NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

НАЗАРБАЕВ НЕ БЕРЕТ ИСЛАМИСТОВ НА ВЕРУ
Хотя они и рассматривают президента Казахстана в качестве «неверного»
       
(Фото — EPA)
   
       
Разговоры о «цветных революциях» в СНГ утратили всякую актуальность. Никто не сумел поколебать стабильность власти президента Белоруссии Александра Лукашенко. Не прошли «оранжевые» ни в Азербайджане, ни в Молдавии, ни в Узбекистане. Но, пожалуй, самую внушительную победу одержал 4 декабря 2005 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: его поддержал 91 процент избирателей, выдав главе государства мандат на третий, семилетний, срок.
       Однако вопрос возможной смены режима в Казахстане все равно не уходит с повестки. В конце концов, и президент соседней Киргизии Аскар Акаев не сумел остаться у власти весь срок, на который был избран. Но угроза власти Назарбаева исходит сейчас не столько от прозападной оппозиции, относительно слабой, невзирая на финансовую поддержку из-за рубежа, сколько со стороны казахских националистов, за спиной которых стоят исламисты.
       
       
В 1989 году казахи составляли только 39 процентов населения Казахстана, в 1999 году их численность достигла уже 54 процентов. Если дело и дальше пойдет такими же темпами, то демографическая структура Казахстана приблизится к мононациональной. И это не такая уж далекая перспектива. Причины здесь две: эмиграция русскоязычного населения и более высокий уровень рождаемости в казахских семьях. Особенно наглядна картина в крупных городах, таких, как Алма-Ата. В советское время у города было славянское лицо, теперь там повсюду встречаешь «аульных казахов», не владеющих или плохо владеющих русским языком. По оценкам независимых экспертов, во многих отраслях управления среди государственных служащих казахи составляют уже девять десятых.
       Все это дает основание националистам исподволь начать пересмотр курса президента страны Нурсултана Назарбаева на прочный гражданский мир и гармонию в межнациональных отношениях. Особую остроту конфликту придает социальный аспект. Самими казахами русский нередко воспринимается как язык богатых — язык бывшей партийно-хозяйственной номенклатуры, а ныне политической и деловой элиты, выросшей в крупных городах, учившейся в том числе и в российских вузах. А казахский — язык сельской бедноты. Здесь к национальным чувствам примешивается социальная ненависть, в том числе к семье Назарбаева, к его преуспевающим зятьям, которые не в совершенстве владеют родным казахским языком. Со стороны уже кажется — они лучше говорят по-английски. Это похоже на ненависть русских крепостных крестьян XIX века к русским дворянам. Те, с их французским, напоминали простонародью захватчиков-иноземцев. Такие чувства бывают сильнее обиды на ограничение экономических или политических свобод.
       У недовольных есть влиятельные союзники в среде правящей казахской верхушки. Они представляют себя самыми лояльными сподвижниками президента, но активно пытаются использовать националистические настроения. Например, аким (мэр) Алма-Аты Имангали Тасмагамбетов издал 6 апреля 2005 года постановление № 2/189 «О переводе делопроизводства на государственный язык местных исполнительных органов города Алма-Аты», согласно которому все делопроизводство всех служб и департаментов города с 1 января и до конца 2006 года должно быть переведено на казахский язык.
       Язык межнационального общения — русский, на котором говорят казахстанцы: уйгуры, украинцы, армяне, русские, немцы, татары, корейцы, — в этом постановлении даже не упоминается. Между тем, согласно статье 7 Конституции Казахстана, русский язык должен повсюду использоваться наравне с казахским. Согласно постановлению Конституционного совета Казахстана это конституционное положение следует толковать буквально и соответственно применять.
       Осуществлять контроль за исполнением постановления было поручено заместителю акима города Алма-Аты Галыму Бокашу. Фактически Бокаш получил право проведения кадровых чисток. Он должен был определять состав комиссии по проверке знания государственного языка и критерии, предъ-являемые к уровню владения казахским аттестуемыми чиновниками. Три ошибки в диктанте — и все: к работе в акимате города Алма-Аты негоден!
       
       
В конце февраля этого года Тасмагамбетову пришлось «согласиться с желанием» своего заместителя покинуть государственный пост и уехать за рубеж на учебу. Деятельность Бокаша к этому времени уже начала дискредитировать самого патрона. До получения высокой должности в акимате он заработал репутацию не просто националиста, а еще и исламиста на посту вице-президента государственной телерадиокомпании «Казахстан-1». Востоковед по образованию, Бокаш проходил стажировку в Пешаварском университете в Пакистане, где и познакомился с местным духовным авторитетом Исматуллой Магзумом, став его восторженным поклонником.
       По приглашению Бокаша и Тасмагамбетова Исматулла приехал в 1997 году в Казахстан и стал лидером суфийской общины, или ордена. Суфизм — мистическое течение в исламе. Мюриды (послушники), в основном молодежь, на сорок дней изолируют себя от общества и проходят курс мистического очищения под руководством старцев-наставников — пиров. Кроме того, мюридам предписано абсолютное послушание святым наставникам и аскетизм. Непокорных, бывает, связывают и избивают, дабы изгнать из них беса. Зикр (экстатические пляски и непрестанно повторяемые заклинания) является основным инструментом этого мистического очищения.
       Главой такого суфийского ордена и был Исматулла. Он оказывает на своих адептов такое воздействие, что они считают его святым и целуют ему руку при встрече. Бокаш и Тасмагамбетов ходатайствовали о предоставлении этому пакистанскому миссионеру казахстанского гражданства. Миссия Исматуллы в Казахстане бесславно закончилась в 1999 году, когда милиция по заявлению матери одного из мюридов обнаружила сына в Карасуйском медресе в окрестностях Алма-Аты. Операция по вызволению юноши привела к столкновению верующих с милицией. В результате Исматулле пришлось покинуть Казахстан.
       После этого Бокаш выступил в казахоязычных СМИ с серией статей о том, что, дескать, «мы не сумели оценить святого человека». А деятельность самого суфийского ордена отнюдь не прекратилась. С 2002 года он функционирует под вывеской общественного объединения «Вера. Знание. Жизнь». Суфийские клубы действуют во многих вузах страны, а телекомпания «Казахстан-1» ведет передачи, которые впору спутать с религиозной пропагандой.
       
