NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПАМЯТНИК ВОЛЧЕК
15 апреля — 50 лет «Современнику»
       
Галина Волчек. (Фото Сергея Кузнецова, "Новая газета")       
Недавно был в Москве. Прибежал в «Современник» сразу с самолета. Давно не был. Иду на сцену — о, Боже, Боже ты мой, Боже, Боже! Те же доски на сцене, тот же зал, в котором весь день кресла накрыты белыми тряпками, те же стены… Все то же, и люди те же, все родные, знакомые. Вошел на сцену — снял свою поганую тюбетейку, в которой всегда хожу (в Москве на улице все оглядываются: «О, Таджикистан приехал!»), снял, иду потихоньку за кулисами — слышу: Лия Ахеджакова репетирует, ее голос. Сентиментальная моя башка, так захотелось расплакаться, будто домой приехал после долгого-долгого путешествия, а дома все по-старому, все по-прежнему, все на своих местах. Все родное, все знакомое, все здороваются, все улыбаются, все рассказывают новости, все спрашивают: «Чего приехал? Ставить чего-то будешь? Написал нам пьесу новую? Как у тебя с театром твоим?» — все обо всем в курсе, все всё про меня знают.
       16 лет назад я пришел в первый раз в «Современник» не как зритель, а как драматург. Волчек прочитала мою пьесу «Мурлин Мурло» и поставила. С тех пор моя жизнь как бы разделилась: до «Современника» и сейчас. До сих пор — с ним.
       Перед премьерой «Мурлин Мурло» пришел в театр фотограф, фотографировал Волчек, я сидел на репетиции рядом. Через пару дней фотограф принес фотографии. Завлитом тогда работал Валерий Васильевич Стародубцев. Он перебирал фотки, выбрал несколько штук, отложил в сторону, а потом вдруг порвал и выкинул в урну. Я в ужасе сказал ему: «Ты с ума сошел, ты что делаешь?!». А Стародубцев ответил: «Если Волчек увидит себя на этой фотке — с двойным подбородком, то она меня убьет».
       Потом он на минутку вышел из кабинета. Я быстро залез в урну, достал фотки. Дома их склеил, и теперь у меня есть этот раритет. Видите фотографию? Ей 16 лет.
       Мне кажется, Волчек всегда была и есть самая-пресамая красивая. И на этой фотке тоже. А с каждым годом она становится все краше, и это правда. Вот это она репетирует, что-то в запале Лене Яковлевой рассказывает и показывает.
       В этот мой приезд захожу к ней в кабинет поздороваться, а она сидит хохочет, слезы от смеха вытирает. Ее и весь театр разыграл Гармаш. Он позвонил заведующей труппой Валентине Яковлевне и рассказал ей тайну: «Валентина Яковлевна! Радость-то какая! Волчек памятник напротив театра открывают, Лужков делает его вместе с Церетели! Она сидит в памятнике, молоденькая, короткая такая, знаете, стрижка! Вознесенский стихи написал от женского имени, Кваша будет дергать покрывало на открытии, а Дроздова помогать! Памятник уже стоит, закрытый покрывалом. Не верите — сходите, посмотрите, напротив театра!».
       «Да ну?!» — простодушно поразилась Валентина Яковлевна и, счастливая, тут же звонит Волчек: «Галя, радость-то какая! Я тебя поздравляю!».
       Та: «С чем?».
       Она: «Ну с памятником!» — и обрисовывает ситуацию, добавляя, что она уже Кваше и Дроздовой позвонила, чтобы были готовы.
       Волчек говорит ей: «Слушай, отстань от меня!». И бросает трубку.
       Но по театру уже понеслось.
       Дроздова сказала: «Ну, в общем-то, я с Игорем Владимировичем согласна, чего там…».
       И Кваша согласился.
       Потом, когда выяснилось, что все это Гармаш затеял, все умирали со смеху. Поверить-то Гармашу было легко. Ведь какой-то памятник напротив «Современника» и вправду стоял долго, укутанный в тряпку, готовый к открытию, только, как потом выяснилось, Путин и Назарбаев в начале апреля открыли там памятник Абаю Кунанбаеву.
       В театре весело. Там все время что-то происходит. А сейчас вместе с «Другой сценой» «Современник» превратился в большую такую фабрику: ходишь-ходишь по коридорам, пока найдешь, куда тебе прийти надо. Как будто твой дом стал больше, потому что в семье прибавилось детей, и пришлось дом достраивать.
       За дни, что был в Москве, посмотрел в «Современнике» два спектакля. На премьерном спектакле «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина плакал как дурак. Да не я один. Весь зал. Столько дней уже дома, в Екатеринбурге, а все время вспоминаю этот спектакль. Сто лет в театре меня не посещало «сильное душевное волнение» и желание разрыдаться, потому что вдруг понимаешь, что можно спокойно смотреть на сцену, не опуская глаз, не стыдясь за неправильно прожитую, непонятно чему отданную жизнь — отданную какому-то монстру под названием «театр». На «Пяти вечерах» сидел, смеялся и плакал, и думал, думал: «Нет, врете, он есть, есть театр! Его мало на свете, но этот мир — другой, прекрасный, не бутафорский, не фальшивый, а живой, настоящий — прекрасный мир под названием «театр» существует!».
       Этот спектакль, такой «ситцевый», такой простой, он не из «люрекса», он без плазменных телевизоров на сцене, без «наворотов» в декорации, тут все внимание — на лица и глаза актеров, и это самое замечательное. Потому что никакая декорация, никакой хайтек, дорогие товарищи и друзья, не заменят на сцене взволнованного чужой судьбой актера.
       В спектакле этом звездный дуэт — Лена Яковлева и Сергей Гармаш. Сергей вырос как артист и становится все лучше и лучше — мне так было приятно сказать это ему, когда мы сидели в буфете и пили кофе. Приятно, потому что можно говорить в глаза, не врать, а искренне радоваться, что живет на свете такой талантливый человек. Мне так радостно, что Лена и Сергей вот уже 16 лет играют в моей пьесе «Мурлин Мурло», поставленной Волчек, и это были едва ли не их первые работы в театре. А какая потрясающая в «Пяти вечерах» моя давняя подружка Лилька Азаркина, играющая одинокую, несчастную продавщицу! Лиля из Свердловска, училась у нас в институте. Как в лучших традициях «Современника»: в эпизоде — блистательная актриса, играющая судьбу человека, не монстра, и она не клоунессничает, не «страдает», а просто играет нестерпимо одинокого, несчастного человека. Однажды Волчек при мне говорила Гафту на репетициях: «Валя, судьба, понимаешь?! Судьба мне нужна, понимаешь?». В этом театре все понимают, что надо играть «про судьбу человека», и это такая редкость.
       А когда в финале спектакля Лена Яковлева говорит: «Только бы не было войны», то сначала эта фраза, растиражированная в каких-то частушках («С неба звездочка упала прямо милому в штаны, хоть бы все там оторвало, только б не было войны»), так вот, сначала я от этой наивной фразы хотел рассмеяться, но потом стало стыдно за себя, потому что вдруг осознаешь (будто ведро воды холодной на голову выливают), что фраза эта означает совсем другое, Господи! Ведь героиня Яковлевой говорит нам, сегодняшним, оттуда, из пятидесятых годов: «Мы живы, мы люди, мы будем жить, дядя Ваня, мы увидим небо в алмазах, надо жить, мы бессмертны, мы не умрем!», и еще черт знает сколько всего разного за этой фразой вдруг возникает, отчего тебя в зрительном зале душат слезы.
       Я сидел в зрительном зале рядом с Игорем Владимировичем Квашой, и мы, как два старых дурака, плакали, не стыдясь своих слез. Потому что эти слова Володина надо, наверное, сказать в 50-летний юбилей театра всему «Современнику»: это ведь только первые пятьдесят лет, дорогие мои, потом будет еще и еще, будем жить, потому что надо жить.
       Я люблю всех в этом театре. Я их бесконечно всех люблю. Я люблю «Современник».
       
