NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПОЛИТИКА ВЫШЛА ИЗ-ЗА КУЛИС
В Турине вручили премию «Европа — театру»
       
Сцена из спектакля Оскараса Коршуноваса "Изображая жертву". (Фото — teatrostabiletorino.it)
    
       
Это была счастливая идея — сесть на хвост зимней Олимпиаде и разделить с ней остаток бюджета. В результате состоялись театральный Давос в Турине и вручение театрального «Оскара» — премии «Европа — театру» — через неделю после завершения Олимпиады, одновременно с Параолимпийскими играми.
       Турин наводнили театральная публика и инвалиды — аудитории почти равной степени сострадания. На русские делегации смотрели без удивления: компания Bosco с ее экспансией, кричащими бело-красными костюмами и седыми чебурашками ввела моду на русских. В Турине сегодня модно быть русским, будь ты хоть театральный критик.
       Россия, далекая от Давосов всех направлений, еще долго не сможет провести даже Параолимпийские игры — у нас нет условий для проведения соревнований спортсменов-инвалидов. Их, как и пожилых людей, нет в сознании общества.
       Зато на театральной европейской карте Россия представлена очень мощно — членами Союза театров Европы являются Лев Додин, Эймунтас Някрошюс, Анатолий Васильев, почетным членом — сценограф Давид Боровский...
       
       
«Европа — театру» — пилотный и до сих пор самый серьезный культурный проект объединенной Европы. Много лет «театральный Давос» собирался в городке Таормина на Сицилии — среди учредителей премии Европейский парламент и Совет Европы, Институт театров Средиземноморья, театральный институт ЮНЕСКО, Международная ассоциация театральных критиков. 60 тысяч евро положили главному лауреату-мэтру и 20 тысяч «малому» лауреату премии «Новая театральная реальность» — тому, кто сегодня создает завтрашний театральный язык.
       Сюжет нынешней премии любопытен тем, что несколько лет назад на объявлении лауреатами «Новой театральной реальности» французского хореографа Джозефа Наджа и литовского режиссера Оскараса Коршуноваса деньги в сицилийском бюджете кончились — и статус-кво с награждением было восстановлено только сейчас. Среди номинантов премии «Новая театральная реальность»-2006 были театр Фоменко, Кама Гинкас, Франк Касторф, Люк Персеваль, Биляна Срблянович, Роман Виктюк, Римас Туминас. А выиграли — Надж и Коршуновас, Франция и Литва.
       Литва в 2007 году входит в зону евро, Вильнюс в 2009 году объявлен культурной столицей Европы.
       
       Бунтующий нобелиат
Официальный визит гения в Турин: сэр Гарольд интер с супругой. (Фото — EPA)
   
   Родина «Фиата», вермутов, грибов-трюфелей, столица Пьемонта подарила театралам всего мира обыкновенное чудо — Нобелевский лауреат по литературе прошлого года сэр Гарольд Пинтер сам приехал получать награду «Европа — театру». Писавший свою нобелевскую речь в начале декабря в тяжелом состоянии и прямо из-за стола угодивший в реанимацию, давний борец с американским режимом, Пинтер и в этот раз не дал спуску американской внешней политике, проблеме Ирака и Тони Блэру. «Они разрушают нас! Европейцы должны всерьез объединяться для противостояния Америке и ее правилам. А податливость Тони Блэра просто постыдна!»
       На общем ланче, проходившем в бывшей огромной конюшне, сэр Гарольд не чинился, ел холодную перловку вместе со всеми (не сицилийский бюджет, чай). Официанты молча улыбались, Пинтер улыбался им в ответ: в юности его уволили из официантов за то, что не выдержал и вмешался в разговор сидящих за столом, назвав точную дату выхода романа Франца Кафки. Он понял: «с посетителями разговаривать нельзя», но с тех пор официант стал излюбленным персонажем его пьес — «Немой официант», «Празднование», и Пинтер улыбался.
       Француз Роже Планшон представил публике эскиз спектакля по шести коротким политическим пьесам Пинтера «Новый мировой порядок». Название New world order дала одна из шести коротких политических пьес, каждая в двух-трех монологах объясняет новый мировой порядок как устранение разных языков и насильственное внушение некоего общего нового языка, в котором нет места человеческому. Люди, создающие новый мировой язык, а через него новый мировой порядок, — тюремщики, министры, журналисты. Пространства зарождения нового языка — тюрьма, пресс-конференция, статусная вечеринка. Планшону, на протяжении всей своей режиссерской карьеры активно сотрудничавшему с Жаном Виларом, Арианой Мнушкиной, не внове обращение к политической пьесе. Но, видимо, режиссер так давно занимается передачей гражданского пафоса со сцены, что теперь его силы иссякли и на самом деле ему снятся другие лавры, — в «Новом мировом порядке» Планшон сыграл роль лицемерного министра культуры, который не начинает свою речь, пока ему не поаплодируют за выход. Зал, натурально, аплодирует — Роже Планшону в роли министра культуры.
       Вильнюсский городской театр представил новый спектакль Коршуноваса «Изображая жертву» по пьесе братьев Пресняковых. Валя, антигерой этой новой пьесы, работает в милиции где-то в центральной России. Его задача — помогать реконструировать сцены убийств. Подозреваемые повторяют сцену убийства, Валя изображает жертву. Это не только работа — это уже часть его жизни, в которой есть очевидные параллели с историей Гамлета.
       Российский зритель может ознакомиться с новейшим театральным психоанализом взаимоотношений преступника и жертвы по спектаклю Кирилла Серебренникова в МХТ (а летом выйдет и одноименный фильм в режиссуре Серебренникова). Кто сегодня меняет мир больше — преступник или жертва? Что происходит с человеком, пока он изображает жертву, именно изображает, а не является? Сегодня преступник и жертва слишком часто меняются ролями, а в позицию жертвы для своей выгоды встают сильные мира сего, ведь в маске жертвы легче манипулировать.
       Архетип Кенни, вечной жертвы, персонажа мультфильма «Южный парк», которого убивают в конце каждой серии («Они опять убили Кенни!»), стал Пресняковым любопытен настолько, что братья сами сыграли роли жертв в фильме Серебренникова, с которым побратались еще на выпуске спектакля «Терроризм» в МХТ (поэтому предисловие Серебренникова к недавно вышедшему в издательстве «Эксмо» сборнику пьес братьев называется «О родственниках»).
       — Нас упрекают, что у нас семейный бизнес, но что делать — родственников не выбирают. Кирилл тоже должен был сняться — но в этом фильме играют только молодые. Это здесь, в Италии, хорошее вино, солнце — люди долго выглядят хорошо.
       — Поэтому вас так трудно застать в России? (Екатеринбуржцы Пресняковы живут между Лондоном, Португалией и премьерами своих пьес по всему миру. — Е.В.)
       — Мы живем во внутренней стране.
       
