NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ МОГЛА НАЧАТЬСЯ 04.07.1961
Интервью с последним командиром легендарной атомной подлодки «К-19»
       
Легендарная К-19 на утилизации. (Фото — ИТАР-ТАСС)
     
       
19 марта Россия и ее Военно-морской флот отмечают 100-летие отечественного подводного флота. В этот день век назад император Николай II издал Указ о классификации судов военного флота, где впервые в их составе были отдельно выделены подводные лодки.
       О том, как встречают свой профессиональный юбилей наши подводники, мы решили поговорить с Олегом Евстахиевичем АДАМОВЫМ, капитаном I ранга, председателем правления Мурманского регионального общественного фонда «100 лет подводному флоту», последним командиром атомной подлодки «К-19».
       
       — Олег Евстахиевич, недавно нобелевский лауреат Михаил Горбачев выдвинул экипаж советской атомной подлодки «К-19» на соискание Нобелевской премии мира за 2006 год. Как вы относитесь к этому?
       — Положительно. Думаю, это станет знаменательным прецедентом — впервые в истории человечества военные моряки-подводники выдвигаются на присуждение премии за спасение мира от угрозы ядерной войны. Ведь случившаяся в июле 1961 г. авария на «К-19» грозила третьей мировой войной. Ценою жизней наших товарищей, найдя решение для ликвидации аварии, экипаж «К-19» спас тогда мир от ядерной катастрофы…
       — Говорят, над «К-19» с самого начала висел рок. Недаром моряки прозвали ее «Хиросима»…
       — Морякам-подводникам, в разное время служившим на субмарине «К-19», пришлось пережить три серьезные аварии, «наглотаться» радиации и похоронить около сорока товарищей. «К-19» сошла со стапелей завода «СЕВМАШ» в 1959 г. 2 ноября 1960 года субмарину приняли в эксплуатацию. С самого начала она оказалась невезучей: люди погибали еще на строительстве. Бутылка шампанского, которую по традиции бросили в борт корабля в момент его спуска на воду, с первого раза не разбилась…
       … 4 июля 1961 года «К-19» шла Датским проливом в район военных учений.
       В 4.07 с пульта управления поступил тревожный сигнал: «Падает давление в 1-м контуре кормового реактора». Экипаж подлодки начал отсчитывать время до ядерного взрыва. Это было недалеко от норвежского острова Ян-Майен. Лодка находилась близ военно-морской базы американцев, и наши моряки понимали: случись что — о них, скорее всего, даже никогда не узнают. Командир «К-19» Николай Затеев собрал членов аварийной группы и честно объяснил, на что они себя обрекают.
       Аварийщики были в изолирующих костюмах и масках. Но маски были неудобные, поэтому их срывали и дышали радиоактивным газом. Технически аварию устранили быстро: минут за 15—20. Но за это время Борис Корчилов получил 5400 бэр (биоэквивалентов рентгена), Юрий Ордочкин — около 3000 бэр, остальные — меньше. Но все — смертельные дозы. Тепловой взрыв предотвратили, но радиация начала последний отсчет жизней моряков.
       Около суток командование штаба ВМФ не знало, куда исчезла «К-19». Днем в штабе стало известно, что на подлодке произошла авария. Вскоре в район дрейфа прибыл советский крейсер. Следом — дизельная подводная лодка. Всех членов экипажа эвакуировали, а саму «Хиросиму» отбуксировали на базу Северного флота.
       Всех аварийщиков в тот же день из Полярного на вертолетах отправили на Большую землю — в Институт биофизики. В течение шести дней от лучевой болезни умерли лейтенант Борис Корчилов, старшина I статьи Юрий Ордочкин, старшина II статьи Евгений Кошенков, матросы Николай Савкин, Валерий Харитонов, Сергей Пеньков, главстаршина Рыжиков. Их тела в свинцовых гробах похоронили тайно, не сообщив о месте захоронения даже родственникам.
       — Как известно, после этой аварии командование приказало затопить «К-19»…
       — Да, был такой приказ. Экипаж получил указание готовить субмарину к отбуксировке в район Новой Земли для ее затопления. Но оставшиеся в живых решили во что бы то ни стало сохранить лодку, за спасение которой восемь товарищей отдали жизни. Моряки втайне от начальства дезактивировали «К-19». И подлодку решено было сохранить с последующей модернизацией… Экипаж получил правительственные награды.
       — Но тогда никто не подозревал, что ждет субмарину в будущем…
       — Да. В ночь с 14 на 15 ноября 1969 года носовая часть «К-19» заходила ходуном от страшного удара, погас свет, лодка пошла вниз. Всплыть все-таки удалось. Уже на базе увидели гигантскую вмятину. Позже узнали: «К-19» столкнулась с американским подводным атомоходом «Гэйтоу». В тот раз «К-19» и ее экипажу повезло…
       — А когда не повезло?
       — 24 февраля 1972 года. Тогда «К-19» возвращалась домой из Северной Атлантики. Слева по борту находилась Америка. В 10.23 на глубине 200 метров в 9-м кормовом отсеке начался пожар. Как и в 1961 году, сначала пытались что-то предпринять еще под водой, затем всплыли. На море бушевал шторм: сначала 7—8 баллов, потом 10—12.