       Николай КОЛЯДА, драматург,
       художественный руководитель «Коляда-Театра»,
       Екатеринбург
       
13.04.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 27
13 апреля 2006 г.

Цена закона
Байкал загрязняет нефть!

Поправка депутата Комаровой

Митинги.Ру
Рыночные отношения власти и торговок

Воронежская администрация оказалась в живом кольце

КПРФ тоже планирует бороться с нелегальной иммиграцией?

По центру Петербурга прошла массовая антифашистская демонстрация

Финансы
В некоторых регионах стоимость продовольственного набора перекрыла все статистические погрешности

Как правильно держать рубль

После выборов
В вятском городе мэра избрали с четырнадцатой попытки

Подробности
Трепашкин добился, чтобы к нему приехали правозащитники

Президент мог остаться без пилота

Отделение связи
Звонок в редакцию: беженцев из «Серебрянников» выселяет ОМОН

Общество
Священник Яков Кротов: Общество погрязло в пророках

Библиотека
Вышла книга, благословленная епископом, но недооцененная прокуратурой

Культурный слой
Захват культурных ценностей г. Москвы. Хроника боевых действий

Регионы
С самого начала 2006 года горят старые кварталы в центре Сочи. Навстречу Олимпиаде?

Страна уголков
Город на карте: Краснокаменск, в котором живут люди. Часть II

Тупики СНГ
События в Минске после выборов президента Белоруссии. Репортаж Александра Подрабинека

Инострания
Путешествие Андрея Липского по «дуге зла». Остановка 2-я: Латвия

Спорт
Конфликт между капитаном Аленичевым и тренером Старковым ничем хорошим для команды не закончится

За рулем
Сколько приносит гаишникам операция «Чистый автомобиль»?

У вас угоняли машину? Расскажите об этом нам

Медицина
Химиотерапия перестала быть шоковой

Интернет
И ты брутал?

Телеревизор
Михаид Козаков: Хорошее свойство телевизора — его можно выключить

«Лучшие» шутки телеканалов

Штрихкод
Кто эффективнее — Жерар Депардье или существо среднего пола родом из Украины?

Кинобудка
Ирина Рахманова в фильме «Питер FM» — уже не Виола Тараканова

Театральный бинокль
Памятник Волчек

Вольная тема
Александр Покровский. О тех, кто близко, или Чем лечится одиночество

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100