогда, когда возглавлял ТЮЗ в Риге. Сейчас режиссер живет в Москве. Но здесь ставит спектаклей не так много, как хотелось бы. Больше работает за границей.
       В июле у него состоится премьера в Высшей театральной школе Лиона, куда его пригласил сделать спектакль со студентами Анатолий Васильев; затем режиссер поедет на постановку в Таллин — в Городской театр Эльмо Нюганена.
(Фото — ИТАР-ТАСС)       О том, почему Адольф Шапиро больше работает за пределами России, мы и вели речь.
       
       — Когда я смотрела ваши «Отцы и дети», привезенные в Москву из Таллина фестивалем «Балтийский дом», меня поразили атмосфера и игра актеров, их отличали лучшие качества психологической школы. Почему вы в разных странах ставите спектакли чаще, чем в Москве?
       — Точно не из-за денег. У нас платят не меньше, а если многое принять без возражений, то и больше. Работаю за границей потому, что ощущаю свою нужность тем, кто меня приглашает. Главное — там репетировать хорошо. Сроки коротки — шесть, восемь недель, но это дни полного погружения в материал. Актеры ничем не заняты, кроме спектакля. Сцена свободна. То, что на ней нужно, — все по плану. И результат получается значительнее — и для зрителей, и для себя самого.
       У нас же, когда утром звонит телефон, не сомневайся: сообщат, что у кого-то репетиция другого спектакля, кто-то на съемках, да что угодно. Фраза опаздывающего актера — «я попал в пробку» — точная метафора этой колготни. В пробке! Зрителей перед открытием занавеса просят отключить мобильники, чтобы не мешать творчеству, а на репетициях они звонят вовсю. Станиславскому нравилось здание Шехтеля — располагает к думам и мечтаниям, а приглушенные светильники напоминают северную природу. Происходящее в большинстве театров к мечтаниям не располагает, скорее — к выдаче продукта. Балом правит пиар. Время не статей, а заголовков. Хочет театр держать зеркало или нет, он отражает происходящее вокруг.
       Не хочу анализировать вокруг, но многим не до психологического искусства. Оно требует отрешенности от суеты. Обидно, что 90-е годы провели резкую черту между прошлым и настоящим, а следовательно, и будущим нашего театра.
       — Эстонцы избрали вас почетным профессором Театральной академии...
       — Два раза в год езжу туда проводить мастер-классы. В них принимают участие не только актеры, а филологи, критики, сценографы. Большинство молодых уже не говорят по-русски, но профессиональный контакт устанавливается легко. Это воодушевляет. Выросло третье, четвертое поколение после Вольдемара Пансо. Другие люди — изменились кругозор, вкусы, пластика. Однако они знают и Пансо, и работы Карела Ирда. У нас же, говоря с молодыми актерами, сникаешь — ни Товстоногова, ни Эфроса не знают, будто с иной планеты. Наверное, свойство российского характера — делать резкие движения. Страна никогда не шла рысцой. То мчалась галопом, то спотыкалась, падала — и снова в галоп. В таком темпоритме многое теряется. В том числе вкус к психологической игре, школа игры. Она формировала Ефремова, Эфроса и Васильева, многих режиссеров, определивших лицо театра в 60 — 80-е годы. Сегодня много новых талантливых актеров, но дух, религия школы теряются. Тем обиднее происходящее со «Школой драматического искусства» Анатолия Васильева. Вот уж нашли кого уплотнять, кого реорганизовывать!
       Театр Васильева — одно из немногих мест в Москве, где буквально днем и ночью разрабатывается методика актерской игры. Он следует дорогой тех, кому наш театр обязан своей исключительностью. Новатор и традиционалист (в том смысле, в каком традиция — основание культуры), он стремится вдохнуть в театр, как велеречиво, но точно сказал классик: «жизнь человеческого духа». Духа, который покинул театр с момента, когда грубый материализм, политиканство, расчетливость массовой культуры исказили его лик. «Наезд» на Васильева — еще одно свидетельство разгула всех этих прелестей.
       — У российских театральных деятелей появилась новая психология — психология успеха, противоположная задачам школы, в которой на первом месте стоит не достижение результата, а философия, методика и этика процесса. Что вы об этом думаете?
