NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЧУДО НА КОЛЕСАХ
«Новая» продолжает сериал о настоящих русских машинах
       
Алексей ПОЛИКОВСКИЙ, автор       
Место это заброшенное. Дорога, ведущая к нему, едва видна меж снежных полей. С дороги поворачиваю практически прямо в сугроб и вижу в стылом небе огромный щит с криво намалеванными буквами: ГСК «Сокол». Десятки гаражных боксов из красного кирпича, с узкими дверями, на которых висят допотопные ржавые замки. Снега за зиму намело столько, что он пологими кручами подступает к середине стен, горами заваливает улочки между боксов. В струях метели на верхушке сторожевой башни торчит кабина грузовика, похожая на гигантский череп, обглоданный морозами.
       Вываливаюсь из машины в сугроб и по колено в снегу бреду к двери, рядом с которой мелом написано 177. Кондрашов открывает, ветер со снегом тут же жадно бросаются в проем, но там защитой от метели висит кусок брезента. В полутемном боксе стоит уже почти разобранная на составные элементы «Нива». Великий Коппола или знаменитый Спилберг могли бы в этом безлюдном гаражном поселке в сорока километрах от Москвы снять фильм о золотоискателях Аляски или бандитах Сибири и получить за него очередную дюжину «Оскаров». Но Кондрашов тут не играет роль в кино, он занят делом посерьезнее: превращает обыкновенные «Нивы» в боевые «Самопрыги».
       Распад Советского Союза дал начало тысячам и тысячам новых жизненных приключений. Так случилось и с двумя Кондрашовыми — отцом и сыном. Отец, по профессии инженер-электронщик, преподавал в зеленоградском МИЭТе, сын там учился. Электроника, только что бывшая такой престижной и важной для страны, вмиг стала не нужна. Чтобы как-то выжить, отец начал в своем гараже чинить подержанные иномарки, которых в те годы появлялось все больше и больше. На них не было никакой документации, и традиционные сервисы, приученные к простоте «Жигулей», шарахались от них. Старший же Кондрашов справлялся: инженерное образование позволяло ему разобраться в любой технике, а достоинство инженера гарантировало качество работы.
       Сын, оканчивая МИЭТ, уже знал, что пойдет не в КБ, а в гаражный бокс к отцу. Эта перемена жизненной участи его не смущала. «Железяки мне всегда были ближе к телу», — говорит этот высокий человек в синем комбинезоне механика и черной косынке, закрывающей его длинные волосы. У него высокий голос, и часто между слов и фраз прорывается вдруг легкий непроизвольный смех.
       Первую свою «Ниву» он купил, уже будучи опытным гаражным механиком. Это было семь лет назад. Он поучаствовал на ней в джип-триале, который организовал зеленоградский off-road-клуб. Кое-что в поведении машины на жестком грунте и пересеченной местности ему не понравилось, и он незамедлительно приступил к устранению недостатков. То, что было потом, он описывает фразой: «Чем дальше в лес, тем толще партизаны».
       «Ниву» для своих экспериментов он выбрал не случайно. У молодого электронщика, волею судьбы попавшего в пропахший бензином и маслом гаражный бокс, была честолюбивая инженерная идея. «Людей, которые могут что-то с «УАЗами» сделать, много. Да таких тысячи людей! Кто бы обо мне узнал, если бы я занимался «УАЗами»? Мне хотелось делать что-то свое, а «Нивами» серьезно достаточно мало народу занимается. Я первый был, кто вкорячил в «Ниву» такие большие колеса и поднял ее!».
       Большие колеса нужны, чтобы машина лучше шла по бездорожью. Чтобы они встали, ему пришлось добавлять в конструкцию еще одни лонжероны.
       
Кондрашев. (Фото Алексея Поликовского)
     
       
Кондрашов погружался в «Ниву», как исследователь в древние исторические слои. Изначально «Нива» была классическим джипом, созданным для бездорожья, это уже потом конструкторы, стремясь к экономичности и комфорту, стали превращать ее в паркетник. Инженерные решения накладывались одно на другое, дополняли друг друга, отменяли друг друга. Кондрашов обнаруживал в конструкции то, что называет рудиментами и аппендиксами. На серьезном бездорожье эти рудименты и аппендиксы машине мешали: редуктор отрывало от двигателя, задний мост сгибало.
       Один краткий перечень того, что Кондрашов делал с попадавшими ему в руки «Нивами», способен довести до нервного приступа заводского инженера, верящего в незыблемость конструкции. Он отцеплял редуктор от двигателя, ставил новые главные пары, менял передаточное число в раздатке. Он перепробовал два варианта крепления редуктора и остановился на третьем, попробовал три варианта усиления моста и остановился на четвертом. Генератор он поднял, чтобы его не заливало водой при форсировании рек, лебедку установил в кабину, чтобы не утяжелять и без того тяжелый нос автомобиля. В кабину же, под «торпеду», он установил компрессор, который во время движения по трассе нагнетает в два ресивера воздух до давления в десять атмосфер. Если после преодоления болота на спущенных шинах нужно мгновенно довести их до нормального давления, то достаточно просто перебросить шланг от ресивера к колесу.
       Так постепенно у Кондрашова сложился целый комплекс мер по превращению «Нивы» в «Самопрыг». Все свои решения он обязательно проверял на бездорожье, как он выражается, «в бою».
       