       «Холодная война» была в разгаре. От помощи американцев советские подводники отказались.
       Первую помощь «К-19» получила, когда суток через 5—6 после начала пожара прибыли большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Дрозд» и корабль-спасатель. Началась эвакуация личного состава.
       В операции по спасению «К-19» принимало участие более 30 кораблей и судов, она длилась около месяца. Подлодка возвратилась на базу 4 апреля. На «К-19» остались тела погибших и двенадцать «пленников»… На 23-и сутки еле живые моряки услышали долгожданный стук из 9-го отсека. К тому времени на ногах держались только двое. Их выносили на руках, каждый потерял в весе до 20 кг. Их не обвиняли в аварии. Их наградили. Тайно. Так же тайно, как и похоронили 28 погибших…
       — А как отнеслось к подвигу моряков тогдашнее советское руководство?
       — Командование Северного флота представило 18 членов экипажа к присвоению звания Героев Советского Союза. Но Хрущев отреагировал отрицательно: «За аварию Героев не дают!». О катастрофе на «К-19» молчали почти 30 лет. Скрытно, без почестей, без присутствия родных похоронили погибших подводников. Не знали даже, где находятся их могилы, которые совершенно случайно обнаружили на Кузьминском кладбище в Москве в середине 70-х. В 1998 году там был поставлен памятник. В том же году рядом с товарищами похоронили и командира подлодки Николая Владимировича Затеева — такова была его воля.
       — Похоже, в США с большим уважением отнеслись к подвигу советских моряков, чем в России, свидетельством чему является американский фильм «К-19: оставляющая вдов»...
       — Вы правы. В годы перестройки «демократическое» руководство России относилось к морякам-подводникам не лучше, а, пожалуй, еще хуже, чем в хрущевское время. По крайней мере вреда нанесли больше. Вот вы упомянули американский фильм «К-19: оставляющая вдов». Там много правды, за что мы должны быть благодарны и режиссеру Бигеллоу, и Харрисону Форду, прекрасно сыгравшему роль Затеева. А вот к деталям, касающимся повседневной работы и быта подводников, есть немало претензий. Например, само название «Оставляющая вдов»… Вдов оставить ребята не могли: все были молодые, неженатые…
       — Выходит, тех, кто знал, что реально происходило на борту «К-19», создатели фильма обошли стороной?
       — Не совсем так. Режиссер фильма и Харрисон Форд приезжали к нам, беседовали с членами экипажа, в том числе и со мной. Мне даже выплатили за это 500 долларов в качестве гонорара за консультации.
       — Вам с 1987 по 2001 г. довелось командовать подводной лодкой «К-19», то есть в советское время, а затем — в период рыночных реформ, напрямую затронувших армию и Военно-морской флот. Наверное, вы лучше, предметнее, чем кто-либо, можете сравнить происшедшие перемены…
       — Командир подводной лодки получал в 80-е годы 900—1100 рублей. Огромная сумма по тем временам. Плюс валютные боны, если выходил на задание в море. Получалось до полутора тысяч рублей в месяц. Когда мы возвращались домой, то по многу раз летали с семьей в Ленинград, куда авиабилет стоил 23 рубля, или в Москву, что стоило 29 рублей. А подводникам после длительного пребывания в своем узком, замкнутом пространстве была необходима психологическая разрядка.
       Сегодня командир подлодки получает 30—32 тысячи рублей, а когда выходит в море — процентов на 30 больше. Авиабилет в экономическом классе от Мурманска до Москвы стоит 6 тысяч рублей. Если даже один раз слетаешь туда- обратно, бюджет семьи не выдержит. Но дело не только и даже не столько в материальном факторе, хотя он и играет существенную роль. Раньше мы были элитой Военно-морского флота…
       — А что же сами моряки-подводники — сидят сложа руки?
       — Созданный нами фонд «100 лет подводному флоту» под руководством Героя Советского Союза адмирала В.Н. Чернавина участвует в мероприятиях по празднованию юбилея. Но праздник праздником, а нужны дела. В Тверской области наш фонд инициировал программу строительства жилья для моряков-северян из Снежногорска. Для них уже построены 192 квартиры, планируется еще.
       Готовим программу по оказанию помощи в переселении более 10 тысяч семей офицеров с Севера. У нас есть помощники. Средства на реконструкцию памятника погибшим морякам-подводникам «К-19» в Полярном, например, изыскал генерал-майор, вице-президент Всемирной академии наук комплексной безопасности В.И. Цай. Московский предприниматель А.В. Никишин выпустил альбом «Русские подводники», готовит документальный фильм-сериал о жизни наших моряков. Таких примеров немало.
       И, пользуясь случаем, хочу от души поздравить всех моряков-подводников России с нашим праздником!
       
