NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЭФИРНЫЕ СОЗНАНИЯ
Ирина РАХМАНОВА в фильме «Питер FM» — уже не Виола Тараканова
       
Кадр из фильма "Питер FM"
      
       
Сегодня — премьера фильма «Питер FM». Съемочная группа — сплошь дебютанты. Оттого и сочинилась у них молодая картина.
       Макс — подающий надежды архитектор с заманчивым контрактом в Германию в кармане. Маша — диджей, нервничает перед бракосочетанием («Ежедневно ваша Емельянова Маша»). Между ними, еще не знакомыми, — волны «FM»: место встреч всех бегущих изо дня в день по звуковым дорожкам. Их родители (которым картина и посвящается) плыли «по волнам моей памяти». Нынешние качаются на волнах своих любимых треков от «Маркшейдер-кунст», Krec, Pep-See и «Ундервуда». Оставайтесь на волне…
       
       
Сюжет проще пареной репы, как слова в песне: «А ходят в праздной суете разнообразные не те…». Весь фильм они, предназначенные друг другу, бегут сквозь город. И постоянно пробегают мимо… Вокруг весенний Питер. Шесть миллионов человек. И словно все озабочены одним: встретятся или нет Он и Она.
       Люди и крыши. Оператор Иван Гудков рассмотрел не мрачный плачущий Петербург, взгляд которого затуманен преступлениями Раскольниковых и тоской Неточек Незвановых, а улыбающийся, распахнутый весне и любви, умытый дождями, подмигивающий чистыми окнами город. Эта весна — без чернил и слез. Зато с мобилой в руке, на роликах, с наушниками, в которых непременно что-нибудь ненавязчивое: «Твои цвета не напрягают глаза» или «Я раньше был в нирване, потом меня не станет». Она спешит, кружит по городу вместе с мостами, бегущей водой, мокрым асфальтом. И вокруг все бегут в толпе с безгласными криками: уступи лыжню! Кришнаиты, пенсионеры, алкоголики, рекламные агенты. Куда торопятся? Неужели у каждого из них встреча, способная перевернуть судьбу? Только весной думаешь, что в твоем ящике мигает сообщение с обратным адресом: «Счастье@ru».
       Конечно, близость «Питера FM» и «Прогулки», выпущенной в свет Алексеем Учителем пару лет назад, — на поверхности. Но режиссеру Оксане Бычковой вместе со своими сверстниками все же удалось снять свежее целомудренное кино. Непритязательное, как синглы культовых групп, постоянно звучащих «в эфире», грешащее недочетами (прежде всего сценарным схематизмом). Но обладающее важным качеством — атмосферой, взволнованным дыханием, учащенным пульсом: «Струны рвутся клочьями в стихи». Пусть медленно прикуривающий Макс Евгения Цыганова не Хамфри Богарт, и Маша (дебют Кати Федуловой) с кепкой набекрень — обычная девчонка, хотя и «такая, просто чумовая». Фильм — вариация на тему весны и нормального весеннего «обострения» — влюбленности. В кого? Да хоть бы в город, плывущий по волнам радио…
       Ирина Рахманова в «Питере FM» зачитывает новости и дружит с Машей. В общем-то, авторы предложили актрисе уже апробированное в кино: смешную вихрастую девчонку — «маленького сердца большую доброту». Таких хлопают по плечу: «Свой парень». Удивляются, когда им кто-то назначает свидания…
       В свои 24 года Ира Рахманова сыграла больше двадцати ролей. Не сходит с телеэкрана Виола Тараканова (в обиходе Вилка), придуманная Донцовой. Непорочная грешница Белоснежка в «9 роте» заставила притихнуть даже циников. Кто бросит камень в эту святую, прошедшую сквозь строй роты?
       Сейчас разговариваю с Ирой, пока ее гримируют. Гримерша тоненько объявляет: «Сделаем щечки розовые, как у гейши, и губы поярче». Ира непреклонным басом: «Будем считать, что губы я «съела» по дороге. А румяна и все остальное делайте, но едва заметно».
       Она из подмосковного Юбилейного. Того, что рядом с Болшевом. Это сейчас весь город срывается и уезжает в Москву. А раньше военно-космический городок, выросший вокруг воинской части, был замкнутым пространством. Там все и работали. Папа — военный, мама — инженер. Вечерами — в гарнизонный Дом офицеров. Ну и, конечно, самодеятельность. Десять лет пела в народном ансамбле. Голос у нее неправдоподобно низкий. Ее сразу поставили к альтам. Амплуа? Ну какое сегодня амплуа… И все же, не обладая внешностью модели…
Ирина Рахманова       Ирина Рахманова: Зная, что существуют определенные рамки, стараюсь прыгнуть выше себя. Хоть немного. Конечно, перекувырнуться в воздухе вряд ли удастся… Допустим, сыграть Гертруду не могу по внешним данным…
       — А мне показалось, вы только этим и занимаетесь.
       — Прыгаю через голову? Был момент, когда меня звали сплошь на маленьких девочек, подросточков: А-ю-ю-ю, пусть бузят себе, но несильно, в рамках дозволенного. Вспомогательные роли, сестры-подружки.
       — Простите, но вы вообще похожи на мальчика, причем сорванца. Не обижайтесь. Многие уникальные актрисы, такие, как Бабанова и Ахеджакова, начинали как травести.
