NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

Элина БЫСТРИЦКАЯ:
СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ, ЧТОБЫ ВСЕ УСПЕТЬ?
       
(Фото — ИТАР-ТАСС)       
В Малом театре давали «На всякого мудреца довольно простоты» Островского. Быстрицкая играла Турусину. По притихшим коридорам закулисья торопились актеры. Я ждала Элину Авраамовну, cлушая глухие голоса, доносившиеся со сцены.
       В голове — канва биографии собеседницы. Война. Работа санитаркой на фронте, куда она сбежала совсем девочкой. Взятый штурмом театральный институт в Киеве: Элина Быстрицкая поступила вопреки родителям и всем обстоятельствам. Возможность уехать в Москву в Театр Моссовета — и неожиданный отказ. Причиной послужили доносы коллег на актрису.
       Вместо столичной сцены — Вильнюсский русский драматический театр. Первый лучик славы: роль врача в «Неоконченной повести» Эрмлера. Знаменитая поездка русских актеров в Париж в 1955-м. Несколькими годами позже — «Тихий Дон» Герасимова. Быстрицкая борется за роль Аксиньи, в числе проигравших остается Нонна Мордюкова.
       Затем почти полувековая работа в Малом театре, о котором Быстрицкая всегда мечтала…
       Жизнь женщины, как будто вобравшей в себя весь двадцатый век...
       В гримерной Элина Авраамовна говорит с легкой иронией: «Когда я иду на сцену, я думаю, что мне сейчас делать; когда выхожу со сцены — пожалуй, думаю о том же: что мне сейчас делать».
       «На сцене совершенно иное пространство, — продолжает она уже серьезно, — мне все легко. Никогда ничего не болит, ничто не отягощает. Я из течения своих лет исключаю то время, что проживаю на сцене. Это сохранение мое. Во время работы все как будто цветное, а ведь жизнь-то обычно черно-белая. В ней происходит все то, что к нам приходит, нам дается. А в искусстве — то, что мы хотим, что сами создаем».
       
       — Как менялось ваше понимание актерского искусства?
       — С опытом у актера появляется больше ассоциативных связей. Благодаря им наполняется время проживания на сцене. Авторы раскрывают характеры героев в их поступках. Но мотивировки — наши, со временем они становятся богаче, глубже.
       — Если бы вам пришлось начинать сейчас — было бы легче или труднее?
       — Понятия не имею. Я и сейчас совсем не легко работаю. Но чего я хотела в жизни — добивалась. Хотя было трудно. Хотела стать актрисой — стала. Мечтала о Малом театре — я в него попала.
       Когда стала актрисой, захотела быть хорошей актрисой — и, мне кажется, стала. Мне достаточно.
       Война разделила жизнь актрисы на до и после, уничтожила ее детство. Но в то же время позволила очень многое и очень рано понять. «Во время войны, — вспоминает Быстрицкая, — я чувствовала, что все равно кто-то нас всех ведет. Почему одни погибают, другие остаются? Я ни разу не пряталась, я ложилась на землю, когда обстреливали или бомбили. Рядом люди погибали — почему они? Сегодня я думаю, что есть высший разум, каждый его называет, как хочет. Без него было бы слишком одиноко…».
       — Где вы берете силы?
       — В жизненных принципах, которые стараюсь не нарушать. Это то, что дано родителями, воспитанием, передано генетически. В конечном счете это касается вопросов нравственности. Думаю, каждый отвечает на них сам, потому что общественные представления о нравственности сейчас очень искажены.
       Я — Овен, он должен всего добиваться. Вот когда я училась, мечтала играть Аксинью из «Тихого Дона». Мой педагог возражал, что мне впору романтические героини Шиллера. А у меня осталась заноза. И я доказала себе и ему, что я могу.
       Элина Авраамовна вспоминает, как помогло ей в съемках «Тихого Дона» ее случайное знакомство с казаками во время войны. Тогда актриса поняла отличие казачек от крестьянок: «Это были вольнолюбивые люди. Почти все грамотные, очень религиозные, умеющие работать и ценящие это умение в себе. Когда начались съемки, режиссер Герасимов сразу же пригласил самодеятельный казачий хор, с которым мы, актеры, проводили почти все время. Это было для нас как уроки».
       — Как вы воспринимаете современную российскую культуру?
       — Я вижу многие изменения, и не в лучшую сторону. Например, раньше было немыслимо услышать со сцены грубую брань. Сейчас многие называют ее свободой творчества, но, по-моему, это всего лишь недостаток общей культуры.
       Общество как потребитель стало меньше нуждаться в театре. Ведь раньше театр, как и любое другое искусство, был проповедником определенной идеологии. От этой идеологии мы сегодня отказались — и выбросили вместе с водой ребенка. Потому что идеология все равно существует. Она может не формулироваться, как в наши дни, но она все равно есть. Ведь каждый, кто создает продукцию в культуре, делает это с определенной позиции. А если есть позиция, значит, есть идеология.
       Элине Авраамовне, однако, совсем не свойственны жалобы на современность и привычка оглядываться в прошлое. «Древле все было лучше и дешевле», — иронически говорит Быстрицкая. При этом она занимает очень четкую позицию по отношению к тому, что творится кругом — во всех сферах общества: «Я не могу относиться равнодушно к тому, что происходит в стране. У меня есть свое мнение, но я его никому не навязываю. Во-первых, это бесполезно: никто не принимает чужое мнение. А во-вторых, потому что только поступками можно что-то изменить: разговорами ничего не добьешься. По любому поводу я могу отреагировать поступком».
       Трудно перечислить все общественные должности, которые Быстрицкая занимала и занимает: член Комиссии по культуре при президенте, учредительница Благотворительного фонда в поддержку искусства и науки, член президиума Академии российского искусства, академик Российской академии естественных наук, академии «Элита мира». Среди ее наград — орден Отечественной войны 2-й степени, «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, «Знак Почета» (дважды).
       Живет уединенно, с молодости дорожа «благословенным одиночеством».
       «В тусовках я не могу находиться, — признается Элина Авраамовна. — Я себя просто физически плохо чувствую. Мне нравится проводить время в каком-то познании. Даже когда я прилягу отдохнуть, я обязательно включу телевизор или радио и возьму какую-нибудь книжечку. Мне все время нужно что-то еще. Я не в состоянии, к примеру, болтать по телефону про пустяки. Вообще не могу болтать про ерунду — мне жалко времени».
       — Вы жесткий человек?
       — Наверно, да. Я не могу сделать то, за что мне потом будет стыдно, и за свои принципы я постою. Я с собой не спорю — и мне комфортно. Я стараюсь не надоедать никому, не вешаю своих проблем. Я сама зарабатываю себе на жизнь, и мои потребности соответствуют моим возможностям. А это что-то значит. Пойти на нечестный поступок, чтобы иметь больше, я не смогу.
       У меня нет тоски по чему-то ушедшему, чего я не смогла. Да, я что-то не сыграла, но зато сделала что-то иное. Вообще у меня всегда что-нибудь есть, и это что-нибудь обязательно интересное. Я интересно живу. А ко времени и возрасту отношусь философски. Конечно, надо думать о том, сколько осталось, — но для того, чтобы все успеть!
       