       Что такое пинтерески
       В официальном заявлении Шведской академии pinteresque — «бездна, скрытая за будничной болтовней» (к этому стремятся многие современные драматурги, но воспроизводят лишь шум). Атмосфера пинтерески, скрытой угрозы, стоящей за самыми обычными словами, почему-то проникала в Турине повсюду.
       Речь Пинтера стала камертоном, придавшим происходящему отчетливо политическую окраску, разве что Надж остался немного в стороне со своим безмолвным пластическим искусством. Надо было видеть, как он, обратившись в почтительную статую, кемарил на стуле, пока театроведы на трех языках расхваливали его эстетику, философию, особый путь в искусстве и желали ему: «Bon route, mon ami!», хотя его дорога без всяких пустословов давно проложена.
       Ретроспектива спектаклей 73-летнего Луки Ронкони, главы Piccolo Teatro di Milano, прозвучала не по-стариковски социально: история, война, политика встретились в пятичасовой фреске по Шекспиру «Троил и Крессида», где война между греками и троянцами обернулась современным противостоянием Востока и Запада, финансы и биотехнологии сплелись в тугой узел в перформансе «Библиоэтика. Употребительный словарь», посвященном проблемам эвтаназии и клонирования в их религиозном и научном аспекте. В спектакле «Молчание коммунистов» Ронкони размышляет над отсутствием коммунистов в современном политическом раскладе Европы — и находит, что итальянское общество испытывает ностальгию: неужели по тем временам, когда радикальное звено итальянских коммунистов, «красные бригады», без которых немыслима современная политическая история Италии, убивали сенаторов, адвокатов, редакторов газет и журналов?
       Европейский парламент и Совет Европы вручают 60 и 20 тысяч евро лауреатам — лауреаты в своих театральных резервациях думают о политике, финансах и месте Европы в современной геополитике. Не потому, что творят за деньги, нет. Просто понимают, что дискурс искусства перестал быть актуальным. Что сегодня важнее научный, социальный, политический дискурс. Может быть, поэтому на пресс-конференции Льва Додина был полупустой зал. А Додин говорил важное…
       
       Солнце и мрачные пьесы
       Большинство обозревателей ехали в это время на «Изображая жертву», где антигерой Валя говорит: «Все наши претензии, все наши интересы, все, что нас связывает, — все упирается в унитаз… Кто-то нас всех заставил упираться в унитаз… кто-то нас всех подставил…».
       Сотням критиков обещали, что Пресняковы что-то знают о причинах международного терроризма — под таким соусом они аннотируются в мультиязыковых буклетах. Напоролись же на очередных злых и деструктивных мальчиков.
       Почему-то они не пишут о том солнце, которое их окружает в Европе с тех пор, как они разослали по миру свои мрачные пьесы, написанные в 16 лет. А в лучах весеннего солнца Италии танцуют хип-хоперы, врубив на максимум автомагнитолу из одного «Фиата» на шестерых. Они говорят по-итальянски и стоят на руках, как новые Арлекины. У них другой уровень вхождения в культуру, и это, возможно, культуру спасет.
   