       
Теперь Бокаш уже не работает в акимате Алма-Аты. Но там осталось немало его протеже, приверженцев суфизма. Да и сам Тасмагамбетов не скрывает, что он «не атеист». Для него заигрывание с националистическими чувствами казахов, все еще воспринимающих себя как народ, подавленный русскими колонизаторами, и с исламом — способ вербовать себе новых сторонников. Какому политику не нужны сторонники? Вопрос в цене, которой они приобретаются. Имангали Тасмагамбетов успел побывать в роли второго человека в стране — председателя правительства. И ни один политик не откажется от стремления стать первым.
       Исторически суфизм связан с радикально-консервативным направлением ислама. В XIX веке на Кавказе мюриды составляли основу военно-религиозного движения имама Шамиля. В 20-е годы прошлого века великий Кемаль Ататюрк, направив Турцию по пути интенсивного светского развития, запретил суфийские ордена.
       Сейчас некоторые казахстанские последователи суфизма считают Исматуллу пророком Махди (или Мадии), предвестником конца света, а себя — его воинами, чья миссия — джихад против неверных. В Казахстане в качестве неверных рассматриваются, конечно, не только русские, но и русскоязычные казахи, в том числе президент и его семья.
       Суфизм, конечно, не тождествен ваххабизму. Скорее эти течения конкурируют за сердца радикально настроенных мусульман. Сегодняшний Казахстан — это светское государство, но у суфизма здесь имеются реальные перспективы. Иными словами, в Казахстане может возникнуть новый очаг заразы, угрожающей соседям в Центральной Азии, в России и по всему миру.
       
       Дмитрий БОЖКО, г. Алма-Ата
       
27.03.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 22
27 марта 2006 г.

Санкт-Петербург
Фонтанка нефти и Мойка денег. Петербург превращают в бюджетный офшор

Финансы
Почему у премьера не получается отправить в отставку инфляцию

Первые лица
Рогозин поддается утилизации

Политические игры
Партия власти берет детей через школьный дымоход

Станционный смотритель
Новая постановка политического театра: Три сестры и батька

Рублевка. Улица синих фонарей

Волобойские вести

Тупики СНГ
Режим Лукашенко уже трухнул

Назарбаев не берет исламистов на веру

Мир и мы
Жак Ширак — об историческом значении российско-украинского газового спора

Армия
Цена спасения детей от армии увеличится многократно

Элитная дивизия: дети чиновников, отлученные от службы в армии

Очередной саратовский призывник оказался в госпитале

Точка зрения
Андрей Рябов: Иванову всё по свисту

Громкая победа над страшным врагом: женщину ударили по голове

Подробности
Здоровью Ларисы Малюковой больше ничего не угрожает

Обстоятельства
У олигархов в России два пути: орден или ордер

Отдельный разговор
Ирина Ясина: Подаем в Басманный суд. А вдруг?

Можно ли арестовывать цивилизацию?

Новости компаний
«ЮКОС» выходит на американский рынок. Правосудия

Депутаты запросили посадку главы авиакомпании «КрасЭйр»

Шпионский сериал от продюсеров «дела «Мегафона»

Расследования
Наши спецслужбы — на территории бывшего Союза

Правоохранительные органы успешно имитируют борьбу с наркомафией

Кавказский узел
Криминальные будни Дагестана

Суд да дело
Прокуроры снова идут по следам военных преступлений

Приватизация коммуны

Митинги.Ру
Подмосковье: сельские жители не хотят быть горожанами

Омск: пригород хочет быть городом

Омичей не хотели пускать на Горбатый мост

Цена закона
Почему из центра Москвы исчезла антиигорная агитация

Депутаты Госдумы одобрили концепцию закона об игорном бизнесе

За рулем
Автомобилисты добились освобождения Щербинского. Но это — только начало пути

Олег Щербинский: Я не сомневался в справедливом исходе дела

Четвертая власть
В Туле закрывают независимую телекомпанию «Плюс 12»

Медицина
Пенсионеры дышат на терапевта

Регионы
Курица — враг человека

Вольная тема
По всей России — птичий хрип

Штрихкод
Вы всё ещё кипятитесь?

О детях — серьезно
Малыш и Карлсоны. Сказка для тех, кто не умеет читать

Интернет
Французский парламент предложил метод борьбы с контрафактом

Наши даты
Александр Яншин. Он вернул нам Вернадского

Личное дело
Александр Гаррос. Мейлы рижскому другу

Спорт
Ледовое побоище и плей-офф Стеблина

Наши на чемпионате мира по фигурному катанию

Кинобудка
Фильмы, пораженные в правах: энциклопедия русской жизни последнего десятилетия XX века

Театральный бинокль
В Москве закрывается популярный мюзикл

Открывается XII театральный фестиваль «Золотая маска»

Свидание
Сергей Фролов — человек-playstation

Марина Неелова. Ветер в «Вишневом саду»

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100