NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

В КОСМОСЕ ВСЁ ЗАПУЩЕНО
«Конец света» ожидается через каких-то 5 миллиардов лет. Ученые ищут возможность преодоления нашей галактики

(Фото — EPA)

Фотографии, полученные в марте этого года специалистами НАСА с помощью зонда «Кассини», позволяют утверждать: на спутнике Сатурна Энцеладе есть гейзеры, бьющие в открытый космос. Это очень похоже на столбы пара, которые поднимаются из геотермальных источников на Земле. «Судя по всему, Энцелад — еще одна планета-океан, покрытая ледяной коркой. Вода, наполняющая этот «космический аквариум», достаточно теплая», — сказал в интервью «Новой» доктор физико-математических наук, заместитель директора Института космических исследований РАН Олег КОРАБЛЕВ.

— В последнее время в космосе развернулась настоящая гонка. Аппараты Европейского космического агентства (ЕКА), НАСА, Японии, Китая друг за дружкой стартуют к планетам Солнечной системы в поисках признаков жизни в любых проявлениях. Какие планеты кажутся вам в этом смысле наиболее перспективными?
       — Мне кажется, найти жизнь наиболее реально на Марсе. Если бы существовал рейтинг планет Солнечной системы, пригодных для жизни человека, на первое место я бы поставил Марс. Вокруг него развернулась настоящая космическая гонка. Космический аппарат НАСА «Марсианский разведчик» в начале марта достиг орбиты Красной планеты. Мощный телескоп, установленный на аппарате, позволит картировать всю поверхность Марса с разрешением 30 см. Поскольку детали об этой аппаратуре не сообщаются, рискну предположить, что сфера ее эксплуатации распространяется не только на межпланетную космическую разведку.
       Очень интересно было бы исследовать Энцелад, но это дело более далекого будущего. Впрочем, помимо поиска жизни, есть другие причины исследовать Солнечную систему. Почему, например, Титан — спутник Сатурна был выбран целью экспедиции «Кассини-Гюйгенс»? Титан, несмотря на удаленность от Солнца, во многом схож с нашей планетой. И на Земле, и на Титане твердая поверхность, и основным атмосферным газом является азот. Но если на Земле все сущее держится на обороте воды, то на Титане роль такого соединения выполняет метан. По спутнику Сатурна текут метановые реки, выпадает метановый снег, замерзает метановый лед. Такой нефтегазовый рай. Казалось бы, поднеси спичку — и все взорвется, но этого не произойдет, потому что в атмосфере Титана отсутствует кислород.
       Зонд «Гюйгенс», запущенный в рамках межпланетной экспедиции НАСА и Европейского космического агентства (ЕКА), успешно сел на Титан, специальная аппаратура передала на Землю снимки, что позволило нашему поколению землян впервые в истории увидеть поверхность планеты, которая очень напоминает поверхность Земли.
       Интерес ученых к планетам Солнечной системы неслучаен. Даже на родной Земле многие явления объяснены лишь на уровне гипотез. Мы толком не знаем, что находится внутри (геологи научились определять возраст минералов, обошли и перекопали всю планету, но это лишь поверхностный слой). Мы только предполагаем, что было на нашей планете в эпоху, когда жизнь существовала исключительно в форме микробов и вирусов. Поэтому, изучая планеты Солнечной системы, близкие по строению к Земле, мы моделируем развитие собственного «шарика».
       — Академик РАН Георгий Голицын предупредил землян о конце света: по расчетам астрофизиков, через 5 миллиардов лет Солнце станет красным гигантом и поглотит Землю, Венеру, Марс, Сатурн и другие планеты Солнечной системы. Может быть, пока у человечества есть время, стоит поискать другую галактику?
       — Человечество не может прыгнуть через голову, и пока ученые делают то, что возможно. На пути человечества к другим галактикам стоят технологические барьеры. Главная проблема — отсутствие двигателя нового поколения. Пока что мы эксплуатируем модель Сергея Королева 60-х годов прошлого века. Для научного прорыва в другую галактику нужна принципиально новая концепция. Уже используются двигатели на электрореактивной тяге. С таким двигателем полпути космический корабль будет ускоряться, полпути тормозиться. В будущем, возможно, будут и фотонные ракеты. Они позволят преодолеть границы собственной галактики.
       — Вы как астрофизик подтверждаете возможный конец света через 5 миллиардов лет?
       — Звезды в космосе живут своей жизнью, проходя различные этапы развития. Упрощая — каждому возрасту соответствует определенная температура звезды, а значит, ее наблюдаемый цвет. Если расположить звезды в зависимости от цвета и светимости, получится не просто несвязанное облако, а гладкая кривая с отдельными островками. Эта диаграмма позволяет прогнозировать жизнь Солнца. Вначале звезды белые, на пике карьеры желтые (как наше Солнце), потом красные гиганты, в самом конце, возможно, черные дыры. Действительно, температура Солнца будет постепенно уменьшаться, а его размер увеличиваться.
       Когда Солнце станет красным гигантом, планеты земной группы попадут в его зону. Но этот процесс будет долгим, на век человечества хватит.
       — Российские специалисты космической отрасли планируют полеты вокруг Луны, к Марсу. Какое участие в этих проектах примут ученые Института космических исследований РАН? Расскажите о ваших планах.
       — Уровень риска, который существовал при первой посадке человека на Луну, сегодня недопустим. Тогда, в условиях гонки вооружений и холодной войны, делались сверхчеловеческие усилия с обеих сторон. Сегодня ученые поняли, что посадка космического аппарата на Луну была первым шагом человечества по освоению Вселенной. Луна — тактическая, но не стратегическая цель землян.
       Есть такой документ, имеющий силу закона, — ФКП, Федеральная космическая программа. Специалисты нашего института участвуют в осуществлении межпланетной миссии «Фобос-Грунт», старт которой запланирован на 2009 год. Мы очень надеемся, что НПО имени Лавочкина, которое изготавливает разгонный блок для ракеты «Союз», преодолеет трудности и сделает успешный современный космический аппарат для межпланетной миссии.
       Миссия НАСА-ЕКА к Сатурну стоила несколько миллиардов долларов и готовилась более десяти лет. Миссии ЕКА к Марсу и Венере были дешевле: около 300 миллионов долларов каждая. Стоимость российских межпланетных экспедиций будет в пределах 100 миллионов долларов.
       — Специалисты ЕКА для своих миссий используют российский разгонный блок, ставят на свои аппараты наши приборы, короче говоря, активно работают в условиях международной кооперации. Почему бы российским ученым за неимением надежного российского аппарата не воспользоваться европейским?
       — Такое сотрудничество идет. У нас был досадный провал в 1996 году, когда межпланетная миссия «Марс» потерпела фиаско из-за проблем с запуском. Тогда многие российские приборы удалось отправлять к Красной планете в рамках европейских и американских миссий. Сейчас мы участвуем в трех проектах НАСА и в трех европейских проектах — к Марсу, Венере, Меркурию и Луне. Но такое сотрудничество требует не только больших затрат, но и большой политической воли.