Один из "Самопрыгов". (Фото Алексея Поликовского)
     
       
Он не претендует на то, что сам придумал это слово. Он сейчас даже не помнит, кто его придумал. Это было несколько лет назад, когда вокруг преобразованной им «Нивы» собралась толпа и кто-то вдруг сказал: «Да посмотрите, на таких огромных колесах — это же ну чистый самопрыг!». С тех пор это слово стало брендом Кондрашова, фирменным знаком его необычных маленьких джипов.
       Но он никогда не говорит просто «самопрыг», а всегда говорит «боевой». Это очень важно, потому что в слове «боевой» сконцентрирована вся его инженерная философия. Все, что Кондрашов делает с «Нивой», направлено на то, чтобы превратить эту и без того шуструю машинку в феноменальный джип, способный переть сквозь лес, ползти сквозь болото и сражаться с глиняными откосами. Надежность для него важнее комфорта. «Я выкидываю из машины шумоизоляцию на фиг, это лишний вес. Шумно, а кого это волнует, когда идет разговор о боевой машине?».
       Такая машина должна вся состоять из отечественных деталей, вся быть насквозь русской. «Ну хрен знает, где «Самопрыг» может оказаться… — говорит он, имея в виду бескрайние просторы нашей Родины. — Искать по деревням импортные запчасти...».
       
       
На своих «Самопрыгах» Кондрашов каждый год участвует в трофи-рейде «Ладога». Старт — у Исаакиевского собора, в центре Питера. Потом — девять дней вокруг Ладожского озера по лесным разбитым дорогам с колеями, залитыми водой, а также по лесам и болотам. По болоту Кондрашов однажды километр шел 20 часов. Это неудивительно: как только машина срывала колесом мох, она сразу же начинала тонуть. Тогда давай останавливайся и на хай-джеке — реечном домкрате — вытаскивай автомобиль из жижи…
       Участникам трофи-рейда выдается список точек, через которые они должны пройти, пользуясь спутниковой навигацией. Если направление на точку совпадает с дорогой — это хорошо; если не совпадает — то иди напрямик через лес, пригибая стволы берез тяжелым боевым бампером. На севере Ладоги начинаются каменные гряды. В одном из таких мест, на подходе к болоту, Кондрашов чуть повернутым колесом ударил в березу. У машины тут же полетел передний привод, а на заднем болото не преодолеешь. Свое состояние он в этот момент описывает фразой: «Я вылез из машины и рвал волосы на заднице».
       Ночь он провел в спальнике прямо в болоте, а утром, снова в болоте, чинил свой боевой «Самопрыг». Эстонцы, тоже шедшие вокруг озера на «Ниве», поделились с ним запчастями. Кондрашов не считает такой ремонт чем-то особенным. Свою машину он может разобрать и собрать хоть в болоте, хоть в лесу, хоть днем, хоть ночью. У конкурентов бывали случаи и покруче. «На «уазике», когда он шел по болоту, полетел стартер, так ребята, чтобы поменять его, ныряли под машину. Штурман лежал под «уазиком», дышал через трубку и на ощупь крутил гайки».
       
