NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

Марина НЕЕЛОВА
КАК Я ВОШЛА В «ШИНЕЛЬ» ГОГОЛЯ
       
       15 апреля театру «Современник», основанному Олегом Ефремовым, исполняется 50 лет.
       Театроведы, критики и другие образованные люди ближе к дате напишут об истории, тенденциях и достижениях этого замечательного театра, возглавляемого Галиной Волчек.
       А пока мы по-соседски (Неелова живет в нашем переулке) попросили Марину Мстиславовну дать нам ее сочинения о спектаклях, в которых она играла.
       То, что Неелова — выдающаяся актриса современности, знают многие, то что она замечательно думает и пишет, наши читатели узнают из этой и других публикаций «Новой газеты».
       
(Фото Юрия Роста)       
В «Шинель» я вошла почти случайно, и началось это с шутки: сидя в «конюшне» у Юрия Роста, я, как всегда, ныла и плакалась ему в жилетку с вечным вопросом: «Что играть?!». Он, как всегда, почти меня не слушая, но слыша, сказал: «А что бы тебе не сыграть «Шинель» — Акакия Акакиевича?». Я чуть не упала, задохнувшись от дерзости, восторга, потрясения, но не сомневаясь ни минуты. С того момента я стала мечтать. Мечтала я довольно долго, до тех пор пока однажды, счастливо для меня, не встретились случайно (а бывают ли случайности?!) Ю. Рост и Валерий Фокин и также неслучайно зашел у них разговор о Гоголе:
       — А что ты не поставишь «Шинель»?
       — Мечтал, мечтаю, а кто Башмачкин?
       — Неелова.
       Не знаю, что в этот момент подумал или почувствовал Фокин, но ему понадобилась только минута, чтобы сказать «да».
       Я продолжала мечтать и ничего не знала об этой их встрече. И также неслучайно, по прошествии не знаю какого времени, на премьере Фокина «Ревизор» я подошла к нему с поздравлениями и услышала: «У меня к тебе предложение, которое тебя, может быть, удивит: давай сделаем «Шинель». Я чуть не упала во второй раз. Ведь я помню, как я завидовала Гарику Леонтьеву в фокинском спектакле «Нумер в гостинице города N». Я и не скрывала этой зависти, сразу признавшись им обоим в этом после спектакля. Я мечтала сыграть Гоголя у Фокина.
(Фото Юрия Роста)       В это время театр «Современник» достраивал свою Другую сцену, которую решено было открыть премьерой «Шинели». Фокин раздвинул свой напряженный график, и мы стали думать об этом, уже конкретно говорить, он сочинял, я фантазировала на тему.
       Начались репетиции. Их было много. Какое-то время они шли с перерывами, потом без перерывов каждый день. Ни о чем другом я уже думать не могла. Обсуждая все в мельчайших подробностях, естественно, коснулись и внешнего облика Акакия Акакиевича, и Фокин почти впроброс сказал, что Башмачкин должен быть лысым, я с радостью согласилась. Через какое-то время он снова это повторил и, не столкнувшись с моим возражением, сказал: «Ты, видимо, не поняла, что я имею в виду: ты должна обриться наголо». Ей-богу, меня в этот момент смутило только то, что у меня есть еще разные спектакли, в которых я все-таки играю женщин, и там мне волосы бы пригодились, тем более что они имеют обыкновение отрастать, и не могу же я бриться всю оставшуюся жизнь каждые три дня!
       Его это совершенно не заинтересовало и не убедило. Значит, мне нужно было найти какой-то компромисс, какой-то театральный ход, так как обычный лысый парик в этот спектакль действительно не годился. Думала я с утра до ночи, и вдруг однажды в каком-то полусне пришла мне в голову спасительная идея. Чулок! Телесного цвета с надрезами и торчащими оттуда кое-где волосками. Полночи ушло на изготовление этой «головы».
       Самое трудное было впереди — предстояло убедить Фокина, который «видел» меня лысой. «Это ведь пока только для репетиций, свои волосы мешают и мне, и тебе… а?». Каждый вечер дома я совершенствовала его. Наконец позвонила гримеру — Татьяне Шмыковой — за советом и помощью. Она, как творческий человек, сразу включилась в работу и сделала ее изумительно (подтверждение чему — ее премия «Чайка» за грим в этом спектакле).