       — А знаете, родители ждали мальчика, даже имя придумали — Саша. Но в амплуа сорванца меня не использовали. Может, Виола Тараканова — ближе всего. Хоть и учительница английского, но шебутная, взрывная и непредсказуемая.
       — А какая из ролей самая удаленная от вашей природы?
       — Наверное, Белоснежка из «9 роты». Важная работа. Есть несколько ролей, которые всегда будут самыми основными. Райка в «Ехали два шофера», водитель трофейного грузовика. Без нее меня, нынешней Иры Рахмановой, не было бы вообще. Эта работа меня изменила, воспитала. Там меня учили, как работать, как понимать друг друга. Такой была атмосфера в группе. На всю жизнь остался критерий. Там я никогда не слышала ругани. Есть негласное правило: на площадке не ругаются — актер через минуту должен войти в кадр и работать лицом и нервами.
       — Вы отдаете приоритет человеческим взаимоотношениям, а не заманчивому актерскому предложению?
       — Нет, могу поступиться собственными пристрастиями, симпатиями, обидами ради роли…
       — Еще до учебы на актрису вы помогали осветителям в Московском ТЮЗе?
       — У меня даже был спектакль, который я самостоятельно «работала» в осветительской ложе. «Гуд-бай, Америка».
       — Поэтому вы не делите профессии на главные и обслуживающие?
       — Мне важно, чтобы люди понимали и любили профессию. А если вы о снобизме, то это глупо. У меня среди близких друзей — и наш администратор, и осветители. Созваниваемся, встречаемся. Важно, насколько интересен сам человек.
       — Знаю, что для вашей Леры в «Питере FM» вы придумали и даже привезли наушники, которые она практически не снимает. Часто ли привносите в роль что-то свое?
       — Если режиссер позволяет, стараюсь, так возникает процесс обмена. Режиссер формулирует что хочет, я предлагаю что могу. Он требует то, чего я не могу, я снова пытаюсь понять: что же он хочет из меня вытащить? Так, снежным комом, нарастает роль. Я подумала о Лере: пусть она будет человеком музыки. Хоть и читает новости, но у нее все время в голове — музыка. Свое звуковое пространство. Те наушники я забрала у брата. Теперь купила себе такие же, у них классный звук.
       — В вашем звуковом пространстве…
       — Разное. Лешу Айги слушаю, Бреговича. Недавно открыла джазовую певицу Нино Катамадзе. Голос может с ума свести! Не важно, «Сулико» она поет в обработке или джазовую композицию.
       — Питер вас принял? Не всех привечает этот строгий город.
       — Он меня долго не пускал, хотя раньше меня и спрашивали, не питерская ли я. Принимала это как комплимент. Но я даже в детстве в Петербург не ездила, первый раз попала уже с фильмом на какой-то фестиваль. Да и работа там никак не складывалась… А сейчас все изменилось, могу просто пойти в кассу, купить билет и сразу ехать…
       — Мне кажется, главное ощущение от картины не ее профессиональные качества, а человеческие. Тепло. Воздушность.
       — Там такая вера в чудеса. В то, что все сложится… Не так, как нам хочется, а как должно быть. Я, Ира Рахманова, до сих пор хочу верить в чудо, в необыкновенные встречи, которые изменят жизнь. В то, что мне позвонят люди, которых я уже не надеялась услышать. Или вот: выйду на улицу и пройду мимо человека, а потом обернусь и пойму, что знала его всю жизнь и никак не могла просто так пройти.
       — Там есть похожая сцена: герои проходят мимо по «зебре», потом оборачиваются… Мне бы хотелось такого открытого финала. Без поддавков зрителю в финале в виде звонка героя на радио.
       — Спорный момент. Я-то обеими руками голосовала за это решение. Было два варианта развития событий. Они оборачивались и потом расходились. Тогда я сказала: «Делайте что хотите. Снимайте хоть свадебные колокола! Пусть это не история моей героини. Если бы я была зрителем — умерла, надеясь весь фильм вместе с героями на встречу… А мне бы заявили: «Извините, в жизни все не так. У любви надежды — кот наплакал. Идите домой, варите борщ, весны не будет, вокруг слякоть и птичий грипп».
       Ладно. Пусть будет звонок. Все же это не поцелуй в диафрагму. Она работает на радио, которое Макс слушает. Он звонит на радио, чтобы ее разыскать. Все оправданно.
       — Все время думаю о начале нашего разговора. Кто вам сказал, что вы никогда не сможете сыграть Гертруду? Подождите, время придет. И кто знает, какой была Офелия, девушка из неблагополучного Датского королевства?
       — Очень хочется играть классику. Может, я и недоросла, но пробовать, стараться — пора. А то будет поздновато. На подобных ролях актер растет. Чехов, Достоевский, Шекспир — величины ролей, о которых не может не мечтать актер. Это пики, на которые мечтаешь взбираться. Знаю, что от меня этого не ждут. И если увидят мое имя в распределении ролей, обязательно скажут: «Да ладно… Это не для Рахмановой». А как хочется удивить, доказать… что для меня.
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
13.04.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 27
13 апреля 2006 г.

