NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ДЕНЬГИ, ВОДКА И ГАМЛЕТ
Вышли три фильма про три источника несчастья русского человека
       
       
В отсутствие достойных сценариев кинематографисты обращаются за помощью к писателям, драматургам, адекватным времени. Среди востребованных нынче Алексей Слаповский, братья Пресняковы и… Александр Николаевич Островский. Три фильма про три источника, три составные части неистребимого несчастья русского человека: водку, безденежье и хандру. От изменения порядка слагаемых «сумма» не меняется…
       
       
Фильм первый — «День денег» Алексея Рудакова — про водку и шальные башли, с которыми легче осознать, что не в них счастье. Снят по одноименному роману Слаповского. Писатель в последнее время прогремел дважды: психоделическим романом «Они» — о тотальной оккупации симулякрами всех нас — и попсовым сериалом на Первом канале «Участок». Три товарища (в русской транскрипции — собутыльника): писатель (Михаил Полицеймако), Парфен (Евгений Стычкин), Змей (Денис Ясик) болезненно нуждаются в средствах… для опохмелки. А кто ищет, тем более в комедии… Понятное дело, найдут — не в тумбочке, не в гипсе, не в стульях, а под старым ящиком — $33 тысячи да триста долларов в придачу.
Кадр из фильма
       Золотая рыбка тут ни при чем, местный пахан по широте пьяной души опровергал аксиому: мол, деньги на дороге не валяются. Дальше начинается в меру эксцентрическая комедия положений, в которой добрые «богатыри» стремятся с помощью денег осчастливить себя и своих злополучных знакомых. Да постигают, медленно трезвея, что за жалкий металл люди только и выучились, что гибнуть, а счастье… Может, оно под другим фанерным ящиком?
       Комедии, всякий скажет, сочинять ух как трудно. Фарс Алексея Рудакова раскачивается маятником от вполне сносных и даже смешных ат-тракционов и шуток к аншлагово-плинтусовому юмору. Примерно в том же диапазоне существуют актеры. Роман Мадянов (пахан и его брат-близнец), Алиса Гребенщикова, Денис Ясик в откровенной эксцентрике чувствуют себя органично и раскованно. Богатырь Дмитрий Назаров нежданно-негаданно смешон в роли крутого Фимы Достоевского — упыря с модными косичками, с пеной у рта отстаивающего правоту нового сословия: кто больше башляет, тот и круче. Евгений Стычкин, Михаил Полицеймако усердно смешат зрителя, выходит неловко и блекло.
       Да и сюжетные повороты до боли знакомы. Братья-близнецы (один — беспредельщик, другой — славный) до боли напоминают две роли Евгения Леонова в «Джентльменах удачи», тройка героев подобрана по типу Трус, Бывалый и Балбес; найденные деньги немедленно оказываются на помойке, где правят свои «генералы песчаных карьеров». Хоть в фильме и чувствуется замах на гайдаевский стиль повествования, мешают небрежность в деталях, зависание ритма, вкусовые просчеты.
       Это больше похоже на Гайдая времен «Спортлото» и «На Дерибасовской…». Впрочем, и у такого кино зрителей — хоть отбавляй, как и на концертах Петросяна. Вон и на премьере в Доме кино зал ухохатывался. Впрочем, ущербное кино оставляет ощущение смутной перспективы. Верится, что Алексей Рудаков, в свое время снявший не только «Особенности русской бани», но и «Кожу саламандры», способен «взять вес» полноценной комедии.
       
       
Фильм второй. «Русские деньги». Только кажется, что деньги везде одинаковы. Разные они, и отношение к ним — всякое. И названий — хоть отбавляй. Что одному — куш, другому — солома, и запах они имеют, что там ни говори, и цвет. То зеленые в моде, то натуральное «дерево» в почете. «Бабки» меняем на бабло, кати складываем в штуки, сыплем кровными налево и направо, бросаем на ветер и наскребаем последние 3.62…
Кадр из фильма
       В общем, живем. А главное, знаем, что «…честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать...». Слушайте, это ж больше ста лет назад прогнозировал Островский, а ведь по-прежнему — не в бровь… Отчего и возгорелся Игорь Масленников идеей призвать Островского в ряды «новых очевидцев». Затеял трилогию по трем актуальным пьесам, проливающим свет на темное царство капитализации России: «Волки и овцы», «Доходное место» и «Банкрот». Цикл «Русские деньги», а первая часть его (экранизация «Волков и овец») выходит аккурат в момент очередного полива кипятком капитализации не склонной к капитализму страны.
       Это во времена «Пионерской зорьки» и программы «Служу Советскому Союзу!» про деньги вслух да еще с экрана — ни-ни. Сегодня такие понятия, как закладные, ложное банкротство, акции, фальшивые векселя, подробнейшим образом расписанные Александром Николаевичем, снова наступают, хватают за горло, вершат неправедный суд, приводят к самоубийствам.
       «Волки и овцы» — история о том, что на каждого изворотливого мошенника поставит капкан еще более ловкий охотник. Круговорот волков и овец — в природе капитализма. Чем хороша пьеса Островского — переливанием смыслов и оттенков. Когда один и тот же персонаж (Лыняев, Мурзавецкая, Беркутов, Глафира) то сочувcтвие острое вызовет, то хищным оскалом сверкнет. Алла Демидова, Оскар Кучера, Леонид Мозговой, Юрий Гальцев, Зоя Буряк, Алексей Гуськов, Нина Ургант — лишь часть труппы, занятой в фильме. Точнее бы сказать: в фильме-спектакле. Был такой жанр на советском телевидении. Фильм Игоря Масленникова из плена Мельпомены не вырвался. Хоть персонажи в усадьбу Щелыково на пролетках подъезжают, и деревья — зеленые, и небо — голубое…
       Но слишком уж статуарны мизансцены, в духе старого провинциального театра играют эстрадник Гальцев (Лыняев) и Лидия Вележева (Глафира), а между зрителем и экраном стоит невидимый заслон «четвертой стены». Несомненной удачей фильма можно счесть работу Аллы Демидовой в роли авантюрной, но осторожной Мурзавецкой. Ей «аккомпанирует» Леонид Мозговой, сыгравший природного интригана Чугунова. Но слишком яркий, самодостаточный дуэт выпадает из общего ряда актерских полуудач.
       