(Фото В. Васильева)       А вот что говорил Додин:
       — Я думаю, что сегодня путь большого театра с большими человеческими страстями, с большой человеческой душой — единственный подлинный путь развития театра, сегодня очень мало развивающегося. Все время ощущение, что театр стесняется себя, своих традиций. Спешит за масс-медиа, телевизионной культурой и трагически теряет. Театру спешить не нужно. Театр нужен вчера, сегодня, завтра. Век становится все более рациональным, а страсти все более безумными. Стесняясь серьезного анализа, театр иссыхает в тоненьком ручейке якобы холодного рационального анализа. В этой связи подвергается огромной коррозии и иссыханию искусство театра, актерской игры, теряет глубину и масштаб.
       Иногда кажется — выгодно забыть, что был театр античный, театр классический. Отсутствие стабильных трупп, сроки изготовления спектакля сократились до двух месяцев. Все это превращает театр в свою полную противоположность. Два месяца делают, два месяца идет — и спектакль летит в мусорную корзину, как одноразовая посуда.
       Перед молодыми никто не ставит настоящих больших задач или ставит фальшивые. Мы часто поддерживаем молодых потому, что они молодые. Молодых только тогда по-настоящему поддерживаешь, когда ставишь перед ними настоящие задачи, на решение которых нужна целая жизнь.
       
       Екатерина ВАСЕНИНА, наш спец. корр., Турин — Москва
       
20.03.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 20
20 марта 2006 г.

Власть и деньги
Участки на Рублевке. Бесплатно

У медведя лапа широкая. Брал именем партии

Расследования
Как правильно набрать телефонов

Матери похищенного журналиста подсунули баранью кость

Кавказский узел
В Чечне видео премьера

Армия
Акция «Личный номер»

Травля солдата Сычева идет прямо в реанимации госпиталя

Аналогии между организацией власти у высших животных и у военнослужащих

Дедовские методы. В российской истории был успешный опыт борьбы с дедовщиной

Солдатские матери требуют вернуть домой 300 человек

Общество
«Вчера» наступит «завтра»? Почему коричневые поднимаются с колен

Справочник по фашистам

Первые лица
Заговор против шаманов раскрыт?

Суд да дело
Конституционный суд против переезда в Санкт-Петербург

Подробности
Ходорковского посадили в изолятор

Плата за жульё
Жилищный кодекс: больной пошел на поправки

Митинги.Ру
Работники Воронежского экскаваторного завода опять объявили голодовку

Власть и люди
Как обратиться к президенту?

Цена закона
Новый закон «О рекламе» уже сейчас можно признать недолговечным

Финансы
Кирдык офшорам. Куда податься шальным деньгам?

Новости компаний
«Роснефть» по уши в долгах чужой компании

Наука
РАО «ЕЭС» и РАН стали стратегическими партнерами

Тупики СНГ
Напряжение в Приднестровье выгодно прежде всего руководству Приднестровья

К воскресенью в Беларуси все было готово к очередному захвату власти

Вольная тема
Александр Рукашенко — наш президент

Краiна Мрiй
Российское телевидение по традиции смешит украинских избирателей

После выборов
Милиция заступила на участки

Зверское похищение 26 тысяч бюллетеней

Регионы
В Воронеже народ берется за автоматы

Страна уголков
Товарищество мошенников на паях. В России более 30 миллионов «неоформленных» участков земли

За рулем
Пора понять: предельную скорость на дорогах определяют автомобилисты, а не сотрудники ГИБДД

Водитель стал инвалидом после встречи с ГИБДД

Задержаны бандиты, нападавшие на владельцев дорогих иномарок

Сюжеты
Чудо на колесах. О настоящих русских машинах

Медицина
Победа над раком. Как наши чиновники рассмешили весь мир

Точка зрения
Юлия Латынина: В России кардинально поменялась структура новостей

Четвертая власть
России нужен медийный НЭП

Кинобудка
Тень Грозного. Фильм о городе, которого нет и никогда уже не будет

Наградной отдел
Церемония вручения «Ники». Что вы не увидите в эфире

Телеревизор
Лишние билетики — на пятой кнопке

Театральный бинокль
В Турине вручили премию «Европа — театру»

Свидание
Элина Быстрицкая: Сколько осталось, чтобы все успеть?

Марина Неелова. Как я вошла в «Шинель Гоголя»

Исторический факт
Командир подлодки «К-19»: Третья мировая могла начаться 04.07.1961

Специальный репортаж
Полтора золотистых миллиарда. Репортаж из автобуса «Нанкин–Шанхай»

Спорт
Иван Ухов — гений чистой высоты

Интернет
Для победы над спамом потребуются чудовищные капиталовложения

Реакция
Ртуть в шоколаде

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100