       — В природе театра заложено желание нравиться, играющее с ним злые шутки. Что за постыдное дело — всю жизнь быть обуреваемым желанием нравиться, обращать внимание на собственную стать. Слишком напоминает известную профессию. Если воспользоваться глаголом Чехова, то артист должен выкорчевывать в себе рабскую зависимость от публики. Иначе он волей-неволей переходит в сферу обслуживания. При коммунистах именно борьба с этим унизительным положением сплачивала людей театра. Ныне они разъединены, как никогда раньше. Рационализм убивает ту энергию заблуждения, без которой ничего не создашь. Все стоящее рождается вопреки. Надо выбирать: вопреки или на поводу.
       — Психологический театр теряет свою уникальность и как будто умирает?
       — Похоже, он переживает закат. Не хотелось бы уподобляться товарищу Сталину, утверждавшему, что марксистское учение всесильно, потому что оно верно. Нелепо полагать, что модель психологического театра, созданная Станиславским и оказавшая влияние на весь мир, верна на все времена. После заката наступает рассвет, но уже нового дня. Наверное, возникнут и новые модели театра.
       Заметьте, я говорю о моделях театра, а не просто о психологической школе, которая, надеюсь, не канет в Лету.
       — Вы имеете в виду модель репертуарного театра? Говорят, что репертуарный театр тоже переживает кризис. При этом одни ратуют за его сохранение. Другие считают нормальным то, что он умирает.
       — Репертуарный театр перерождается в репертуарную антрепризу. В площадку, где работают режиссеры разных, порой диаметрально противоположных взглядов на Бога, царя, семью и искусство. В целесообразности такого репертуарного театра действительно можно усомниться. Он не отвечает идее, вдохновлявшей его создателей. Ведь репертуарный театр — не супермаркет с товарами на любой вкус. Сама идея такого театра была вызвана существованием актерской общины, увлеченной разработкой от спектакля к спектаклю определенной художественной идеи. Век назад в России был создан театр, поразивший цельностью и гармоничностью замысла.
       А сегодня вчерашние адепты Станиславского, долго кормившиеся у стола с его наследием, боясь отстать от моды, толкуют о рынке, любят уже не себя в искусстве, а рынок в себе. А раз так, то ищешь свое место в новом пространстве.
       Вот вернусь из Франции и поеду в тот же Таллин ставить спектакль с артистами, с которыми сроднился. Знаю, куда их вести, что им нужно. Хочу развить с ними то, чем мы занимались, репетируя Тургенева. Просто ставить скучно. Если процесс работы над спектаклем не имеет отдельного, важного для его создателей сюжета, работать малоинтересно. Что тогда тобой движет? Сумма гонорара, страсть к самоутверждению — короче, любые мотивы, не имеющие отношения к искусству.
       — А вы не думаете, что наш театр стал испытывать влияние американской модели, может быть, только в еще более уродливом выражении?
       — Стоит ответить на простой вопрос: чем отличается коммерческое искусство от истинного? Возьмем лучший образец коммерческого кино. Скажем, «Крестный отец». Все высокого класса — актеры, оператор, художник. А потом видишь фильм Германа и… нет, братцы, извините, это другая материя. В чем отличие? В изначальном посыле. Цель коммерческого искусства — выгодно, с наибольшей изобретательностью продать знания и умения. А для художника оно — способ постижения мира и себя в нем.
       Феллини снимал «Амаркорд», чтобы понять, кто он, откуда вышел, что такое детство, родина, женщина, фашизм; как он стал таким, а не другим. Отличие — в исходной позиции, в том, что является толчком к работе, что движет темпераментом художника. В первом случае делается упаковка для товара, который надо с толком продать. Во втором — исследование, как говорил поэт, — «езда в незнаемое». Но я убежден: зритель ощущает каким-то шестым чувством состояние творца в момент создания произведения. Чувствует, где счастливо найденное, а где заготовленное.
       Что до американизма, то мы часто браним их театр, но там, по крайней мере, все честно. Те, кто занимается коммерцией, не пытаются выдать себя за людей, занимающихся высоким искусством. У нас же люди, делающие спектакль-«верняк», претендуют на художественность и агрессивны по отношению к тем, кто занимается искусством. Однако рано или поздно размежевание произойдет. Чем скорее, тем лучше. Пока же живем, как кентавры: голова — в одной эпохе, туловище — в другой, а думаем, что мы загадочны, словно сфинксы.
       