       
Фильм третий. «Изображая жертву». «И крокодилы плачут, а все-таки по целому теленку глотают», — в XIX веке писал Островский. В XXI ему отвечают новодрамовцы братья Пресняковы, призывая в помощь себе театральное «отче наш» — «Гамлета». Изобретают его сардонический парафраз. Выпускник университета Валя (Юрий Чурсин) не социализируется, не вписывается в нормы и рамки реальности и уходит в пространство имитации. Перевоплощается в жертву на следственных экспериментах (застреленного в японском кафе, утопленницу в бассейне, выброшенную из окна жену). Сами «эксперименты» обставлены столь обстоятельным абсурдом, что заставляют вспомнить «показательный театр», устроенный принцем датским. Для Вали эти «сценки» не столько способ разоблачить очередного убийцу, сколько репетиция собственного акта мести.
Кадр из фильма
       Он репетирует свой смертельный номер для матери (Гертруду, измученную домашним хозяйством и тяжелыми сумками, играет Марина Голуб), ее нового мужа дяди Пети (Виталий Хаев), невесты Ольги (совершенно нормальную Офелию сыграла Елена Морозова). Валя Юрия Чурсина — виртуальный Гамлет, прыгающий на раскаленной сковородке действительности, полной лжи и будничной ненависти. Про таких актеров, как Чурсин, говорят, что играют они на собственных нервах. Во всяком случае, ему удается достичь градуса гамлетовского противоречия: когда душа корчится от боли под маской ерничества и инеем непроницаемости.
       В отличие от Масленникова Кирилл Серебрянников не «играет в кино». Он почти не выводит клаустрофобическое действо популярного мхатовского спектакля на улицу, сохраняя верность интерьерам: квартира, бассейн, кафе. Но достигает настоящей киногении. Это виртуозная игра с изображением. Снятое на пленку (вроде бы реальность) монтируется с «цифрой» (вроде бы сцены следственных экспериментов), с анимационными заставками (вроде бы сны Вали). Визуальная игра как способ погружения в бессознательное с короткими подъемами к поверхности реального мира, чтобы глотнуть кислорода и снова «залечь на глубине…».
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
04.05.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 33
4 мая 2006 г.

Обстоятельства
Инвалиды войны навечно занесены в очередь на получение автомобилей

Ветеранам войны никак не удается выяснить, кто нагрел руки на «реконструкции» Гремяченского мемориального комплекса

Список числящихся пропавшими без вести в бою за деревню Поддубная в марте 1942 года

Армия
Почему толпы солдатских матерей не смели Министерство обороны после трагедии рядового Сычева?

Московский наблюдатель
Что делала Царевна-лягушка на маёвке?

Точка зрения
Борис Стругацкий: Необходимы сто лет спокойной жизни

Отдельный разговор
Почему исполнительная власть саботирует указания Путина?

Воровать стало трудно и опасно

Власть и деньги
Депутаты госдумы шокированы состоянием вице-спикера

Новости по вертикали: весь Орел сядет в клетку

Первые лица
Губернатор Омской области сумел сказать президенту России жесткое «да»

Наши даты
Юбилей Думы удался на славу: в Таврическом дворце работали 17 буфетов

Расследования
По словам президента РФ, бизнес и таможня «слились в экономическом экстазе» окончательно

Реакция
Директор ОАО «Перспектива»: Мы можем проследить движение каждого диплома начиная с 1947 года

Отделение связи
Жар-птица иногда летит против ветра. Переписка девочки с олигархом

Подробности
Ходорковский отравился в колонии

Регионы
Пожарные Самарской области составляют рейтинг пожароопасных зданий

Мир и мы
Эмбарго на ввоз урана из России тормозит рост американской экономики

В честь саммита Россия – Германия жителям Томска подарили асфальт и «случайные связи»

Инострания
Финно-водочный фестиваль

Сектор глаза
В Москве прошла 13-я ночь пожирателей рекламы

Заметки с выставки Нормана Фостера

Наградной отдел
Назван «длинный список» самой крупнобюджетной литературной премии «Большая книга»

Театральный бинокль
Ностальгия, нежность и нонсенс в спектаклях Алвиса Херманиса

Сибирь. Пересылка. Мариинский народный театр

Свидание
Александр Баргман: Я артист никакого театра

Кинобудка
Вышли три фильма про три источника несчастья русского человека

Телеревизор
Инна Чурикова: «Застольные шоу» печальны

«Лучшие» шутки телеканалов

Спорт
Российские хоккеисты отправляются на чемпионат мира в Ригу в ранге победителей Евротура

«Динамо» не помог даже Цезарь

После многолетнего перерыва армейские баскетболисты вновь на европейском олимпе

Следующий номер
«Новой» выйдет
11 мая 2006 года

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100