Беседовала Ирина ТИМОФЕЕВА

06.04.2006

Обсудить на форуме

Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 25
6 апреля 2006 г.

Обстоятельства
Хозяин — баррель

На что не жалко

Больных просили потерпеть

Наградной отдел
Родина выдвинула Путина в почетные граждане

Отдельный разговор
Лидеров стран «Большой восьмерки» планировали допрашивать блатные

Открытое письмо участника проекта «Великолепная восьмерка» президенту Путину

Администрация президента — друг детей

Армия
Мама сама снимала экспертизу на видео…

В Ижевске забирают в армию прямо с митинга против призыва

Митинги.Ру
В Самаре опять бастуют жители общежитий

Плата за жульё
За наши и ваши поправки. Часть III

Власть
Тверская Дума заседает в СИЗО

Суд да дело
Бывший офицер ФСБ Трепашкин объявил сухую голодовку

Выигрывает тот, кто успел «зарядить» судью раньше

Пичугину выносят обвинение по телевизору

Регионы
Полковник строил дачу… Будет жить за казенный счет

Новости компаний
«Сибнефть» без боя не отдадут

Мелкие операторы сотовой связи по 10 месяцев ждут элементарных решений

Финансы
Сбербанк — почти в каждой квартире, купленной через ипотеку

Экономика
Экономикам России и США нанесен серьезный уран

Точка зрения
Кому служат православные политтехнологи?

Краiна Мрiй
Наш корреспондент — в тюрьме ЦРУ

Специальный репортаж
Китайцы все очень разные и… похожи на нас

Исторический факт
125 лет назад произошел первые теракт против главы российского государства

Московский наблюдатель
Угрожают ли концерты собору Василия Блаженного?

Наука
В космосе всё запущено

Медицина
Теперь и российские врачи знают, как лечить остеопороз

Спорт
В горно-лыжном кубке победили офисные работники

Над Магниткой кружат ястребы

Барсы на рельсах

Четвертая власть
Завершился пятый Всероссийский конкурс школьных изданий

Телеревизор
Мы все под мушкой

«Лучшие» шутки телеканалов

Кинобудка
«Союзмультфильму» — 70 лет. Последние 16 лет его существования сопровождались скандалами…

Иван Дыховичный сделал «Вдох – выдох»

Театральный бинокль
Домового ли хоронят?

15 апреля — пятидесятилетие «Современника»

Музыкальная жизнь

ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100