Цена закона
Байкал загрязняет нефть!

Поправка депутата Комаровой

Митинги.Ру
Рыночные отношения власти и торговок

Воронежская администрация оказалась в живом кольце

КПРФ тоже планирует бороться с нелегальной иммиграцией?

По центру Петербурга прошла массовая антифашистская демонстрация

Финансы
В некоторых регионах стоимость продовольственного набора перекрыла все статистические погрешности

Как правильно держать рубль

После выборов
В вятском городе мэра избрали с четырнадцатой попытки

Подробности
Трепашкин добился, чтобы к нему приехали правозащитники

Президент мог остаться без пилота

Отделение связи
Звонок в редакцию: беженцев из «Серебрянников» выселяет ОМОН

Общество
Священник Яков Кротов: Общество погрязло в пророках

Библиотека
Вышла книга, благословленная епископом, но недооцененная прокуратурой

Культурный слой
Захват культурных ценностей г. Москвы. Хроника боевых действий

Регионы
С самого начала 2006 года горят старые кварталы в центре Сочи. Навстречу Олимпиаде?

Страна уголков
Город на карте: Краснокаменск, в котором живут люди. Часть II

Тупики СНГ
События в Минске после выборов президента Белоруссии. Репортаж Александра Подрабинека

Инострания
Путешествие Андрея Липского по «дуге зла». Остановка 2-я: Латвия

Спорт
Конфликт между капитаном Аленичевым и тренером Старковым ничем хорошим для команды не закончится

За рулем
Сколько приносит гаишникам операция «Чистый автомобиль»?

У вас угоняли машину? Расскажите об этом нам

Медицина
Химиотерапия перестала быть шоковой

Интернет
И ты брутал?

Телеревизор
Михаид Козаков: Хорошее свойство телевизора — его можно выключить

«Лучшие» шутки телеканалов

Штрихкод
Кто эффективнее — Жерар Депардье или существо среднего пола родом из Украины?

Кинобудка
Ирина Рахманова в фильме «Питер FM» — уже не Виола Тараканова

Театральный бинокль
Памятник Волчек

Вольная тема
Александр Покровский. О тех, кто близко, или Чем лечится одиночество

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100