NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЕЗДА НА ТЫКВЕ
Ностальгия, нежность и нонсенс в спектаклях Алвиса Херманиса
       
Выпьем за наше счастливое ретро. "Долгая жизнь" Херманиса в Москве. (Фото Виктора Сенцова)
    
       
Хр-р-р. Пи-пи-пи. Бумс. Кхе-кхе. Ни слова не понять из спектакля «Долгая жизнь» латыша Херманиса — и все до ниточки понятно. Позвякивания, покряхтывания, ворчание, шарканье — шелестящая перкуссия пожилой жизни внятна и тем, кто пока молод, но болел и грустил. Разгул близкого ретро в современной культуре — что это, как не род забывания?
       Один день из жизни вымирающей коммуналки с ее старьем, запахами и укладом привезли в Москву фестиваль NET и латышский банк AB.LV. Пять стариков — две пары и бобыль — с утра копошатся в своих тряпочках, хворях и зависимостях друг от друга. Ходят в гости с самодельной наливочкой, наряжаясь перед походом в соседнюю комнату, кормят исхудавшую соседку нарезанным яблоком с ножичка, штампуют кустарные керамические подсвечники, заливая гипс в презервативы, на ночь дружно загорают под ультрафиолетовой лампой. Нарушенный, замедляющийся танец жизни горек в своей комичности.
       Ветхая коммуналка и старики — вчерашний день человечества. Который настает для каждого, кто сегодня высунув язык стремится не отстать в гонке общего потребления, а наутро неожиданно просыпается во вчерашнем дне, в ужасе неизвестности втыкая вилку в розетку. Карета однажды становится тыквой — полезно об этом помнить, нажимая на кнопки трендового телефона или разминая в руках ткань сарафанчика Prada.
(Фото Виктора Сенцова)       Зачем благополучный европейский режиссер Алвис ХЕРМАНИС с актерами в течение года ходил по домам престарелых и понимал их жизнь, он рассказал «Новой».
       
