NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

КАРТИНЫ С ФОРТОЧКОЙ
Привезенные в Москву работы французских импрессионистов, обитающие на вокзале Д'Орсэ, не пожелали быть «памятниками»
       
"Циклевщики паркета". Гюстав Кайбот, 1875 г.
   
       
Как синий троллейбус Окуджавы, французский импрессионизм стал для нас чем-то вроде венского стула, кузнецовского фарфора и чая со слоном. Вот и заговорили, что-де наша коллекция больше, что нынешняя выставка — всего лишь «юбилейный» поклон молодого Д'Орсэ старушке-Третьяковке. А похожая на ископаемого ящера бесконечная очередь сплошь состояла из родителей и чад, старинных подруг и лысых приятелей времен вечной оттепели.
       
       
Мы с подругой как раз из их числа, поэтому пристроились не таясь, законно отстояли и радостно вошли. И тут же уперлись взорами в гигантский пресс-релиз о том, что французы — импрессионисты, реалисты, символисты — учителя наши и благодетели, очистили русским палитру от мрачных тонов и научили ценить форму. Сейчас же в голове услужливо всплыли хрестоматийные строчки о том, что-де не дотянули наши художники до французов, отягощенные грузом передвижников, остановились вплотную перед ладным зданием Салона Отверженных, а своего так и не создали. В общем, все как всегда — у Чаадаева ли, Черномырдина… Ишь ведь! — ухмыльнулись мы в бороды и безмятежно начали осмотр.
       Но галльский бес не дремал и с порога принялся нас смущать, восхищать и возмущать.
       В первую очередь датами на табличках. Оказалось — пока мы гоняли по дорогам бурлаков и нищих детей, ходили крестным ходом по курским весям и носились в санях с двумя пальцами наперевес, сидели на камне в пустыне и встречали утро стрелецкой казни, французы успели дойти до райских врат и открыть, никому не мешая, каждый свою калитку. И все увидели, что зимой бывает не только степь да степь кругом, а веселое многоцветье красных крыш (Писарро), что вместо неравного брака может быть пряный танец старика и молодки (Ренуар). Вокзал Сен-Лазар Клода Моне с пышущим голубыми облаками паровозом никак не рифмовался с нашими железнодорожными страданиями, а на «Мост Море» Сислея хотелось забраться в ближайший же отпуск безо всякой задней мысли утопиться. Что до «Звездной ночи над Роной» Ван-Гога, то ее надлежало тут же превратить в анимационный проект студии «Пилот» и выпустить в серии «Гора самоцветов». Надо ли говорить, что у каждой такой «форточки» толпился народ и дышал весной.
       Занимать менторскую позицию импрессионисты и иже с ними категорически отказались, ограничившись единственным французским законом, граничащим с зависимостью, — модой.
       Первая же картина Добиньи на пейзанскую тему жатвы приковала внимание не к собственно жатве, а к василькам и макам, синей юбке и алому платочку жницы. Будто танцуя, а на самом деле — тайно повторяя какой-то знакомый античный жест, Флора (рабочая гипотеза Натальи) двигалась по дорожке вглубь картины, где до горизонта виднелись обжитая разноцветная земля и такое же веселое и обжитое небо. Крестьянка не то чтобы позировала — нет, это ж был реализм! Повернувшись к нам спиной, она опрокидывала античные каноны и утверждала новый стиль. Быть собой, носить простое и цветное, рифмоваться с травой и перестать наконец что-либо «существенное» значить. Все последующие трудовые цирцеи не собирались ни останавливать коней, ни входить в горящие избы. То есть они могли бы, как говорилось в одном рекламном ролике, но вовсе были не обязаны.
       С натуральными богами дело обстояло точно так же. Коро поместил нимфу с амуром во вполне реалистичный пасмурный пейзаж, и амуру пришлось продолжать подскакивать за отнятым луком — но уже в надежде согреться.
       В «Источнике» Курбе нимфа вообще наложена на пейзаж как выкройка, чтобы зритель думал не о «высоком», а о том, чтобы правильно подобрать основу и уток. Все персонажи с удовольствием примеряли на себя окружающий ландшафт и интерьер. Иногда казалось, они дефилируют внутри себя, застигнутые несуществующим, но платонически задуманным фотообъективом. И именно то, что это дефиле присуще натуре наравне с умом, честью и совестью, что оно проступает в искусстве при любом неосторожном или вольном движении, как жидкость, из которой на 80 процентов состоит человек, все еще продолжает выбивать из седла социально и капитально озабоченного русского.
       Нам трудно понять, почему ренуаровские женщины первыми отводят глаза, мы теряемся в догадках — зачем Далу Родена эти выпирающие грудные кости, а скульптурному Шарлю Гарнье работы Карно — воротники, живущие независимой, личной жизнью. О чем можно думать аллегорическому «Бронзовому веку», если не о времени и нравах? Нельзя же, в самом деле, сомневаться и припоминать в бронзе! Мы не привыкли к тому, что в монументе можно отразить лишь желание танцевать, но не сам танец. Лишь наивную попытку посмотреть, что это там впилось в пятку — без демонстрации живой античной силы воображаемому противнику, а просто так, раскрывая абсолютно «нехоженые» ракурсы и закоулки фигуры.
       В одном из уголков мы нашли одинокую деревянную таитянку Гогена, утрированную до ритуальной маски. И я вдруг вспомнила русских, серебряных. Как обязательна и славянофильски неукоснительна золотистая ребячья головка в поленовском дворике, как подавляюще властны зеркальные мусатовские «медузы», как прямолинеен взгляд врубелевского Демона и серовской девчонки с персиками. Как манифестируют на снегу левитановские тени и — на тарелке — коровинские селедки. Мы — пронзительные и аскетичные — вечно обещаем жить по-новому, а для французов новое — естественная потребность, род недуга. Над которым не грех и пошутить…
       Вот скромный пухленький буржуа Марсель Пруст работы Бланш. Кто бы мог подумать? А вот Эмиль Золя. Из кучки книжек на его столе торчит одна с надписью «Мане», над столом — картина Мане «Олимпия» — эдаким логотипом «истины» между чем-то японским и итальянским. Шутка? На картине Кайботта один мужичок в трех лицах натирает мастикой полы. Коллектив явно трудится во имя ракурсов. А, может быть, это будущий рекламный ролик про «три в одном?». Вот почти герасимовская бронзовая реставрация французского работяги с надписью «Аполлон». И библейская сцена Резона, похожая на кукольный вертеп.
       Французов не беспокоит, что мы теряемся в догадках, кто же такой был загадочный «принц» Карно и что за десятая муза Дени на дальнем плане отвернулась от нас. Они не потрудились даже подписать даты жизни художников, чтобы мы знали, ранняя перед нами работа или поздняя.
       Д'Орсэ — большой вокзал, где кто-то уезжает, кто-то приезжает, но никто не собирается останавливаться, даже если шею тянет большой, не по чину, багет. Единственный закон здесь — жидкая и газообразная природа вещей, стремящаяся всякий раз обрести новый корень — реализм, импрессионизм, символизм. Как ноты-веснушки на груди «пианистки» Эрики. Как плывущие по каналу блинчики Амели. Как неторопливо выбранное для смерти на пляже махровое полотенце Ромена — из «Времени прощания» Франсуа Озона.
       