       Полина БОГДАНОВА
       
29.05.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 39
29 мая 2006 г.

Расследования
Как российский чиновник может законно и свободно конвертировать свою должность в любую валюту

Обстоятельства
Борьба с коррупцией как начало предвыборной кампании

В России никогда не существовало моратория на применение «высшей меры»

Болевая точка
Беслан после приговора. Спецслужбы провели большую работу: пострадавших поссорили между собой

Отдельный разговор
Дискуссия с переходом на личности: подсуден ли капитан Ульман?

Суд да дело
Свидетели по «делу профессора Оскара Кайбышева» отказываются от своих показаний

Мир и мы
Американцы планируют купить у России много оружия

Финансы
Саратовским офицерам вернут пенсионные долги

Армия
Самарские новобранцы теперь смогут звонить из части по личному мобильному телефону

Цена закона
Закон от отмене отсрочек будет принят до конца весенней сессии

О детях — серьезно
Президентское обещание оказалось виртуальным: деньги на руки молодые мамы не получат

Политические игры
«Свободная Россия» готова взять власть

Специальный репортаж
Как Дмитрий Медведев газификацию в глубинке продвигал

Регионы
Нарзан лучше боржоми. Чем? Чем боржоми

Рафик на «Крайслере»

В Воронеже обнаружили коррупцию

Рулевое управление Омском

Санкт-Петербург
Смольный хорошо отражается во всех питерских каналах

Питерский парламент признал наконец заслуги Владимира Путина

Московский наблюдатель
Гей, скинхеды!

Модернизацию энергетики страны обещали начать со столицы

В Кремле заливают…

Краiна Мрiй
Тимошенко разделила обед со своим врагом

Тупики СНГ
У Туркмении газа хватит на 2-3 года

Первые лица
Путин, кажется, не султан Брунея…

Станционный смотритель
Где ж отдыхать, если вокруг одни вражеские курорты?

Как я сходил на фильм «### ДА ###»

Волобойские вести

За рулем
В Москве прошла акция против спецсигналов

Конкуренты АвтоВАЗа скапливаются на российской таможне

Четвертая власть
Жертвы СМИ прошедшей недели

Наградной отдел
«Золотой гонг» – 2005

Образование
Последний звонок в школе Сергея Казарновского

Милосердие
Билет на жизнь. 1 июня состоится благотворительный концерт в помощь детям

Спорт
Почему игрок сборной Шотландии приехал играть в Россию

Инострания
Зарисовки с баварской барахолки. Смысл рынка — базар

Люди
Марк Бернес не знал нот. Но пел ответственно, по-мужски

Культурный слой
Ролан Быков. «Место культуры в устойчивом развитии России»

Самый значительный современный русский поэт родился ровно 120 лет назад

Библиотека
Состоялось вручение национальной премии «Поэт»

Непрочитанные бестселлеры

Новые книги

Кинобудка
Канны, в которых пахнет Русью

Свидание
Адольф Шапиро — режиссер, пошедший по миру

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100