       — Каждая эпоха связана с новым типом театральности. Театральность неизбежно несет в себе суть того, что можно назвать «социум культуры». Ваш театр, вписанный в мировой театральный рынок, часто затрагивает тему ностальгии и старости. Почему в вашем исполнении эти некоммерческие темы имеют успех?
       — Коммерческий успех? Это большой парадокс. Мы не единственный театр в Риге, но единственный, кто не нажимает на мюзиклы и комедии. У нас никогда не было мотивации делать кассу. А эффект получился как раз обратный. Мы со своими некоммерческими спектаклями имеем гораздо больший коммерческий успех, чем другие с мюзиклами. И актерская зарплата у нас намного выше. Билет в наш театр стоит где-то 15 долларов. Деньги мы зарабатываем в основном за рубежом. Хотя зарплата актеров маленькая для Риги — примерно 1000 долларов.
       — Ваши спектакли обеспечат вам достойную старость?
       — О, это еще далеко. Но я действительно рад, что могу обеспечивать жизнь семьи на хорошем уровне и зарабатывать деньги только театром. В сегодняшнем мире Пазолини или Антониони вряд ли смогли бы снимать кино. Чехов сегодня вполне мог бы писать сценарии телевизионных сериалов, а Шекспир — голливудских триллеров. Некоммерческим искусством зарабатывать на жизнь в современном мире нетипично.
       — Вы описываете собственный уникальный случай или такая возможность допускается в поле театра?
       — И так, и так. Театру вообще сильно повезло. Например, когда Советский Союз перестал существовать, официально признанные художники, композиторы, литераторы как конвертируемые творческие единицы перестали существовать вместе с ним и вышли на свободный рынок. Театр — единственное искусство, которое до сих пор субсидируется государством, — в Латвии и России по крайней мере. Вот что я имел в виду.
       — Какие ваши спектакли не вывозятся и почему?
       — Ну, мы не все делаем сознательно на экспорт. Мы не зависим так уж страшно от продюсеров. Другие балтийские режиссеры, такие как Някрошюс или Коршуновас, годами не имеют своей сцены и полностью зависят от института продюсерства. На долгой дистанции это стресс. У нас все-таки есть свой дом (Новый Рижский театр имеет отличное здание в центре Риги. — Е.В.), свой зритель. Если не приглашают — плакать не будем.
       Международная конъюнктура в театральном мире безусловна, есть некая «фестивальная мафия». Но надо понимать: то, что имеет успех за границей, — еще не знак качества.
       — Как помочь человеку выявить навязываемый бренд?
       — Надо смотреть правде в глаза: вся международная фестивальная система — своего рода бизнес. Я имею в виду организаторов фестивалей, тех, кто выстраивает или встраивается в международную фестивальную сетку. Одного этого знания достаточно, чтобы фильтровать увиденное и больше доверять себе.
       Любой фестиваль связан с большими деньгами. Это бизнес не в смысле рентабельности, а в смысле того, что семьи фестивальщиков живут на эти фестивальные бюджеты… Но есть и другая сторона, другой смысл. Серьезный фестиваль — как хорошая научная конференция, которая проводится для узкого круга профессионалов, а последствия конференции влияют на текущий театральный процесс, на так называемый бульварный театр.
       Многие фестивали живут за счет своего прошлого. Авиньон, Эдинбург на реальный театральный процесс никак не влияют и пытаются сидеть на двух стульях — традиций и новаторства. У них своя, конвенциональная публика, и это во многом коммерческие фестивали, они должны зарабатывать деньги на билетах. С другой стороны, они хотят быть современными, и это вечный компромисс. Мы играем в эти игры при всех моих оценках — летом едем в Эдинбург участвовать в официальной программе.
       — Вы привезли в Москву спектакль «Долгая жизнь» и передаете в нем одиночество обитателей коммуналки чувственно и глубоко. Как вы ощущаете чувственную герметичность современного человека? Какие последствия предполагаете?
       — Я сегодня как раз приехал из Франкфурта, мы там показывали наш премьерный спектакль «Соня» по рассказу Татьяны Толстой. И я там разговаривал с человеком, которого больше всех уважаю в театральном мире, — Матиас Лилиантал. Он руководитель берлинского Геббельс-театра, в 90-х годах серый кардинал «Фольксбюне». Мы говорили о том, что все труднее и труднее найти энергию, страсть в социальном контексте. Немецкий театр всегда был нацелен на социально-политическое, немцы всегда хотели театром мир улучшить. А в этой сфере, по-моему, страстей уже невозможно найти. Вот Касторф, артдиректор «Фольксбюне», по-прежнему борется с капитализмом, но в сегодняшнем Берлине это выглядит немножко жалко. Не знаю, как в России, но в Западной Европе социальные страсти не имеют мощного внутреннего заряда. Единственное пространство, где грибы еще растут, где страсти могут быть, это сфера приватности, сфера частных переживаний отдельных людей. Мои спектакли про те места, где грибы еще растут. Частная жизнь меня интересует не с позиций желтой прессы и звездного быта, не с позиций Ибсена и Стриндберга. Я имею в виду частную жизнь наших соотечественников, людей, живущих сейчас. Мы не сидим в театре, не прячемся в реквизите. Актеры готовят спектакли вне театра.
       — То есть вам близка идея жидкого театра — происходящего за пределами сцены?
       — Дело не в этом. Процесс репетиции напоминает антропологическое исследование. Например, один наш актер готовил роль солдата-контрактника, который собирается ехать в Ирак. Актер прошел полную подготовку в батальоне, отправляемом в Ирак. Актер работает как детектив, как Шерлок Холмс: собирает материал, потом приносит в театр, мы обсуждаем, выбираем, собираем поэтический образ. Но единой технологии нет.
       — Какие грибы преимущественно растут на поле частной жизни — белые или мухоморы? Больше съедобных или несъедобных?
       — «Долгая жизнь» — хороший пример того, о чем я говорю. За ним нет литературы. Актеры много времени проводили в домах стариков. Много чего было.
       — «Говори сердцем!» — просят ледяные братья из сорокинского «Льда» тех, в ком предполагают высшие способности. Выбрав «Лед» к постановке, какую задачу вы себе ставили?
       — Я не смотрю на театр как на инструмент, каким можно мир улучшить. Искусство — оно senseless and useless. Бесполезно, как пение птиц. В текст «Льда» заложены очень мощные поэтические образы, плюс это хороший текст для сцены, там актерам есть что играть. Очень убедительно описываются механизмы манипуляции с большими массами людей, в увлекательной и доходчивой форме.
       — Что вас сформировало как режиссера?
       — Вы знаете, мне 40 лет, и в театре я больше 20 лет. Просто не помню… Только с течением времени понимаю, что проблемы, которые казались художественными, оказались технологическими. Намного важнее в этой профессии быть ремесленником, чем артистом.
       — В чем для вас сегодня художественная проблема?
       — Все труднее находить эмоциональные мотивации для работы. Это художественная проблема или личная? Чем больше понимаешь ремесло, технологию, тем труднее завестись.
       «Выделить из застывшего торгашества современного мира пьянящее молодое вино, нет, мед интеллектуального нонсенса», — писал неистовый Г.К. Честертон о Льюисе Кэрролле, чье первенство в литературе нонсенса общепризнанно. Херманис на захват короны не претендует, просто его спектакли, выворачивая наизнанку стереотипы дежурного сострадания старости, емко и нежно обрамляют глубинный смысл «бессмыслицы», «чепухи» заката жизни — ведь nonsense содержал в себе когда-то и sense. Социологическая пометка: эксцентрика и гротески Кэрролла реагировали на строгую иерархию ценностей регламентированного викторианского общества, нонсенсы Херманиса гримасничают над политкорректностью нового панъевропейского капитализма.
       