       Игорь СЕМЕНИХИН
       
20.03.2006
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 20
20 марта 2006 г.

Власть и деньги
Участки на Рублевке. Бесплатно

У медведя лапа широкая. Брал именем партии

Расследования
Как правильно набрать телефонов

Матери похищенного журналиста подсунули баранью кость

Кавказский узел
В Чечне видео премьера

Армия
Акция «Личный номер»

Травля солдата Сычева идет прямо в реанимации госпиталя

Аналогии между организацией власти у высших животных и у военнослужащих

Дедовские методы. В российской истории был успешный опыт борьбы с дедовщиной

Солдатские матери требуют вернуть домой 300 человек

Общество
«Вчера» наступит «завтра»? Почему коричневые поднимаются с колен

Справочник по фашистам

Первые лица
Заговор против шаманов раскрыт?

Суд да дело
Конституционный суд против переезда в Санкт-Петербург

Подробности
Ходорковского посадили в изолятор

Плата за жульё
Жилищный кодекс: больной пошел на поправки

Митинги.Ру
Работники Воронежского экскаваторного завода опять объявили голодовку

Власть и люди
Как обратиться к президенту?

Цена закона
Новый закон «О рекламе» уже сейчас можно признать недолговечным

Финансы
Кирдык офшорам. Куда податься шальным деньгам?

Новости компаний
«Роснефть» по уши в долгах чужой компании

Наука
РАО «ЕЭС» и РАН стали стратегическими партнерами

Тупики СНГ
Напряжение в Приднестровье выгодно прежде всего руководству Приднестровья

К воскресенью в Беларуси все было готово к очередному захвату власти

Вольная тема
Александр Рукашенко — наш президент

Краiна Мрiй
Российское телевидение по традиции смешит украинских избирателей

После выборов
Милиция заступила на участки

Зверское похищение 26 тысяч бюллетеней

Регионы
В Воронеже народ берется за автоматы

Страна уголков
Товарищество мошенников на паях. В России более 30 миллионов «неоформленных» участков земли

За рулем
Пора понять: предельную скорость на дорогах определяют автомобилисты, а не сотрудники ГИБДД

Водитель стал инвалидом после встречи с ГИБДД

Задержаны бандиты, нападавшие на владельцев дорогих иномарок

Сюжеты
Чудо на колесах. О настоящих русских машинах

Медицина
Победа над раком. Как наши чиновники рассмешили весь мир

Точка зрения
Юлия Латынина: В России кардинально поменялась структура новостей

Четвертая власть
России нужен медийный НЭП

Кинобудка
Тень Грозного. Фильм о городе, которого нет и никогда уже не будет

Наградной отдел
Церемония вручения «Ники». Что вы не увидите в эфире

Телеревизор
Лишние билетики — на пятой кнопке

Театральный бинокль
В Турине вручили премию «Европа — театру»

Свидание
Элина Быстрицкая: Сколько осталось, чтобы все успеть?

Марина Неелова. Как я вошла в «Шинель Гоголя»

Исторический факт
Командир подлодки «К-19»: Третья мировая могла начаться 04.07.1961

Специальный репортаж
Полтора золотистых миллиарда. Репортаж из автобуса «Нанкин–Шанхай»

Спорт
Иван Ухов — гений чистой высоты

Интернет
Для победы над спамом потребуются чудовищные капиталовложения

Реакция
Ртуть в шоколаде

АРХИВ ЗА 2006 ГОД
98 97 96
95 94 93 92 91 90 89 88
87 86 85 84 83 82 81 80
79 78 77 76 75 74 73 72
71 70 69 68 67 66 65 64
63 62 61 60 59 58 57 56
55 54 53 52 51 50 49 48
47 46 45 44 43 42 41-40
39 38 37 36 35 34 ЧН 33
32-31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12-11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2006 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100