(Фото Юрия Роста)       Теперь нужно было подумать о руках: они не могут быть моими. Из такого же чулка мой необыкновенный костюмер Ольга Маркина сотворила чудо, достойное восхищения. Может быть, это все и не главное, а сопутствующее, но «когда б вы знали, из какого сора…». Будучи женщиной, сложно сыграть Акакия Акакиевича со своими волосами, пластикой, руками, глазами… Кто он и какой, этот знакомый нам всем почти с детства и такой разный у всех Башмачкин?
       Мне часто чудятся таинственные (случайные ли?) пересечения с моими персонажами; думаю, что это вполне естественно и объяснимо: ведь даже если их нет, актер создает их сам.
       О чем только не говорили мы с Фокиным на репетициях, придумывая или создавая своего Башмачкина — кто бы слышал! — о моей собаке Дэнди, о наших детских ощущениях, о старости, смерти и рождении, но про это не рассказывают: репетиции — это интимно…
       Приносят костюм Акакия Акакиевича: мешковатый сюртук, мужские ботинки — это новый шаг к нему, приближение. Не знаю, повинуясь чему, сразу надеваю правый ботинок на левую ногу, левый — на правую. Это никому не видно, кроме меня, но почему-то (мне это важно?) это так надо. Шаг, шаг, походка… Подходим к концу его жизни, и, укладываясь в уже «умершую» его старую шинель, которая стала его последним домом, вдруг после слов «виноват, винова-а-а-ат» кричу петушиным криком и слышу Фокина: «Во-о-от это уже похоже на Гоголя!». Откуда он взялся, этот петушиный крик?
       Прошло немного времени, читаю Набокова о Гоголе и натыкаюсь: «В детстве иногда по ночам Гоголь вдруг кричал петухом и любил надевать правый ботинок на левую ногу и наоборот…». Пересечения, пересечения, пересечения… Дух Акакия Акакиевича витал у Калинкина моста в Петербурге, а я, родившись в этом городе, где «жило» так много его персонажей, жила именно там: у Калинкина моста…
(Фото Юрия Роста)       Начало спектакля: сижу в шинели, на маленькой лесенке, зажатая (зажатый?) со всех сторон, не смея пошевелиться (зрители входят в зал, а я почти среди них), но главное для меня сейчас не они: проверить в который раз на месте ли перо, лист, на котором буду писать, кружка с водой, свеча, его-моя жизнь в этом пространстве. Идет снег, он медленно падает на этом экране-стене; вздохи петербургского ветра, его порывы, скрипы, звуки, а я — Башмачкин в доме-шинели — жду, когда рассядутся по своим местам шумные зрители, я — он — сонный выйду из шинели, и луч солнца-софита попадет на кончик моего носа, я медленно-медленно, еще досыпая, выползу из этого привычного тепла, по каждодневному кругу все быстрее и быстрее побегу на службу, поднимусь по ступенькам, достану перо, проснусь окончательно и наконец скажу: «МИЛО-СТИ-ВЫ-Й ГО-СУ-ДАРЬ…». И кокетливая буква «о», и забавная «у», и совсем нелюбимая «с».
       Я всегда испытывала невероятное сострадание к нему: к Акакию Акакиевичу — маленькому и несчастному, но вдруг мне стало казаться, что для его счастья нужно так немного: любимые буквы — счастье, пробуждение — счастье, тепло и луч солнца и когда никто не мешает — тоже счастье, а написание фразы — как подарок и рождение музыки. А новая шинель — как влюбленность и любовь. Она, эта любовь, — открытие незнакомой жизни, запах новой ткани, блеск нового воротника, ее тепло и ее — это никогда еще не испытанное — объятие, и «как будто я и не один, как будто какой человек… подруга жизни…».
       Поддавшись искушению любви, соблазну, нарушив свой привычный ритм жизни, в какой-то степени изменив себе, он уже не сможет пережить потери. В каждом из нас в том или ином виде живет Акакий Акакиевич, если есть в нас душа — душа ли ребенка, старца, мужчины, женщины; каждый из нас хоть на минуту или секунду был им, каждого из нас хоть раз в жизни обокрали — душевно ли, духовно, физически, каждый когда-то был нелюбим, одинок… Эти странные, а впрочем, вполне естественные наши пересечения, сближения, сопереживания… чувства… Он ведь брат наш…
       