       Ксения ГОДУНОВА
       
20.03.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 20
20 марта 2006 г.

Власть и деньги
Участки на Рублевке. Бесплатно

У медведя лапа широкая. Брал именем партии

Расследования
Как правильно набрать телефонов

Матери похищенного журналиста подсунули баранью кость

Кавказский узел
В Чечне видео премьера

Армия
Акция «Личный номер»

Травля солдата Сычева идет прямо в реанимации госпиталя

Аналогии между организацией власти у высших животных и у военнослужащих

Дедовские методы. В российской истории был успешный опыт борьбы с дедовщиной

Солдатские матери требуют вернуть домой 300 человек

Общество
«Вчера» наступит «завтра»? Почему коричневые поднимаются с колен

Справочник по фашистам

Первые лица
Заговор против шаманов раскрыт?

Суд да дело
Конституционный суд против переезда в Санкт-Петербург

Подробности
Ходорковского посадили в изолятор

Плата за жульё
Жилищный кодекс: больной пошел на поправки

Митинги.Ру
Работники Воронежского экскаваторного завода опять объявили голодовку

Власть и люди
Как обратиться к президенту?

Цена закона
Новый закон «О рекламе» уже сейчас можно признать недолговечным

Финансы
Кирдык офшорам. Куда податься шальным деньгам?

Новости компаний
«Роснефть» по уши в долгах чужой компании

Наука
РАО «ЕЭС» и РАН стали стратегическими партнерами

Тупики СНГ
Напряжение в Приднестровье выгодно прежде всего руководству Приднестровья

К воскресенью в Беларуси все было готово к очередному захвату власти

Вольная тема
Александр Рукашенко — наш президент

Краiна Мрiй
Российское телевидение по традиции смешит украинских избирателей

После выборов
Милиция заступила на участки

Зверское похищение 26 тысяч бюллетеней

Регионы
В Воронеже народ берется за автоматы

Страна уголков
Товарищество мошенников на паях. В России более 30 миллионов «неоформленных» участков земли

За рулем
Пора понять: предельную скорость на дорогах определяют автомобилисты, а не сотрудники ГИБДД

Водитель стал инвалидом после встречи с ГИБДД

Задержаны бандиты, нападавшие на владельцев дорогих иномарок

Сюжеты
Чудо на колесах. О настоящих русских машинах

Медицина
Победа над раком. Как наши чиновники рассмешили весь мир

Точка зрения
Юлия Латынина: В России кардинально поменялась структура новостей

Четвертая власть
России нужен медийный НЭП

Кинобудка
Тень Грозного. Фильм о городе, которого нет и никогда уже не будет

Наградной отдел
Церемония вручения «Ники». Что вы не увидите в эфире

Телеревизор
Лишние билетики — на пятой кнопке

Театральный бинокль
В Турине вручили премию «Европа — театру»

Свидание
Элина Быстрицкая: Сколько осталось, чтобы все успеть?

Марина Неелова. Как я вошла в «Шинель Гоголя»

Исторический факт
Командир подлодки «К-19»: Третья мировая могла начаться 04.07.1961

Специальный репортаж
Полтора золотистых миллиарда. Репортаж из автобуса «Нанкин–Шанхай»

Спорт
Иван Ухов — гений чистой высоты

Интернет
Для победы над спамом потребуются чудовищные капиталовложения

Реакция
Ртуть в шоколаде

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100