       
Непосвященный человек, услышав Кондрашова, рассказывающего о своей машине, может подумать, что он говорит о живом существе, о лошади, например, которая состоит в родстве со сказочными Сивками и Бурками. «У «Нивки» морда тяжелая… «Нивка», у нее достаточно неплохая энергетика, она сама-то легкая, маленькая». — «А как бы вы определили характер «Нивы»? Она какая?» — «Она задорная, веселенькая такая. На ней можно и потихоньку, и резво так».
       О нраве и привычках «Нивы» он знает массу всего. Знает, что при преодолении препятствий машина до упора держится мордой за землю. Перевернуть ее, пока передние колеса касаются земли, почти невозможно; даже если задние колеса висят в воздухе, это еще не значит, что машине грозит опасность. На джип-триалах, проходя препятствие, он заднее колесо иногда протаскивал в 80 сантиметрах от земли. Знает он и то, что «Нива» с трудом поддается диагональному вывешиванию, даже он, с его опытом, не всегда может поставить ее на два колеса, она сопротивляется, обязательно цепляется за грунт тремя. Тут в его голосе вообще появляется такая ласка, что кажется: он сейчас встанет, пойдет к своему «Самопрыгу» и даст ему с ладони кусок сахара. «Заднее колесико я легко в воздух приподнял, а она все равно не хотела отрывать переднее...».
       Все это и многое другое он вытворяет на своем боевом «Самопрыге» на соревнованиях. «Вы там машину бьете?». «Да», — подтверждает он почему-то с радостью. «Потом ее за свои деньги чините?». «Да», — радость нарастает. «Потом опять бьете?». «Да!» — это он говорит уже совсем просветленно, счастье прямо-таки брызжет из него. «Кстати, с соревнований максимум что привозишь — это кубок. Призовые не окупают затраты на поездку». — «Дмитрий, так объясните мне: зачем?». «А вы знаете, какой приз получал победитель на Camel-трофи?» — отвечает он вопросом на вопрос. «Какой?». — «Модельку джипа, на которой написано: «Ты сделал это!». Вот она, мотивация».
       
       Алексей ПОЛИКОВСКИЙ, обозреватель «Новой»
       
20.03.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 20
20 марта 2006 г.

Власть и деньги
Участки на Рублевке. Бесплатно

У медведя лапа широкая. Брал именем партии

Расследования
Как правильно набрать телефонов

Матери похищенного журналиста подсунули баранью кость

Кавказский узел
В Чечне видео премьера

Армия
Акция «Личный номер»

Травля солдата Сычева идет прямо в реанимации госпиталя

Аналогии между организацией власти у высших животных и у военнослужащих

Дедовские методы. В российской истории был успешный опыт борьбы с дедовщиной

Солдатские матери требуют вернуть домой 300 человек

Общество
«Вчера» наступит «завтра»? Почему коричневые поднимаются с колен

Справочник по фашистам

Первые лица
Заговор против шаманов раскрыт?

Суд да дело
Конституционный суд против переезда в Санкт-Петербург

Подробности
Ходорковского посадили в изолятор

Плата за жульё
Жилищный кодекс: больной пошел на поправки

Митинги.Ру
Работники Воронежского экскаваторного завода опять объявили голодовку

Власть и люди
Как обратиться к президенту?

Цена закона
Новый закон «О рекламе» уже сейчас можно признать недолговечным

Финансы
Кирдык офшорам. Куда податься шальным деньгам?

Новости компаний
«Роснефть» по уши в долгах чужой компании

Наука
РАО «ЕЭС» и РАН стали стратегическими партнерами

Тупики СНГ
Напряжение в Приднестровье выгодно прежде всего руководству Приднестровья

К воскресенью в Беларуси все было готово к очередному захвату власти

Вольная тема
Александр Рукашенко — наш президент

Краiна Мрiй
Российское телевидение по традиции смешит украинских избирателей

После выборов
Милиция заступила на участки

Зверское похищение 26 тысяч бюллетеней

Регионы
В Воронеже народ берется за автоматы

Страна уголков
Товарищество мошенников на паях. В России более 30 миллионов «неоформленных» участков земли

За рулем
Пора понять: предельную скорость на дорогах определяют автомобилисты, а не сотрудники ГИБДД

Водитель стал инвалидом после встречи с ГИБДД

Задержаны бандиты, нападавшие на владельцев дорогих иномарок

Сюжеты
Чудо на колесах. О настоящих русских машинах

Медицина
Победа над раком. Как наши чиновники рассмешили весь мир

Точка зрения
Юлия Латынина: В России кардинально поменялась структура новостей

Четвертая власть
России нужен медийный НЭП

Кинобудка
Тень Грозного. Фильм о городе, которого нет и никогда уже не будет

Наградной отдел
Церемония вручения «Ники». Что вы не увидите в эфире

Телеревизор
Лишние билетики — на пятой кнопке

Театральный бинокль
В Турине вручили премию «Европа — театру»

Свидание
Элина Быстрицкая: Сколько осталось, чтобы все успеть?

Марина Неелова. Как я вошла в «Шинель Гоголя»

Исторический факт
Командир подлодки «К-19»: Третья мировая могла начаться 04.07.1961

Специальный репортаж
Полтора золотистых миллиарда. Репортаж из автобуса «Нанкин–Шанхай»

Спорт
Иван Ухов — гений чистой высоты

Интернет
Для победы над спамом потребуются чудовищные капиталовложения

Реакция
Ртуть в шоколаде

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100