       Юлия КВАСОК
       
11.05.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 34
11 мая 2006 г.

Расследования
Отборные люди страны

Прошло сто дней со дня разоблачения «британских шпионов». Почему забросили камень?

Обстоятельства
Генпрокуратура РФ наложила арест на имущество лицея-интерната, основанного Михаилом Ходорковским

Медведи пытаются получить образование. В Саратове идёт захват вузов

Наши даты
Поздравляем Аню Левину!

Москвичам-ветеранам Великой Отечественной войны

Кавказский узел
Юлия Латынина: Дагестану нужна амнистия

Подробности
В «Серебрянниках» беженцы из Чечни вынуждены были объявить голодовку

Пригласительный билет
В Москве пройдёт фестиваль «Нет террору!»

Суд да дело
Убийцы Игоря Домникова предстанут перед судом

В омском суде рассмотрят иск милиционеров к «Новой газете»

Начался суд над Лидией Поповой, которая пыталась спасти бездомных собак

Чиновники скрывают смерть подследственной

Мир и мы
Новый комиссар Совета Европы по правам человека вынашивает план поездки в Россию

Политический туризм
Латвийская трансатлантическая организация распространяет «ценности НАТО» на территории бывшего СССР

Политические игры
Всё, что придумано в стенах Мосгордумы, является собственностью парламентского большинства?

Регионы
Благодаря нацпроекту появилась новая отрасль сельского хозяйства

Женщинам города Звенигова велено рожать за 100 километров от дома

Новости компаний
Бросок на Запад. Россия размахивает газовой трубой

Краiна Мрiй
День Перемоги. Специальный репортаж из майского Киева

Спорт
Тренер Крикунов ждёт, когда у нашей талантливой молодёжи прорежутся зубы

Петржела ушёл в зените. Сотни питерских болельщиков провожали его с цветами и подарками

Исторический факт
Космос под сукном. Первый полёт советских космонавтов мог состояться в 1948 году

Интернет
Два года за «Чернобыль»

Библиотека
Читая по ладони… Карманные библиотеки завоёвывают Россию

Телеревизор
Александра Урсуляк: Как только слышу «ха-ха-ха» — сразу переключаю на другую программу

Свидание
Марк Минков: Бесполезно спрашивать, что происходит с искусством, потому что непонятно, что происходит со страной

Культурный слой
От нас ушел Александр Михайлович Борщаговский

Станислав Рассадин о последней книге Александра Борщаговского

Сюжеты
Метёлки лётчика Антропова совершили посадку в Дарвиновском музее

Театральный бинокль
«Немой театр» ищет автора. Чехова не предлагать

Сектор глаза
Привезенные в Москву работы французских импрессионистов не пожелали быть «памятниками»

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100