       Екатерина ВАСЕНИНА
       
04.05.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 33
4 мая 2006 г.

Обстоятельства
Инвалиды войны навечно занесены в очередь на получение автомобилей

Ветеранам войны никак не удается выяснить, кто нагрел руки на «реконструкции» Гремяченского мемориального комплекса

Список числящихся пропавшими без вести в бою за деревню Поддубная в марте 1942 года

Армия
Почему толпы солдатских матерей не смели Министерство обороны после трагедии рядового Сычева?

Московский наблюдатель
Что делала Царевна-лягушка на маёвке?

Точка зрения
Борис Стругацкий: Необходимы сто лет спокойной жизни

Отдельный разговор
Почему исполнительная власть саботирует указания Путина?

Воровать стало трудно и опасно

Власть и деньги
Депутаты госдумы шокированы состоянием вице-спикера

Новости по вертикали: весь Орел сядет в клетку

Первые лица
Губернатор Омской области сумел сказать президенту России жесткое «да»

Наши даты
Юбилей Думы удался на славу: в Таврическом дворце работали 17 буфетов

Расследования
По словам президента РФ, бизнес и таможня «слились в экономическом экстазе» окончательно

Реакция
Директор ОАО «Перспектива»: Мы можем проследить движение каждого диплома начиная с 1947 года

Отделение связи
Жар-птица иногда летит против ветра. Переписка девочки с олигархом

Подробности
Ходорковский отравился в колонии

Регионы
Пожарные Самарской области составляют рейтинг пожароопасных зданий

Мир и мы
Эмбарго на ввоз урана из России тормозит рост американской экономики

В честь саммита Россия – Германия жителям Томска подарили асфальт и «случайные связи»

Инострания
Финно-водочный фестиваль

Сектор глаза
В Москве прошла 13-я ночь пожирателей рекламы

Заметки с выставки Нормана Фостера

Наградной отдел
Назван «длинный список» самой крупнобюджетной литературной премии «Большая книга»

Театральный бинокль
Ностальгия, нежность и нонсенс в спектаклях Алвиса Херманиса

Сибирь. Пересылка. Мариинский народный театр

Свидание
Александр Баргман: Я артист никакого театра

Кинобудка
Вышли три фильма про три источника несчастья русского человека

Телеревизор
Инна Чурикова: «Застольные шоу» печальны

«Лучшие» шутки телеканалов

Спорт
Российские хоккеисты отправляются на чемпионат мира в Ригу в ранге победителей Евротура

«Динамо» не помог даже Цезарь

После многолетнего перерыва армейские баскетболисты вновь на европейском олимпе

Следующий номер
«Новой» выйдет
11 мая 2006 года

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100