       Фото Юрия РОСТА
       
20.03.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 20
20 марта 2006 г.

Власть и деньги
Участки на Рублевке. Бесплатно

У медведя лапа широкая. Брал именем партии

Расследования
Как правильно набрать телефонов

Матери похищенного журналиста подсунули баранью кость

Кавказский узел
В Чечне видео премьера

Армия
Акция «Личный номер»

Травля солдата Сычева идет прямо в реанимации госпиталя

Аналогии между организацией власти у высших животных и у военнослужащих

Дедовские методы. В российской истории был успешный опыт борьбы с дедовщиной

Солдатские матери требуют вернуть домой 300 человек

Общество
«Вчера» наступит «завтра»? Почему коричневые поднимаются с колен

Справочник по фашистам

Первые лица
Заговор против шаманов раскрыт?

Суд да дело
Конституционный суд против переезда в Санкт-Петербург

Подробности
Ходорковского посадили в изолятор

Плата за жульё
Жилищный кодекс: больной пошел на поправки

Митинги.Ру
Работники Воронежского экскаваторного завода опять объявили голодовку

Власть и люди
Как обратиться к президенту?

Цена закона
Новый закон «О рекламе» уже сейчас можно признать недолговечным

Финансы
Кирдык офшорам. Куда податься шальным деньгам?

Новости компаний
«Роснефть» по уши в долгах чужой компании

Наука
РАО «ЕЭС» и РАН стали стратегическими партнерами

Тупики СНГ
Напряжение в Приднестровье выгодно прежде всего руководству Приднестровья

К воскресенью в Беларуси все было готово к очередному захвату власти

Вольная тема
Александр Рукашенко — наш президент

Краiна Мрiй
Российское телевидение по традиции смешит украинских избирателей

После выборов
Милиция заступила на участки

Зверское похищение 26 тысяч бюллетеней

Регионы
В Воронеже народ берется за автоматы

Страна уголков
Товарищество мошенников на паях. В России более 30 миллионов «неоформленных» участков земли

За рулем
Пора понять: предельную скорость на дорогах определяют автомобилисты, а не сотрудники ГИБДД

Водитель стал инвалидом после встречи с ГИБДД

Задержаны бандиты, нападавшие на владельцев дорогих иномарок

Сюжеты
Чудо на колесах. О настоящих русских машинах

Медицина
Победа над раком. Как наши чиновники рассмешили весь мир

Точка зрения
Юлия Латынина: В России кардинально поменялась структура новостей

Четвертая власть
России нужен медийный НЭП

Кинобудка
Тень Грозного. Фильм о городе, которого нет и никогда уже не будет

Наградной отдел
Церемония вручения «Ники». Что вы не увидите в эфире

Телеревизор
Лишние билетики — на пятой кнопке

Театральный бинокль
В Турине вручили премию «Европа — театру»

Свидание
Элина Быстрицкая: Сколько осталось, чтобы все успеть?

Марина Неелова. Как я вошла в «Шинель Гоголя»

Исторический факт
Командир подлодки «К-19»: Третья мировая могла начаться 04.07.1961

Специальный репортаж
Полтора золотистых миллиарда. Репортаж из автобуса «Нанкин–Шанхай»

Спорт
Иван Ухов — гений чистой высоты

Интернет
Для победы над спамом потребуются чудовищные капиталовложения

Реакция
Ртуть в шоколаде

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100